Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochka_po_lit-re.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах.
В курсе литературы 10-11 классов есть два крупных произведения: «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Тихий Дон» М.А.Шолохова. Как сделать так, чтобы ученик обратился к тексту этих произведений, попытался осознать его, сделал вывод из прочитанного и принял участие в обсуждении этих произведений на уроке? На мой взгляд, этому способствуют небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения. Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы.
Работу по традиционным темам « Путь духовных исканий князя Андрея Болконского» и «Трагический путь Григория Мелехова» можно выстроить так: к уроку дается задание всему классу перечитать определенные главы, связанные с жизнью этих героев, а некоторые ученики получают на дом карточку-задание, на уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, делают вывод, класс дополняет их ответ. Чтобы учащимся легче было ориентироваться в большом по объему тексте, в карточке указываются конкретные главы.
Путь духовных исканий князя Андрея Болконского
Карточка-задание №1
Опираясь на содержание следующих глав (т.1, ч.1, гл.III;. т1, ч.1, гл.IV; т.1, ч.1, гл.XXIV), ответьте на вопросы.
Как автор представляет героя на первых страницах романа, что отмечает в портрете?
Каково мировоззрение князя Андрея в начале пути, кто его кумир?
Почему князь Андрей идет на войну?
Карточка-задание №2
Опираясь на содержание следующих глав (т.1, ч.2, гл.XX; т.1, ч.2, гл.XXI; т.1, ч.3, гл.XVI), ответьте на вопросы.
Чем поразила и одновременно обогатила князя Андрея встреча с Тушиным?
Как поменялись его взгляды на войну, подвиг после того, как он побывал на батарее Тушина?
Чем похожи и не похожи подвиги Тушина и князя Андрея?
Карточка-задание №3
Опираясь на содержание следующих глав (т.1, ч.3, гл.XVI; т.1, ч.3, гл.XIX), ответьте на вопросы.
Какое место в диалектике души занимает внутренний монолог князя Андрея на поле Аустерлица?
Каким он теперь видит Наполеона?
В чем разочаровался князь?
Символом чего для него становится небо?
Как меняются жизненные ценности князя Андрея?
Карточка-задание №4
Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.1, гл.IX), ответьте на вопросы.
Почему лучшей минутой жизни князь Андрей назвал ту, когда смотрел на лицо умершей жены?
Что он осознал в этот момент?
Почему почувствовал душевную боль?
Карточка-задание №5
Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.2, гл.XI, гл.XII), ответьте на вопросы.
В чем смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером?
На чьей стороне автор? Докажите.
Как подействовал этот разговор на князя Андрея?
Карточка-задание №6
Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.3, гл.I, гл.II, гл.III), ответьте на вопросы.
Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?
Какое значение имела в жизни князя встреча с Наташей в Отрадном?
Как князь решил изменить свою жизнь?
Карточка-задание №7
Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.3, гл.XVIII, гл.XIX), ответьте на вопросы.
Что вынес для себя князь Андрей, работая в комиссии Сперанского?
Почему разочаровался в государственной службе?
Карточка-задание №8
Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу?
Почему их земное счастье невозможно?
В чем ошибка князя, предрешившая их разрыв?
Почему князь не сумел простить Наташу?
Карточка-задание №9
Опираясь на содержание следующих глав (т.3, ч.1, гл.VIII, т.3, ч.2,гл. V), ответьте на вопросы.
Как встречает князь Андрей 1812год?
Почему « проглядел» начало войны 1812года, качественно новой?
Как проявилась в нем «тушинская школа»? Как понимает теперь свою службу? Как относится к простым солдатам?
Карточка-задание №10
Опираясь на содержание следующих глав (т.3, ч.2,гл. XXV), ответьте на вопросы.
В чем суть разговора князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения?
Почему князь Андрей уверен в победе?
Карточка-задание №11
Опираясь на содержание следующих глав (т.3, ч.2,гл. XXV, т.4, ч.1, гл. XVI), ответьте на вопросы.
Как относился князь Андрей к Анатолю Курагину и Наташе Ростовой до своего ранения и после?
Какие чувства борются в душе князя перед смертью?
Почему князь должен умереть, по мнению Толстого?
Трагический путь Григория Мелехова
Карточка-задание №1
Рассмотрите несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий:
- книга1, ч.1, гл.III (купание коня)
- к.1,ч.1, гл.IX (случай с утенком)
- к.1, ч.3, гл.X (разговор с Петром об убийстве австрийского солдата)
Ответьте на вопросы:
Какие качества души составляют глубинную сущность героя? Докажите.
Что изменилось в лице Григория после убийства солдата? Почему? Какова роль авторских ремарок в тексте третьего эпизода?
Сделайте вывод. Каким предстает герой в начале романа?
Карточка-задание №2
Прочитайте эпизоды:
- к.1, ч.2, гл.XXI (стычка с приставом)
- к.1, ч.3, гл.II (столкновение с вахмистром)
- к.1, ч.3, гл. II (заступничество за Франю)
Ответьте на вопросы:
Что вывело из себя самоуверенного пристава?
