Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА"
статья на тему
В данной статье о сущности воспитания представлены проблема, опыт, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_vospitaniya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский монтажный техникум»
Преподаватель: Боева Любовь Егоровна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ
ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
проблема, опыт, рекомендации
КУРСК – 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………
1. Теоретическая часть
1.1. Сущность воспитания и формирования системы личностных отношений.
1.1.1. Сущность воспитания
1.1.2. Сущность воспитания в контексте личностно ориентированной педагогики.
1.1.3. Понятие о формировании и развитии личности.
1.1.4. Комплексный характер воспитания как оказание содействия ребенку в формировании его личностной системы отношений.
1.1.5. Значение среды для формирования системы личностных отношений.
1.1.6. Понятие о воспитывающей среде и ее главных факторах.
Заключение………………………………………………………………………………..
Введение
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается важность воспитания современной молодежи. Необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну их экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне.
Огромная роль в развитии гражданских качеств личности принадлежит учебным заведениям. Наблюдения, беседы, анкетирование студентов техникума показали, что современные юноши и девушки имеют представление о социально-ценных качествах человека, понимают, что хорошо и что плохо. Но уровень сформированности гражданских качеств молодежи остается невысоким. Необходимо создавать условия для становления жизненных перспектив, самоопределения подростков.
Формирование гражданских черт личности студента должно занимать центральное место в деятельности педагога. Когда будет создана определенная система разнообразных знаний, потребуется специально организованная деятельность по их приобретению и формированию.
Тема данной творческой работы актуальна, так как между воспитанием и обучением всегда существовала и существует неразрывная диалектическая связь, которая утверждает не только зависимость их друг от друга, но и обеспечивает целостность развивающейся личности.
В настоящей работе сделана попытка ответить на вопрос: как воспитывать всесторонне гармоничную и свободную личность человека, прививать любовь к родному слову, России, используя потенциал предметов гуманитарного цикла.
1. Сущность воспитания и формирования системы личностных отношений.
1.1.1. Сущность воспитания
Воспитание – организация вхождения ребенка в контекст современной культуры и становление его личности как стратега собственной жизни, достойной человека.
При этом следует знать, что:
Культура – совокупность достижений во всех областях жизнедеятельности человека.
Культурность – уровень общественного и умственного развития человека.
Содержательная сторона воспитания рассматривается как приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, освоение и развитие их уже на более высоком уровне.
Исторический путь, который прошло человечество, характеризуется возникновением различных видов культуры. Здесь имеет смысл упомянуть о технической культуре (совокупность достижения технических наук и инженерной практики), искусстве (совокупность достижений эстетического, художественно образного плана), о культуре поведения в общении (то, к чему привела человека потребность общения с себе подобными). Здесь надо говорить о культуре труда, культуре быта, культуре врачевания и медицинского обслуживания, о педагогической культуре и т. д. Другими словами, все, что стало достижением опыта человеческой жизнедеятельности, есть предмет культуры человека и свидетельство непрерывного его развития.
А вот понятие «культурность» уже имеет самое прямое отношение к педагогической деятельности, которая и призвана повышать уровень умственного и общественного развития через обучение и воспитание. Говоря по-другому, некультурный человек – есть человек с низким умственным развитием, не понимающий, насколько невыгодно для себя самого он отличается от тех характеристик уровня развития, который достигло общественное сознание в виде мировоззрения, моральных норм, нравственных ценностей и т. д., но именно их он и не имеет, то есть социально недоразвитый человек.
Однако возможен и феномен опережения человеком уровня развития общественного сознания. Такое происходило и происходит постоянно на протяжении всей человеческой истории. Достаточно упомянуть Коперника, Томаса Мора, социалистов-утопистов, русских революционеров, а так же так называемых «диссидентов» в СССР. В педагогике это были Жан Жак Руссо, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и многие другие, чьи идеи о воспитании и обучении детей превышали существовавший уровень общественного сознания и в силу этого очень часто недооценивались современниками.
1.1.2. Сущность воспитания в контексте личностно ориентированной педагогики.
Воспитание – оказание содействия человеку в нахождении им оптимального отношения к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, к направлениям и способам своей жизнедеятельности, не наносящих вреда ни самому человеку, ни обществу.
