Урок литературы в 11 классе В.С. Высоцкий Такой разный и везде свой
план-конспект урока по литературе (11 класс)
жизнь и творчество Высоцкого. Стихи, песни, театр, кино, личная жизнь Высоцкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_11_klasse.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок памяти Высоцкого
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление учащихся о творчестве В. Высоцкого.
Развивающая: расширить знания о русских поэтах, развивать умение выразительного чтения.
Воспитательная: воспитать интерес к творчеству В. Высоцкого
Оборудование: портрет В. Высоцкого, стенды, посвященные творчеству поэта, записи песен и видеозаписи, стул, гитара.
Ход урока.
Слайд (эпиграф к уроку)
Я, конечно, вернусь –
весь в друзьях и делах, –
Я, конечно, спою …
Владимир Высоцкий.
Владимир Семенович Высоцкий.
Такой разный и везде свой
Слово учителя.
Владимир Высоцкий… Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт, композитор, Человек.
Слайд (родился…)
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В роддом его маму провожала шумная компания – муж, соседи, подруги. Выходя из квартиры, загадали: если, согласно старинной примете, первым на пути встретится мужчина – родится мальчик, женщина – девочка. На лестнице они встретили соседку, возвращавшуюся с ночной смены. Будущий отец очень хотел сына, поэтому расстроился и раздраженно сказал: «Я в приметы не верю!» - и пообещал жене за сына наручные часы – по тем временам царский подарок.
Когда Семен Владимирович пришел в роддом, на вопрос, как там Высоцкая, ему ответили: «Покупайте часы!» Но часы своей жене он так и не купил: семья Высоцких жила бедно.
Слайд (родители)
Первые годы жизни Володи прошли в многоквартирной коммуналке на Первой Мещанской. «Детские впечатления самые сильные,- вспоминал позже поэт в одном из своих выступлений.- Я помню с двух лет все события». Позже о доме и обстановке тех лет в квартире на Первой Мещанской он написал «Балладу о детстве». В этой песне-стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких людей.
Слайд (актерское детство)
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, 8 марта 1953 года. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю.
Слайд (годы учебы)
Родители Володи хотели, чтобы он стал «нормальным советским инженером», и он поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Проучился в институте недолго: до первой сессии. Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером - за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии - с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это - не моё...». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.
«Своим» Володя считал театр. Он с первого захода поступил в Школу-студию МХАТ и закончил ее в числе нескольких лучших учеников.
По окончании которой получил распределение в театр имени Пушкина, затем работал в театре миниатюр. Он играл небольшие роли, эпизоды и чувствовал колоссальную неудовлетворенность самим собой. Но если бы не было этой невостребованности в театре, возможно, не появились бы песни Высоцкого, которые он начал писать в 1961 году. Друзья записывали его песни на магнитофонные ленты, и вскоре уже почти в каждом доме нашей огромной страны звучал голос Высоцкого.
Летом 1964 –го у Высоцкого произошла встреча, определившая всю его дальнейшую судьбу. Друзья посоветовали ему показаться главному режиссеру театра на Таганке Юрию Петровичу Любимову
Слайд (бардовская песня)
Как бард Владимир Семенович впервые вышел на сцену в 1958 году. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ, и выступление Высоцкого имело большой успех. Вот только спеть все приготовленные для концерта песни ему тогда не удалось – в зрительном зале находился кандидат в члены Политбюро, который потребовал прекратить песни «хриповатого артиста».
Из автобиографии Высоцкого: «Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга – своих близких друзей – и так оно и будет всю жизнь. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке, Мы собирались вечерами. Можно было сказать полфразы, и мы понимали друг друга в одну секунду – вот такая была притирка».
Гитара у Владимира Семеновича появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом услышал пение Окуджавы. Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Высоцкий стал писать песни в этом стиле.
Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, углубляет суть, но в целом – стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором Высокий совершенствовался изо дня в день. Песни Высоцкого всегда глубоко личные, с обостренным чувством справедливости.
