Дружба и милосердие в рассказе Николая Агафонова "Щенок Засоня"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Соломатова Зинаида Борисовна

Конспект урока  внеклассного чтения по литературе в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_i_miloserdie_v_rasskaze_nikolaya_agafonova.docx314.78 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки доброты в рассказе Николая Агафонова «Щенок - Засоня»

( урок- дискуссия)

Цели: 1. Обсудить проблему, поднятую автором.

           2.  Помочь учащимся сформулировать и высказать , доказать собственное мнение по данной проблеме.

           3. Воспитывать чувство сострадания, умение понимать себя и других.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
                                                                                         Л. Толстой

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда  

Добро – творить трудней.                                                   Низами

Какое значение имеет в жизни человека доброта?

Сегодня мы с вами поспорим о важной проблеме : какое место в жизни человека занимает доброта? Что есть – добро и зло, милосердие и сочувствие ?  Всегда ли легко понять другого человека, представить себя на его месте?

 Разобраться в этом нам  поможет  рассказ Николая Агафонова  и фрагменты фильма «Щенок» режиссера Марии Ефстафевой( снятый в 2009 году)

Автор рассказа Агафонов Николай Викторович, с 2001 года им написаны несколько сборников рассказов, с 2004 года – член Союза писателей России, лауреат  областной  литературной премии Н.Г.Гарина- Михайловского,  дипломант  премии «Хрустальная роза Виктора Розова»  за сохранение духовной составляющей русской литературы. Николай Агафонов – приверженец  реалистических  традиций в литературе, он близок по духу таким великим русским писателям как В.Распутин, А.Солженицын, В.Белов, В.Астафьев и В.Искандер.

Рассказ «Щенок- Засоня»- воспоминание автора о детстве. Сюжет рассказа очень прост.

? О чем он? 

----Перечислим героев нашего рассказа  ( Леша Пономарев, его мама, учительница, школьные друзья, Валерка, его бабушка, и Щенок)

---Первые фразы  обнажают отношения родителей и детей, когда речь заходит о четвероногом друге.

«Знаю я эти заботы. Повозится день, два, а потом  матери убирай и корми, и  гуляй с собакой. Как будто мне больше делать нечего.»- говорит мама.

?  Могут ли родители запретить иметь дома  какое – нибудь  животное: собаку, кошку, и т.д.?

? Оправдываете  ли вы маму этого мальчика? ( две позиции- да  и нет)

*** фрагмент фильма № 1

?  Прав ли Лешка , что принёс в школу собаку? (аргументы и контр аргументы)

? Оправдываете ли вы поступок Ленки Заковыкиной, ведь она выдала своего школьного товарища? ( аргументы, контр-аргументы)

? Как вы относитесь к решению Учительницы- вынести собаку из класса и вызвать родителей в школу

Это справедливое решение? (аргументы, контр- аргументы) .( Ваши варианты решения данной проблемы, как бы вы поступили на её месте?)

*** Фрагмент фильма  № 2

--- Щенок пропал, Валерка – дурачок  унес.

? Чем Валерка отличался от других ребят?

?  Можно ли сказать,  что Валерка украл собаку? ( аргументы,  контр- аргументы)

?Что значит «Украл?» «Взял без спроса- это –Украл?»

?Можно его осудить за это?

? Правы ли ребята, называя Валерку «Придурком, и бегает он по-дурацки?»

?Что заставило поменять мнение ребят о нем? В чем причина смены злости на радость?

?  Посмотрим с другой позиции: Лешка почти догнал Валерку, он мог отобрать щенка, но не сделал этого. Валерка, увидев Лешку должен был  отдать ему щенка или нет?

 ( отношения между  Лешкой и Валеркой, каждому щенок был дорог, Лешка мог добежать до Валерки и отобрать щенка силой, а Валерка, увидев  Лешку одного,  мог убежать, но просто ушел)

? Что остановило Лёшку? Добро или зло?

*** Фрагмент фильма № 3.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Лёшка, отдав щенка Валерке, или он должен был забрать его с собой, ведь щенок был ему очень- очень дорог и он был его собственный?

? А легко решиться отдать  по собственной воле другому то, что тебе очень- очень дорого? А были у вас подобные случаи в жизни?

- В начале нашего рассказа есть такие слова, которые говорит мамина сестра тетя Зина»: « Ему нужен друг,  о ком он мог бы заботиться. »

 

? Как вы думаете  с таким как Валерка можно дружить?

? А вы смогли бы подружиться с таким особенным человеком, как Валерка, который сначала забрал у вас дорогую вам вещь и не хотел бы её отдавать.

C:\Users\Зина\Desktop\0016-016-Dobrota-vokrug-nas.jpg

Перед вами слова о добре, добро может изменить мир,  составьте правила доброты, которыми вы будете пользоваться в своей жизни. ( 5 правил)

Представьте на обсуждение ваших вариантов, я тоже предложу вам свой вариант  этих правил.

Итог урока.

Этот рассказ и фильм  научили нас понимать тех, кто нуждается в помощи, что настоящий друг – это не только тот, кто выручит в беде, но и тот , о ком необходимо заботиться.

C:\Users\Зина\Desktop\eYxZ543pwEw.jpg

Рефлексия на уроке.

Наш урок заканчивается, перед вами лежит оценочный лист. Прошу вас написать свою фамилию и заполнить его, поставив  в каждой графе + или – и предполагаемую оценку за урок.

Домашнее задание.

Напишите мини- сочинение на тему «Что нас делает добрее»

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Технологическая карта урока литературы  «Урок милосердия»  по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

Уроки доброты в рассказе Николая Агафонова "Щенок Засоня"

Презентация  к уроку внеклассного чтения по литературе в 5 классе....

Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....

Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»

Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у  войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда....

Сценарий общешкольного мероприятия "Дорогой дружбы, добра, милосердия".

Мероприятие предназначено для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...