Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filicheva_irina_vladimirovna.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Филичева Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы №409
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
1. Предмет: литература
2. Класс: 5
3. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»
«Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить»
4. Тип урока: Урок-исследование.
5. Цель урока: Обучение аналитическому чтению. Привитие интереса к художественной литературе, внимательное отношение к тексту произведения.
6. Задачи урока:
образовательные: уметь выделять проблемы, поднятые автором в произведении; совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения художественных произведений;
развивающие: развивать интерес к литературе; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное; развивать речь; учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки; развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность.
воспитательные: воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью, формировать правильное отношение к слову, воспитание уважения к людям.
8. Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия: завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог, тема произведения, проблема;
Уметь: осознанно, ставить цель чтения, выделять непонятные слова, толковать их, отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста. Выделить главную мысль (мысли) текста, выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте, выделять смысловые части текста, выделять главную мысль (мысли) текста, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, сформулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста, высказать свое мнение относительно слушаемого текста. Оформлять свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений, анализировать тексты, обогащать активный словарный запас.
Личностные: Уважительное отношение к людям; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?), формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
9. Основные понятия темы: Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
10. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер; раздаточный материал (тексты рассказов, корзины, цветы)
11. Межпредметные связи: Окружающий мир, речь и культура речи.
12. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.
Технологическая карта урока литературы (внеклассное чтение)
«Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»
п/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л). |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | У всех есть мобильные телефоны? Как вы думаете, что для вас этот предмет? А для взрослых? Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? 2 подсказка: посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, о чем же сегодня пойдет речь? Будем говорить о взрослых и детях, об их разном отношении к жизни. К чему же мы должны прийти? На планете Земля существует две огромные вселенные – вселенная Взрослых и вселенная Детей. Они так огромны и бесконечны, что иногда сталкиваются друг с другом, иногда проникают друг в друга, иногда просто существуют рядом, а иногда отталкиваются так, что получается ядерный взрыв. И в каждой Вселенной есть то, чего нет в другой. У взрослых есть мудрость, опыт, знания, а у детей беззаботность, умение радоваться жизни и умение удивляться. И в каждой Вселенной есть свои беды и горести, проблемы и заботы, которые не решаться без взаимодействия мира взрослых и мира детей. Во вселенных есть звёздочки - это мы - люди и все мы разные, есть добрые и доверчивые, есть злые и жестокие. Как в мире Взрослых, так и в мире Детей идёт постоянный конфликт между добром и злом. Иногда начинает побеждать зло, а иногда добро и справедливость берут верх над всем плохим. Добрые и умеющие понимать детей взрослые могут помочь злым и жестоким детям стать справедливыми и добрыми, если вовремя смогут им объяснить , что зло и жестокость не приведут ни к чему хорошему, а добро всегда вернётся, даже тогда, когда кажется , что зло восторжествовало. Также как и добрые и доверчивые дети могут помочь взрослому измениться в лучшую сторону. Дети сами по природе своей — радость и счастье. /В. Гюго/ | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы | Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме (К). |