Слайд (блатная романтика)
Первые песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, уличные, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из этих песен – извечное стремление человека к свободе, к любви, к друзьям, к близким людям, к любимой женщине.
Слайд (любимые женщины)
Песня «Здесь лапы у елей дрожат на весу»
Слайд (Иза Жукова)
Первая жена Высоцкого – однокурсница Иза Жукова. Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире. Но семейная жизнь у них не получилась. Они часто ссорились.
Слайд (Людмила Абрамова)
А после того, как Володя встретил и полюбил молодую актрису Людмилу Абрамову, их брак распался. Людмила Абрамова стала женой Высоцкого и матерью двух его сыновей.
Начало шестидесятых – трудный период в жизни Высоцкого. В это время у него разрыв с Л. Абрамовой. Безденежье. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы. Появляются первые нервные срывы, он много пьет. В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении, о бездуховности современного искусства, Но это был глас вопиющего в пустыне.
Слайд (Марина Влади)
Знаменательным стал для актера 1967 год, когда он выпустил пластинку со своими песнями.
В этом же году Высоцкий знакомится с Мариной Влади.
Она была в Париже («Наверно, я погиб…) (стихотворение читает ученик).
Наверно, я погиб. Глаза закрою - вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом -
Куда мне до нее! Она была в Париже,
И я вчера узнал - не только в нем одном.
Какие песни пел я ей про Север дальний!
Я думал: вот чуть-чуть – и будем мы на "ты".
Но я напрасно пел о полосе нейтральной -
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда еще – я думал, это ближе, -
Про юг и про того, кто раньше с нею был.
Но что ей до меня! Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.
Я бросил свой завод, хоть в общем, был не вправе,
Засел за словари на совесть и на страх,
Но что ей до того! Она уже в Варшаве,
Мы снова говорим на разных языках...
Приедет – я скажу по-польски: "Проше, пани,
Прими таким, как есть, не буду больше петь!"
Но что ей до меня! - она уже в Иране, -
Я понял – мне за ней, конечно, не успеть.
Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осле-
Да, я попал впросак, да, я попал в беду!
Кто раньше с нею был и тот, кто будет после,-
Пусть пробуют они. Я лучше пережду.
«Каждый нашёл в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви».
12 лет, которые они проживут вместе, станут годами отчаянной борьбы: для Высоцкого - за признание и творческую свободу, для Влади – за его жизнь и здоровье. Долгое время актер был, как ангелом, храним этой талантливой женщиной.
Благодаря Марине Высоцкий получил возможность побывать во Франции, в Америке, в Мексике и во многих других странах, дать там концерты, записать свои диски.
На Западе Высоцкий получает признание.
В советской же России многие его концерты запрещали, режиссерам не разрешали снимать Высоцкого, усматривая в его песнях сатиру на советский образ жизни.
Но уехать из России навсегда Высоцкий никогда не хотел.
Высоцкий пишет «Баллада о любви».
10 лет у Марины и Владимира был ангел-хранитель – телефонистка Люся. Она помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых сор. Часами Владимир Семенович ожидал на почте, пока его соединят с Парижем. Писал стихи и читал их по телефону.
Марина Влади в книге о Высоцком:
Мы встречаемся в ресторане ВТО
— Наконец-то я встретил вас.
Ты говоришь, что хотел бы уйти отсюда и петь для меня.
Ты объясняешь мне, что театр — твоё ремесло, а поэзия — твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня.
Я смеюсь, а потом уже совсем серьёзно говорю, что ты — необыкновенный человек и с тобой интересно общаться, но я приехала всего на несколько дней, у меня очень сложная жизнь, трое детей, работа, требующая полной отдачи, и Москва далеко от Парижа… Ты отвечаешь, что у тебя у самого — семья и дети, работа и слава, но все это не помешает мне стать твоей женой.
Ошарашенная таким нахальством, я соглашаюсь увидеться с тобой завтра.
Вскоре Марина Влади стала женой Высоцкого. Он смог выезжать за границу. Получить разрешение на выезд в то время было для любого советского человека, а тем более для Высоцкого очень сложно.
