Тема:Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место» | Тип:урок «открытия» нового знания |
Задачи:- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей; - создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией; - освоить теоретико-литературные понятия; - совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого; - формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные | - проникновение в художественный мир Н.В.Гоголя;
- овладение процедурами смыслового анализа текста;
- формирование литературоведческого чутья (интуиции);
- умение воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления.
| - умение определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе постижения результата, строить логические рассуждения и делать выводы;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- смысловое чтение;
- уметь осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
| - развитие эмоционально-чувственной и интеллектуальной сторон личности;
- усвоение гуманистических ценностей;
- формирование потребности в творческом самораскрытии;
- формирование готовности к самопознанию и самосовершенствованию, к созидательной деятельности.
|
|
Межпредметные связиМузыка (П.Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло или Таисия Повалий «Цвiте терен» украинская народная песня) |
Ресурсы урока |
Информационно-методические:учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2012; портрет писателя, выставка книг, путевой лист ученика | Материально-технические:Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация учителя ГБОУ «СОШ № 261 г.Санкт-Петербурга Несновой Т.А., презентация |
Предварительное задание к уроку |
Фронтальное задание: прочитать повесть «Заколдованное место» Н.В.ГоголяИндивидуальные задания:1) На основе слов (волость, хутор, левада, баштан, кавун, цыбуля, россказни, раздобары, курень, люлька, сопилка) составить рассказ, в котором узнавалось бы содержание повести. 1 учащийся2) Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе с опорой на презентацию (дает учитель): 1 ученик – о жизни писателя с детских лет до поездки в Петербург; 2 ученик – о создании сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».3) Изучить карточки информаторы с легендами и поверьями, подготовить пересказ текста. 4 учащихся. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
|
|
Мотивация познавательной деятельности |
Содержание деятельности ученика | Содержание деятельности учителя |
Очень. Это интересно. Необычно. Тайна всегда привлекает.
Да. Бывает интересно и страшно одновременно. Надо в них разобраться!
Текст – результат выполнения домашнего задания одним учеником: на основе ряда слов, требующих пояснения, составить небольшой рассказ, который бы соответствовал содержанию повести.
Учащиеся настраиваются, внимательно слушают,
дают ответы:Да это рассказ о герое из повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя. О деде Максиме.Не все понятно, потому что многие слова незнакомые. Надо в словарь смотреть. Действие рассказа происходить на Украине. Многие слова вышли уз употребления, нет уже тех предметов, вещей, что они означали.Один из членов группы озвучивает слова. Учащиеся проверяют по слайдам презентации.
| Звучит народная украинская музыка П.Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло или Таисия Повалий. На ее фоне:Здравствуйте, ребята! Вам нравятся странные, таинственные истории? Почему? А когда они происходят с вами? А как вы думаете, что делать в ситуации, когда происходит нечто странное? Помогите мне разобраться, прихожу к вам на урок, а на столе – бумага странного содержания. Учитель читает: «В Н-ской волости хуторок был рядом с левадой. Жил в нем один дед, довольно крепкий. На баштанах кавуны выращивал, в огороде цыбулю. Очень любил дед с чумаками россказни да раздобары вести. Бывало, сядет с ними в кружок впереди куреня, закурит люльку и пойдет рассказывать – только уши развешивай. Прерывались редко, когда сопилка звучала. Тут дед первым вскакивал и начинал по гладкому месту так ногами вывертывать, так дробно и мелко чесать, что любо-дорого глядеть!» Текст можно показать на слайде.
Вы правы. Этот рассказ составил ваш друг…, прочитав повесть. Вы все в нем понимаете?Почему в нем так много незнакомых нам, странных слов?
Давайте объясним странные слова, которые выделены в тексте? На столе карточки со словами и значениями слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Соедините линией слово со значением (работа в группах: у каждой группы свои слова). Оцените свою работу, проставив смайлик от группы.
|
Актуализация необходимых знаний |
Да. Очень. Оно необычное, о том, как дед клад искал. В нем есть страшные, загадочные ситуации: старик встречается с нечистой силой, которая его пугает. А клад потом исчезает!Потому что все таинственное начинается с этого места. В этом месте происходят странности, появляются какие-то существа. Дед на этом месте запутался – оно или не оно.
«Аленький цветочек» Аксакова, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, «Гарри Поттер» и др.
Мы будем говорить о Н.В.Гоголе. Надо обязательно узнать о его книге «Вечера на хуторе близ Диканьки», потому что в ней много таинственного. О «Заколдованном месте», его герое, смысле произведения.
