Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Лира".
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
· поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lira._vneurochka.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» на м/о учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 Протокол № 1 от « 24 » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ № 3 _______/Т.В.Богомазова/ «26»августа2016г. | «Принято» Педагогическим советом Протокол № 1 от «29»августа 2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 3 ______ /Т.М. Лабуренко/ Приказ № 157-од от «30 » августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Лира»
(в рамках внеурочной деятельности)
5 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Максименко Лариса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Бийск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр.
Паспорт программы ………..……………………… ……………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………4
Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса………………………………………………5
Календарно-тематический план …………………………………………………………………………………………….6
Ведущие формы, методы, технологии……………………………………………………………………………………..13
Основное учебное оборудование…………………………………………………………………………………………...13 Учебно-методическое обеспечение программы…………………………………………………………………………...14
Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………………………………..15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа внеурочной деятельности
Статус программы: рабочая программа учебного курса «Лира» для 5 класса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие творческих способностей;
- для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 классов МБОУ СОШ № 3
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля:
- ролевые этюды
- инсценирование сказок
- мини-сочинения
- игры-викторины
- мини-спектакли
- выставки рисунков, творческих работ, проектов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Лира» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2016- 2017 учебный год
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской литературе;
Метапредметные:
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• уметь вести диалог;
• написание собственных творческих работ;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ / п | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | Тип занятия | Форма контроля | Информационные ресурсы | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Введение (1ч) | |||||||
Результаты
УУД
| |||||||
1.1 | Божества славянского язычества | 1 | Занятие-исследование | Словесное рисование | http://velanis.livejournal.com/1977.html | ||
Устное народное творчество (7ч) | |||||||
Результаты
УУД
| |||||||
2.1 | Детский фольклор | 1 | Озвучивание жанровых сценок | http://anyrybalka.livejournal.com/196379.html | |||
3.2 | Особенности детского фольклора | 1 | Занятие-исследование | Самостоятельная исследовательская работа | |||
4.3 | Небылицы | 1 | Творческая мастерская | Мини-концерт | http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/rss/rss-116-.htm | ||
5.4 | Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказочная интонация | 1 | Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей; иллюстрации к сказке | http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art2&id=1265&artist=191 http://www.detiseti.ru/moduls/myarteicles/print/1085/ | |||
6.5 | Сказки о животных. Сопоставление сказок о животных, созданных разными народами | 1 | Игра «Кто больше?» | http://talebook.ru/fra/08/index.htm http://hyaenidae.narod.ru/story1/010.html http://skazki.rujn.ru/data.php?id=345&gr=54 http://www.velib.com/book.php?avtor=w_1_11&book=3310_1_1 | |||
7.6 | Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения) | http://erema-o.livejournal.com/235753.html | |||
8.7 | Символика волшебной сказки | 1 | Творческая мастерская | Участие в коллективном диалоге | |||
Из русской литературы XIX века (4ч) | |||||||
Результаты
УУД
| |||||||
9.1 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы | 1 | Комментированный просмотр фильма | Художественный фильм «Руслан и Людмила» | |||
10.2 | Сюжет и герои поэмы «Руслан и Людмила» | 1 | Викторина | Викторина | |||
11.3 | М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб» | 1 | Участие в коллективном диалоге | http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm05/vo105/.155277.htm | |||
12.4 | Выпуск школьной «Литературной газеты» | 1 | Творческая мастерская | Написание творческих работ, иллюстрирование | |||
