Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Лира".
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:

·        развитие  интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

·        поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

·         овладение  важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

·        использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lira._vneurochka.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на м/о учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол №  1

от « 24 » августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ  СОШ № 3

_______/Т.В.Богомазова/

                             «26»августа2016г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «29»августа 2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3

______ /Т.М. Лабуренко/

Приказ №  157-од

от «30 » августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Лира»

                          (в рамках внеурочной деятельности)

                                                   5 класс

                            на  2016-2017 учебный год

Составитель: Максименко Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

Бийск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                                                                                           стр.

Паспорт программы ………..……………………… ……………………………………………………………………….3

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………4

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса………………………………………………5

Календарно-тематический план …………………………………………………………………………………………….6

Ведущие формы, методы, технологии……………………………………………………………………………………..13

Основное учебное оборудование…………………………………………………………………………………………...13 Учебно-методическое обеспечение программы…………………………………………………………………………...14

Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………………………………..15

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа внеурочной деятельности 

Статус программы: рабочая программа  учебного курса «Лира» для 5 класса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие творческих способностей;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5 классов МБОУ СОШ № 3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля:

  • ролевые этюды
  • инсценирование сказок
  • мини-сочинения
  • игры-викторины
  • мини-спектакли
  • выставки рисунков, творческих работ, проектов.

                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Лира»  для 5 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897

- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2016- 2017 учебный год

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:

  • развитие  интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •  овладение  важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса

      Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

 Личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные:

1) в познавательной сфере:

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

          2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

         3) в коммуникативной сфере:

• восприятие литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• уметь вести диалог;

• написание  собственных творческих работ;

          4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

        

№ / п

Наименование

разделов и тем урока

Кол-во

часов

Тип занятия

Форма контроля

Информационные ресурсы

Дата проведения

План

Факт

Введение (1ч)

Результаты

  • Личностные:  осознание важности предмета литературы; стремление к речевому совершенствованию,  
  • Метапредметные:   использование разных видов чтения,
  • Предметные:  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

УУД

  • Регулятивные: осуществление целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;
  • Познавательные: умение вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы
  • Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1.1

Божества славянского язычества

1

Занятие-исследование

Словесное рисование

http://velanis.livejournal.com/1977.html

Устное народное творчество (7ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к устному народному творчеству;  
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • Предметные:  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

УУД

  • Регулятивные: осуществление планирования как определения познавательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • Познавательные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)
  • Коммуникативные: владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

2.1

Детский фольклор

1

Озвучивание жанровых сценок

http://anyrybalka.livejournal.com/196379.html

3.2

Особенности детского фольклора

1

Занятие-исследование

Самостоятельная исследовательская работа

4.3

Небылицы

1

Творческая мастерская

Мини-концерт

http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/rss/rss-116-.htm

5.4

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказочная интонация

1

Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей; иллюстрации к сказке

http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art2&id=1265&artist=191

http://www.detiseti.ru/moduls/myarteicles/print/1085/

6.5

Сказки о животных. Сопоставление сказок о животных, созданных разными народами

1

Игра «Кто больше?»

http://talebook.ru/fra/08/index.htm

http://hyaenidae.narod.ru/story1/010.html

http://skazki.rujn.ru/data.php?id=345&gr=54

http://www.velib.com/book.php?avtor=w_1_11&book=3310_1_1

7.6

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола»

1

Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения)

http://erema-o.livejournal.com/235753.html

8.7

Символика волшебной сказки

1

Творческая мастерская

Участие в коллективном диалоге

Из русской литературы XIX века (4ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.    
  • Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.      
  • Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание творческих работ.

УУД

  • Регулятивные:  умение определять промежуточные цели  с учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;   выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • Познавательные: умение структурировать знания;
  • Коммуникативные: владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка.

9.1

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы

1

Комментированный просмотр фильма

Художественный фильм «Руслан и Людмила»

10.2

Сюжет и герои поэмы «Руслан и Людмила»

1

Викторина

Викторина

11.3

М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

1

Участие в коллективном диалоге

http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm05/vo105/.155277.htm

12.4

Выпуск школьной «Литературной газеты»

1

Творческая мастерская

Написание творческих работ, иллюстрирование

Из зарубежной литературы (4ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к зарубежной литературе, уважительного отношения   к культуре других народов.
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.    
  • Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.

УУД

  • Регулятивные: составление плана и последовательности  действий;  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
  • Коммуникативные:  умение строить собственное высказывание.