Слайд (я люблю…)
Несмотря на это снимается в целом ряде фильмов.
Слайд (о кино)
Слайд (из несыгранного)
Кинематографисты, ухитряющиеся обходить запреты чиновников на Высоцкого, снимают его в фильмах «Единственная», «Как царь Петр Арапа женил», «Маленькие трагедии» и в знаменитом телесериале «Место встречи изменить нельзя» Ролью Жеглова путь Высоцкого в кино закончился.
Фрагмент фильма «Место встечи изменить нельзя»
Июль 1979-го. Высоцкому 41. Он гастролирует по Средней Азии одновременно он играет Гамлета в спектакле театра на Таганке и снимается в роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В отсутствие Говорухина пробует себя в роли режиссера – снимает сцену допроса.
Трижды в неделю со съемок в Одессе он летает в Москву на спектакли. Из аэропорта его везут в театр на милицейской машине с сиреной, а гример прямо в машине превращает Жеглова в Гамлета. А после спектакля в московской квартире он садится за письменный стол и пишет стихи. Часто он поддерживает свои силы алкоголем.
Слайд (поэтическая энциклопедия русской жизни)
Многие стихи Высоцкого написаны под сильным впечатлением от увиденного . Так, увидев по телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир Семенович не мог прийти в себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые старались зарыться в снег. Так пишется «Охота на волков» - из-за текста которой на Таганке запретили спектакль «Берегите ваши лица». Эти строки написаны по следам травли, устроенной Высоцкому в советской печати.
Звучит песня «Охота на волков» (песня 1968 г.).
Еще одна грань творчества Высоцкого – спортивные песни. Владимир Семенович любил поставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести. Он говорил: «Интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем писать просто так», И он находил таких людей, В зависимости от степени риска и сложившейся ситуации он пел о них с восхищением или добродушной улыбкой» - как в песне «Утренняя гимнастика».
«Утренняя гимнастика». (песня В. Высоцкого).
А еще он пел про людей мужественных, настойчивых и целеустремленных. Он присутствовал при гибели известного альпиниста Живлюка. Под впечатлением написана песня «Здесь вам не равнина» - давайте послушаем.
Звучит Песня «Здесь вам не равнина».
Слайд (тема войны)
Много песен посвятил Высоцкий теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о тех, кому плохо. Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества. В разработке темы войны он проявляет подлинно патриотические чувства.
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Памятью о павших, чувством глубокой скорби пропитано стихотворение «На братских могилах».
«Братские могилы». Читает ученик
Даже удивительно, что поэта, способного выразить такие глубокие патриотические чувства, советская власть считала своим врагом и распространяла о нем всячески сплетни с целью принизить его образ в глазах слушателей и почитателей. Так, в 70-е годы спецслужбами была распущена сплетня о том, что Владимир Семенович Высоцкий уехал из страны и остался жить на Западе. Это, конечно, было для него очень легко осуществить, поскольку его супруга была гражданкой Франции. Но сам поэт не представлял себе жизни вне Родины. И он написал песню, чтобы ответить клеветникам и одновременно успокоить поклонников. В ней были такие слова:
«Не волнуйтесь – я не уехал,
Не надейтесь – я не уеду».
В 1973 году Высоцкий с Мариной Влади были в Западной Берлине. Всю дорогу он сидел мрачный и напряженный. Шел по улицам медленно. Останавливался у витрин магазинов и бледнел как полотно: «Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего!» Эта первая и долгожданная встреча с Западом вызвала непредвиденную реакцию. Это было не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в нашей стране, чем в Европе.
Слайд (манера исполнения)
Клип-мульт «Ходят слухи»
Пел только то, что сам хотел. Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. В жизни он говорил совершенно не так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его голос достигал последних рядов балкона.
Слайд (театр)
Очень трепетно относился Высоцкий к ролям в театре. Мечтал сыграть Гамлета. Но к этой роли он придет не скоро – только в 80-х годы. И каждый раз он играл эту роль как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи.