Стоит обратить внимание на слова «оказание содействия ребенку», как принятие такого характера воспитания гуманистического толка в личностно ориентированной педагогике, которое не приемлет подавление личности, программирование ее мироощущения по директивным установкам, внушение консервативных идей без их осознания и т. п.
Воспитание в профессиональном (узком) смысле всегда должно быть целенаправленным процессом, который:
– подразумевает наличие некого образца, некого социально-культурного ориентира;
– должен соответствовать и в известной мере опережать уровень развития современного общества;
– должен иметь систему специально организуемых влияний.
Воспитание в широком смысле – стихийный процесс различных факторов и условий, оказывающих влияние на ребенка.
1.1.3. Понятие о формировании и развитии личности.
Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия с реальной действительностью, появление биологических, социально-психологических новообразований в структуре личности и соответствующих им изменений во внешнем проявлении жизнедеятельности.
Таким образом, формирование уже в значительной степени можно отнести к стихийному процессу, где в человеке могут происходить бурные процессы в ответ на воздействия извне. Влияние извне может вызывать спонтанные внутренние реакции протеста или неповиновения, в том числе и на само воспитание, т. е. на содержание, сущность и методику деятельности педагогов, родителей, а также и на них самих персонально.
В подростковом возрасте у ребенка начинается процесс самовоспитания, который следует понимать как самостоятельное сопоставление своего поведения с социокультурными образцами или как превращение внутреннего «Я» в объект собственного восприятия и продуманных действий.
Самовоспитание проявляется в самоконтроле, саморегуляции, самочувствовании и т. д. и достигает высокой степени развития уже в юношеском возрасте. Процесс перехода от воспитания к самовоспитанию можно назвать эмансипаций (лат.) – освобождением от зависимости (родителей, педагогов с их взглядами на жизнь, на ребенка и его место в жизни). Но в процессе становления личности, где ведущую роль играет самовоспитание, остаются значимым фактором определенные воздействия со стороны педагогов.
Развитие личности есть процесс количественно-качественных изменений в физическом, психическом, эмоционально-чувственном, интеллектуальном аспектах, имеющих положительную значимость для человека и общества.
Достаточно условно и схематично весь процесс можно выразить в следующей формуле: ВОСПИТАНИЕ – ФОРМИРОВАНИЕ – САМОВОСПИТАНИЕ – СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Данный процесс противоречив и включает в себя диалектически противоположные категории – интеллектуальное и эмоциональное, индивидуальное и общественное, биологически-унаследованное и социально-наработанное и другие виды единства.
1.1.4. Комплексный характер воспитания как оказание содействия ребенку в формировании его личностной системы отношений.
Воспитание есть социальное явление, однако в его сложном и комплексном характере обнаруживаются разные сущностные процессы, которые в совокупности с другими факторами, условиями и явлениями социальной жизни влияют на формирование и развитие личности человека.
1. Биологическая сущность воспитания – приспособление к жизни через развитие жизненных навыков на основе инстинкта.
2. Психологическая сущность воспитания – способность отражать окружающий мир в сознании и целенаправленное развитие этой способности.
3. Социальная сущность воспитания – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни посредством специальных государственных и социальных структур и учреждений.
4. Философская сущность воспитания – целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим с окружающим миром в целом.
5. Культурологическая сущность воспитания – целенаправленная помощь ребенку в его вхождение в современную культуру, которая складывалась веками, а ее освоение происходит в краткие сроки.
Отсюда личность человека следует понимать как устойчивую систему социально значимых черт человека и как самого человека в его социальных связях и взаимных социальных отношениях.
1.1.5. Значение среды для формирования системы личностных отношений.
Только в социальной среде существует личность и утверждается человеческое «Я». Личность, как и общество, находится в постоянном развитии, и остановка в развитии личности есть ее социальная смерть.
Все объекты и явления окружающего мира воспринимаются ребенком. Воспринимаются также и отношение взрослых к этим объектам. Далее происходит выстраивание собственного отношения к объектам внешнего мира, и все это вместе называется индивидуализированным отражением реальной действительности, в которой начинает жить ребенок, а затем развивается взрослый.
Стихийное по своей сути влияние социума несет в себе как отрицательные, так и положительные характеристики. В первом случае человек попадает под влияние асоциальных идей, установок, примеров для подражания и, по сути, деградирует как личность. Во втором – развивается его самостоятельное мышление, формируются объективные суждения и оценки происходящего вокруг, и человек предпринимает действия, имевшие в своей природе все признаки дальнейшего развития его личности.