- Учащиеся в тетрадях (путевом листе) записывают тему и задачи урока.
| Скажите, ребята, вам понравилось произведение Гоголя? Если да, то чем?
Ребята, а почему Н.В.Гоголь дал повести такое название «Заколдованное место»?Вы правы, ребята. Вы смогли уловить загадку места. Назвали его черты. Здесь происходят странные явления, пересекаются волшебный и обыденный миры (Слайд презентации «Особенности заколдованного места») Но нас с вами ждут еще открытия, если мы обратимся к тексту повести…Скажите, а в каких произведениях тоже рассказывалось о таких таинственных местах? Если не назовут, то показать слайд «Заколдованное место» в литературных произведениях».Кстати, у самого писателя Н.В. Гоголя не одно произведений, в которых встречаются загадочные «заколдованные места» (Слайд презентации «Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»»). Чему и кому будет посвящен наш урок? Что бы вы хотели сегодня узнать?
Вы молодцы, ребята! Запишем тему урока.
|
Организация познавательной деятельности |
1. Знакомство с личностью писателя - Учащиеся записывают качество, которое, по их мнению, может помочь им в начале путешествия (любознательность, умение слушать, любопытство, доброжелательность, внимание к деталям, мобильность и др.)
- Первый экскурсовод рассказывает о детстве Н.В.Гоголя
- Второй – о создании книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Учащиеся слушают, заполняют путевые листы.
- Был разным: и замкнутым, и очень подвижным, веселым. Рано обнаружился талант… Интересовался украинским фольклором…
- Больше узнать о …Прочитать сборник «Вечера…» или что-то из него…
|
- Попробуем окунуться в мир, в котором жил Николай Васильевич Гоголь, один из самых загадочных писателей ХIХ века. Перед вами, ребята, выступят ваши одноклассники. Попробуйте во время их рассказа определить для себя, что вы узнали о писателе и что бы хотели узнать еще? У каждого их вас путевой лист. Заполните таблицу «Мои заметки об услышанном». См ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Тихо звучит народная украинская музыка.
Вопросы к классу:Что нового для себя вы почерпнули из рассказов своих одноклассников?
Какие вопросы у вас возникли по ходу рассказа о писателе?
|
2. Народные предания о кладах - основа повести «Заколдованное место»
- Подготовленные учащиеся, используя карточки-информаторы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), рассказывают классу о преданиях и народных поверьях.
- Учащиеся составляют памятку (см ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Отвечая односложно, они имеют возможность, опираясь на сами вопросы, составить предложения. Получается текст, который озвучивается 1-2 учениками и уточняется.
Учащиеся озвучивают версии: - 1) Можно выяснить, на какие именно легенды и сказания опирался Гоголь.
- 2) Можно сравнить легенды и текст писателя. Так можно узнать, внес ли Гоголь что-нибудь свое или точно следовал преданиям.
- 3) Можно узнать отношение автора к тому, что он изобразил: к герою и его поступкам, событиям?
|
Учащиеся должны заметить, что Н.В.Гоголь интересовался украинским фольклором. Отталкиваясь от этого, продолжить разговор - Слайд «Народные предания – основа повести «Заколдованное место»
«Ещё несколько слов о колядах, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов… Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно». Н.В.ГОГОЛЬ - Давайте вслед за Гоголем и мы разберемся в народных преданиях и поверьях, встретимся со знатоками народных легенд. А ваша задача – на основе их рассказа составить памятку «О кладовиках и кладоискателях».
Ребята, как эта памятка может нам помочь при дальнейшей работе с текстом повести Н.В.Гоголя? Сделайте предположения.
Мы обязательно должны проверить ваши версии. А для этого необходимо обратиться к тексту повести. |
3. Работа с текстом. Выборочное чтение. Комментарий текста Овладение навыками выборочного чтения текста, построение речевых высказывании в соответствии с задачами коммуникации, формулирование собственного мнения, поиск аргументов. - От первого лица. Рассказывает дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич. Это помогает нам представить себя героем произведения, побывать на месте действия.
- Деда Максима. Это он рассказал своему внуку историю, которая с ним произошла, а тот, уже став дьячком, рассказывает ее нам. (Можно уточнить, что третий рассказчик Панько Рудый, это с его слов Гоголь уже записал истории).
- Наверно, так подчеркивается непридуманность историй из жизни украинского народа, их правдивый характер. /Гоголь хотел показать глубину веры простых людей в нечистую силу и ее возможности.
