Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Титоренко Светлана Юрьевна

 

Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.

Цель:

Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе,

 проанализировать, как это вечная ценность помогает раскрыть идею автора,

 развить  навыки сравнительной характеристики

 

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Эпиграф. Цитаты.Дружба.(зачитывают  учащиеся: цитаты написаны на листах)

Дружба – это одно из самых светлых чувств, присущих человеку, это форма выражения взаимоотношений между людьми.

Если у тебя есть настоящий друг, то:

 • У тебя есть человек,  на кого можно опереться в трудный момент.

 • Ты не одинок.

 • Этот человек поддержит и в радости.

 • Вам комфортно вместе, когда весело и печально.

 • Никакие расстояния не станут преградой для общения.

 • У вас всегда есть темы, о чем поговорить, вас объединяют общие интересы.

 

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
 Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
 Обидишь друга — наживешь врага ты,
 Врага обнимешь — друга обретешь.
 Омар Хайям
 
Без истинной дружбы жизнь — ничто.
 Цицерон
 
 
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света.
 Цицерон

 

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
 Сенека
 
 
Настоящий друг везде
 Верен, в счастье и беде;
 Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может,
 И во всем, без дальних слов,
 Он помочь тебе готов.
 Да, по действиям несходны
 Верный друг и льстец негодный.
 Шекспир У.

 

«Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу»
Филип Честерфилд
 
«Нет ничего опаснее невежественного друга»
Жан Лафонтен
 
«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам»
Джозеф Аддисон

В разные времена разные народы, разные люди задумывались над понятием дружба, его смыслом. Как видно из цитат,  смысл этого понятия широк. Давайте и мы сегодня расширим для себя понятие об этом слове, как вечной ценности, которая является верным спутником человека.

3. Проверка домашнего задания. Работа с текстом. Пересказ рассказа.

 

4. Аналитическая  беседа по содержанию. Характеристика образа.

- Назовите основных героев рассказа?

- Какова роль каждого из них?

- Какие проблемы автор представляет на суд читателя? Как он сам их решает? Давайте, учитывая авторскую позицию, попробуем дать анализ каждому герою.

Мастерит

Жилин

В деревне

Помогает

заботится

 

Чинит

Ремонтирует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • БУДЕМ ЗНАКОМЫ.             Синквейн «Жилин»
  1.  Жилин.
  2. ________________,___________________
  3. ________________,___________________,__________________
  4. ______________________________________________________
  5. _______________________

 

  1. Образ Дины. Беседа:

- Почему в рассказе Толстого именно дочь у татарина, а не сын?

- Зачем нужен образ Дины в рассказе?

- На войне на Кавказе не может находиться девушка. Тогда почему, вопреки каквказкому закону,  Дина в ауле?

- Какова ценность образа Дины в рассказе? Какова роль Дины в раскрытии темы урока?

Война. На войне воюют мужчины. Все образы мужские, один женский и детский одновременно. Тема детства сквозит в были. Эта тема поставит точку в конфликте между двумя народами.

 

  • БУДЕМ ЗНАКОМЫ .              Синквейн «Дина»
  1. Дина
  2. _________________,_________________
  3. _________________,_________________,______________________
  4. _________________________________________________________
  5. ____________________

 

imageimageimageДина

 

 

                                                 Наблюдает                 заботится                              играет   

 

5. Беседа по значимым эпизодам. 

- Эпизод захвата в плен

- Эпизод разговора с татарами о выкупе

- Эпизод побега

       Как ведут себя герои рассказа? Кто достойно выходит из ситуации? Насколько важно или неважно так поступать?

  • БУДЕМ ЗНАКОМЫ . Костылин.
  1. Костылин
  2. ________________,___________________
  3. ________________,___________________,____________________
  4. ________________________________________________________
  5. __________________________

 

 

Сравнительная характеристика

аналитическая беседа: причинно-следственная связь поступка и характеристики героя, анализ: как проявляет себя ДРУГ?

?    Друг  !

Костылин

Дина

Из одного народа

Из разных народов

Офицер

Не мужчина, не служит

Взрослый

Девочка , подросток

НЕдруг

ДРУГ

 

Самостоятельная работа по карточкам. Парная работа.

???????

А кто такой друг? Что  нужно для дружбы?

Костылин

Дина

Трус, нытик

Смелая, любопытная

Эгоист

Думает о других

Не заботится ни о ком, ждет помощи

Заботится  даже о чужих

Нет любви, уважения

Уважение, любовь к людям, сострадание

???? Как выглядит дружба???? Каковы ее основы? Другом может быть представитель другого народа? Представитель твоего народа всегда значит - друг?