1.1.6. Понятие о воспитывающей среде и ее главных факторах.
Можно выделить понятие воспитывающая среда как совокупность окружающих обстоятельств и социальных ценностей, которые способствуют вхождению ребенка в культуру общества. В ней следует различать четыре главных фактора:
Среда как – предметное окружение,
– социально-поведенческое окружение,
– событийное окружение,
– информационное окружение.
Тогда можно рассматривать и воспитание как организованную педагогом среду, в которой есть в наличии предметное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение, создаваемое педагогом совместно с обучающимися. Главное – чтобы создаваемое окружение кардинально не противоречило окружению вокруг него, т. е. характеристикам окружающего социума. Но создаваемая педагогом воспитательная среда, воспитательное окружение должно нести в себе некоторые положительные черты, которые недостаточно проявляются в окружающем социуме. И прежде всего здесь речь идет о морально-нравственных аспектах жизни общества.
Окружающая среда и создаваемая педагогом среда требуют от живущих и находящихся в сфере их влияния детей и самого педагога свершения определенных действий, т. е. соответствующей условиям среды деятельности. Тогда мы имеем деятельность как саму сущность развития личности.
Если среда создает образ мира и образ жизни, то деятельность есть активная форма отношения субъекта (человека) к объекту (предмету, явлению, обстоятельствам). Вся деятельность предметна и социальна – она не может существовать без общения как взаимодействия субъекта с субъектом.
В данном контексте общение следует видеть и понимать как свободное транслирование своих «Я» двумя и более людьми друг на друга. В сущности, нет полноценного и развивающего общения при подавлении личности, при насилии одного «Я» над другим. Но для осознания этого педагогом и последующего органичного принятия данного отношения требуется приложить усилия психологического, этического толка.
Деятельность, Общение, Осмысление «Я» – вот три фактора, способствующие вхождению человека в культуру общества и культуру своей жизнедеятельности. Сюда же следует добавить то, что деятельность может и должна быть педагогически целенаправленной, осуществляться в среде, преобразуя ее, а осмысление своего «Я» помимо деятельности и общения происходит еще и в процессе самопознания (собственных потребностей, влечений, способностей, желаний и т. д.).
Таким образом, цель воспитания – всесторонне развитая гармоничная и свободная личность человека, совершенствование которой происходит на всем пути его жизни и направлено на наиболее полное раскрытие его способностей в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, моральном и духовном отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-воспитательный процесс, его творческая организация открывает широкий простор для развития личности студентов.
Терпеливый труд преподавателя – словесника неизменно провозглашает воспитание любви к родному слову. Проведение различного рода классных и внеурочных мероприятий, призванных оживить интерес к словесности – средство, доступное всегда. В этом я убедилась, когда студенты 2 – ого курса, прочитав воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной и сопоставив текст с портретом Натальи Николаевны, вдохновенно создали собственные произведения. Вот одно из них:
Моя мечта! Моя богиня!
Я дивной красотой пленен.
Ваш раб покорный я отныне
И до скончания времен.
О, этот взгляд и нежный смех,
Волос струящихся каскады.
Мое спасение! Мой грех!
Вы наказанье и награда.
Сударыня! Блеск ваших глаз
Меня манит и обжигает.
Вы – совершенство! Вы – алмаз!
Что ярче солнышка сияет.
От Рио-Гранда до Юкона
Найти Вам равных не берусь.
Вы – королева! Вы – мадонна!
Я честью в том своей клянусь.
Сопин Сергей
группа II-8
Услышав эти строки, вряд ли кто–то сможет остаться равнодушным. Поэтому я могу с уверенностью утверждать, что мои занятия нравятся студентам и способствуют развитию гармоничной и свободной личности человека, совершенствование которой происходит на всем пути его жизни. Именно предметы гуманитарного цикла несут высокий воспитывающий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.
Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...
Использование активных и интерактивных методик преподавания предметов гуманитарного цикла как эффективное средство повышения качества современного образования
Презентация об использовании активных и интерактивных методик при изучении предметов гуманитарного цикла...
Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...
Использование технологии педагогических мастерских в целях повышения качества образования по предметам гуманитарного цикла
Статья содержит материал об одной из самых востребованных активных педагогических технологий....
Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...
Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла
Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла...
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...