РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1)ФКГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);
2) Учебный план МБОУ СОШ №6 г. Ипатово на 2016 - 2017 учебный год (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №134);
3) Календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. Ипатово (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №135);
5) Программа по литературе под редакцией В.Ю.Коровиной В.П. Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (М.: Просвещение, 2011 г.).
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.И.Коровина, утверждённый приказом директора МБОУ СОШ №6 г. Ипатово от 29 августа 2016 г. № 134.
Состав УМК: 1) учебник для общеобразовательных учреждений (Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011);
2) электронное учебное пособие на CD-ROM (фонохрестоматия). Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008;
3) пособие для учителя (Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Методические советы. Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2008) 4) Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_kl.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №6 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №6 г. Ипатово « » ________2016 г. _____________ / Попова Л.В./ | Рассмотрено на МО учителей русского языка и литературы Протокол №. _____ от « ____ » ____________ 2016 г. Руководитель МО ____________/Латышева О.В./ | Согласовано « ____ » __________2016г. Зам.директора по УВР ______________ /Коваленко Н.И./ |
Утверждено педагогическим советом МБОУ СОШ №6 г.Ипатово Протокол « ____ » _________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 8 классе
на 2016 – 2017 учебный год
учителя Яковлевой Ирины Александровны
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1)ФКГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);
2) Учебный план МБОУ СОШ №6 г. Ипатово на 2016 - 2017 учебный год (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №134);
3) Календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. Ипатово (утверждён приказом директора от 29 августа 2016 г. №135);
5) Программа по литературе под редакцией В.Ю.Коровиной В.П. Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (М.: Просвещение, 2011 г.).
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.И.Коровина, утверждённый приказом директора МБОУ СОШ №6 г. Ипатово от 29 августа 2016 г. № 134.
Состав УМК: 1) учебник для общеобразовательных учреждений (Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011);
2) электронное учебное пособие на CD-ROM (фонохрестоматия). Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008;
3) пособие для учителя (Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Методические советы. Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2008) 4) Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов, что составляет 2 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов. В связи с этим в рабочую программу добавлено 2 часа: 1-ый - в раздел «Русская литература 20-го века» для проведения итогового теста за курс 8-го класса, 2-ой - для итогового повторения в конце учебного года.
Цели обучения
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе
за курс 8 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений);
- житие как жанр литературы (начальное представление);
- мораль, аллегория, дума (начальное представление);
- понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление);
- поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);
- прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений);
- конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);
- герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;
- самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы, используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. И с т о р и з м творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы.. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ (70 ч.)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) | |||||||
1. | Русская литература и история. | Лекция. Беседа | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя. Фронтальный опрос. | Знать: чем отличается литература от истории; образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного. | Задание 4(с. 5) Сочинение-миниатюра | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.) | |||||||
2. | В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр. | Урок изучения нового материала | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни. Оценка сообщений. Ответы на поставленные вопросы. | Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек. Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Пересказ статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12). | ||
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. К.р. № 1 Входной контроль по произведениям, изученным в 7 классе | Урок изучения нового материала. Тест | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен Самостоятельная работа | Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч) | |||||||
4. | Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа. Фронтальный опрос. Сочинение-миниатюра | Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского». Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов. | Выразительное чтение повести, вопросы и задания. Подготовить сообщение о житейной литературе. «Какие качества характера героев утверждаются и прославляются?» «Какие нравственные уроки мы выносим из сказаний?» | ||
5. | «Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. | Рассказ учителя. Беседа | Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд». Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку. | ||