Марина Влади. Твоё измотанное сердце перестаёт биться. В первый раз — двадцать пятого июля семьдесят девятого года, на концерте в Бухаре. Ты падаешь на сцене.
Прямой укол в сердце возвращает тебя к жизни. Год спустя — день в день — двадцать пятого июля восьмидесятого встреча со смертью состоялась
Слайд (смерть)
Марина Влади. В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь, зажигаю свет, сажусь на кровати. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лёд, тебе не удалось разбить его.
27 июля 1980 года он тоже должен был играть Гамлета. Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию. Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.
За две недели до смерти Высоцкий посвящает стихи Марине Влади. Это его последние строки.
«И снизу лед, и сверху – маюсь между…» (стихотворение читает учитель).
Мне меньше полувека — сорок с лишним,—
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Звучит песня « Кто кончил жизнь трагически»
28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход…
И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день – оберегая от палящего солнца цветы. Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого.
Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры несколькими словами, то это будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине стал народным. Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
Доброй шуткой, злой сатирой и в любом случае – нетерпимостью, но с доброжелательством, он боролся с карьеризмом, бюрократизмом, мещанством, а к пьянству относился как к бедствию нашей страны, тем более что испытал это горе на себе.
Слайд (Окуджава)
Учитель В. Высоцкого Булат Окуджава написал песню «О Володе Высоцком»:
Читает учащийся
О Володе Высоцком я песню придумать решил
Вот еще одному не вернуться домой из похода
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил.
Как умел. Так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам его по горячим
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся, и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился
Слайд (Никита Высоцкий)
И в завершение урока я хочу, чтобы прозвучали слова сына Никиты Высоцкого.
Никита Высоцкий
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.
Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучаться и думать.
Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Слайд (портрет Высоцкого мы успели в гости к богу)
Звучит песня «Корабли постоят» или «На Большом каретном»
Подведение итогов.
«И снизу лед, и сверху – маюсь между…» (стихотворение читает учитель).
И снизу лёд и сверху — маюсь между,—
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно — всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданье виз.
Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека — сорок с лишним,—
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
(Окуджава)
О Володе Высоцком я песню придумать решил
Вот еще одному не вернуться домой из похода
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил.
Как умел. Так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам его по горячим
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся, и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился
Она была в Париже («Наверно, я погиб…)
Наверно, я погиб. Глаза закрою - вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом -
Куда мне до нее! Она была в Париже,
И я вчера узнал - не только в нем одном.
Какие песни пел я ей про Север дальний!
Я думал: вот чуть-чуть – и будем мы на "ты".
Но я напрасно пел о полосе нейтральной -
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда еще – я думал, это ближе, -
Про юг и про того, кто раньше с нею был.
Но что ей до меня! Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.
Я бросил свой завод, хоть в общем, был не вправе,
Засел за словари на совесть и на страх,
Но что ей до того! Она уже в Варшаве,
Мы снова говорим на разных языках...
Приедет – я скажу по-польски: "Проше, пани,
Прими таким, как есть, не буду больше петь!"
Но что ей до меня! - она уже в Иране, -
Я понял – мне за ней, конечно, не успеть.
Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осло -
Да, я попал впросак, да, я попал в беду!
Кто раньше с нею был и тот, кто будет после,-
Пусть пробуют они. Я лучше пережду.
Песня о друге (из к/ф Вертикаль)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Он не вернулся из боя
Почему все не так, вроде все, как всегда:
Тоже небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах – без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось, будто из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
- Друг! Оставь покурить! – А в ответ – тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые,
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и место в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь – одному. Только кажется мне –
Это я не вернулся из боя.
Владимир Высоцкий - Братские Могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Никита Высоцкий
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.
Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучаться и думать.
Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Владимир Высоцкий - Песня о Земле
Кто сказал: "Все сгорело дотла"?
Больше в землю не бросите семя.
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы траншеи легли,
И воронки, как раны зияют,
Обнаженные нервы земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай землю в калеки.
