Конспект урока-викторины "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ларионова Ольга Анатольевна

Повторительно-обобщающий урок можно провести интересно и эффективно в виде театральзованной викторины по страницам повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«Умники и умницы»

по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

Автор: Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики» города Старая Русса Новгородской области

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре «Умники и умницы». Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога

Пролог- 2 слайд

   Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. «Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса» 

     2. «Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с         обритыми головами». 

     3. «И денег, и белья, и дел моих рачитель»

4. «Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира».

5.«Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею»

Проверка- 3 слайд

1. Сикурса – помощи

2. Колодник- арестант

3. Рачитель- человек, заботящийся о чём-либо

4. Инвалид-военнослужащий, состарившийся на службе

5. Вестовщицею- любительницею рассказывать новости

 Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и времени выполнения задания пролога.

Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая- 3 этапа,1 ошибка, красная- 2 этапа, без ошибок.

1 агон- 4 слайд

Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

  1. «Сержант гвардии»

В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах.

«Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом».

Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: «Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось».

  1. Учитель

Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова.

Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: «В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом».

3.Книга

 «Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи».

Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: «Придворный календарь», помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4.Служба.

«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого»

Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец:

«Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон». (бездельник)

5. Поговорка

Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Анедрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли

6. А.И.Швабрин

Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: «Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство»

7.Приданое.

 Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: «Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить».

8. Совет

Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: «Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее».

9.Дядька

Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом «Умника и умницы»

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре «Умники и умницы». Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2пролога

2 пролог –  14 слайд

 Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. «Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться».

2. «Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…»

3. «Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами

4. «Не пугай же дворян, казня их по первому наговору»

5. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу».

Проверка –  15 слайд

1. Увещевал- убеждал

2. Пеняла- укоряла

3. Супостатами- врагами

4. Наговору- клевете

5.Стремянной- слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

 Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и времени выполнения задания пролога.

Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая- 3 этапа,1 ошибка, красная- 2 этапа, без ошибок.  

2 агон - 16 слайд

Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем- жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1.Андрей Петрович Гринёв

Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2.География

Вопрос: «Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо». Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование

Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: «Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании»

4.Савельич

Вопрос: назовите имя героя?

Ответ: Архип

5.Вожатый

Вопрос: как вожатый определил, что «жило недалече»?

Ответ: «Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко»

6. Лекарь

Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: «Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер),ибо в крепости другого лекаря не было»

7. Защитники крепости

Вопрос: сколько человек, «не считая казаков, на которых плоха надежда», входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. «Новобранные изменники»

Вопрос: кого Гринёв называл «Новобранными изменниками» и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9.Напутствие

Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: «Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом «Умника и умницы»

3 пролог- 27 слайд

Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре «Умники и умницы». Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3пролога

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

 2.Его благородие жалует мне шубу со своего плеча

3.Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию

4.Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков

5.Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика

Проверка –  27 слайд

1.Умет- постоялый двор

 2.Жалует- награждает, дарит

 3.Сатисфакцию- удовлетворение, вызов на дуэль

 4.Обиняков- намёков

 5. Грамоту- письмо

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и времени выполнения задания пролога.

Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

3 агон-28слайд

Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем- жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победительтретьего агона.

1.Состояние.

Вопрос: как известно состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: «У батюшки триста душ крестьян»

2.Присяга

Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: «Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку»

  1. Звание

 Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв  своему приближённому Белобородову?

Ответ: фельдмаршал

  1. Сказка

Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5.Приговор

Вопрос: «Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела»?

 Ответ: «сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение»

6.Рукопись

Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата

Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? (так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

Ответ: 19 октября

8. «Подкупательные движения»

Вопрос: о каком «подкупательном движении» говорили на совете?

Ответ: «Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана»

9. Комендант

Вопрос: «Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант». В чём он был одет?

Ответ: «в колпаке и китайчатом халате»

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом «Умника и умницы»

Пролог финала - 38 слайд

В пролог финала приглашаются победители 1,2,3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута

1.Незваный гость хуже татарина(пословица)

2.-Не гневайтесь,сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

-Извольте,я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).        

3.Сладко было спознаваться

Мне,прекрасная, с тобой;

Грустно,грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой. (Херасков)                                                                        

4.Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).                                                      

5.Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету,ни матери.

Снарядить-то её некому,

Благословить-то её некому. (Свадебная песня)                                                        

Проверка –  39 слайд

  1. «Незваный гость»
  2. «Арест»
  3. «Разлука»
  4. «Крепость»
  5. «Сирота»

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и времени выполнения задания пролога.

Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

Финал-40 слайд

Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем- жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1.Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из     внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: «История Пугачёвского бунта»

2.Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась «История Пугачёва». Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4.Награды

Вопрос: «Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку».Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом- Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая   именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак- живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной 2 в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: «Я уже сказал, что я занимался литературою»

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7.Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул- сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18- нач.19 века

8.Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. «В руках правосудия»

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: «Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой- надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству»

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом «Умника и умницы»

Награждение победителей - 50 слайд.

