Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.
Цель:
Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе,
проанализировать, как это вечная ценность помогает раскрыть идею автора,
развить навыки сравнительной характеристики
Ход урока:
- Оргмомент
- Эпиграф. Цитаты.Дружба.(зачитывают учащиеся: цитаты написаны на листах)
Дружба – это одно из самых светлых чувств, присущих человеку, это форма выражения взаимоотношений между людьми.
Если у тебя есть настоящий друг, то:
• У тебя есть человек, на кого можно опереться в трудный момент.
• Ты не одинок.
• Этот человек поддержит и в радости.
• Вам комфортно вместе, когда весело и печально.
• Никакие расстояния не станут преградой для общения.
• У вас всегда есть темы, о чем поговорить, вас объединяют общие интересы.
В разные времена разные народы, разные люди задумывались над понятием дружба, его смыслом. Как видно из цитат, смысл этого понятия широк. Давайте и мы сегодня расширим для себя понятие об этом слове, как вечной ценности, которая является верным спутником человека.
3. Проверка домашнего задания. Работа с текстом. Пересказ рассказа.
4. Аналитическая беседа по содержанию. Характеристика образа.
- Назовите основных героев рассказа?
- Какова роль каждого из них?
- Какие проблемы автор представляет на суд читателя? Как он сам их решает? Давайте, учитывая авторскую позицию, попробуем дать анализ каждому герою.
Мастерит | Жилин В деревне | Помогает заботится |
|
Чинит Ремонтирует | |||
|
|
| |
|
|
|
|
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ. Синквейн «Жилин»
- Жилин.
- ________________,___________________
- ________________,___________________,__________________
- ______________________________________________________
- _______________________
- Образ Дины. Беседа:
- Почему в рассказе Толстого именно дочь у татарина, а не сын?
- Зачем нужен образ Дины в рассказе?
- На войне на Кавказе не может находиться девушка. Тогда почему, вопреки каквказкому закону, Дина в ауле?
- Какова ценность образа Дины в рассказе? Какова роль Дины в раскрытии темы урока?
Война. На войне воюют мужчины. Все образы мужские, один женский и детский одновременно. Тема детства сквозит в были. Эта тема поставит точку в конфликте между двумя народами.
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ . Синквейн «Дина»
- Дина
- _________________,_________________
- _________________,_________________,______________________
- _________________________________________________________
- ____________________
Дина
Наблюдает заботится играет
5. Беседа по значимым эпизодам.
- Эпизод захвата в плен
- Эпизод разговора с татарами о выкупе
- Эпизод побега
Как ведут себя герои рассказа? Кто достойно выходит из ситуации? Насколько важно или неважно так поступать?
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ . Костылин.
- Костылин
- ________________,___________________
- ________________,___________________,____________________
- ________________________________________________________
- __________________________
Сравнительная характеристика
аналитическая беседа: причинно-следственная связь поступка и характеристики героя, анализ: как проявляет себя ДРУГ?
? Друг !
Костылин | Дина |
Из одного народа | Из разных народов |
Офицер | Не мужчина, не служит |
Взрослый | Девочка , подросток |
НЕдруг | ДРУГ |
Самостоятельная работа по карточкам. Парная работа.
???????
А кто такой друг? Что нужно для дружбы?
Костылин | Дина |
Трус, нытик | Смелая, любопытная |
Эгоист | Думает о других |
Не заботится ни о ком, ждет помощи | Заботится даже о чужих |
Нет любви, уважения | Уважение, любовь к людям, сострадание |
???? Как выглядит дружба???? Каковы ее основы? Другом может быть представитель другого народа? Представитель твоего народа всегда значит - друг?
(формулируем, опираясь на таблицу)
Характеристика народов
Русский народ
Используя хараткеристику образов Жилина и Костылина, выведи хорошие и плохие качества.
