Урок чтения и развития речи в 5 классе "Г. Скребицкий. Весенняя песня. (Сказка)"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бузоверова Надежда Алексеевна

Цель: продолжить знакомить с творчеством Скребицкого, выясняя жанровые особенности произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г. Скребицкий. Весенняя песня. (Сказка.)

 Цель: Продолжить знакомить с творчеством Скребицкого, выясняя жанровые особенности произведения.
Задачи: 
обучающие:
 
- формировать навык выразительного чтения по ролям;

- формировать представление образов героев сказки; 
- учить анализировать данное произведение; 
- объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий; 
развивающие: 
- совершенствовать память, развивать внимание, мышление, воображение; 
- развивать связную устную речь учащихся; 
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся; 
- формировать монологическую и диалогическую речь учащихся. 
воспитывающие: 
- воспитывать любовь к родной природе; 
- пробуждать интерес к предмету; 
- воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы. 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран; учебник «Чтение», презентация к уроку.

                                                         Ход урока

1.Организационный момент.

(Слайд) 

- Весело звенит звонок. Начинается урок.

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке.

- Для этого на уроке будем активно работать все вместе, парами и самостоятельно, и в конце урока вы оцените свою работу сами.

(Слайд) 

- Как вы думаете, чтобы получить оценку «5», как нужно работать?

«5» - тот, кто усердно работал на уроке, отвечал на вопросы, выразительно читал.

«4»  - на вопросы отвечал, но сказку прочитал не очень выразительно.

«3» - на вопросы мало отвечал, сказку прочитал невыразительно.

(Слайд) 

- Ребята, скажите, а как мы понимаем, что у человека хорошее настроение?

- Как ещё люди  могут передать своё настроение?

- Может передаваться в музыке, в стихах, рассказах, в картинах.

2.Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы попробуем передать своё на строение при прослушивании музыки и красок.

- Послушайте произведение П.И.Чайковкого «Времена года» и подумайте, о каком времени года рассказывает композитор?

- Попробуйте передать своё настроение, подобрав нужный цвет.

- Нанесите его на лист бумаги.

- Прочитайте, какое у вас появилось слово на листе бумаги.

(Весна)

- А как вы думаете. Почему именно это слово появилось на листе?

 (Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.)

- Значит, о каком времени года мы будем говорить? ( О весне)

- Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

- Что вы представили себе, слушая музыку?

- Да, такой увидел весну Петр Ильич Чайковский и выразил свои чувства в музыке.

- Что связано для вас со словом «весна»?

Кладите мне на ладошку свои слова. (Учитель проходит с вытянутой рукой, уч-ся прикасаются к ней и называют слова, которые ассоциируются с темой весеннее настроение).

Посмотрите, как  много нашлось слов. Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному.

- Сегодня мы продолжим говорить о весне, о том, как тепло улыбается солнышко, как радуется ей все живое.

II. Актуализация опорных знаний.

(Слайд)

1.Вывод темы, цели и задач урока.

- Давайте попробуем определить Тему урока.

- Вспомните, как называется произведение, которое мы с вами читали на прошлом уроке? (сказка «Весенняя песня»)

- Сегодня мы продолжим  разговор   об этой сказке.

 - Кто сформулирует тему нашего урока?

(Слайд)

-Весна – это первые проталины? Давайте определим, какие проталины знаний нам нужно сегодня пройти:

Вспомним ___________(содержание первой части  сказки)

Узнаем___________ (о чём говориться во второй части сказки, какая её главная мысль)

Научимся____________ (анализировать сказку, бегло осознанно выразительно читать, читать  по ролям)

- Т.е. мы будем продолжать отрабатывать навыки беглого  осознанного выразительного чтения сказки и чтения по ролям. Будем учиться анализировать сказку.

 (Слайд)

2. Речевая разминка

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение.

Весна.
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,

Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой,

 Пьёт сойка голубая,
Из лужи голубой.
Л.Лоншакова 

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Как, по-вашему, оно называется? (речевая разминка)

- Для чего мы проводим речевые разминки? (Для развития чёткого произношения.)
- Прочитайте стихотворение с интонацией.

- А теперь с удивлением.

- Прочитаем выразительно. (Дети читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

3. Подготовка учащихся  к восприятию текста.

- Сколько месяцев длится весна?

(Слайд)

- На партах у вас карточки с тестом, как на слайде. В нём указаны признаки весны и названия весенних месяцев.

Первый ряд должен написать названия весенних месяцев, а второй показать стрелками какое предложение относится к данному месяцу.


Март


Зелёные листья, длинные серёжки.


Апрель 


Черёмухи, дикие яблони, груши белые, будто в снегу.


Май


Хмурый, унылый лес.

4.Дыхательная гимнастика

 «Подышим воздухом весны»

- Я хочу, чтобы мы с вами на мгновение перенеслись в весенний лес. Представьте, что вы в лесу: вдохните свежий воздух. 