Кто сказал, что земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет, звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она затаилась на время.
Баллада о детстве
Час зачатья я помню неточно.
Значит, память моя однобока.
Но зачат я был ночью, порочно,
И явился на свет не до срока.
Я рождался не в муках, не в злобе,
Девять месяцев - это не лет.
Первый срок отбывал я в утробе:
Ничего там хорошего нет.
Спасибо вам святители, что плюнули да дунули,
Что вдруг мои родители зачать меня задумали,
В те времена укромные, теперь почти былинные,
Когда срока огромные брели в этапы длинные.
Их брали в ночь зачатия, а многих даже ранее,
А вот живет же братия - моя честна компания.
Ходу, думушки резвые, ходу,
Слово, строченьки, милые, слово!
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого.
Знать бы мне, кто так долго мурыжил -
Отыгрался бы на подлеце,
Но родился и жил я и выжил,
Дом на Первой Мещанской в конце.
Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседушкою баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
Здесь зуб на зуб не попадал, не грела телогреечка.
Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка.
Не боялась сирены соседка,
И привыкла к ней мать понемногу.
И плевал я, здоровый трехлетка,
На воздушную эту тревогу.
Да не все то, что сверху от бога -
И народ зажигалки тушил.
И, как малая фронту подмога,
Мой песок и дырявый кувшин.
И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно
На Евдоким Кириллыча и Кисю Моисеевну.
Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!
Эх, Киська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие.
Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие.-
Мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие.
Я ушел от пеленок и сосок,
Поживал - не забыт, не заброшен.
И дразнили меня "недоносок",
Хоть и был я нормально доношен.
Маскировку пытался срывать я,
- Пленных гонят, - чего ж мы дрожим?
Возвращались отцы наши, братья
По домам, по своим да чужим.
У тети Зины кофточка с драконами, да змеями -
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями.
Трофейная Япония, трофейная Германия:
Пришла страна Лимония - сплошная чемодания.
Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я,
А из эвакуации толпой валили штатские.
Осмотрелись они, оклемались,
Похмелились, потом протрезвели.
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся отревели.
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.
Пророчество папашино не слушал Витька с корешом:
Из коридора нашего в тюремный коридор ушел.
Да он всегда был спорщиком, припрешь к стене - откажется
Прошел он коридорчиком и кончил стенкой, кажется.
Но у отцов свои умы, а что до нас касательно,
На жизнь засматривались мы вполне самостоятельно.
Все - от нас до почти годовалых
Толковищу вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе живи не тужи.
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули -
Из напильников сделать ножи.
Они воткнутся в легкие
От никотина черные,
По рукоятки легкие трехцветные наборные.
Вели дела отменные сопливые острожники.
На стройке немцы пленные на хлеб меняли ножики.
Сперва играли в фантики в пристенок с крохоборами,
И вот ушли романтики из подворотен ворами.
Было время и были подвалы,
Было дело и цены снижали.
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали.
Дети бывших старшин да майоров
До бедовых широт поднялись,
Потому, что из всех коридоров
Им казалось сподручнее вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"
Цель: научить сравнивать дроби с разными знаменателями при решении экологических задач, показать необходимость предотвращения загрязнения окружающей среды пластиковыми бутылками....
Урок в 4 классе "Покупка продуктов в разных упаковках"
М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева «Английский с удовольствием» / “Enjoy English” (4 класс) Тема урока: Покупка продуктов в разных упаковкахТип урока: Комбинированный урок (ур...
Разработка урока для 5 класса "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок открытия новых знаний Урок разработан с условием требований ФГОС, файл содержит конспект урока и презентацию к уроку....
„Такой разный и везде свой"
Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству В.С.Высоцкого...
Урок математики 5 класс Сложение дробей с разными знаменателями
Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом). Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.Методы обучения: словесный, нагляд...
Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"
Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями" по учебнику Е.А.Бунимовича...
Самоанализ фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"
Самоанализ фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"...