Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Ланина 7 класс 70 часов (3 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literatura_7_klass_lanin_dzhalmambetova.docx | 120.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Рассмотрено на МО: Согласовано: «Утверждаю»
Протокол № Зам. директора по УВР Директор МБОУ
от « » __________/ / г.Астрахани «СОШ №49»»
_______/ / « ____» _____ _________/ /
«____» _________
Рабочая программа по литературе
для учащихся 7 класса основного общего образования
(базовый уровень)
на 2016-2017 учебный год
Класс 7 «В»
Кол-во часов на год – 105 ч.
Кол-во часов в неделю – 3 ч.
Учитель - Джальмамбетова Ирина Павловна
Программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана – Граф, 2012.
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по литературе для основной школы
УМК Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова. М., «Вентана-Граф», 2015г.
г. Астрахань
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика программы.
В основу программы положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.
Настоящая программа по русскому языку адресована «Средней школе № 2» Наримановского района, 7 классу обучающихся.
Особенность по отношению к ФГОС ООО.
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями
1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).
2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2013
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Концепция (основная идея программы).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.
Реализация программы 7 класса предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 7 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий. Например, «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность.
В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
В какую образовательную область входит данный учебный предмет.
Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Основные критерии отбора художественных произведений:
Художественная ценность
Гуманистическая направленность
Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
Культурно-исторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.
1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.
Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.
Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 7 класса (учебник под ред. Ланина Б.А.).
II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.
В 7 классе программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной
для внеклассного чтения, как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Ведущая тема.
7 кл. – литература и действительность.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Содержание учебника 7 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Основные виды деятельности учащихся.
- Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.
- Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.
- Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.
- Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы.
Через систему тем для обсуждения, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно - деятельностный подход. Изучение каждого произведения в 7 классе завершается темой для обсуждения. Например, тема «Русская литература в контексте мировой. Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характера».
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2014 г.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ г.Астрахани «СОШ № 49».
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 442 ч, в том числе в 7классе – 68 часов (2 часа в неделю)
Предполагаемые предметные результаты.
В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать:
- главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл назаавния;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:
- воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;
- рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
- различать авторский замысел и особенности его воплощения
в коммуникативной сфере:
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
- владеть различными видами пересказа;
- анализировать произведения:
- работать с литературно-критическим материалом;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
- Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);
- Формулировать горизонт своих интересов;
- Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Предметные результаты:
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.
Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Тематическое планирование
Ведущая тема: литература и действительность
№ п/п | Количество часов | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | 1 | Введение | |
Страницы классики. Литература XIX в. — 37 ч Интернет: разговор с любителями книг: что такое чат? Что пишут о любимой книге? Создание первой электронной библиотечки «Любимые стихи» | |||
2 | 11 ч | А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал | Воспринимать текст литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования |
3 | 3 ч | Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены по выбору учителя) Темы для обсуждения. Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций | Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта |
4 | 11 ч | М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта). Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов. Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого | Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями |
5 | 7 ч | Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба» Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента | Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений |
6 | 5 ч | П. Мериме. «Маттео Фальконе» Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера |
Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 13 ч Связь между видами искусства: романсы на стихи поэтов середины XIX в. (музыка П.П. Булахова, Н.А. Римского-Корсакова, А.Е. Варламова) | |||
7 | 4 ч | Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников). «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения | Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений |
8 | 2 ч | Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…» Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения |
9 | 2 ч | А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию | Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.) |
10 | 2 ч | А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя). Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
11 | 2 ч | А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя) Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета | |
Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 12 ч — усвоение и активизация литературоведческих терминов: ирония, сатира. Понятия для изучения: виды комического в литературе, реально-бытовой план и исключительная ситуация как основа сюжета | |||
12 | 4 ч | А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» (по выбору учителя) Приёмы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова | Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание |
13 | 3 ч | А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе | |
14 | 2 ч | Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя |
15 | 2 ч | О. Генри. «Дары волхвов» Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–XX вв.) | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта |
Страницы классики. Литература XX в. — 5 ч Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть | |||
16 | 3 ч | И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя) Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и красочность образов | Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека |
17 | 2 ч | Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб» Природа и человек. Природа и творчество | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 9 ч Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть. Понятия для изучения: тема памяти в лирике, исповедальность и патриотический пафос лирики | |||
18 | 9 ч | А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…» | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров |
Национальный характер в литературе ХХ в. — 21 ч Связь между видами искусства: экранизация рассказов «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук, 1959), «Уроки французского» (режиссёр Е. Ташков, 1978) | |||
19 | 6 ч | А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Исповедальность, лиризм и патриотический пафос военной лирики. Образ солдата-победителя. Изображение подвига народа. Тема памяти | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем |
20 | 3 ч | М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека» Андрей Соколов — воплощение национального характера. Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Писать сочинение-описание |
21 | 4 ч | В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского» События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости | |
22 | 4 ч | В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя) Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе | |
23 | 4 ч | Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Встречи, переворачивающие всю жизнь. Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства? Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога | |
Повторение и обобщение изученного в 7 классе — 6 ч | Писать контрольное сочинение |
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
1. Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход»
2. А.И. Герцен. «Сорока-воровка»
3. Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце»
4. В.Г. Короленко. «Мгновение»
5. Н.А. Некрасов. Стихотворения
6. К.Г. Паустовский. «Лёнька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар»
7. М.М. Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик»
8. А.С. Пушкин. Стихотворения, «Полтава»
9. Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят»
10. С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости»
11. И.С. Тургенев. «Вешние воды»
Зарубежная литература
1. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»
2. Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»
3. Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах»
4. Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно»
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 6 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
Обучающие диски.
Серия компакт- дисков «Уроки литературы «КиМ» (5-9классы)
Электронные наглядные пособия с приложением (компакт-диски, слайды, методические рекомендации) М.: Новый диск – ИДДК, 2000-2003
А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Повести А.С. Пушкина.
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
Слайд - комплекты (20 слайдов) «Вокруг Пушкина».
Слайд-комплект (20 слайдов) «Портреты литераторов XIX века
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 7 класс. – М.: Радиус, 1999.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Содержание материала, практические, письменные работы | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата | ||||||
личностные | предметные | метапредметные | По плану | Фактич. | |||||||
1 | Введение. Повторение: | Средства создания характера, лирический герой. Диагностика уровня литературного развития учащихся Автор – рассказчик – герой произведения – лирический герой | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, умение решать тесты | Познавательные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | 1 | |||||
Страницы классики. Литература XIX в. — 37 ч | |||||||||||
А.С. Пушкин (11 часов) | |||||||||||
2 | А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | 1 | ||||||
3-4 |
«Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
| Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика. Гуманизм Пушкина. Сила творческого воображения. | Осознавать важность восприятия текста литературного произведения для развития личности | 2 | |||||||
5 | «19 октября 1825 года» | 1 | |||||||||
6 | «Няне». | Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трёхсложные размеры стиха | Совершенствова ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | 1 | |||||
7 | Повесть «Дубровский» Замысел и история создания произведения. | Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | 1 | |||||||
8 | Образ романтического героя Владимира Дубровского. | Романтический герой. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Развязка повести. Открытый финал Художественный вымысел в литературе | уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. | Выразительно читают заучивают наизусть, иллюстрируют. | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работа в группе. делают выводы, пишут сочинеие на литеартурном материале | 1 | |||||
9 | Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше (анализ эпизода) | 1 | |||||||||
10 | Нравственный выбор героев. | 1 | |||||||||
11-12 | Развитие речи Контрольное сочинение № 1. «Благородство против подлости». | .Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | 2 | ||||||||
Ф. Шиллер. | |||||||||||
13 | Ф. Шиллер. «Разбойники» | Знать текст произведения. | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе., | 1 | |||||||
14 | Выбор главного героя, его борьба за справедливость. | Карл и Амалия. Трагический финал произведения. | Отмечают особенности русского романтизма дать определение термина драма, трагедия, романтическая трагедия. | 1 | |||||||