6. | В.ч. № 1 Житие Сергия Радонежского | Урок внеклассного чтения | Рассказ учителя, чтение и анализ текста, работа по содержанию. | Знать: «Житие Сергия Радонежского» Уметь: выразительно читать и пересказывать текст. | Вопросы и задания 1-2 , чтение вступительной статьи о Д.И.Фонвизине и комедии «Недоросль» | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (2 ч) | |||||||
7. | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | Урок изучения нового материала | Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. | Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Чтение комедии «Недоросль» Инд.задания: Рассказ о Стародуме Анализ отд. сцен Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на один из вопросов | ||
8. | Проблема воспитания истинного гражданина. | Комбинирован-ный | Сатирическая направленность комедии «Недоросль». | Знать: основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм». Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям. | Письменное задание (на выбор): 1.Актуальна ли комедия в наши дни? 2.Образы помещиков. Приемы их создания. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (37 ч.) | |||||||
9. | И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Викторина. Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Уметь: определять мораль басен; использовать ее в определенных жизненных обстоятельствах. | Вопросы и задания 6(с. 84),3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове – журналисте, музыканте, писателе, философе. Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?» | ||
10. | К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Историческая тема думы. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово учителя о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Аналитическая работа с текстом. | Знать: сведения о жизни и творчестве Рылеева К.Ф.; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1—9. | ||
11. | Р.к .№1 И.Кузнецов «Путь через века». Непростая судьба казачества на юге России. | Урок-беседа | Слово об И. Кузнецове. Непростая судьба казачества на юге России. | Знать: сведения о жизни и творчестве И. Кузнецова. Уметь: определять главную мысль текста, идею, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Задания по группам (О творчестве А.С.Пушкина). | ||
12. | А.С.Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября». Основные темы и мотивы лирики. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Ответы на вопросы. | Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева. | Выразительное чтение наизусть + анализ. | ||
13. | В.ч. № 2 Творчество Тютчева, Фета, Майкова | Урок внеклассного чтения | Сообщение учеников, выразительное чтение наизусть, анализ текста. | Знать: содержание поэтических произведений. Уметь: анализировать поэтический текст. | Индивидуальные задания. | ||
14. | Р.р. Анализ лирического произведения. | Урок развития речи | Беседа «Об особенностях поэтического текста» Лекция учителя. Составление плана анализа поэтического текста. Запись основных положений урока. | Знать: план анализа поэтического текста. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение. | Письменный анализ стихотворения по плану (по выбору). | ||
15. | В.ч. № 3 А. С. Пушкин. Поэма “Кавказский пленник ” | Урок внеклассного чтения | Сообщение учеников, выразительное чтение поэмы, анализ содержания. | Знать: содержание поэмы. Уметь: анализировать текст произведения. | Индивидуальные задания. | ||
16. | А.С.Пушкин «История Пугачева». Пугачев и народное восстание. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ «История Пугачевского бунта». Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Ответы на вопросы. | Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева. | Комментированное чтение 1-2 главы,. пересказ текста. Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». Продолжите пословицу «Береги честь смолоду». | ||
17. | «Капитанская дочка». Особенности композиции романа. Гуманизм и историзм Пушкина. | Урок изучения нового материала | История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. | Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами. | Подготовка рассказов о Гриневе,Швабрине,Савельиче,вопросы к главе 4 (с. 216) | ||
18. | Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Анализ 1-2 глав. | Беседа Обучение устному рассказу | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Ответы на вопросы по темам: «Жизненный путь П.Гринева», «Нравственная оценка личности героя», « Гринев и Савельич». | Знать: особенности жанра, роль эпиграфов. Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. | Гл. 3-5 1.Краткий рассказ о жизни Гринева, 2.Сравнит.хар-ка Гринева и Швабрина. | ||
19. | Гринев и Швабрин. | Урок изучения нового материала | Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства. Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. | Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию. | Прочитать гл Гл. 3-5, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости? Сравнит.хар-ка Гринева и Швабрина | ||
20. | Маша Миронова – нравственная красота героини. Анализ 3-5 глав. | Урок беседа | Сообщения учащихся. «Роль эпиграфа в повести» аналитическая беседа, сжатый пересказ, словарная работа, творческая работа. | Знать: содержание изучаемых глав в тексте; Систему художественных образов. Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах. | Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. | ||
21. | Пугачев и народное восстание в романе. | Урок-беседа | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика . Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся. | Знать: сюжет и содержание романа. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку. | Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка». Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка». | ||