Раздаточный материал

1 пролог

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса

Сикурса-

2.Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми      головами.

 Колодник-

3.И денег, и белья, и дел моих рачитель

Рачитель-

4.Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. Инвалид-

 5.Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею

Вестовщицею-

1 пролог

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса

Сикурса-

2.Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми      головами.

 Колодник-

3.И денег, и белья, и дел моих рачитель

Рачитель-

4.Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. Инвалид-

 5.Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею

Вестовщицею-

1 пролог

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса

Сикурса-

2.Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми      головами.

 Колодник-

3.И денег, и белья, и дел моих рачитель

Рачитель-

4.Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. Инвалид-

 5.Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею

Вестовщицею-

2 пролог.

 Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а  командиров увещевал не сопротивляться.

 Увещевал-

2.Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…

Пеняла-

3.Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами

Супостатами-

4.Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

Наговор-

5. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу. Стремянной-

2 пролог.

 Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а  командиров увещевал не сопротивляться.

 Увещевал-

2.Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…

Пеняла-

3.Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами

Супостатами-

4.Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

Наговор-

5. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу. Стремянной-

2 пролог.

 Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а  командиров увещевал не сопротивляться.

 Увещевал-

2.Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…

Пеняла-

3.Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами

Супостатами-

4.Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

Наговор-

5. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу. Стремянной-

3 пролог

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

Умет-

2.Его благородие жалует мне шубу со своего плеча

Жалует-

 3.Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию

Сатисфакция-

4.Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков

Обиняков-

5.Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика

Грамоту-

3 пролог

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

Умет-

2.Его благородие жалует мне шубу со своего плеча

Жалует-

 3.Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию

Сатисфакция-

4.Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков

Обиняков-

5.Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика

Грамоту-

3 пролог

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1.Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

Умет-

2.Его благородие жалует мне шубу со своего плеча

Жалует-

 3.Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию

Сатисфакция-

4.Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков

Обиняков-

5.Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика

Грамоту-

Финал

По эпиграфам определите название главы – 1 минута

1.Незваный гость хуже татарина(пословица) ____________________________

2.-Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

-Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжин.____________________________        

3.Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой

Херасков _________________________________________________                                                                        

4.Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня. ____________________________________________                                                    

5.Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому,

Благословить-то её некому.

Свадебная песня  __________________________________________                                                  

Финал

По эпиграфам определите название главы – 1 минута

1.Незваный гость хуже татарина(пословица) ____________________________

2.-Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

-Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжин.____________________________        

3.Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой

Херасков _________________________________________________                                                                        

4.Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня. ____________________________________________                                                    

5.Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому,

Благословить-то её некому.

Свадебная песня  __________________________________________                                                  

Финал

По эпиграфам определите название главы – 1 минута

1.Незваный гость хуже татарина(пословица) ____________________________

2.-Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

-Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжин.____________________________        

3.Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой

Херасков _________________________________________________                                                                        

4.Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня. ____________________________________________                                                    

5.Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому,

Благословить-то её некому.

Свадебная песня  __________________________________________                                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная викторина «Умники и умницы» Автор: Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики » города Старая Русса Новгородской области по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

Слайд 2

1 пролог Объясните значение устаревших слов 1. «Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса» 2. «Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами». 3. «И денег, и белья, и дел моих рачитель» 4. «Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть» 5. «Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею»

Слайд 3

1. Сикурса – помощи 2. Колодник - арестант 3. Рачитель - человек, заботящийся о чём-либо 4. Инвалид -военнослужащий, состарившийся на службе 5. Вестовщицею - любительницею рассказывать новости

Слайд 4

«Сержант гвардии» Учитель Книга Служба Поговорка А.И.Швабрин Приданое Совет Дядька 1агон

Слайд 5

В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. «Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом». Вопрос: к ак поступали родители, если рождалась дочь? Ответ: «Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось».

Слайд 6

Ответ: в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос : кем был Бопре до приезда в Россию?

Слайд 7

Ответ: «Придворный календарь», помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов. «Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи». Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Слайд 8

Ответ : в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец:«Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать ? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон».(бездельник) «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что , по мнению моему, было верхом благополучия человеческого» Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Слайд 9

Ответ : обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли Вопрос : что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Слайд 10

Ответ: « Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство» Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Слайд 11

Ответ: «Частый гребень, да веник, да алтын ( 3 копейки) денег, с чем в баню сходить». Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны , по словам Василисы Егоровны?

Слайд 12

Ответ: Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее. Вопрос: п очему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Слайд 13

Ответ: за трезвое поведение Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Слайд 14

2 пролог Объясните значение устаревших слов 1. «Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться». 2. «Мало-помалу приучился я сидеть один у себя до-ма. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла» 3. «Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами» 4. «Не пугай же дворян, казня их по первому Наговору» 5. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу».

