Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2001 Кузнецовой Елены Николаевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии»

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2001

Кузнецовой Елены Николаевны.

Цель урока: выявить основные критерии нравственных ценностей героев «Повести о Петре и Февронии» как агиографического произведения с элементами жития.

Задачи урока:        

- дать представление учащимся о древнерусской литературе, о ее духовно-нравственном и эстетическом значении,

- представить этические и эстетические критерии основ древнерусской культуры на примере иконописи и литературы,

- показать актуальность общечеловеческих ценностей эпохи древнерусской литературы в современном мире,

- формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством работы в группе в ситуации учебного сотрудничества (излагать свое мнение в монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде, в том числе вести диалог с автором текста; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, теории; самостоятельно создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе – самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Эпиграф урока:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как . . . . . . . . пустыня.

И как алтарь без божества.

А.С. Пушкин

Тип урока: комбинированный.

Приемы, используемые на уроке: беседа, фронтальный и индивидуальный опросы, продуктивное чтение, работа по группам.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоряд.

Репродукции картин:

Андрей Рублев «Троица Ветхозаветная»,

Икона «Святые благоверные князие Петр и Феврония Муромские Чудотворцы»,

Серия картин Александра Простева «Святые Петр и Феврония».

Инструментарий учащихся:

Толковый словарь, словарь терминов, биография Сергия Радонежского, текст молитвы Святым Петру и Февронии, «Повесть о Петре и Февронии».

Урок начинается с видеозаписи, в которой учащиеся рассуждают об экскурсии «Сюжеты и образы русской иконы» в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ученики говорят об основных принципах древнерусского искусства, отмечают особое значение иконописи, как элемента древнерусской культуры, говорят о символичности изображения образов, цветовой гамме икон.) – три минуты.

Проговаривается тема урока. Дается объяснение термину «проблематика».

Называется цель урока.

Учащиеся объясняют значение слова «агиография». Называют жанры этого художественного направления: житие, притча, повести, мартирий, апокриф. Определяют, к какому жанру относится «Повесть о Петре и Февронии». Сопоставляют ее с «Житием Сергия Радонежского».

Дается характеристика основных героев повести – Петра и Февронии.

План характеристики:

  1. Значение имени.
  2. Описание внешности.
  3. Совершаемые поступки.
  4. Общение с окружающими.
  5. Отношение автора к героям.

В повести молодые люди принадлежащие к различным социальным слоям, отличающиеся друг от друга воспитанием, образом жизни, образованием имеют, тем не менее, объединяющее их духовное начало. Учащимся предлагается от ответить на вопрос: «В основе существования семьи Петра и Февронии, созданной стечением обстоятельств, долг или любовь?» Необходимо обратить внимание учащихся на то, что данное произведение относится к агиографическому жанру и написано по определенным канонам древнерусской литературы. Поэтому необходимо иметь четкое представление об авторской позиции «Ермолая-Еразма» и не смешивать собственное мнение с мнением автора.

Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель формирует две группы учеников, по пять-шесть человек в каждой. Через пять минут группы поочередно представляют свою аргументированную точку зрения, учитывая высказывание каждого учащегося. Каждой группе предоставляется для ответа две-три минуты.

Класс, прослушав выступающих, высказывает свои замечания.

С помощью учителя учащиеся делают вывод о том, что «Повесть о Петре и Февронии» рассказывает о таких человеческих ценностях, как жертвенная любовь, сострадание, милосердие, чувство долга, совесть.

В завершение урока учитель напоминает учащимся, что уже пять лет в России отмечается государственный праздник «День семьи, любви и верности». Этот праздник отмечается 8 июля, в день памяти Святых Петра и Февронии Муромских.

Предполагаемые видеофрагменты для выступления на педсовете:

  1. Мнения учащихся об экскурсии в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева – три минуты.
  2. Работа по группам (обсуждение) – пять минут.
  3. Аргументированный ответ – семь минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...