Рабочая программа по литературе (5 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl._2015-2016.docx | 66.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Теньковская средняя общеобразовательная школа»
Теньковского сельского поселения
Камско-Устьинского муниципального района РТ
Рабочая программа
по курсу «Литература»
Потаповой Марины Алексеевны
Высшая квалификационная категория
5 класс
2015 – 2016 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 5
Учитель Потапова Марина Алексеевна
Количество часов:
всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 3.
Планирование составлено на основе:
1. Государственных образовательных стандартов. (Сборник нормативных документов) / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев,- М.: Дрофа, 2009.
2. Авторской программы. Коровиной В.Я, Журавлёва В.П., Збарского И.С., опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. Составитель В.Я. Коровина. Издательство «Просвещение», 2014 год.
Учебники:
Обучение ведётся по УМК под редакцией В.Я. Коровиной:
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях, с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия). – М.: Просвещение, 2012.
2. Коровина В.Я., В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактический материал по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература:
1.Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2009.
2. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М.: Просвещение. 2010.
3. Интернет – ресурсы.
Методические пособия:
1. Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы. Поурочное планирование. – С-П: Паритет, 2008.
3. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2009.
4. Шадрина С.Б. Литература. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2009.
5. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2009.
6. Журнал «Литература в школе».
7. Газета «1 сентября. Литература». Электронная версия.
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3 Постановления Кабинета Министров республики Татарстан №401 от 16.06.2008 г. «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования» и письма МО и Н РТ № 8347/9 от 2.11.2009 г.
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
5. Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
6. Авторской программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, И.С. Збарского, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. Составитель В.Я. Коровина. Издательство «Просвещение», 2014 год.
7.Учебного плана МБОУ «Теньковская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
8. Положения о рабочей программе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объёме 70 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель. Учебный план МБОУ «Теньковская СОШ» также предусматривает изучение литературы в объёме 70 часов, 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
5 - 6 классы.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Цели обучения русской литературе в 5 классе:
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
0 овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи организации учебной деятельности:
· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Планируемые результаты изучения литературы в 5 классе
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
- четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий» (ФУУД), «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» (ФИКТ), «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (УИиПД) и «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (СЧ);
- учебной программы «Литература».
Личностные результаты обучения:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- формировать умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
- воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) и анализа (в 7-9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
- традиционное обучение,
- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения),
- интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах),
- уровневая дифференциация,
- проблемное обучение,
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Учебно-тематический план по предмету «Литература»
для 5 класса рассчитан на 70 часа (2 часа в неделю)
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе: | |||
Уроки | Уроки разв. речи | Уроки вн. чт. | Контр. работы | |||
1. | Введение | 1 | 1 | |||
2. | Устное народное творчество | 5 | 4 | 1 | ||
3. | Древнерусская литература | 1 | 1 | |||
4 | Литература XVIII века | 1 | 1 | |||
5. | Русская литература XIX века | 30 | 21 | 4 | 3 | 2 |
6. | Русская литература XX | 22 | 16 | 5 | 1 | |
7 | Из зарубежной литературы | 10 | 4 | 2 | 4 | |
Итого | 70 | 44 | 12 | 7 | 3 |
Учебно-методическое обеспечение по литературе
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995год.
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
6. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Произведения для заучивания наизусть.
Приложение 1.
И.А. Крылов. Басни.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Приложение 2
Список литературы для самостоятельного чтения.
Из русской литературы XIX века.
И.А.Крылов. 3 – 4 басни по выбору.
К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес.
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века.
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
М. М. Пришвин. Моя родина.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Ю.Ким. Рыба-кит.
Из зарубежной литературы.
Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||||
I четверть (17 ч) Введение (1 ч.) | ||||||||||
Книга в жизни человека. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Слово учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи. | Научиться пользоваться, учебником, определять роль книги в жизни человека, различать виды сказок, знать характерные для сказок речевые обороты, научиться определять мораль сказки. | Уметь выделять информацию из учебника, уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, применять метод информационного поиска, уметь осознавать усвоенный материал. | Формировать «стартовую» мотивацию к обучению, формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, формировать нравственную позицию школьника на основе поступков положительного героя, формировать навыки самоанализа и самоконтроля. | ||||
Устное народное творчество (5 ч.) | ||||||||||
Малые жанры фольклора. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, чтение статьи учебника, обсуждение, работа с учебником, мультимедийная презентация. | Научиться пользоваться, учебником, определять роль книги в жизни человека, различать виды сказок, знать характерные для сказок речевые обороты, научиться определять мораль сказки. | Уметь выделять информацию из учебника, уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, применять метод информационного поиска, уметь осознавать усвоенный материал. | Формировать «стартовую» мотивацию к обучению, формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, формировать нравственную позицию школьника на основе поступков положительного героя, формировать навыки самоанализа и самоконтроля.
| ||||
Русские народные сказки. «Царевна - лягушка» как волшебная сказка. | 1 | Урок общеметодической направленности. Видео – урок. | Слово учителя, беседа, работа с худ. текстом, видео, пересказ, анализ художественного текста. | |||||||
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - беседа | Беседа, чтение, пересказ, работа с художественным текстом, пересказ. | |||||||
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок – беседа. | Беседа, чтение, пересказ, работа с художественным текстом. | |||||||
Р/р Сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки». Подготовка к д/с. | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа-презентацией. | |||||||
Древнерусская литература (1 ч.) | ||||||||||
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок – творческое чтение. | Слово учителя, чтение, беседа, ответы на вопросы, работа с различными источниками информации, работа с мультимедиа-презентацией. | |||||||
Русская литература XVIII века (1 ч.) М.В. Ломоносов (1 ч.) | ||||||||||
М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру». | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы. | |||||||
Русская литература XIX века (30 ч.) И.А. Крылов (4 ч.) | ||||||||||
Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе. | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Рассказ учителя, беседа, работа с худ. тестом, с различными источниками информации, сообщение. | Научиться понимать иносказательный смысл басен и их мораль, выделять особенности авторской сказки, научиться находить в поэтических текстах ИВС языка, сопоставлять народную и литературную сказку, научиться составлять первичный проект, научиться читать по ролям, определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника, аргументировать своё отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, видеть реальное и фантастическое в произведениях, выражать своё мнение о поступках героев, научиться выявлять нравственную проблематику произведения. | Уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме, уметь делать анализ текста, формировать ситуацию рефлексии -- самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности, уметь обсуждать разные точки зрения и приходить к общему мнению, уметь выделять в тексте главное, формулировать возможный вариант решения проблемы. | Формировать навыки самоанализа и самоконтроля, уважение к культурному наследию нашей Родины, формировать навык и сопоставления, формировать познавательный интерес к общекультурному наследию России, навыки анализа текста, расширять кругозор. | ||||
И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и Ягненок». | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок-экскурсия. | Сообщение, работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, ответы на вопросы. | |||||||
И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - творческое чтение. | Слово учителя, чтение и обсуждение басен, ответы на вопросы. | |||||||
«Волк на псарне» - басня о войне 1812 г. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок – инсценировка. | Слово учителя, чтение и обсуждение басни, ответы на вопросы, инсценировка. | |||||||
В. А. Жуковский (2 ч.) | ||||||||||
В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, обсуждение, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения. | |||||||
Баллада В.А. Жуковского «Кубок». | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения. | |||||||
А. С. Пушкин (5 ч.) | ||||||||||
Детство А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок-экскурсия. | Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение. | |||||||
«У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Зачет по темам «Фольклор. Древнерусская литература. И.А.Крылов. В.А.Жуковский. А.С.Пушкин». | 1 | Урок контроля. | Инструктаж, инд. работа, письменная работа, работа в парах. | |||||||
II четверть (14 ч.) | ||||||||||
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: противостояние добрых и злых сил. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Р/р Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна». | 1 | Урок развития речи. Урок -сравнительный анализ. Урок развивающего контроля. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Антоний Погорельский (1 ч.) | ||||||||||