 

5. Проверка домашнего задания.

- Кто автор сказки «Весенняя песня»? (Г.Скребицкий)

- Даша подготовила  нам рассказ об авторе.

Автобиография писателя Г. Скребицкого. (Сообщение уч-ся).
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 02.08.1903 г. в Москве. В семье, где родился и рос мальчик, очень любили природу. Отец был охотником, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе стала ориентиром всего его жизненного пути. Он начинает записывать свои воспоминания о самых первых встречах с родной природой.
Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые. Лесной голосок кукушки открыл когда-то мальчику первую тайну леса. А теперь, через сотню лет, его книги способны открыть удивительный мир живой природы современной ребятне. Книги: «Друзья детства», «Лесной голосок», «Детский календарь», «Неведомые тропы»
Итог: Эти книжки можете взять в библиотеке и прочитать. (выставка книг) Сегодня он делится с нами своими наблюдениями за приходом весны.

- Назовите главных героев сказки. (Весна и Зима)

- Почему название времён года – зима, весна - даны в тексте с заглавной буквы? (они здесь одушевлённые, имена собственные)

- Как автор называет Весну? (весна - красна)

- Почему так часто говорят о весне: Весна - красна? (красивая)

- С какими трудностями столкнулась Весна?

- Кто попросил Весну прогнать Зиму?

- Посмотрите на картинку, кто на ней изображён?

- Опишите Весну, Зиму.

- Почему звери и птицы прячутся за Весну?

- Какое выражение лица у Зимы? А у Весны?

- Как вы думаете, как нужно читать слова Зимы? (заносчиво). - Весны? (просяще)

- Вы готовили чтение отрывка сказки по ролям.

(автор, Весна, Зима, все звери и птицы)

- Почему Зима не уходила?

- Как вы думаете, правду ли она говорила?

- А теперь пусть немного отдохнём.

6. Физминутка.

- Посмотрите на  слайд  и проследите  глазами за происходящим и запомните приметы весны, которые вы увидите.

(Слайд)

 - Какая самая главная примета весы? (Пригревает солнце.)

Правила поведения весной. 
- Какие опасности могут возникнуть на улице весной? (Гололёд. Нужно ходить осторожно, переходить улицу только в установленных местах. 
(Слайд)

II. Изучение нового

- Кто помог Весне прогнать Зиму, мы узнаем, дочитав сказку до конца.

(Слайд)

1.Словарная работа

- Но прежде, чем читать, разберем некоторые слова:

бурая (трава)

трущоба

затрепетала

2.Первичное восприятие текста учителем

- Сядьте удобнее, послушайте внимательно продолжение сказки и подумайте, как же удалось прогнать Зиму? (чтение текста учителем)

- Кто же помог Весне прогнать Зиму? (птицы)

(слайд)

3.Вопросы к прочитанной  2 части сказки.

 (слайд)

Игра «Называй»

- Назовите птиц на  картинке.

(просто назвать)

- Кто из птиц первый вызвался помочь? (воробьи)

- А расскажет нам о воробье….

Воробей - дерзкая, славная,

умная птица.

Живет всегда рядом с

людьми, даже в шумных

городах. Воробьи бывают

разных видов. Зимуют в своих

краях.

Передвигаются

воробьи скачками. Почему?

  Учитель:  Во многих регионах России сохранились предания о том, почему воробей передвигается скачками, а не ходит, как голуби и вороны. Согласно поверьям, воробей своим чириканьем выдал сокрытого от преследователей Иисуса Христа, затем таскал гвозди, которыми распинали Христа, затем чирикал, подавая знак, что Христос еще жив и можно продолжать мучения. В наказание за это Господь связал ему лапки невидимыми путами.

- Кто следующий предложил свою помощь? (дятел)

 – Послушаем о дятле.

   Небольшая птица.

  Спина  и  надхвостье  чёрные.

Крылья  и  хвост чёрные  с

белыми полосами. Верх головы

и подхвостье  красные. Низ

тела  грязно желтовато - белое, с

редкими продольными тёмными  

пестринками на боках.

   Лечит деревья, уничтожая

насекомых  из-под коры

деревьев.

- Как зовут эту птичку? (синица)

-Расскажет….

Синицы - ловкие, подвижные  птички.

   Они не улетают на зимовку в теплые края. Синицы питаются насекомыми, пауками, семенами. Гнёзда они обычно устраивают в дуплах деревьев.

- Найдите в тексте, где синица предложила спеть свою песню. (читают)

- Кто ещё хотел помочь Весне? (овсянка)

-Откуда такое название у птицы?

Во времена массового использования лошадей овсянку зимой  можно   увидеть возле конюшен, где кормились овсом — отсюда русское название .

- Удалось ли овсянке прогнать Зиму? (нет)

- Какая ещё птица предлагала помощь? (тетерев)

-Что вы расскажите о тетереве?

