Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.
Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки французского".
Приложение 2 - домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.zip | 724.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Уроки доброты по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности писателя,
главными темами его творчества, историей создания рассказа.
2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.
На доске: эпиграф урока.
Оформление доски:
Эпиграф
«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» (В.Г.Распутин)
Ход урока
- Организационный момент.
. (слайд № 1)
- Объявление темы урока, определение его целей.
- Ребята, 15 марта исполнилось 80 лет писателю Валентину Григорьевичу Распутину, автору повестей «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать. В этом году мы познакомились с рассказом «Уроки французского». Сам Распутин впоследствии назвал эти уроки «уроками доброты». Разберёмся, о каких уроках говорит писатель.
(слайд № 2)
Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня».
- Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.)
- Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
- Проверка домашнего задания.
(слайд №3)
Каков сюжет рассказа? ( ученики пересказывают коротко рассказ)
1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.
- В качестве домашнего задания вам было предложено составить простой и цитатный план рассказа. ( Ученики читают планы)
Словарь
(слайд № 4)
Что такое автобиография? (ответы учащихся)
Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
Почему рассказ «Уроки французского» является автобиографическим?
(слайд № 5)
Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского языка?
(слайд № 6)
Словарь
Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.
(слайды № 7-8)
Кроссворд. (см. приложение 1)
V. Изучение нового материала
Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик - начинает самостоятельную жизнь вдали от дома. С кем его сталкивает жизнь?
- Хозяйка – зачитываем характеристику.
- Вадик - зачитываем характеристику.
- Птаха - зачитываем характеристику.
- Тишкин - зачитываем характеристику.
С этими образами связано зло, суровые уроки жизни.
Какие они?
(слайд № 9)
Но рядом со злом в жизни обязательно существует добро.
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
(слайд № 10)
Словарь
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
С чьим образом связаны уроки доброты?
- Лидия Михайловна – характеристика.
Как она ведёт себя с мальчиком? (первый разговор)
Почему Лидия Михайловна пригласила мальчика к себе домой?
Как учительница пыталась помочь мальчику? (посылка)
Почему Лидия Михайловна предложила играть в «пристенок»?
Кто противопоставлен в рассказе Лидии Михайловне?
- Директор - зачитываем характеристику.
Как называется такой приём в литературе? – Антитеза.
Как характеризует директор поступок учительницы?
Можем мы с этим согласиться?
(слайд № 11)
- В статье «Уроки доброты» автор говорит о законах доброты
а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
в) добро возвращается добром.
(слайд № 12)
Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик):
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
- Домашнее задание.
Ответить на вопросы, которые вам предложены ( см. приложение 2)
Спасибо за урок!
Приложение 1
Кроссворд
1. Что прислала учительница в обеих посылках?
2. Из чего были перешиты штаны героя?
3. Назовите реку, на которой жил герой произведения.
4.Название игры.
5. Что помогло узнать отправителя первой посылки? (по горизонтали).
5. Какое чувство постоянно испытывал герой? ( по вертикали)
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?
7. Кто нанёс первый удар мальчику?
8. Что покупал герой на выигранные деньги?
9. Назовите главного игрока в деньги.
Приложение 2
Фамилия ученика__________________________________
Где границы добра?_________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Почему надо помогать людям?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как понимаете слово «добро»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина « Уроки французского». "Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению"
Беседа с учащимися, которая раскрывает душевную красоту и щедрость учителя....
Клеймёнова Л.Ю. "Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек...
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....
Урок литературы для 6 класса по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок литературы для 6 класса по рассказу В.Г. Распутина "Нравственные уроки рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского"...