- Какую мудрость, заповедь или какой урок хочет передать дед своему внуку?
- Версии: От начала до конца посмотреть (сюжет), как ведет себя герой - дед (характеристика героя). Разобраться, что произошло с дедом (кульминация и развязка). Каким был дед (герой, характеристика), почему он решил, что то, что с ним произошло так важно для всех (развязка)…
|
Вопросы по тексту:- От какого лица ведется повествование? Кто? Какой смысл это придает повествованию?
- Кого еще можно считать рассказчиком в повести? Можно помочь: О ком эта цитата: «Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал».
- Итак, почему так много рассказчиков? Слайд «Рассказчики в «Заколдованном месте».
- Все верно. Из уст в уста в народе передаются истории, которые заслуживают, чтобы их рассказывали. В них скрыт урок, народная мудрость, заповедь, т.е. то, что должно научить других не совершать подобных ошибок. Чем чаще история на устах, тем весомее она для народа.
- Над каким вопросом мы с вами будем работать сейчас?
- Предположите, что нам предстоит для этого сделать?
Ответы учащихся помогут выйти на сюжет и композицию повести, ее элементы, образ деда.
|
4. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните. | Ребята, думаю, нам стоит передохнуть перед серьезным для нас испытанием. Давайте разомнемся. Мы ведь тоже, как герой Гоголя, ищем свой клад.
С новыми силами продолжим работу. |
5. Работа над сюжетом и композицией повести. Учащиеся заполняют в путевом листе правые столбцы по ходу работы. - О дьявольской силе, которая обморочила человека.
- Повествование начинается с рассказа о жизни крестьянской семьи летом, с занятий каждого члена семейства, прежде всего деда. Это необходимо, чтобы было понятно где, когда и с кем происходят события, каков характер героя.
- События становятся нереальными, когда дед вдруг не может до конца дотанцевать на гладком месте. Он вступает в противоречия с нечистой силой.
- Дед находит котел с кладом, и нечистая сила пугает деда.
- Оказалось, что это простой котел с сором и мусором. Нечистая сила обманула деда.
- Нечистая сила всегда обманет. «Все, что ни скажет враг Господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет!»
- Это вывод уже самого дьячка. С таких же слов начинался его рассказ.
- Никогда на заколдованном месте не росло ничего путного. «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»
Учащиеся оценивают свои действия на данном этапе урока. Рядом со своей табличкой в путевом листе рисуют смайлик.
- Рассказ в рассказе, кольцевое обрамление, рассказ-хроника, все события сосредоточены вокруг одного героя, действия исчерпаны полностью. (Если не получится, то вывод сделать учителю).
|
- Зачитайте/просмотрите начало повести. Какую изначально историю рассказчик-дьячок хочет поведать?
- Какие эпизоды предшествуют рассказу о нечистой силе? С чего дьячок начинает свой рассказ?
- Итак, повествование о жизни, быте, нравах семейства дьячка – это экспозиция, преддверие событий. Нет ничего странного, никаких противоречий. А с какого момента, по-вашему, возникает некое противоречие и события приобретают иной характер, нереальный, фантастический?
- Когда, по-вашему, противоречия деда с нечистой силой достигают своего пика?
- Какой клад откопал дед? Как разрешаются все противоречия деда с нечистой силой?
- Какой урок из общения с нечистым извлекает для себя старик? Зачитайте.
- Зачитайте концовку повести. Чьи это слова, деда или дьячка? Когда вы их уже слышали?
- Почему он тоже уверен в том, что нечистая сила морочит человека?
Итак, мы ответили на ваш вопрос-задание? Сравните свои таблички с образцом. Слайд «Сюжет и композиция повести». Оцените свои действия на данном этапе урока. Рядом со своей табличкой в путевом листе поставьте смайлик. - Ребята, какие выводы напрашиваются еще при наблюдении над сюжетом повести, ее композицией? Внимательно посмотрите в свои путевые листы.
|
6. Работа в группах над характеристикой деда Максима.
Учащиеся обсуждают вопросы в группе, проговаривают ответы на них, подбирают нужные эпизоды для подтверждения своей мысли, готовят цитаты из текста. Затем выступления от каждой группы. При ответе одной группы учащиеся другой имеют возможность дополнить. - 1. Рассказывая историю деда, дьячок описывает все очень подробно и с добрым юмором. Деда он помнит крепким еще стариком. Называет его «старым хреном», но без злобы. Чувствуется, что деда он любил. Дед был веселым, интересным, подвижным человеком, молодым в душе. С ним одна странная история случилась. Нечистая сила одурачила деда, заставила поверить, что он нашел клад. А это был котел с мусором. Не с каждым такое случается – повстречаться с нечистой силой.