Несколько мельче курицы. Держится в одиночку и  стаями. Весной самцы собираются для  тока на лужайках и полях  вблизи леса. Окраска самца  черная, блестящая, подхвостья и зеркало на крыле белые, брови красные

- Найдите описание внешнего вида тетерева и прочитайте.

- Какая примета есть у людей связанная с тетеревом? Прочитайте.

- Чья же песня оказалась самой красивой? (жаворонка)

 – Расскажите о жаворонке.

Ранней весной, когда на полях ещё лежит рыхлый снег, но уже кое-где появились то тут, то там темные проталины, прилетают наши первые весенние птички – жаворонки. Очень звонка и красивая песня жаворонка. Там и кажется, что небесный простор наполнен чудесной музыкой. Это птица любит ходить пешком. Перелетает в редких случаях.

- Найдите и прочитайте, как описывает автор песню жаворонка. С чем он её сравнивает?

- Давайте и мы послушаем песню жаворонка.

- Удалось ли жаворонку прогнать зиму?

- Кого разбудила песня жаворонка? (жучков, букашек, барсука, медведя)

(Слайд)

- А теперь давайте выполним итоговый тест по сказке.

Итоговый тест по сказке.

1. Кто автор сказки «Весенняя песня»?

а) К. Паустовский

б) А. Пушкин

в)  Г. Скребицкий

2. О каком времени года говорится в сказке?

а) весна

б) зима

в) лето

3. К кому обратилась Весна прогнать Зиму?

а) к людям

б) к птицам

в) к зверям

4. Чья песня прогнала Зиму?

а) песня синички

б) песня жаворонка

в) песня овсянки

Ответы:

  1. – в
  2. – а
  3. – б
  4. – б

Проверка

(Слайд)

8. Итог урока.

- Кому из героев вы сопереживали?

- Какова главная мысль сказки?

- Вернемся к нашим проталинам.

- Какой материал мы сегодня вспомнили?

Вспомнили____________(содержание первой части  сказки)

Узнали_____ (о чём говориться во второй части сказки, какая её главная мысль)

Научились__________ (анализировать сказку, бегло осознанно выразительно читать, читать  по ролям)
- Так о чём прочитанная сказка? (Предполагаемые ответы: о весне, о весенних изменениях в природе.)

(Слайд)

Оцените свою работу на уроке.

- Кто работал на «5»….

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Значит, урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

(Слайд)

Рефлексия

- Весна нам приготовила подарок, который спрятан в снежном сугробе. Возьмите кисточки и покройте сугроб водой подкрашенной  голубой краской.

- Как называется этот цветок?

- Это первый цветок, который появляется весной.

 Есть старинная легенда о том, как появились подснежники.

Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент, когда изгнали Адама и Еву из рая, было холодно, шёл снег, Ева замёрзла. И в утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.
(Легенда – поэтическое предание, переходящий из уст в уста рассказ о былом.)

 Краеведческий материал.
Можно ли встретить подснежники в нашей местности?
Можно ли рвать подснежники? Почему? Если мы захотим подарить их, как это можно сделать, не навредив природе? 

 Подснежник — самое раннее растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. России можно обнаружить 12 из 18 видов. Изящные хрупкие растения подснежника растут на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах.

Все без исключения представители рода подснежников являются охраняемыми растениями, а некоторые редкие виды стоят на грани исчезновения, и спасти их можно, выращивая в культуре.

- Ребята, а какого числа в этом году мы почувствовали, что наступает весна? (25февраля)

- Что можно сказать об этом дне?

Весенняя поляна. Подснежники.
Своими  подснежниками украсим полянки:

  1. Старался, у меня всё получилось!
  2.  Старался, но были ошибки.
  3.  У меня не получилось, но я буду стараться.

(Слайд)

Домашнее задание:

1 группа - читать 2 часть и подготовить рассказ о том, как жаворонок спел свою первую песню.

2 группа - читать 2 часть, подготовить рисунок о весне.

Полезнее чтенья нет дел на свете. Пусть книги, как воздух заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

- Спасибо, ребята, за урок! Но наше путешествие в мир природы не кончается, продолжится на следующих уроках.

Список литературы

  1. Чтение 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина. Москва « Просвещение» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.

Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....

Авторская разработка урока чтения и развития речи в 5 классе по Г. Скребицкому «Сентябрь» учителя Тимониной Татьяны Викторовны

Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выра...

Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».

Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Презентация к уроку чтения и развития речи в 5 классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-красна"

Презентация содержит интерактивные задания для составления заголовков к сказке о весне; восстановления правильного порядка пунктов плана; поможет в пересказе текста....

Открытый урок чтение и развитие речи 5 класс Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

Предмет: чтениеКласс: 5Тема:   Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;       Цель: ознакомление учащихся с новым произведениемЗадачи:Образовате...