Слайд 15

1. Увещевал - убеждал 2. Пеняла - укоряла 3. Супостатами - врагами 4. Наговору - клевете 5. Стремянной - слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Слайд 16

2 агон Андрей Петрович Гринёв География Фехтование Савельич Вожатый Лекарь Защитники крепости «Новобранные изменники» Напутствие

Слайд 17

Ответ: премьер-майор( помощник командира полка) Вопрос : в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Слайд 18

Ответ : сделал из географической карты змея Вопрос: « Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо». Почему?

Слайд 19

Ответ: « Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании» Вопрос : кто дал Гринёву уроки фехтования?

Слайд 20

Ответ: Архип Вопрос : назовите имя героя ?

Слайд 21

Ответ: «Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко» Вопрос: как вожатый определил, что «жило недалече»?

Слайд 22

Ответ: «Меня лечил полковой цирюльник ( парикмахер),ибо в крепости другого лекаря не было» Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли ?

Слайд 23

Ответ : 130 человек Вопрос: сколько человек, «не считая казаков, на которых плоха надежда», входило в войско коменданта?

Слайд 24

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне Вопрос: кого Гринёв называл «Новобранными изменниками» и почему?

Слайд 25

Ответ: «Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Слайд 26

1. « Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения». 2. «Его благородие жалует мне шубу со своего плеча» 3. «Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию» 4. «Но никто, кроме меня , не понял грубых его обиняков» 5. «Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика» 3 пролог Объясните значение устаревших слов

Слайд 27

1. Умет - постоялый двор 2. Жалует - награждает, дарит 3. Сатисфакцию - удовлетворение, вызов на дуэль 4. Обиняков - намёков 5. Грамоту - письмо

Слайд 28

3 агон Состояние Присяга Звание Сказка Приговор Рукопись Дата « Подкупательные движения» Комендант

Слайд 29

Ответ: «У батюшки триста душ крестьян» Вопрос: как известно состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Петра Гринёва?

Слайд 30

Ответ: «Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку» Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Слайд 31

Ответ : фельдмаршал Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

Слайд 32

Ответ: Орёл и Ворон Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Слайд 33

Ответ: « сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение » Вопрос: «Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела»?

Слайд 34

Ответ: внук Гринёва Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Слайд 35

Ответ: 19 октября Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? ( так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

Слайд 36

Ответ: «Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана» Вопрос: о каком «подкупательном движении» говорили на совете ?

Слайд 37

Ответ: « в колпаке и китайчатом халате» Вопрос: «Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант». В чём он был одет?

Слайд 38

Пролог финала По эпиграфам определите название главы – 1 минута 1.Незваный гость хуже татарина (пословица) 2.-Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. -Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин) 3.Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой (Херасков ) 4.Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. ( Солдатская песня) 5.Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то её некому, Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Слайд 39

«Незваный гость» «Арест» «Разлука» «Крепость» «Сирота»

Слайд 40

финал Рукопись Название Имя Награды Река Литература Воинский артикул Сподвижники «В руках правосудия»

Слайд 41

Ответ: «История Пугачёвского бунта» Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков , когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Слайд 42

Ответ: ц арь ,прочитав рукопись, внёс 23 поправки и изменил название Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась «История Пугачёва». Кто изменил название?

Слайд 43

Ответ: Петра 3 Фёдоровича Вопрос: имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Слайд 44

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом- Андрея Первозванного Вопрос: «Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку».Что это означало?

Слайд 45

Ответ : Яик. Яицкий казак- живущий на реке Яик ( После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной 2 в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве) Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Слайд 46

Ответ: Александр Петрович Сумароков Вопрос: «Я уже сказал, что я занимался литературою» Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Слайд 47

Ответ : воинский артикул- сборник законов о воинских обязанностях , преступлениях и наказаниях, действовавший в 18- нач.19 века Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Слайд 48

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали? Ответ: Белобородов и Хлопуша

Слайд 49

Ответ: «Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой- надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству» Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Слайд 50

Используемая литература Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва « Русский язык» 1988 г. « Капитанская дочка» А.С.Пушкин. Москва «Детская литература» 1977 г. Рисунки С.Герасимова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)

Урок литературы в 8 классе на тему: "Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)"...

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии»

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2001 Кузнецовой Елены Николаевны...

Конспект открытого урока "По страницам повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой".

Урок проведён на параллели 11-х классов в связи с 75-летием писателя В.Г. Распутина. Это урок-конференция. Сопровождался показом фрагментов из  художественного фильма "Прощание". На уроке п...

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...

Конспект урока литературы с использованием ЦОР по теме "Капитанская дочка"

1.                  ФИО (полностью)Климова Марина Степановна2....