Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
методическая разработка по литературе (9, 11 класс)
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_kontsept_put.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование городской округ «город Нижний Новгород»
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 67»
ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,
e-mail: lingym@list.ru
ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845
Конспект урока литературы в 9-11 классах
Тема: «Мотив дороги в произведениях русской литературы
(концепт «Путь»)»
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
Бедретдинова Светлана Владимировна
Тип урока: урок-обобщение.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о литературе начала 19 века;
- развивать умение анализировать текст;
- развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки;
- развивать образное мышление учащихся при анализе стихотворений поэтов;
- развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах;
- способствовать повышению общей эрудиции учащихся, внимательного отношения к окружающим, эстетики, любви к литературе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование : презентация, раздаточный материал (стихотворения), словари.
Ход урока
- Организационный момент.
- Погружение.
- Составление ассоциативного ряда
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
- Деление на группы: работа со словарями.
1 группа: толковый словарь
2 группа: словарь синонимов, словообразовательный
3 группа: подбор пословиц и поговорок
Деятельность учащихся
Составление словарного определения.
*Варианты для классов:
9 класс
III. Чтение и анализ стихотворений
1 группа: А.С.Пушкин «Бесы»
2 группа: М.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»
3 группа: Н.Некрасов «Пьяница»
Какие значения слова реализуются в стихотворениях?
IV.Чтение и анализ эпизодов поэмы Н.Гоголя «Мертвые души».
11 класс:
- Чтение и анализ эпизодов романов Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
- Реализация концепта «дорога» в современной литературе. Анализ рассказа С.Залыгина «Санный путь».
- Чтение. Беседа по вопросам:
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? О чем он?
- Кто главный герой?
- С чего начинается рассказ? (пейзаж)
- Какие краски преобладают? Что символизируют цвета?
(землисто-серый, красный – цвет жизни, любви и одновременно крови, войны, тревоги; желтый – символ солнца, жизни, зеленый – рост, природное, черный – символизирует зло, плохое).
- Класс разделяется на группы экспертов. Каждая группа во время анализа эпизодов наблюдает за своим аспектом.
- Группа: Цветовая символика.
- Группа: Время и пространство.
- Группа: Символические образы.
- Беседа по вопросам.
- Возникают картины прошлого. Как называется такой прием? (ретроспекция).
- 1 эпизод – детство. Эксперты отвечают.
Группа 1: цвета символичны. Белый и черный. В детстве все видится именно так.
Группа 3: символический образ подковы – арка - ворота. Какой возникает лейтмотив? (путь). Куда эти ворота?
Группа 2 отвечают на вопросы: как реализуется время и пространство? Какие ощущения испытывает герой?
- Следующий эпизод.
Какое значение приобретает здесь концепт Путь?
Группа 1: черный и зеленый цвета символизируют смерть и жизнь.
Группа 2: время делится на тогда и сейчас.
Группа 3: символические образы старика и ребенка. Символ подковы, ворота в небо (вечность).
Что в этом эпизоде происходит с ребенком? Он взрослеет. Происходит взросление, осознание чувства жизни.
Какой смысл имеет слово путь в данном эпизоде?
(дорога между жизнью и смертью)
- Эпизод в степи. Общие вопросы:
- Где и когда происходит действие? (лес, ночь, снег. Война).
- Какая цветовая гамма? (цвета контрастны).
- Что помогло герою спастись? (помогла лошадь).
- Символом чего является лошадь? (жизни, судьбы). В одной из метафор конь символизирует бег времени. Это символ движения.
- Эпизод в настоящем времени.
- Какие впечатления?
- Зачем едет Иванов?
- Кого встречает?
- Какие ощущения испытывает?
- К каким приходит выводам?
(О своем месте в жизни. Переосмысление ценностей. Происходит изменение героя)
- Финал.
Какое настроение преобладает?
Когда человек размышляет о вечном?
(когда он соприкасается с ним)
В чем особенности композиции рассказа? (условно можно поделить на 2 части: прошлое и настоящее, тогда и сейчас).
отчет группы 2: Каково время и пространство в рассказе?(время растяжимо. Человек ощущает себя вне времени и вместе с ним. Пространства леса и тайги неограниченны – пространство русской природы. В финале время будущее. Герой как бы заглядывает вперед из той точки, где он находится. Общий тон финала – сожаление.)
- Вывод. Какое значение вкладывает автор в понятие «путь»? какие авторские приращения смысла появляются? (путь – прожитые годы. Дорога – путь к смерти. Путь – ворота – начало жизни.
О чем же этот рассказ? О пути человека к самому себе.
- Какие переклички могут быть с другими произведениями литературы? (Радищев «Путешествие…», А.С.Пушкин «Бесы», М.Ю.Лермонтов «Выхожу…», «Чаша жизни» и др.)
- Афоризмы о пути.
- У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе. Г.Гессе.
- Только тогда, когда уже очень далеко зайдешь по жизненному пути, замечаешь, что попал не на свою дорогу. П.Буаст.
- Либо я найду свой путь, либо проложу его сам. Ф.Сидней.
- Домашнее задание. Эссе «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам».Ф.Сидней»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"
Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры. Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....
Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.
Методическая разработка и презентация к уроку. Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...
Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"
Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)
Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...