3 | Актуализация знаний. | Если понаблюдать утром на остановке за лицами людей, то в подавляющем большинстве случаев заметим «угрюмость» взрослых и частые улыбки детей. И это при том, что они одинаково рано встали, не совсем выспались и у каждого из них предстоит не совсем простой «рабочий день». Если бы была возможность «прочитать» в этот момент мысли людей, стоящих на остановке, то скорее всего получилась бы такая картина: - мысли взрослых: «… я уже опаздываю, а транспорта все нет», «… уже подходит срок заплатить взнос за кредит», «… обещал жене выбрать и купить новую мебель, но как всегда – не хватает времени», «… сегодня после обеда будет совещание, а многое еще не готово», … - мысли детей: «… Оля пригласила на день рождения в субботу, соберется много друзей, поиграем», «… через неделю каникулы, может, поедем к бабушке», « … папа обещал заказать книгу по Интернет», «… интересно — сегодня учительница меня похвалит как вчера?». Иногда приходится идти в школу под дождем: Вернувшись домой, дети заявляют: «Как классно получилось по лужам попрыгать! Хороший дождик!» А мы подумали: «Опять ботинки намокли…» В такие моменты осознаешь, что нам есть чему учиться у детей! Дети часто настроены на ПОЗИТИВ, а взрослые – намного реже. Детский позитив – это то, чего нам взрослым, часто не хватает. Перед вами корзинки и цветы, выберите цветы таких цветов, с которыми у вас ассоциируется ваше отношение к жизни, и наклейте их на корзину. Покажите, что у вас получилось, а теперь посмотрите, что получилось у взрослых. Почему так получилось? | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассников | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4. | Работа с текстом Цель - развитие читательских умений. | Приложение №1 Перед вами 3 рассказа, каждый ряд читает свой рассказ и отвечает на мои вопросы: Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения рассказа? Что показалось необычным или непривычным? Где происходят события? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев вызывает добрые чувства? Почему? | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы Работа в парах. Чтение текстов учащимися. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
5 | Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Я вам прочитаю еще один рассказ Виктора Васильева. После моего чтения вы должны сказать, как бы вы назвали этот рассказ. Чему он учит? Почему отец с мамой не смогли решить сами эту проблему? Почему дети решение этого вопроса взяли в свои руки? | Слушают чтение учителя и отвечают на вопросы. | Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого |
6 | Применение знаний и умений в новой ситуации. | Вы, современные дети, легко пользуетесь мобильными телефонами, а давайте напишем всем взрослым сообщение-призыв измениться, научиться с радостью относиться к жизни, ведь дети учат взрослых: Радоваться жизни Открытости и искренности Быть «здесь и сейчас» Трудности и ошибки воспринимать как естественный этап развития Верить в себя и быть уверенными в себе Любить Слушать свое сердце Не руководствоваться мнением других людей Мечтать и осуществлять свою мечту Переверните свои корзины, вы видите, что с обратной стороны изображен мобильный телефон, напишите свой призыв. | Дети пишут мини-сочинение (призыв к взрослым) Ответы учащихся | Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
7 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Просмотр видеофильма про детей Оценивает работу на уроке. Какой этап урока был самым интересным? Какой этап урока был самым трудным, неожиданным? Какое выступление запомнилось больше всего? Что же вы для себя взяли с этого урока? Дома вы напишите мини-сочинение о мире взрослых и детей, о том, почему взрослые забывают, что были детьми. О, детства мир, исчез когда ты? И как я выросла, скажи? Как было все легко когда-то, Когда тот мир со мною был! | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |
Приложение №1
Коробочка или маленькая учительница любви. Рассказ
Девочка готовила подарок отцу на день рождения. Она была еще очень маленькой и не имела денег. Так вот, нашла дома коробку из-под обуви, обернула ее хорошей цветной бумагой, обмотала несколько раз широкой цветной лентой и сама завязала большой красивый бант, когда в комнату вошел отец.
- Что ты делаешь? - спросил ее отец, который недавно начал новый бизнес и считал каждый рубль.
- Зачем ты намотала столько ленты на коробку, хватило бы и раза. Лента, кстати, очень дорогая, а ты тратишь ее на невесть что.
Губки девочки задрожали, она молча вышла в коридор и спряталась там в уголку возле шкафа, крепко прижимая к груди свою коробочку.
На следующий день, стараясь ступать легонько, будто птичка, девочка подошла к отцу, который завтракал на кухне, и положила перед ним коробочку, завернутую в цветную бумагу.
- Папа, это тебе, - прошептала она.
Отец немного смущенно взглянул на малышку, и ему стало досадно за то, что вчера он накричал на доченьку. А она готовила ему подарок.
- Ну-ка взглянем, что же там, - произнес он, улыбаясь дочке, снимая ленту. Отец развернул бумажную обвертку и наконец, открыл коробку. Все взрослые заинтересованно посматривали через его плечо. Однако коробка была пустой, только на дне был нарисованный карандашами смайлик.
