Урок-путешествие по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный урок поможет лучше понять содержание данного произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5_2_1.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Родионова Оксана Викторовна | |
Предмет | Литература | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 5 класс | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Урок-путешествие по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Учебник под редакцией Меркина | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Ознакомление с новым материалом. На изучение творчества Л.Н.Толстого отведено 2 часа. Данный урок является вторым, это логическое продолжение урока «Рассказы в творчестве Л.Н.Толстого» | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Возраст обучающихся – одиннадцать-двенадцать лет. Ребята знают друг друга хорошо, так как Учатся вместе 5 год. Класс довольно активен, полон творческой энергии. | |
Цели урока/ занятия | Дидактическая цель: по завершению изучения темы обучающийся осознает морально-нравственные ценности, осмыслит значение семьи и дружбы в жизни; научится анализировать текст, делать сравнительные характеристики, вывод. | |
Задачи урока/ занятия | Образовательная- способствовать формированию понятий: семья, дружеские отношения, родственные узы; способствовать формированию нравственных ценностей. Развивающая - создать оптимальные условия для развития у обучающихся умений анализа текста художественного произведения, делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока; совершенствования навыка устного ответа, составления характеристик героев. Воспитательная - воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Знать биографию писателя, содержание рассказа. Уметь ориентироваться по содержанию глав рассказа, анализировать текст. Составлять характеристику героев; уметь работать с различной информацией. Должны обладать навыком грамотной письменной и устной речи. Урок развивает коммуникативные качества, творчество и любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» |
Подробный конспект урока/занятия | |||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. | |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
| Создать благоприятную обстановку | 2 минуты | Здороваемся глазами | Заимствованный | Цели и задачи: настрой на положительную работу. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): не требуется. Технология проведения: Преподаватель: «Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение». |
Вариант: обучающиеся могут поздороваться глазами друг с другом. | Личностные: осознание себя как личности в коллективе. | Социальная: адаптация в коллективе. | Настраивает на сотрудничество. | |
2. Вхождение или погружение в тему (на этом этапе происходит определение целей урока )
| Определение целей урока. Настрой обучающихся | 15-20 минут | Давайте поразмышляем в Ясной поляне! | Авторский | Цели и задачи: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения; продолжение формирования опыта коллективной деятельности; нахождение путей улучшения взаимодействия в группе, закрепление полученных навыков. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): формулировка вопросов,презентация «Заочная экскурсия по Ясной поляне» Технология проведения: Преподаватель быстро задает короткие вопросы, требующие коротких ответов. Ответы содержат подсказку на формулировку задач урока. | АМО «Давайте поразмышляем!» Что вы знаете о творчестве Л.Н.Толстого?(писал рассказы,романы);
Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока
| Коммуникативные: доносить свою позицию до других. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Познавательный интерес к литературе (чтению). | Учебно-познавательная: развитие логического мышления, знание текста. | Активизирует образовательный процесс. Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли. | ||
Определение ожиданий и опасений обучающихся | Выявить опасения и ожидания обучающихся | 5-10 | Что у меня на сердце. | Заимствованный | Цели и задачи: Самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Бумага, трафарет сердца, ножницы Предварительная подготовка: Подготовка бумажных сердечек в соответствии с количеством обучающихся в группе Технология проведения: | Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Преподаватель: «Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке». Продолжаем знакомство с жизнью и творчеством великого сатирика. | Осмысление обучающимися своей роли на уроке. | ||||
Фаза 2 «Работа над темой» |
| Закрепление изученного материала. | 10 минут | На лошадях | Авторский | Цель: продолжить путешествие по страницам жизни и творчества великого писателя. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: обучающимся предлагается выбратьмачсть лошади, с помощью которой можно добраться до конца путешествия. Этот метод эффективен тем, что здесь просматривается связь с увлечением Л.Н.Толстого (писатель очень любил лошадей) | Должны показать знание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | Познавательные: применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание обучающимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. | Информационные: отбирать и анализировать информацию. Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; выступать устно и письменно; решать учебные и самообразовательные проблемы. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением. | Интересен метод самой формой для проведения этого этапа урока. | |
. | . 2.Проработка содержания темы. | . Организовать групповую форму работы над проблемой | . 15 | . Поляна группового сознания | Авторский | Цель: Анализ существующей проблемы, поиск решений Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы А4 или А3, фломастеры, скотч (магниты для крепления к доске) Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Преподаватель разделяет обучающихся на небольшие группы по 5-6 человек. Каждая группа берет лист и фломастеры. Преподаватель формулирует проблему - каждая группа записывает её в центре листа в круге. Далее обучающиеся осуждают пути решения проблемы. Все идеи записываются вокруг круга с проблемой. Чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Могут быть записаны и косвенные идеи, не связанные напрямую с проблемой. | Каждая группа вывешивает свою поляну и представляет её. Проблемы (по группам):
| Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. | Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. | ||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
| Привести обучающихся в бодрое настроение, снять умственное напряжение | 5 минут (Желательно проводить в середине урока) | Фрукты и овощи | Авторский | Цель: Повысить уровень энергии учеников, прийти в бодрое настроение Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы бумаги (если в группе 25 человек, то 50 листов) Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Обучающиеся делятся на 2 группы, встают в 2 шеренги - напротив друг друга на некотором расстоянии. Забрасывают друг друга фруктами и овощами -из бумаги, победит та команда, которая бросит как можно больше за определенную черту. | Обучающиеся выполняют распоряжения преподавателя и начинают разминку. | ||||
| Подвести итоги, выставит отметки | 5 минут | Четыре Я | Заимствованный | Цель: Создать положительную эмоциональную атмосферу; завершить урок с хорошим настроением. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Обучающиеся самостоятельно заканчивают фразы (по теме урока): 1.Я узнал… 2.Я научился… 3.Я проявил себя… 4.Я смогу применить… | Обучающиеся продолжают предложения (на доске или слайде): 1.Я узнал … 2.Я научился … (строить генеалогическое древо, составлять кластер, анализировать эпизод романа и т.д.). 3.Я проявил себя … 4.Я смогу применить … (полученные знания на других уроках литературы, при выполнении практических заданий, при анализе текстов художественных произведений и т.д.). -Выставление отметок. -Домашнее задание (ответить на вопросы – карточки). | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать). Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями | Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. справляться с неопределенностью и сложностью. | Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Урок по теме «Путешествие по страницам рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»» определён как урок анализа художественного текста (изучение нового). Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока. Применение АМО содействует изучению нового, обобщению и систематизации изученного материала, который «отрабатывается» в ходе путешествия, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к литературе; содействуют развитию логического мышления, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: анализировать эпизод произведения, решать проблемные вопросы. Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, (парные), групповые. Воспитательные: коллективная работа на определенных этапах урока учит самостоятельно принимать решения, развивает взаимовыручку, а также толерантность (терпимость) Работа в группах развивает коммуникативные компетенции обучающихся, их умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению обучающихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС (в системе НПО и СПО – с требованиями ФГОС и ОПОП). |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Предметные: Знать биографию Л.Н.Толстого , содержание рассказа «Кавказский пленник». Уметь анализировать произведение, составлять характеристики героев, составлять таблицу, отвечать на проблемный вопрос. Личностные: Закрепить навыки работы в коллективе. Метапредметные: Уметь работать с разными источниками информации. Определять связь литературы с другими предметами. Творчество Л.Н.Толстого изучается в курсе литературы среднего звена школы и представлено изучением рассказов,повестей и романов. С биографией писателя в целом обучающиеся не знакомились. Знание биографии писателя определены требованиями государственного стандарта по литературе. Поэтому урок строился таким образом, чтобы обучающиеся имели представление о биографии писателя на основе ранее полученных знаний и новых сведений в целом, активизировали свои знания по прочитанным произведениям и закрепили знания, полученные на уроке, что соответствует структуре урока новых знаний (практически, на всех этапах урока при выполнении разных видов работ). |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | На уроке реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование на уроке мультфильма, мини-проекта, домашнего сочинения, сборника работ, презентации формировало эмоциональность и эстетические чувства обучающихся, обращение к тексту романа и его анализ, ответы на проблемные вопросы формировало нравственную культуру. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий. Проблемные вопросы после просмотра мультипликационного фильма предлагались для включения обучающихся в активную деятельность. А на вопрос по включению эпиграфа в урок, ответ должен прозвучать как вывод в конце урока, и всё содержании урока служило ответом на данный вопрос. Это привлекает внимание обучающихся к решению серьёзных задач. Для того чтобы процесс познания проходил активно, обучающиеся в процессе прослушивания и просматривания презентации по жизни и творчеству писателя, делали пометки в рабочем листе, вносили дополнительный материал. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | У обучающихся развивается познавательный интерес, творческая активность. Они получают опыт объединения предметов при изучении других тем. |
Методическая ценность урока/занятия | Апробации новой технологии АМО. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
Таблицы (для каждого обучающегося ) «Вопросы на знание текста произведения. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Википедия- свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Факультет «Реформа образования» http:// www.edu-reforma.ru/ Активные методы обучения. Электронный курс. |
Примечания автора/ов | Данный конспект АМО - урока послужит образцом для разработки уроков изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение нового). |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"
Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...
Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...
Игра по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник"
Игра предназначена для учащихся 5 класса. Может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Игра включает в себя 7 туров. Есть игра со зрителями (тест). Учащимся предлагаются разные ...
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...
Урок - путешествие в поисках мудрости жизни (по рассказу М. Горького "Мой спутник" 8 класс)
Нетрадиционный урок литературы...