Урок чтения и развития речи в 5 классе "Г. Скребицкий. Весенняя песня. (Сказка)"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель: продолжить знакомить с творчеством Скребицкого, выясняя жанровые особенности произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Г. Скребицкий. Весенняя песня. (Сказка.)
Цель: Продолжить знакомить с творчеством Скребицкого, выясняя жанровые особенности произведения.
Задачи:
обучающие:
- формировать навык выразительного чтения по ролям;
- формировать представление образов героев сказки;
- учить анализировать данное произведение;
- объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий;
развивающие:
- совершенствовать память, развивать внимание, мышление, воображение;
- развивать связную устную речь учащихся;
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
- формировать монологическую и диалогическую речь учащихся.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к родной природе;
- пробуждать интерес к предмету;
- воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран; учебник «Чтение», презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент.
(Слайд)
- Весело звенит звонок. Начинается урок.
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке.
- Для этого на уроке будем активно работать все вместе, парами и самостоятельно, и в конце урока вы оцените свою работу сами.
(Слайд)
- Как вы думаете, чтобы получить оценку «5», как нужно работать?
«5» - тот, кто усердно работал на уроке, отвечал на вопросы, выразительно читал.
«4» - на вопросы отвечал, но сказку прочитал не очень выразительно.
«3» - на вопросы мало отвечал, сказку прочитал невыразительно.
(Слайд)
- Ребята, скажите, а как мы понимаем, что у человека хорошее настроение?
- Как ещё люди могут передать своё настроение?
- Может передаваться в музыке, в стихах, рассказах, в картинах.
2.Постановка учебной задачи.
- Сейчас мы попробуем передать своё на строение при прослушивании музыки и красок.
- Послушайте произведение П.И.Чайковкого «Времена года» и подумайте, о каком времени года рассказывает композитор?
- Попробуйте передать своё настроение, подобрав нужный цвет.
- Нанесите его на лист бумаги.
- Прочитайте, какое у вас появилось слово на листе бумаги.
(Весна)
- А как вы думаете. Почему именно это слово появилось на листе?
(Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.)
- Значит, о каком времени года мы будем говорить? ( О весне)
- Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Да, такой увидел весну Петр Ильич Чайковский и выразил свои чувства в музыке.
- Что связано для вас со словом «весна»?
Кладите мне на ладошку свои слова. (Учитель проходит с вытянутой рукой, уч-ся прикасаются к ней и называют слова, которые ассоциируются с темой весеннее настроение).
Посмотрите, как много нашлось слов. Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному.
- Сегодня мы продолжим говорить о весне, о том, как тепло улыбается солнышко, как радуется ей все живое.
II. Актуализация опорных знаний.
(Слайд)
1.Вывод темы, цели и задач урока.
- Давайте попробуем определить Тему урока.
- Вспомните, как называется произведение, которое мы с вами читали на прошлом уроке? (сказка «Весенняя песня»)
- Сегодня мы продолжим разговор об этой сказке.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
(Слайд)
-Весна – это первые проталины? Давайте определим, какие проталины знаний нам нужно сегодня пройти:
Вспомним ___________(содержание первой части сказки)
Узнаем___________ (о чём говориться во второй части сказки, какая её главная мысль)
Научимся____________ (анализировать сказку, бегло осознанно выразительно читать, читать по ролям)
- Т.е. мы будем продолжать отрабатывать навыки беглого осознанного выразительного чтения сказки и чтения по ролям. Будем учиться анализировать сказку.
(Слайд)
2. Речевая разминка
- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.
Весна.
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,
Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой,
Пьёт сойка голубая,
Из лужи голубой.
Л.Лоншакова
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Как, по-вашему, оно называется? (речевая разминка)
- Для чего мы проводим речевые разминки? (Для развития чёткого произношения.)
- Прочитайте стихотворение с интонацией.
- А теперь с удивлением.
- Прочитаем выразительно. (Дети читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
3. Подготовка учащихся к восприятию текста.
- Сколько месяцев длится весна?
(Слайд)
- На партах у вас карточки с тестом, как на слайде. В нём указаны признаки весны и названия весенних месяцев.
Первый ряд должен написать названия весенних месяцев, а второй показать стрелками какое предложение относится к данному месяцу.
|
|
|
|
|
|
4.Дыхательная гимнастика
«Подышим воздухом весны»
- Я хочу, чтобы мы с вами на мгновение перенеслись в весенний лес. Представьте, что вы в лесу: вдохните свежий воздух.
5. Проверка домашнего задания.
- Кто автор сказки «Весенняя песня»? (Г.Скребицкий)
- Даша подготовила нам рассказ об авторе.