Отец был удивлен и сердит, ему показалось, что дочь смеется над ним на глазах у всех.
И он снова взорвался гневом:
- Ты испортила столько бумаги, столько ленты, и для чего? Чтобы завернуть пустую коробку?
Большие детские глазки наполнились слезами:
- Папочка, она не пустая. В ней тысяча поцелуев для тебя.
Один успешный бизнесмен держал у себя в кабинете на почетном месте пустую коробку из-под обуви, на донышке которой был нарисованный смайлик.
- Зачем вам эта пустая коробка? - спрашивали его.
- Она не пустая, - улыбался тот в ответ. - В ней - любовь моей дочери, - отвечал мужчина.
У детского сердца свои сокровища. Рассказ о зажиточной семье
В одном городе жила довольно зажиточная семья. Отец очень гордился своими достатками и стремился к тому, чтобы бы сын тоже чувствовал гордость от уровня и образа их жизни, понимал, к какой среде он принадлежит.
Так вот, однажды он договорился, чтобы сын с няней пожили несколько дней в отдаленном горном селе.
Когда через два дня они на автомобиле возвращались в город, отец спросил сына:
- Ну что, понравилось тебе путешествие? Как ты отдохнул?
- Папа, благодарю тебя, это было просто чудесно, я многому научился!
- Конечно же, - с улыбкой произнес отец, - вот теперь можешь сравнить, как живешь ты и как живут другие. Надеюсь, ты понял, что не все живут так, как мы, и что люди бывают бедные и зажиточные.
- Конечно, папочка - грустно ответил мальчик и притих.
Но отец не мог успокоиться и расспрашивал дальше:
- Так, может, поделишься со мной выводами, которые ты сделал?
- Хорошо, папа, - сказал сын, - только ты не обижайся. У нас живет только одна собака, но мама не разрешает с ней играть, а они имеют аж четыре собачки и бегать с ними во дворе можно столько, сколько захочется. У нас есть бассейн, а у них целая река неподалеку, и вода в ней так интересно журчит. А ночью над домом очень ярко светят звезды, а еще где-то в кустиках стрекочет сверчок. Мы имеем большой двор и хороший сад, а они - целый лес и даже горы. А еще их мама каждый вечер рассказывает сказки и не запрещает бегать босиком. Это были очень хорошие дни.
Услышавши это, отец даже остановил машину, напрасно стараясь найти слова, чтобы убедить сына, что тот все понял неправильно.
А мальчик прислонился к нему и тихо произнес:
- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богатые эти люди.
Самого важного глазами не увидишь, а у детского сердца свои сокровища.
Выслушивать - это любить! Рассказ
Марк родился в интеллигентной семье, имел еще двух братьев и две сестры, которые уже успешно закончили школу. Родители любили его. Семья жила в хорошем зеленом районе города, и Марк имел все, о чем мечтали ребята его возраста.
Однако уже с первого класса о нем говорили как об особенном мальчике. В средних классах его называли "неисправимым хулиганом". В лицее над ним нависла угроза отчисления, потому что он неважно учился и вел себя.
Как-то в воскресенье один из учителей лицея, случайно встретив родителей Марка, сказал:
- Я очень доволен вашим сыном, он такой вежливый и начал лучше учиться.
- Наверное, вы спутали нас с другой семьей? - ответил отец. - Нашему сыну никогда ничего не удается. Это нас очень беспокоит, и мы никак не можем понять, почему так.
Когда учитель отошел, мать мальчика, подумав немного, сказала:
- Впрочем, наш Марк тоже немного изменился. За последний месяц нам ни разу не звонила по телефону классный руководитель и не жаловалась на него. Сын теперь всегда вовремя приходит в школу и остается там даже дольше, чем нужно.
Через неделю, придя на родительское собрание, отец с мамой были поражены, увидев оценки сына: они были не самыми лучшими, но достаточно хорошими. Никто из учителей не имел претензий и к поведению мальчика.