22. | Классное сочинение №1 по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Темы: «Каким я представляю Пугачёва после прочтения «Капитанской дочки»?», «Рыцарство Петра Гринёва», «Нравственная красота Маши Мироновой». | Урок развития речи | Тема, идея. Самостоятельное планирование и проведение исследования | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама». | ||
23. | В.ч. № 4 «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. | Урок внеклассного чтения | «Пиковая дама» как философско- психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести, система образов-персонажей. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. | Знать: сюжет и содержание повести «Пиковая дама». Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку. | Пересказ эпизодов повести, характеристика героя . Инд. з.: Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, вспомнить ранее изученные произведения поэта, их особенности. | ||
24. | Р.к. № 2 Жизнь и судьба М.Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | Урок-беседа | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать. | Знать: основные этапы жизни М.Ю.Лермонтова, о пребывании поэта на Северном Кавказе и творчестве поэта, связанном с Кавказом. Совершенствование умения анализировать стихотворения. | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения | ||
25. | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. | Урок изучения нового материала | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах, беседа.Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений. | Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею. | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы: 1)Какова цель побега Мцыри? 2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3)Почему погиб Мцыри? | ||
26. | Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | Комбинированный | Аналитическая беседа, творческая работа. Оценка ответов на поставленные вопросы. | Знать: содержание, способы раскрытия образа героя.Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ. | Рассказ о Мцыри по плану, наизусть отрывок. | ||
27. | Классное сочинение №2 по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | Урок развития речи | Сбор материала к сочинению, его систематизация. | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем. | ||
28. | Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. | Урок изучения нового материала, урок-семинар | Слово о Н.В. Гоголе. «Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города. | Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки. | Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? | ||
29. | Разоблачение пороков чиновничества. | Урок- практикум | Исследовательская работа «Городничий и чиновники» «Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества». Приемы сатирического изображения чиновников. | Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения; теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки | Чтение комедии Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. | ||
30. | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Урок-практикум | Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Хлестаковщина как общественное явление. | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова. Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки. | Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229 | ||
31. | Особенности композиционной структуры комедии. | Урок развития речи | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров. | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами учебника . Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. Цитатный план. Инд. задание: «Сообщение «Говорящие фамилии» | ||
32. | Классное сочинение №3 по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | Урок развития речи | Ответы на предложенные вопросы и задания. Обсуждение тем сочинения: Составление плана, подбор материалов. | Знать: содержание комедии; приемы анализа текста. Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа. | Темы сочинений: 1.Хлестаков и хлестаковщина.2.Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».3. Характеристика одного из героев комедии | ||
33. | Классное сочинение №3 по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | Урок развития речи | Редактирование текста сочинения. Написание сочинения. | Знать: содержание комедии Уметь: обобщать, систематизировать и применять полученные знания, писать сочинение по прочитанному тексту. | Готовое сочинение в чистовике. | ||
34. | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | Практикум | Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом. | Знать: содержание повести, ее тему и идею. Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека». | Прочитать повесть Пересказ повести с элементами анализа Какое впечатление она оставила у вас? Какова тема повествования? | ||
35. | Мечта и реальность в почести «Шинель». | Практикум | Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом. | Знать: содержание повести, ее тему и идею. Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека». | Характеристика героя. | ||
36. | В.ч. № 5 Н.В.Гоголь “Портрет”. | Урок внеклассного чтения | Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом. | Знать: содержание повести. Уметь: анализировать произведение. | Индивидуальные задания. | ||
37. | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Художественно-политическая сатира. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии. | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического. Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания 1—2 (с 5), 1-7 | ||
38. | Р.к. № 3 К.Черный «Кавказ подо мною». Пушкин и декабристы. Радость от встреч с друзьями и природой Кавказа. | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения. | Знать: стихи ставропольских поэтов. Уметь: читать стихотворения выразительно. | Наизусть (по выбору) | ||
39. | Н.С.Лесков «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа. | Урок чтения и изучения произведения | Слово о Н.С. Лескове. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания. | ||