Автобиография писателя Г. Скребицкого. (Сообщение уч-ся).
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 02.08.1903 г. в Москве. В семье, где родился и рос мальчик, очень любили природу. Отец был охотником, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе стала ориентиром всего его жизненного пути. Он начинает записывать свои воспоминания о самых первых встречах с родной природой.
Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые. Лесной голосок кукушки открыл когда-то мальчику первую тайну леса. А теперь, через сотню лет, его книги способны открыть удивительный мир живой природы современной ребятне. Книги: «Друзья детства», «Лесной голосок», «Детский календарь», «Неведомые тропы»
Итог: Эти книжки можете взять в библиотеке и прочитать. (выставка книг) Сегодня он делится с нами своими наблюдениями за приходом весны.
- Назовите главных героев сказки. (Весна и Зима)
- Почему название времён года – зима, весна - даны в тексте с заглавной буквы? (они здесь одушевлённые, имена собственные)
- Как автор называет Весну? (весна - красна)
- Почему так часто говорят о весне: Весна - красна? (красивая)
- С какими трудностями столкнулась Весна?
- Кто попросил Весну прогнать Зиму?
- Посмотрите на картинку, кто на ней изображён?
- Опишите Весну, Зиму.
- Почему звери и птицы прячутся за Весну?
- Какое выражение лица у Зимы? А у Весны?
- Как вы думаете, как нужно читать слова Зимы? (заносчиво). - Весны? (просяще)
- Вы готовили чтение отрывка сказки по ролям.
(автор, Весна, Зима, все звери и птицы)
- Почему Зима не уходила?
- Как вы думаете, правду ли она говорила?
- А теперь пусть немного отдохнём.
6. Физминутка.
- Посмотрите на слайд и проследите глазами за происходящим и запомните приметы весны, которые вы увидите.
(Слайд)
- Какая самая главная примета весы? (Пригревает солнце.)
Правила поведения весной.
- Какие опасности могут возникнуть на улице весной? (Гололёд. Нужно ходить осторожно, переходить улицу только в установленных местах.
(Слайд)
II. Изучение нового
- Кто помог Весне прогнать Зиму, мы узнаем, дочитав сказку до конца.
(Слайд)
1.Словарная работа
- Но прежде, чем читать, разберем некоторые слова:
бурая (трава)
трущоба
затрепетала
2.Первичное восприятие текста учителем
- Сядьте удобнее, послушайте внимательно продолжение сказки и подумайте, как же удалось прогнать Зиму? (чтение текста учителем)
- Кто же помог Весне прогнать Зиму? (птицы)
(слайд)
3.Вопросы к прочитанной 2 части сказки.
(слайд)
Игра «Называй»
- Назовите птиц на картинке.
(просто назвать)
- Кто из птиц первый вызвался помочь? (воробьи)
- А расскажет нам о воробье….
Воробей - дерзкая, славная,
умная птица.
Живет всегда рядом с
людьми, даже в шумных
городах. Воробьи бывают
разных видов. Зимуют в своих
краях.
Передвигаются
воробьи скачками. Почему?
Учитель: Во многих регионах России сохранились предания о том, почему воробей передвигается скачками, а не ходит, как голуби и вороны. Согласно поверьям, воробей своим чириканьем выдал сокрытого от преследователей Иисуса Христа, затем таскал гвозди, которыми распинали Христа, затем чирикал, подавая знак, что Христос еще жив и можно продолжать мучения. В наказание за это Господь связал ему лапки невидимыми путами.
- Кто следующий предложил свою помощь? (дятел)
– Послушаем о дятле.
Небольшая птица.
Спина и надхвостье чёрные.
Крылья и хвост чёрные с
белыми полосами. Верх головы
и подхвостье красные. Низ
тела грязно желтовато - белое, с
редкими продольными тёмными
пестринками на боках.
Лечит деревья, уничтожая
насекомых из-под коры
деревьев.
- Как зовут эту птичку? (синица)
-Расскажет….
Синицы - ловкие, подвижные птички.
Они не улетают на зимовку в теплые края. Синицы питаются насекомыми, пауками, семенами. Гнёзда они обычно устраивают в дуплах деревьев.
- Найдите в тексте, где синица предложила спеть свою песню. (читают)
- Кто ещё хотел помочь Весне? (овсянка)
-Откуда такое название у птицы?
Во времена массового использования лошадей овсянку зимой можно увидеть возле конюшен, где кормились овсом — отсюда русское название .
- Удалось ли овсянке прогнать Зиму? (нет)
- Какая ещё птица предлагала помощь? (тетерев)
-Что вы расскажите о тетереве?