(формулируем,  опираясь на таблицу)

 

Характеристика народов

Русский народ

Используя хараткеристику образов Жилина и Костылина, выведи хорошие и плохие качества.

хорошее

Плохое

как Жилин, смелы

как Костылин, ......

как Жилин, трудолюбивы

 

как Жилин, дружелюбны, честны, заботливы

 

 

Татарский народ

Используя характеристику Дины и ее отца, как представителей другого народа, выведите плохие и хорошие качества

Хорошее

Плохое

как Дина, миролюбивы

как татарин, враждебны

как Дина, заботливы, милосердны

как татарин, алчны

 

 

 

Вывод:

  1. Можно ли судить  по русскому офицеру, такому как Костылин, обо всех офицерах русской армии??? А можно ли по Жилину считать всех офицеров таковыми?
  2. В каждом народе есть и плохое и хорошее!!!
  3. Что и кто роднит народы разных национальностей???         Дина – дети!!!
  4. Возможна ли дружба разных народов??
  5. Какова основная мысль и идея  были в целом?

 

Заключение

Говорят, что для счастья человек должен обязательно построить дом, посадить дерево, вырастить сына (детей). В этом, на мой взгляд, может ему помочь такая вечная ценность, как дружба

 Давайте мы сейчас тоже попытаемся это сделать!

На доске выкладывается дом из листов с цитатами о дружбе, которые зачитывали учащиеся, дерево, и добавляются вырезанные из бумаги дети разных народов (по образам Жилина и Дины)

Подводим итоги. 
- Что мы узнали сегодня?
-Как развили понятие дружбы?
- Какие уроки сделали по рассказу?
- В чем необычность трактовки идеи рассказа сегодня?
 
Оцените себя на уроке
Поставьте галочку в колонке

Отлично

Я все прочитал, понял, работал в классе, было очень интересно

тему дружбы для раскрыл

Хорошо

Я прочитал, понял, не всегда работал на уроке, было интересно

тема дружбы понятна

Удовлетворительно

Я читал, не дочитал, не работал, но понимал, о чем говорили, мне  было не очень интересно

Неудовлетворительно

Я начал читать, не прочитал, мне было неинтересно

 

 

 

 

 

 

Хотелось бы закончить словами: поступай с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба - залог мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_k_uroku_lit.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Приложение 1 к уроку  лит-ры по были «Кавказский пленник»

Тема Дружбы в  были Л. Толстого

Фамилии уч-ся _____________________, ___________________

  1. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.             Синквейн «Жилин»
  1.  Жилин.
  2. ________________,___________________
  3. ________________,___________________,__________________
  4. ______________________________________________________
  5. _______________________

  1. БУДЕМ ЗНАКОМЫ .              Синквейн «Дина»
  1. Дина
  2. _________________,_________________
  3. _________________,_________________,______________________
  4. _________________________________________________________
  5. ____________________

  1. БУДЕМ ЗНАКОМЫ . Костылин.
  1. Костылин
  2. ________________,___________________
  3. ________________,___________________,____________________
  4. ________________________________________________________
  5. __________________________

Сравнительная характеристика

Друг

Костылин

Дина

Из одного народа

Из разных народов

Офицер

Не мужчина, не служит

Взрослый

Девочка , подросток

НЕдруг

ДРУГ

???????

А кто такой друг? Что  нужно для дружбы?

Костылин

Дина

Трус, нытик

Смелая, любопытная

Эгоист

Думает о других

Не заботится ни о ком, ждет помощи

Заботится  даже о чужих

Нет любви, уважения

Уважение, любовь к людям, сострадание

???? Как выглядит дружба????

(формулируем,  опираясь на таблицу)

Приложение 2

Характеристика народов

Русский народ

хорошее

Плохое

Татарский народ

Хорошее

Плохое

Вывод:

  1. Можно ли судить  по русскому офицеру, такому как Костылин, обо всех офицерах??? А можно ли по Жилину считать всех таковыми?
  2. В каждом народе есть и плохое и хорошее!!!
  3. Что и кто роднит народы разных национальностей???    

                          Дина – дети!!!

  1. Возможна ли дружба разных народов??
  2. Какова основная мысль и идея этих глав, были в целом?

 

Основная мысль текста

Идея       произведения

Оцените себя на уроке

Поставьте галочку в колонке

Отлично

Я все прочитал, понял, работал в классе,

было очень интересно

Хорошо

Я прочитал, понял,

 не всегда работал на уроке,

было интересно

Удовлетворительно

Я читал, не дочитал, не работал, но понимал, о чем говорили, мне  было не очень интересно

Неудовлетворительно

Я начал читать,

не прочитал, мне было неинтересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...

Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....