40. | Л.Н.Толстой «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа, работа с книгой; демонстрация («Главные герои». «Контраст как средство раскрытия конфликта». «Нравственность в основе поступков героя». «Мечта о воссоединении дворянства и народа»). | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века. | Выразительное чтение и пересказ эпизодов .Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства. | ||
41. | Нравственность в основе поступков героя. Психологизм рассказа. | Урок-практикум | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст. | Подготовиться к изложению по рассказу. | ||
42. | К.р. № 2 Контрольное изложение «Наказание солдата» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). | Контрольный урок | Работа над изложением. | Умение сжато излагать содержание эпизода текста на письме. | Рассказ А.П.Чехова «О любви», проверить себя по вопросам учебника. | ||
43. | А.П.Чехов «О любви». | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье.Развитие понятия о психологизме. Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений. | Выразительное чтение, анализ текста .Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?» | ||
44. | Р.к. № 4 А. Губин «Таинственный клинок». Поездка Лермонтова в казачью станицу. | Урок изучения нового материала | Слово учителя о ставропольском писателе А. Т.Губине. Сообщения учащихся. Чтение текста, беседа по содержанию. | Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя. Уметь: анализировать прочитанный текст, давать оценку поступкам героев, высказывать мнение. | Прочитать рассказ А. Куприн “Куст сирени”, подготовить сжатый пересказ. Дать оценку поступкам героев. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (19 ч.) | |||||||
45. | А. Куприн “Куст сирени” Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. | Урок-беседа. | Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе.Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сравнительная характеристика героев. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев. | Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?» | ||
46. | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником . Выборочная проверка составленных тезисов. Аналитическая беседа, лексическая работа. Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы. | Знать: содержание текста рассказа. Уметь: отбирать основной материал из лекции учителя, выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви. | Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ»?» | ||
47. | С.А.Блок «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | Урок изучения нового материала | Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему. | По материалам сообщений и учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Как тема прошлого звучит у Блока? Подготовить выразительное чтение цикла. | ||
48. | С.А.Есенин «Пугачев». Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | Урок изучения нового материала | Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания. | ||
49. | Р.р. №4 Аудиторная творческая работа «Кто из русских писателей обращался к образу разбойника и что сближает этих персонажей с образом Пугачёва?» | Урок развития речи (5-10 предложений) | Письменная практическая работа на заданную тему. | Уметь в 5-10 предложениях ответить на проблемный вопрос. | С2 (ЕГЭ). | ||
50. | И.С.Шмелев «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | Урок изучения нового материала | Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству. Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя. Чувство свободы творчества в рассказе. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | Вопросы 1 (с. 97), 1-5 (с. 105-106) | ||
51. | Р. к. №5 С.Чекменев, И.Кузнецов «На земле вольные, кавказские». Раскрытие малоизвестных страниц истории заселения степного Предкавказья. | Урок изучения нового материала | Лекция учителя. Знакомство с творчеством ставропольского писателя, историей казачества. Сообщения учащихся. Беседа. | Знать: основные сведения о жизни и творчестве С.Чекменева, И.Кузнецова; сюжет и содержание произведения«На земле вольные, кавказские». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы. | Инд. сообщения: 1.«Журнал «Сатирикон» и его авторы» 2. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы. | ||
52. | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. | Урок изучения нового материала | Сообщения учащихся. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы. | Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического. | Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». (Прочитать, краткий пересказать содержания, выделить ключевые эпизоды). | ||
53. | М.Зощенко «История болезни», Тэффи «Жизнь и воротник». Ироническое повествование о прошлом и о современности. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник».Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. | Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни». Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею. | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания. | ||
54. | В.ч.№ 6 М.А.Осоргин «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. | Урок внеклассного чтения | Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | ||
55. | А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. | Урок изучения нового материала | Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137).История создания поэмы «Василий Теркин».Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Беседа; работа с книгой; демонстрация. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение. | Выразительное чтение глав: «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника) | ||
56. | Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание чёрт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Тестовый контроль по теме. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Организация совместной учебной деятельности. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, смелость, чувство воинского долга, скромность, патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Правда о войне в поэме. Военные будни. | Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя. | Подготовить устную характеристику Василия Теркина. Выучить наизусть отрывок или часть главы. | ||
57. | А.П.Платонов «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов. Роль деталей в рассказе. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания; выучить стихи и песни о Великой Отечественной войне. | ||
58. | Р. к. № 6 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Урок-концерт | Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200). | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне. Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение наизусть. | ||
59. | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203). Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Беседа. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов. | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе. В.ч. Ч.Айтматов «Ранние журавли» | ||
60. | Русские поэты о Родине, родной природе. | Урок-практикум | Проблемные задания. Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков.Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча» и др. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение наизусть (по выбору) Индивидуальные сообщения о поэтах Ставрополья. | ||
61. | Р.к. № 7 Ставропольские поэты о Родине, родной природе. | Урок изучения нового материала | Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений. | Знать: стихи ставропольских поэтов. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть. | Выразительное чтение наизусть стихов ставропольских поэтов. | ||
62. | Р.р. № 5 Подготовка к домашнему сочинению «Люблю тебя, мой край родной». | Урок развития речи | Обсуждение тем сочинения: Составление плана, подбор материалов. | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения. Уметь: писать сочинение на свободную тему с привлечением литературного материала. | Домашнее сочинение. | ||
63. | К.р. № 3 Итоговый тест за курс 8-го класса | Контрольный урок | Выполнение тестовых заданий. | Знать: произведения, изученные в курсе 8-го класса. Уметь: работать с тестовыми заданиями, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в худ. тексте; строить речевое высказывание на проблемный вопрос (6-10 пр.). | Учебник. Чтение и пересказ сведений о В.Скотте и его романе «Айвенго». | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.) + 1 ч. | |||||||
64. | В. Скотт “Айвенго” | Урок изучения нового материала. | Рассказ учителя; работа с книгой; ознакомительная беседа. | Знать: об основных этапах жизни и творчества В. Скотта. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго». Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного. | Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Развёрнутый ответ на вопрос «Как я читал трагедию?» | ||
65. | В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков. | Урок изучения нового материала. | Лекция, беседа; работа с книгой; демонстрация. | Знать: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта» Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств. | Индивидуальные задания: Монолог Ромео и Джульетты на английском языке. Размышления: -Как природа раскрывает чувства героев? -Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви? Сочинение на тему «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать». | ||
66. | Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Урок изучения нового материала. | Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 253—255).Развитие понятия о классицизме. XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство. Особенности классицизма в комедии. Беседа; работа с книгой, выразительное чтение. Развитие понятия о сатире. | Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней. | Перечитать философскую сказку «Маленький принц» | ||
67. | В.ч. № 7 А.-С. Экзюпери “Маленький принц” | Урок изучения нового материала. | Интерес к творчеству писателя: сообщения учащихся, слушание фонограммы, беседа по тексту. | Знать: содержание произведения Уметь: анализировать прозаический текст. | Индивидуальные задания: А.Т.Губин «Афина Паллада». | ||
68. | Р. к. № 8 А. Губин «Лондонская трагедия». Вечность настоящего искусства. | Урок - практикум | Вступительное слово учителя о Ставропольском писателе А. Т.Губине. Сообщения учащихся. Чтение и анализ текста, беседа по содержанию. | Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя. Уметь: анализировать прочитанный текст, давать оценку поступкам героев, высказывать мнение. | Познакомить по учебнику с основными этапами жизни и творчества Дж.Свифта. | ||
69. | Свифт «Путешествия Гулливера». Гротесковый характер изображения. | Урок изучения нового материала. | Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману. | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему. | Пересказ, вопросы и задания (с. 309, 326) | ||
70. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и рекомендации книг для летнего чтения. | Урок-беседа | Беседа; работа с книгой, иллюстрациями. Рекомендации для летнего чтения. | Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 8 класса. Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. | Рекомендации для летнего чтения. |
Всего: 70 ч.
Из них: В.ч.- 7 ч.
Р.к.- 8 ч.
Р.р.- 6 ч.
К.р. -3 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литература, 5 класс
Рабочая программа. Литература, 5 класс...
Рабочая программа. Литература, 6 класс
Рабочая программа. Литература, 6 класс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...