Сопоставьте поведение, жесты, мимику, интонации Григория и вахмистра во втором эпизоде. Кто одержал победу в этом психологическом поединке? Благодаря чему?
Почему «чуть-чуть не заплакал Мелехов», когда не удалось его заступничество за Франю?
Сделайте вывод. Что делает героя личностью?
Карточка-задание №3
Проанализируйте диалог Григория и Чубатого (к.1, ч.3, гл. XII):
Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Процитируйте.
Разделяет ли эти взгляды Григорий? Почему?
Сделайте вывод. Что вынес Григорий из опыта войны?
Карточка-задание №4
Выясните, в чем пытается убедить Григория Гаранжа (к.1, ч.3, гл. XXIII).
Что переживает герой под его влиянием?
Почему так запали в душу наставления Гаранжи?
Почему вообще большевистские идеи получили такое стремительное распространение в изнемогающей от войны стране и не оставили равнодушным героя?
Сделайте вывод. В чём пытается разобраться герой? Что пытается найти?
Карточка-задание №5
Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтелковым? Какие идеи отстаивает каждый из них? (к.2, ч.5, гл.II)
Как отвечает Григорий Изварину на вопрос о принятии им «красной веры»? (к.2, ч.5, гл.XII) Какой смысл вкладывает герой в эти слова? Какое слово в ответе означает не что иное, как новый этап в духовном развитии героя?
Сделайте вывод. Какое место определяет себе герой на данном этапе? Почему?
Карточка-задание №6
Прочитайте сцену расправы над чернецовцами (к.2, ч.5, гл.X)
Почему Григорий, воюющий на стороне ревкома, пытается защитить безоружного врага от кровавой расправы?
Зачем казнимых офицеров, появляющихся в романе лишь на мгновение, автор наделяет запоминающимися портретными деталями?
Что вкладывает в слова, обращенные к Григорию, Минаев: «А ты думал- как?»
Что переживает герой после этих событий? (к.2, ч.5, гл.XII)
Какие мысли дают душевный покой герою?
Сделайте вывод. Какое решение принимает герой, оказавшись дома? Почему?
Карточка-задание №7
Прочитайте эпизод казни подтелковцев (к.2, ч.5, гл.XXX).
Какой эпизод почти зеркально его отображает?
Как воспринимает эту казнь Григорий? Докажите.
Почему он уходит с площади до казни?
Сделайте вывод. Почему не нашёл герой своего места ни у белых, ни у красных?
Карточка-задание №8
Отказавшись от правды большевиков и от правды белых, Г.Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. К чему приводит этот путь? Как раскрывает Шолохов изменения в характере Григория во время восстания в ряде глав 6-й части романа (XXVIII, XXXVII, эпизод рубки матросов в XLIV, XLVI).
Что спасает Григория от нравственного и духовного падения?
Сделайте вывод. К чему приводят героя поиски правды в гражданской войне?
Карточка-задание №9
Шолоховский портрет отличает глубокий психологизм. Докажите это,
сравнивая портретные зарисовки Г.Мелехова в эпизодах (к.4, ч.7, гл.1; к.4, ч.7, гл.XVIII; к.4, ч.7, гл.XXV; к.4, ч.8, гл.VI; к.4, ч.8, гл.XVII; к.4, ч.8, гл.XVIII). Как они отображают динамику развития характера героя?
Сделайте вывод. Отражением чего стал портрет героя?
Карточка-задание №10
Как объясняет герой свой приход в банду Фомина? (к.4, ч.8, гл.XI) Согласны ли вы с ним? Изменился ли герой или смог сохранить в себе нравственное и духовное начало? Докажите, используя факты из глав (к.4, ч.8, гл.XIII; к. 4, ч.8, гл.XV; к.4, ч.8, гл.XVI; к.4, ч.8, гл.XVII).
Сделайте вывод. В чём трагедия героя?
Конспект уроков по роману.
1-2 урок.
М.А.Шолохов. Жизнь. Личность. Творчество.
(1905(03?)-1984г.г.)
Это художник, который смог выразить народный взгляд на революцию, в котором есть предчувствие объяснения Великой Победы в 41-м... и бесстрашная правда о колоссальной трагедии, которой была в жизни революция и Гражданская война.
Ф.Кузнецов.
Творчество: «Нахалёнок» 1925
«Донские рассказы» 1926
«Тихий Дон» 1928-1940
«Поднятая целина» 1932-1960
«Они сражались за Родину» 1943-1944
«Судьба человека» 1957
Лауреат Нобелевской премии в 1965 году.
Фигура Ш. в советское время приукрашивалась, окружалась легендой, жизнь- и частная, и литературная- окутана тайной.
«Т.Д.»- всемирно известный роман, его сравнивают с гомеровским эпосом. Это книга о донском казачестве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"
"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева. Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...
Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»
Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....
Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».
Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....
Презентация "Соревновательно-игровые задания на уроках ФК в старших классах"
Презентация "Игры и эстафеты на уроках ФК в старших классах"...