хорошее | Плохое |
как Жилин, смелы | как Костылин, ...... |
как Жилин, трудолюбивы |
|
как Жилин, дружелюбны, честны, заботливы |
|
Татарский народ
Используя характеристику Дины и ее отца, как представителей другого народа, выведите плохие и хорошие качества
Хорошее | Плохое |
как Дина, миролюбивы | как татарин, враждебны |
как Дина, заботливы, милосердны | как татарин, алчны |
|
|
Вывод:
- Можно ли судить по русскому офицеру, такому как Костылин, обо всех офицерах русской армии??? А можно ли по Жилину считать всех офицеров таковыми?
- В каждом народе есть и плохое и хорошее!!!
- Что и кто роднит народы разных национальностей??? Дина – дети!!!
- Возможна ли дружба разных народов??
- Какова основная мысль и идея были в целом?
Заключение
Говорят, что для счастья человек должен обязательно построить дом, посадить дерево, вырастить сына (детей). В этом, на мой взгляд, может ему помочь такая вечная ценность, как дружба
Давайте мы сейчас тоже попытаемся это сделать!
На доске выкладывается дом из листов с цитатами о дружбе, которые зачитывали учащиеся, дерево, и добавляются вырезанные из бумаги дети разных народов (по образам Жилина и Дины)
Отлично Я все прочитал, понял, работал в классе, было очень интересно тему дружбы для раскрыл | Хорошо Я прочитал, понял, не всегда работал на уроке, было интересно тема дружбы понятна | Удовлетворительно Я читал, не дочитал, не работал, но понимал, о чем говорили, мне было не очень интересно | Неудовлетворительно Я начал читать, не прочитал, мне было неинтересно |
|
|
|
|
Хотелось бы закончить словами: поступай с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба - залог мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_k_uroku_lit.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к уроку лит-ры по были «Кавказский пленник»
Тема Дружбы в были Л. Толстого
Фамилии уч-ся _____________________, ___________________
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ. Синквейн «Жилин»
- Жилин.
- ________________,___________________
- ________________,___________________,__________________
- ______________________________________________________
- _______________________
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ . Синквейн «Дина»
- Дина
- _________________,_________________
- _________________,_________________,______________________
- _________________________________________________________
- ____________________
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ . Костылин.
- Костылин
- ________________,___________________
- ________________,___________________,____________________
- ________________________________________________________
- __________________________
Сравнительная характеристика
Друг
Костылин | Дина |
Из одного народа | Из разных народов |
Офицер | Не мужчина, не служит |
Взрослый | Девочка , подросток |
НЕдруг | ДРУГ |
???????
А кто такой друг? Что нужно для дружбы?
Костылин | Дина |
Трус, нытик | Смелая, любопытная |
Эгоист | Думает о других |
Не заботится ни о ком, ждет помощи | Заботится даже о чужих |
Нет любви, уважения | Уважение, любовь к людям, сострадание |
???? Как выглядит дружба????
(формулируем, опираясь на таблицу)
Приложение 2
Характеристика народов
Русский народ
хорошее | Плохое |
Татарский народ
Хорошее | Плохое |
Вывод:
- Можно ли судить по русскому офицеру, такому как Костылин, обо всех офицерах??? А можно ли по Жилину считать всех таковыми?
- В каждом народе есть и плохое и хорошее!!!
- Что и кто роднит народы разных национальностей???
Дина – дети!!!
- Возможна ли дружба разных народов??
- Какова основная мысль и идея этих глав, были в целом?
Основная мысль текста | |
Идея произведения |
Оцените себя на уроке
Поставьте галочку в колонке
Отлично Я все прочитал, понял, работал в классе, было очень интересно | Хорошо Я прочитал, понял, не всегда работал на уроке, было интересно | Удовлетворительно Я читал, не дочитал, не работал, но понимал, о чем говорили, мне было не очень интересно | Неудовлетворительно Я начал читать, не прочитал, мне было неинтересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Л.Н.Толстой. Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник»
Л.Н. Толстой...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...
Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....