15 | Обреченность главного героя на одиночество и непонимание. | Развенчание романтического героя и его гибель | Уметь составлять сравнительную характеристику. | 1 | |||||||
М.Ю. Лермонтов. | |||||||||||
16 | Из биографии (Кавказ в жизни поэта). «Кавказ», «Парус», «Тучи» |
| Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). | Познавательные: сопоставляют литературные произведения, принимают решение и осуществляют осознанный выбор Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | 1 | |||||
17 | «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разлуки. | Средства создания характера, лирический герой | 1 | ||||||||
18 | Символический смысл стихотворений. | 1 | |||||||||
19 | Противоречивость переживаний поэта. | Стихотворная речь, двусложные размеры стиха | Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителями вырабатывать критерии оценки своей работы. | 1 | |||||||
20 | Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов | Сравнения, эпитеты | Познавательные: иметь представление о средствах художественной выразительности | 1 | |||||||
21 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Романтический герой | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. | Регулятивные: Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. | 1 | ||||||
22 | Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова | мотив | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | 1 | |||||||
23 | Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды. | Герой и его характеристика | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме | Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими наблюдения. Письменно оформляют результаты выступления. | 1 | |||||
24 | Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; | Знать: основные характеристики героев Уметь: выразительно читать текст. | Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и работать в группе. | 1 | ||||||
25-26 | Контрольная работа № 2. Сочинение | 2 | |||||||||
Н.В. Гоголь. | |||||||||||
27 | Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба» | Определяют тематику и проблематику произведения | Ведут возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. | 1 | |||||||
28 | Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. | Язык произведения: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения | Осознают важность патриотического начала героев произведения | Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений | Дают письменный и устный ответ на вопрос | 1 | |||||
29 | Любовь к родине и чувство товарищества в повести. | 1 | |||||||||
30 | Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа. Проблема нравственного выбора. | Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров: Остап и Андрий. | 1 | ||||||||
31 | Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести | Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента | выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, | 1 | |||||||
32-33 | Развитие речи. Контрольное сочинение № 3 «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем» | Лирическое начало, выразительные средства языка, художественные образы | Уметь выражать мысли в письменной форме | 2 | |||||||
П. Мериме (5 часов) | |||||||||||
34 | П. Мериме. «Маттео Фальконе» | 1 | |||||||||
35 | Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство. | Русская литература в контексте мировой. Национальные черты характера героев | Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознают важность общечеловеческих ценностей | Выполнять сопоставительный анализ произведений Знать определение новеллы, биографию писателя, текст произведения. Cоставляют словесный портрет героев (словесное рисование) оценивают и анализируют поступки героев Сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений | освоение социальных норм, правил поведения, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности. . Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера | 1 | |||||
36 | Развитие речи. Тема для обсуждения. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме. | ||||||||||
1 | |||||||||||
37-38 | Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности | Проект | 2 | ||||||||
Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 13 ч | |||||||||||
39 | Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников) Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. . | Своеобразие стиховой инструментовки: ритмичность и эмоциональная напряжённость поэзии. |
| Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений Знать факты биографии поэта | 1 | ||||||
40 | «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» | Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность | Читают и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями | 1 | |||||||
41-42 | «Саша» Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме | Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения | Усвоение и активизация литературоведческих терминов: стиховая инструментовка, антитеза. | Читают и заучивают наизусть., обмениваются впечатлениями | 2 | ||||||
43 | Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…» | Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. | Осознанно и ответственно относятся к собственным поступкам. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения | Познавательные: Выявлять черты мастерства поэта в создании картин природы определять художественные особенности поэтических средств в литературном произведении. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, | 1 | |||||
44 | «Есть в осени первоначальной…» Мастерство поэта в создании картин природы. | Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы | 1 | ||||||||
45-46 | А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» (по выбору учителя) | Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию | |||||||||
2 | |||||||||||
47 | А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» (по выбору учителя). | Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Выразительно читать стихотворный текст | Познавательные: Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | 1 | |||||
48 | Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве (по творчеству А.А.Фета) | Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы | 1 | ||||||||
49 | А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя) | 1 | |||||||||
50 | Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. | Изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения. | 1 | ||||||||
51 | Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета | 1 | |||||||||
Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 12 ч | |||||||||||
52 | А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон» | Приёмы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. | Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. | Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. | 1 | ||||||