Из зарубежной литературы (4ч) | |||||||
Результаты
УУД
| |||||||
13.1 | «Томас-рифмач». Шотландская легенда | 1 | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | http://www.toys-house.ru/skazki.php?id=1315 | |||
14.2 | Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы | 1 | Читательская конференция | Доклады по теме | |||
15.3 | Дж.Р.Р.Толкиен. Повесть-сказка «Хоббит, или Туда и обратно» | 1 | Беседа | http://www.tolkien.olmer.ru/about.htm | |||
16.4 | Путешествие с Бильбо Бэггинсом | 2 | Занятие-путешествие | Краткий пересказ | http://bkm.narod.ru/newj0/arda/karta/map.jpg | ||
Из русской литературы XX века (5ч) | |||||||
Результаты
УУД
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
| |||||||
| |||||||
17.1 | П.П.Бажов. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» | 1 | Комментированное чтение | ||||
18.2 | Сказ «Малахитовая шкатулка»: Танюшка-мастерица | 1 | Контент-анализ | ||||
19.3 | Тайны «Малахитовой шкатулки» | 1 | Викторина | Викторина | |||
20.4 | Б.В.Шергин. Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки» | 1 | Беседа | http://www.boris-shergin.ru/?p=19 | |||
21.5 | Б.В.Шергин. Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин» | 1 | Создание собственных иллюстраций | http://www.boris-shergin.ru/?p=17 http://community.livejournal.com/boris_shergin/profile | |||
Из зарубежной литературы (2ч) | |||||||
Результаты
УУД
| |||||||
22.1 | Сат-Ок: судьба писателя. «Таинственные следы» | 1 | Выразительное чтение | http://impuls.vstu.vinnica.ua/?news_ id=386 http://www.vbooks.ru/AUTHORS/SATOK/022510.html# | |||
23.2 | Сат-Ок. «Таинственные следы». Книги про идейцев | 1 | Краткий отзыв | ||||
Из русской литературы XX века (3ч) | |||||||
Результаты
УУД
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
| |||||||
24.1 | В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата» | 1 | Создание собственных иллюстраций | http://www.rusf.ru/vk/book/ja_idu_vstrechat_brata/main.htm | |||
25.2 | Командор и «Каравелла» | 1 | Беседа | http://www.rusf.ru/vk/ | |||
26.3 | «Строим наш мир» | 1 | Творческая мастерская | Написание собственных произведений | |||
Из теории литературы (9ч) | |||||||
27.1 | Поэзия: рифма, виды рифмовки | 1 | Самостоятельная исследовательская работа-конкурс | http://www.litera.ru/stixiya/authors/tolstoi/pod-bronej-s.html | |||
28.2 | Поэзия: размеры стиха | 1 | Игра «Сочиняем по цепочке» | ||||
29.3 | «Гусиное перо» | 1 | Творческая мастерская | Игра «Сочиняем по цепочке» | |||
30.4 | Выпуск школьной «Литературной газеты» | 1 | Творческая мастерская | ||||
31.5 | Выпуск школьной «Литературной газеты» | 1 | Творческая мастерская | Конкурс «Чистоговорка» | |||
32.6 | Что читать летом? | 1 | Занятие-конкурс | Конкурс рекламных роликов | |||
33-35.7-9 | Резервные занятия | 3 |
Ведущие формы, методы и технологии
Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:
- Технология проблемного диалога;
- Метод проектов;
- Игровые технологии
Реализация СДП обучения опирается на методы:
- активные;
- интерактивные;
- исследовательские;
- проектные.
Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы
Формы контроля:
- ролевые этюды
- инсценирование сказок
- мини-сочинения
- игры-викторины
- мини-спектакли
- выставки рисунков, творческих работ, проектов.
Основное учебное оборудование, используемое в 5 классе:
- Демонстрационные пособия:
- Таблицы демонстрационные "Литература 5 класс"
- Таблицы демонстрационные "Литература 5-11 кл. Теория литературы"
- Портреты писателей
- Слайд-комплекты с мультимедийным приложением
- Электронное наглядное пособие с приложением "Сказки А.С. Пушкина"
- Видеофильмы
- Видеофильм на DVD А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила"
- Компакт-диск "Хрестоматия по русской литературе для 5 класса
Учебно-методическое обеспечение программы:
для учителя (основное)
1. Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
6. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1998.
для учащихся (основное)
1. Твой Кругозор. Литература. – М.: Просвещение, 2011
ЦОР в образовательном процессе
http://school-collection.edu.ru/about/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://edusource.ucoz.ru- Образовательные ресурсы
Издательский дом «Первое сентября»:
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы
Федеральный портал «Российское образование»:
www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках литературы
Лист внесения изменений и дополнений
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...