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, подробный пересказ отрывка сказки. | |||||||
В. Гаршин (1 ч.) | ||||||||||
Вс. Гаршин «Attаleа Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худым текстом, пересказ. | |||||||
М.Ю.Лермонтов (2 ч.) | ||||||||||
М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Р/ р Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино». | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. Урок-мастерская. | Анализ худ-ого текста, беседа. Чтение наизусть. | |||||||
Н.В.Гоголь (2 ч.) | ||||||||||
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»: сочетание комического и лирического. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок-экскурсия. | Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение. | |||||||
Вн. чт. Сочетание реального и фантастического в рассказах Н.В. Гоголя. | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Н.А.Некрасов (2 ч.) | ||||||||||
Н.А.Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок-экскурсия. | Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение. | Научиться находить автобиографические элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, выявлять нравственную проблематику произведения, объяснять внутренние связи элементов сюжета, научиться правильно давать ответы на поставленные вопросы, научиться анализировать эпическое произведение, выявлять основную идею произведения, авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев, научиться выявлять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно – следственные связи между ними, научиться анализировать художественный текст. | Уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев, уметь анализировать текст с целью выделения главных деталей, определять меры усвоения изученного материала, уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов, уметь строить высказывание с целью анализа текста. | Формировать мотивацию познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений, систему личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества. | ||||
Вн. чт. Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». «Крестьянские дети». | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы. | |||||||
И.С.Тургенев (4 ч.) | ||||||||||
И.С.Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Нравственный облик Герасима. Протест героя против рабства. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок-образ. | Слово учителя, анализ и интерпретация произведения, анализ образа, ответы на вопросы. | |||||||
Р/р И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сочинение. | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа-презентацией. | |||||||
Зачет по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А Некрасова, И.С. Тургенева. | 1 | Урок контроля. Урок-зачет. | Инструктаж, инд.работа, работа в парах. | |||||||
III четверть (21 ч.) А.А. Фет (1 ч.) | ||||||||||
А.А.Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок-экскурсия. | Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение, выразительное чтение и анализ стихотворения. |
| ||||||
Л.Н.Толстой (3 ч.) | ||||||||||
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену горцев. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок-портрет. | Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение. | |||||||
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение. | |||||||
Р/р Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. Обучение сравнительной характеристике. | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. Урок – сравнение. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
А.П.Чехов (1 ч.) | ||||||||||
А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок – киносценарий. | Рассказ учителя, беседа, работа с мультимедийной презентацией, статьей учебника, сообщение. | |||||||
Русские поэты XIXвека о Родине, родной природе и о себе (2 ч.) | ||||||||||
Образы природы в русской поэзии XIX века. Лирика Ф.И.Тютчева. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок – практикум. | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы. | |||||||
Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н..Майкова, И.З. Сурикова, А.В.Кольцова. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок – концерт. | Работа в группах, заучивание наизусть, ответы на вопросы, творческое чтение. | |||||||
Из русской литературы ХХ века (22 ч.) И.А. Бунин (1 ч.) | ||||||||||
И.А.Бунин Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Р/р Устное описание картины Г.Г. Мясоедова «Косцы». | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям, выделять существенное и главное по теме в тексте, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения, научиться различать жанр сказа и сказки, выделять нравственные проблемы, определять автобиографические черты произведения, анализировать композицию произведения, обобщать и систематизировать полученные знания. | Примерять методы информационного поиска, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста, уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, овладеть навыками смыслового чтения. | Формировать способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей , формировать навыки самоанализа и самоконтроля, формировать способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения | ||||
В.Г.Короленко (3 ч.) | ||||||||||
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - портрет героя. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Р/р Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Сочинение. | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение. | |||||||
С.А.Есенин (1 ч.) | ||||||||||
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
П.П.Бажов (2 ч.) | ||||||||||
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы героев в сказе. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - образ. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
К.Г.Паустовский (3 ч.) | ||||||||||