- Тебя, наверное, посадили за одну парту с отличником, потому что чего бы это вдруг ты начал получать такие хорошие оценки? - дома спросил отец сына.
- Я не списывал, а все выполнял сам, - ответил Марк.
Удивленные родители еще раз пошли в школу, чтобы пообщаться с директором. Тот заверил их, что Марк и в самом деле начал учиться лучше.
- У нас появилась новая учительница и, кажется, она имеет особое влияние на Марка. Попросите сына, чтобы он вас с ней познакомил, - произнес директор.
Когда родители подошли к учительнице, то она заполняла журнал, опустив голову. Только через минуту женщина заметила, что к ней кто-то пришел. Сразу встала, улыбнулась и начала жестикулировать.
- Что это означает? – растерянно спросил отец.
- Это язык жестов. Эта женщина немая! Именно поэтому она такая удивительная, - сказал Марк. - Она не может говорить, но может значительно больше, папа. Она умеет слушать!
Разговаривать - это делиться. Выслушивать - это любить!
Отец или отчим? Рассказ
На перроне было немноголюдно. Держа за руку маму, мальчик лет четырех тянул ее к голубям, которые, видимо, на крыше вокзала нашли себе хорошее помещение. Женщина купила сыночку пирожок. И тот щедро крошил его пернатым друзьям, получая от этого, казалось, большее наслаждение, чем от его смакования.
На перроне было немноголюдно. Держа за руку маму, мальчик лет четырех тянул ее к голубям, которые, видимо, на крыше вокзала нашли себе хорошее помещение. Женщина купила сыночку пирожок. И тот щедро крошил его пернатым друзьям, получая от этого, казалось, большее наслаждение, чем от его смакования.
Прозвучал гудок поезда, мальчик сорвался из места и побежал, выкрикивая: "Папа, Папа!". Женщина, догнав сыночка, взяла его за ручку, и они быстро пошли к поезду, который останавливался.
Проводник открыл двери. Из вагона буквально вываливались какие-то огромные чемоданы. За ними, рассматривая и выискивая кого-то на перроне, появился степенный красавец - мужчина в дорогой одежде, с изысканным чемоданчиком.
Именно к нему и бежали женщина с сыном. Мужчина, поставив свой багаж на бетон перрона, застыл, ожидая их. Мгновение - и он целовал и обнимал женщину, что-то расспрашивал, а маленький сынок обнял его просто за ноги, повторяя одно единственное: "Папа, папочка!".
Потом они пошли к вокзалу, и снова ребенок, радуясь и подпрыгивая, брал мужчину за руку, крепко держащую шикарный чемоданчик. Мальчик так и не дождался, что мужчина возьмет его на руки, поднимет высоко, расспросит о нехитрых детских делах и достанет из чемодана гостинцы.
- Как вы думаете, это отец или отчим? - спросила меня пожилая женщина, которая, как и я, ожидая своего поезда, невольно стала свидетелем этой сцены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в 7 классе по теме "Мы все такие разные" (УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.)
Вашему вниманию предлагается разработка урока английского языка в 7 классе по теме "Мы все такие разные" (УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В). Урок включает в себя различные приемы и задания, направле...
Открытый классный час на тему "Мы все такие разные, но вместе"
Этот материал можно использовать среди 5,6 классов...
Классный час в 7-8 классе на тему "Мы все такие разные"
Классный час в 7-8 классе на тему "Мы все такие разные" с презентацией....
Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Аннотация: Данный классный час предназначен для учащихся 7-8 классов и раскрывает проблему толерантности в современном мире. Мероприятию предшествует разноплановая подготовительная работа. ...
Урок литературы в 11 классе В.С. Высоцкий Такой разный и везде свой
жизнь и творчество Высоцкого. Стихи, песни, театр, кино, личная жизнь Высоцкого....
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...
Логопедическое занятие в первом классе по теме «Наши гласные такие разные»
Логопедическое занятие в первом классе по теме «Наши гласные такие разные»...