2. Летом дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень. Он выращивал арбузы и дыни. Трудиться любил. Утром от солнца укрывал кавуны и дыни, а вечером снимал листья. Любил общаться с проезжими чумаками, которых за день возов пятьдесят проедет. Чумаки народ бывалый, разные истории рассказывали без устали. Дед любил послушать и поговорить, так на Украине коротали время и отдыхали. Дед был подвижным, веселым и увлекающимся человеком, любил плясать под сопилку. 3. Дед Максим не стеснялся в выражениях. Своих внуков он называл «собачьими детьми», «чертовыми детьми», хлопцы. Но все это без злобы, с юмором, с любовью. Сами внуки на деда не в обиде. Речь у деда яркая. Он на ты с нечистой силой, видно, ему страшно, поэтому он пытается сочными выражениями придать себе смелости. Когда на него вылили помои, он сказал: «Как опарила! Как будто свинью перед Рождеством!» Может посмеяться над собой. Признает свой проигрыш, неудачу. Дед – очень живой. Интересный и нескучный человек, потому что ему все любопытно. Главное – старик показан очень живым человеком. Подробно, в деталях. Он нравится своей неуемной энергией, активностью и бесстрашием. | Мы переходим к приятному для вас этапу работы – знакомству с героем и его характером. Опишем, каким человеком он был? - Учащимся предлагается задание: на основе вопросов составить рассказ о старике.
- 1 группа: дед Максим глазами своего внука, дьячка.1) Как описывает своего деда рассказчик? 2) Каким человеком запомнился дед внуку? 3) Как дьячок–рассказчик называет своего деда? 4) Как к нему относится? С каким чувством? 5) Какая история из жизни деда запомнилась особенно? Почему? Приводите примеры из текста.
- 2 группа: о занятиях деда и его пристрастиях. 1) Чем дед рассказчика занимался летом? 2) Как он относился к труду? 3) Почему дед любил общаться с проезжими чумаками? 4) Какие еще пристрастия были у деда? 5) С какой стороны эти увлечения раскрывают его характер?
- 3 группа: речь деда Максима. 1) Как дед Максим называет своих внуков? Прокомментируйте. Как, по-вашему, он к ним относится, с каким чувством? 2) Докажите, что речь деда образная, в ней встречаются яркие сравнения? Докажите, что дед Максим был веселым человеком, с юмором. 4) Какими словами насыщена речь деда во время встреч с нечистой силой? Почему? 5) Какие еще качества характера раскрываются через речь? Назовите.
После прослушанных ответов можно задать вопрос: какую черту характера деда уловили все три группы? Подробно он описан в повести или поверхностно? Вопросы помогут подвести итоги. |
Подведение итогов |
1. Выводы по тексту. Ребята просматривают пункты Памятки. - Несомненно, Гоголь опирался на предания. Но он их хорошо переработал. В повести много подробностей и переживаний деда, его эмоций, много смешных моментов. Есть расхождение в 5 пункте: клады не давались жадным и корыстным людям. Но дед смог вынести с заколдованного места клад (потому что человек он не жадный), но когда оказался у себя дома, в котле был один мусор. Почему? Гоголь делает ставку не на черты характера, а на способ добытого клада. Клад достался даром, поэтому он мусор!
2. Рефлексия. Оценка своей деятельности: 1) Я узнал…2) Мне удалось… 3) Надо постараться… |
- Ребята мы проделали с вами большую работу. Осталось подвести итоги. Используя памятку для кладоискателей (идите по пунктам), опираясь на текст Гоголя, подумайте, в какой мере писатель следовал народным преданиям в повести? Чем занимательнее, интереснее текст Гоголя?
- Как вывод показать на слайде.
|
Объяснение домашнего задания. Еще одно отличие повести: фантастические элементы вставлены в бытовую реалистическую рамку. Исследователь творчества Н.В.Гоголя Н.Л.Степанов считает, что в «Заколдованном месте», как и в «Пропавшей грамоте» и в «Ночи перед Рождеством», «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Попробуйте дома найти фантастические элементы и реалистические. Сделать это будет нетрудно. Путевые листы вам помогут. |
|