Несколько мельче курицы. Держится в одиночку и стаями. Весной самцы собираются для тока на лужайках и полях вблизи леса. Окраска самца черная, блестящая, подхвостья и зеркало на крыле белые, брови красные
- Найдите описание внешнего вида тетерева и прочитайте.
- Какая примета есть у людей связанная с тетеревом? Прочитайте.
- Чья же песня оказалась самой красивой? (жаворонка)
– Расскажите о жаворонке.
Ранней весной, когда на полях ещё лежит рыхлый снег, но уже кое-где появились то тут, то там темные проталины, прилетают наши первые весенние птички – жаворонки. Очень звонка и красивая песня жаворонка. Там и кажется, что небесный простор наполнен чудесной музыкой. Это птица любит ходить пешком. Перелетает в редких случаях.
- Найдите и прочитайте, как описывает автор песню жаворонка. С чем он её сравнивает?
- Давайте и мы послушаем песню жаворонка.
- Удалось ли жаворонку прогнать зиму?
- Кого разбудила песня жаворонка? (жучков, букашек, барсука, медведя)
(Слайд)
- А теперь давайте выполним итоговый тест по сказке.
Итоговый тест по сказке.
1. Кто автор сказки «Весенняя песня»?
а) К. Паустовский
б) А. Пушкин
в) Г. Скребицкий
2. О каком времени года говорится в сказке?
а) весна
б) зима
в) лето
3. К кому обратилась Весна прогнать Зиму?
а) к людям
б) к птицам
в) к зверям
4. Чья песня прогнала Зиму?
а) песня синички
б) песня жаворонка
в) песня овсянки
Ответы:
- – в
- – а
- – б
- – б
Проверка
(Слайд)
8. Итог урока.
- Кому из героев вы сопереживали?
- Какова главная мысль сказки?
- Вернемся к нашим проталинам.
- Какой материал мы сегодня вспомнили?
Вспомнили____________(содержание первой части сказки)
Узнали_____ (о чём говориться во второй части сказки, какая её главная мысль)
Научились__________ (анализировать сказку, бегло осознанно выразительно читать, читать по ролям)
- Так о чём прочитанная сказка? (Предполагаемые ответы: о весне, о весенних изменениях в природе.)
(Слайд)
Оцените свою работу на уроке.
- Кто работал на «5»….
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Значит, урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.
(Слайд)
Рефлексия
- Весна нам приготовила подарок, который спрятан в снежном сугробе. Возьмите кисточки и покройте сугроб водой подкрашенной голубой краской.
- Как называется этот цветок?
- Это первый цветок, который появляется весной.
Есть старинная легенда о том, как появились подснежники.
Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент, когда изгнали Адама и Еву из рая, было холодно, шёл снег, Ева замёрзла. И в утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.
(Легенда – поэтическое предание, переходящий из уст в уста рассказ о былом.)
Краеведческий материал.
Можно ли встретить подснежники в нашей местности?
Можно ли рвать подснежники? Почему? Если мы захотим подарить их, как это можно сделать, не навредив природе?
Подснежник — самое раннее растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. России можно обнаружить 12 из 18 видов. Изящные хрупкие растения подснежника растут на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах.
Все без исключения представители рода подснежников являются охраняемыми растениями, а некоторые редкие виды стоят на грани исчезновения, и спасти их можно, выращивая в культуре.
- Ребята, а какого числа в этом году мы почувствовали, что наступает весна? (25февраля)
- Что можно сказать об этом дне?
Весенняя поляна. Подснежники.
Своими подснежниками украсим полянки:
- Старался, у меня всё получилось!
- Старался, но были ошибки.
- У меня не получилось, но я буду стараться.
(Слайд)
Домашнее задание:
1 группа - читать 2 часть и подготовить рассказ о том, как жаворонок спел свою первую песню.
2 группа - читать 2 часть, подготовить рисунок о весне.
Полезнее чтенья нет дел на свете. Пусть книги, как воздух заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
- Спасибо, ребята, за урок! Но наше путешествие в мир природы не кончается, продолжится на следующих уроках.
Список литературы
- Чтение 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина. Москва « Просвещение» 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.
Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....
Авторская разработка урока чтения и развития речи в 5 классе по Г. Скребицкому «Сентябрь» учителя Тимониной Татьяны Викторовны
Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выра...
Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».
Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...
Презентация к уроку чтения и развития речи в 5 классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-красна"
Презентация содержит интерактивные задания для составления заголовков к сказке о весне; восстановления правильного порядка пунктов плана; поможет в пересказе текста....
Открытый урок чтение и развитие речи 5 класс Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Предмет: чтениеКласс: 5Тема: Г. Скребицкий «Заветный кораблик»; Цель: ознакомление учащихся с новым произведениемЗадачи:Образовате...