53 | Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» | Деталь в ранней прозе Чехова | 1 | ||||||||
54 | Средства юмористической характеристики: | Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. | Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, формирование нравственных чувств | Познавательные: Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Коммуникативные: сотрудничают в группе, слушают друг друга, делают вывод | 1 | ||||||
55 | Внекл. Чтение. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 1 | |||||||||
56 | А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор» | Образ, персонаж | Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа | Коммуникативные: Формулировать вопросы по тексту произведения Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | 1 | ||||||
57 | Тема служения людям и добру. Образ доктора. | композиция | 1 | ||||||||
58 | Мотив чудесного в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | |||||||||
59 | Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» | Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) | Осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. конкретного писателя | 1 | ||||||
60 | Идея человеческого братства и милосердия. | Жанр «пасхального рассказа». | Коммуникативные: Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 1 | |||||||
61 | О. Генри. «Дары волхвов» | Черты рождественского рассказа. | Формулировать горизонт своих интересов | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | 1 | |||||
62 | Джим и Делла, способность к самопожертвованию. | Символический смысл названия. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта | 1 | |||||||
63 | Развитие речи. Тема для обсуждения. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX– XX вв.) | 1 | |||||||||
Страницы классики. Литература XX в. — 5 ч | |||||||||||
64 | И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (по выбору учителя) | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | Знать: определение понятий: «ямб»и «хорей», «ударение», «ритм»,«слог», «стопа», «стих»; уметь определять размер, Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации | 1 | ||||||
65 | Природа в изображении И.А. Бунина. | Предметность и красочность образов | 1 | ||||||||
66 | Развитие речи. Анализ стихотворения | Познавательные: Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | 1 | ||||||||
67 | Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб» | Персонаж, герой, лирика, строфа | 1 | ||||||||
68 | Природа и человек. Природа и творчество | 1 | |||||||||
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 9 ч | |||||||||||
69 | А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; грущу о шинели…», «Запас прочности»; | Исповедальность, патриотический пафос Тема памяти в лирике Размер стиха, односложные, двусложные размеры | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, осознание себя патриотами формирование ответственного отношения к учению, стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств | Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. | Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | 1 | |||||
70 | О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; | 1 | |||||||||
71 | Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё | 1 | |||||||||
72 | С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; | 1 | |||||||||
73 | Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»; | 1 | |||||||||
74-75 | »; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…» | 2 | |||||||||
76-77 | Развитие речи Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов | 2 | |||||||||
Национальный характер в литературе ХХ в. — 21 ч | |||||||||||
78 | А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»
| развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, | Познавательные: работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; формулировать выводы Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. | 1 | ||||||
79 | Своеобразие жанра («книга про бойца»). Автор и герой. Образ солдата-победителя. | 1 | |||||||||
80 | Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ | 1 | |||||||||
81 | Изображение подвига народа. Тема памяти | 1 | |||||||||
82 | М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека» | Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа Жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. | Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. | Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе. Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий | 1 | |||||
83 | Андрей Соколов — воплощение национального характера... | 1 | |||||||||
84 | Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Тема нравственных испытаний и военного подвига. | 1 | |||||||||
85-86 | Контрольное сочинение № 4 "А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются" | формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | 2 | |||||||
87 | В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя. «Уроки французского» | Автор и его герой | 1 | ||||||||
88 | События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. | 1 | |||||||||
89 | Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости | 1 | |||||||||
90 | Развитие речи. Сочинение № 5 | Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. | 1 | ||||||||
91 | В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя) | 1 | |||||||||
92 | «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». | Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий | 1 | |||||||
93 | Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя. | 1 | |||||||||
94 | Развитие речи. Тема для обсуждения. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство. | Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Писать сочинение-описание | 1 | ||||||
95 | Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Встречи, переворачивающие всю жизнь. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. | 1 | |||||||
96 | Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы. | Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога | 1 | ||||||||
97 | Моральная ответственность за поступки. | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Сопоставительная характеристика персонажей. | 1 | |||||||
98 | Является ли жестокое время оправданием для предательства? | 1 | |||||||||
Повторение и обобщение (6 ч.) | |||||||||||
99-100 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. | 2 | |||||||||
101 | Читательская конференция | 1 | |||||||||
102-105 | Защита проектов | 3 | |||||||||
Итого: 105 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторы-составители А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мур...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....