13.1

«Томас-рифмач». Шотландская легенда

1

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.  

http://www.toys-house.ru/skazki.php?id=1315

14.2

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы

1

Читательская конференция

Доклады по теме

15.3

Дж.Р.Р.Толкиен. Повесть-сказка «Хоббит, или Туда и обратно»

1

Беседа

http://www.tolkien.olmer.ru/about.htm

16.4

Путешествие с Бильбо Бэггинсом

2

Занятие-путешествие

Краткий пересказ

http://bkm.narod.ru/newj0/arda/karta/map.jpg

Из русской литературы XX века (5ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
  • Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание творческих работ.

УУД

  • Регулятивные:  умение определять промежуточные цели  с учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;  

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
  • Коммуникативные:  владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка различного уровня.

        

17.1

П.П.Бажов. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

1

Комментированное чтение

18.2

Сказ «Малахитовая шкатулка»: Танюшка-мастерица

1

Контент-анализ

19.3

Тайны «Малахитовой шкатулки»

1

Викторина

Викторина

20.4

Б.В.Шергин. Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки»

1

Беседа

http://www.boris-shergin.ru/?p=19

21.5

Б.В.Шергин. Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»

1

Создание собственных иллюстраций

http://www.boris-shergin.ru/?p=17 http://community.livejournal.com/boris_shergin/profile

Из зарубежной литературы (2ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к зарубежной литературе, уважительного отношения   к культуре других народов.
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.    
  • Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.

УУД

  • Регулятивные: составление плана и последовательности  действий;  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
  • Коммуникативные:  умение строить собственное высказывание.

22.1

Сат-Ок: судьба писателя. «Таинственные следы»

1

Выразительное чтение

http://impuls.vstu.vinnica.ua/?news_ id=386 http://www.vbooks.ru/AUTHORS/SATOK/022510.html#

23.2

Сат-Ок. «Таинственные следы». Книги про идейцев

1

Краткий отзыв

Из русской литературы XX века (3ч)

Результаты

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
  • Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
  • Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание творческих работ.

УУД

  • Регулятивные:  умение определять промежуточные цели  с учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;  

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
  • Коммуникативные:  владение теоретико-литературной терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста,  владение изобразительно-выразительными средствами языка различного уровня.

24.1

В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата»

1

Создание собственных иллюстраций

http://www.rusf.ru/vk/book/ja_idu_vstrechat_brata/main.htm

25.2

Командор и «Каравелла»

1

Беседа

http://www.rusf.ru/vk/

26.3

«Строим наш мир»

1

Творческая мастерская

Написание собственных произведений

Из теории литературы (9ч)

27.1

Поэзия: рифма, виды рифмовки

1

Самостоятельная исследовательская работа-конкурс

http://www.litera.ru/stixiya/authors/tolstoi/pod-bronej-s.html

28.2

Поэзия: размеры стиха

1

Игра «Сочиняем по цепочке»

29.3

«Гусиное перо»

1

Творческая мастерская

Игра «Сочиняем по цепочке»

30.4

Выпуск школьной «Литературной газеты»

1

Творческая мастерская

31.5

Выпуск школьной «Литературной газеты»

1

Творческая мастерская

Конкурс «Чистоговорка»

32.6

Что читать летом?

1

Занятие-конкурс

Конкурс рекламных роликов

33-35.7-9

Резервные занятия

3


Ведущие формы, методы и технологии

Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:

  • Технология проблемного диалога;
  • Метод проектов;
  •  Игровые технологии

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные. 

Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы

Формы контроля:

  • ролевые этюды
  • инсценирование сказок
  • мини-сочинения
  • игры-викторины
  • мини-спектакли
  • выставки рисунков, творческих работ, проектов.

Основное учебное оборудование, используемое в 5 классе:

  1. Демонстрационные пособия:
  • Таблицы демонстрационные "Литература 5 класс"
  • Таблицы демонстрационные "Литература 5-11 кл. Теория литературы"
  1. Портреты писателей
  2. Слайд-комплекты с мультимедийным приложением
  • Электронное наглядное пособие с приложением "Сказки А.С. Пушкина"
  1. Видеофильмы
  • Видеофильм на DVD А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила"
  •      Компакт-диск "Хрестоматия по русской литературе для 5 класса

Учебно-методическое обеспечение программы:

для учителя (основное)

1. Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

6. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1998.

               

  для учащихся (основное)

1. Твой Кругозор. Литература. – М.: Просвещение, 2011

ЦОР в образовательном процессе

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://edusource.ucoz.ru- Образовательные ресурсы

  Издательский дом «Первое сентября»:

 http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

 http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

 Федеральный портал «Российское образование»:

 www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

 Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

 http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература

 Методические материалы:

 www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по  литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках литературы

 

Лист внесения изменений и дополнений

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...