К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Роль пейзажа в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок – практикум. | Слово учителя, чтение и обсуждение произведения, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах. | |||||||
К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Слово учителя, чтение и обсуждение произведения, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах. | |||||||
С.Я.Маршак (2 ч.) | ||||||||||
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»: проблемы герои. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Художественные особенности драматической сказки С. Я. Маршака. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок-мастерская. | Анализ худ-ого текста, беседа. | |||||||
А.П.Платонов (2 ч.) | ||||||||||
А.П.Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Зачет по творчеству И.А.Бунина, В.Г.Короленко, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова. | 1 | Урок контроля. | Инструктаж, инд.работа, работа в парах. | |||||||
IV четверть (18 ч.) В.П.Астафьев (3 ч.) | ||||||||||
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
«Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - образ. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | |||||||
Р/р Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева.) | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение, работа с мультимедиа-презентацией. | |||||||
«Ради жизни на Земле…» (1 ч.) | ||||||||||
К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети. | 1 | Урок общеметодической направленности. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе. (2 ч.) | ||||||||||
Р/р Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: И.Бунин, Дон-Аминадо. | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы, пересказ, работа в группах. | |||||||
Родная природа в изображении русских писателей: А.Прокофьева, Д. Кедрина, Н.Рубцова. Р/р Устное описание картины В.Васнецова «Алёнушка». | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. Урок – концерт. | Работа в группах, заучивание наизусть, ответы на вопросы, творческое чтение. | |||||||
Писатели улыбаются (2 ч.) | ||||||||||
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, мультимедиа-презентация. | |||||||
Ю. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок-игра. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения. | |||||||
Из зарубежной литературы (10 ч.) Р.Л.Стивенсон (1 ч.) | ||||||||||
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | Научиться характеризовать поступки героев, выразительно пересказывать текст, давать характеристику героям, выделять нравственные проблемы, определять автобиографические черты произведения, анализировать композицию произведения, обобщать и систематизировать полученные знания, находить в тексте ИВС. | Примерять методы информационного поиска, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста, уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, овладеть навыками смыслового чтения. | Формировать способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей , формировать навыки самоанализа и самоконтроля, формировать способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения. | ||||
Д.Дефо (1 ч.) | ||||||||||
Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Сообщение, беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, пересказ понравившегося отрывка. | |||||||
Х.К.Андерсен (4 ч.) | ||||||||||
Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | Урок «открытия» нового знания. Урок - портрет. | Сообщение, беседа, работа с различными источниками информации, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. | Научиться характеризовать поступки героев, выразительно пересказывать текст, давать характеристику героям, выделять нравственные проблемы, определять автобиографические черты произведения, анализировать композицию произведения, обобщать и систематизировать полученные знания, находить в тексте ИВС. | Примерять методы информационного поиска, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста, уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, овладеть навыками смыслового чтения. | Формировать способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей , формировать навыки самоанализа и самоконтроля, формировать способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения. | ||||
Х.К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым .текстом, пересказ. | |||||||
Вн. чт. «Любовь, самоотверженность, страдание в сказке Г. Андерсена «Русалочка». | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения, ответы на вопросы. | |||||||
66 | Р/р Наши любимые сказки Андерсена. Подготовка к д/с. | 1 | Урок развития речи. Урок развивающего контроля. | Беседа, устное сообщение, ответы на вопросы, сочинение «Добро и зло в сказках Г.Х. Андерсена». | ||||||
Ж.Санд (1 ч.) | ||||||||||
67 | Вн. чт. Спор героев о красоте в сказке Ж.Санд «О чем говорят цветы». | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, худ-ый пересказ отрывка. | ||||||
М.Твен (1 ч.) | ||||||||||
68 | Вн. чт. Образ главного героя в повести М.Твена «Приключения Тома Сойера». | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, худ-ый пересказ отрывка, анализ образа героя, работа в группах. | ||||||
Дж. Лондон (2 ч.) | ||||||||||
69 | Вн. чт. Становление характера героя в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». | 1 | Урок внеклассного чтения. Урок общеметодической направленности. | Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом, худ-ый пересказ отрывка, анализ образа героя, работа в группах. | . | |||||
70 | Р/р Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения. | 1 | Урок рефлексии. Урок развивающего контроля. | Инструктаж, работа в команде, выполнение творческих заданий. Беседа, анализ и интерпретация произведения, обсуждение, работа с худ-ым текстом. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...