Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochka_po_lit-re.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах. 

     В курсе литературы 10-11 классов есть два крупных произведения: «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Тихий Дон» М.А.Шолохова. Как сделать так, чтобы ученик обратился к тексту этих произведений, попытался осознать его, сделал вывод из прочитанного и принял участие в обсуждении этих произведений на уроке?  На мой взгляд, этому способствуют небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения. Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы.

    Работу по традиционным темам « Путь духовных исканий князя Андрея Болконского» и «Трагический путь Григория Мелехова» можно выстроить так: к уроку дается задание всему классу перечитать определенные главы, связанные с жизнью этих героев, а некоторые ученики получают на дом карточку-задание, на уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, делают вывод, класс дополняет их ответ. Чтобы учащимся легче было ориентироваться в большом по объему тексте, в карточке указываются конкретные главы.

Путь духовных исканий князя Андрея Болконского

Карточка-задание №1

Опираясь на содержание следующих глав (т.1, ч.1, гл.III;. т1, ч.1, гл.IV; т.1, ч.1, гл.XXIV), ответьте на вопросы.

Как автор представляет героя на первых страницах романа, что отмечает в портрете?

Каково мировоззрение князя Андрея в начале пути, кто его кумир?

Почему князь Андрей идет на войну?

Карточка-задание №2

Опираясь на содержание следующих глав (т.1, ч.2, гл.XX; т.1, ч.2, гл.XXI; т.1, ч.3, гл.XVI), ответьте на вопросы.

Чем поразила и одновременно обогатила князя Андрея встреча с Тушиным?

Как поменялись его взгляды на войну, подвиг после того, как он побывал на батарее Тушина?

Чем похожи и не похожи подвиги Тушина и князя Андрея?

Карточка-задание №3

Опираясь на содержание следующих глав (т.1, ч.3, гл.XVI; т.1, ч.3, гл.XIX), ответьте на вопросы.

Какое место в диалектике души занимает внутренний монолог князя Андрея на поле Аустерлица?

Каким он теперь видит Наполеона?

В чем разочаровался князь?

Символом чего для него становится небо?

Как меняются жизненные ценности князя Андрея?

Карточка-задание №4

Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.1, гл.IX), ответьте на вопросы.

Почему лучшей минутой жизни князь Андрей назвал ту, когда смотрел на лицо умершей жены?

Что он осознал в этот момент?

Почему почувствовал душевную боль?

Карточка-задание №5

Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.2, гл.XI, гл.XII), ответьте на вопросы.

В чем смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером?

На чьей стороне автор? Докажите.

Как подействовал этот разговор на князя Андрея?

Карточка-задание №6

Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.3, гл.I, гл.II, гл.III), ответьте на вопросы.

Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?

Какое значение имела в жизни князя встреча с Наташей в Отрадном?

Как князь решил изменить свою жизнь?

Карточка-задание №7

Опираясь на содержание следующих глав (т.2, ч.3, гл.XVIII, гл.XIX), ответьте на вопросы.

Что вынес для себя князь Андрей, работая в комиссии Сперанского?

Почему разочаровался в государственной службе?

Карточка-задание №8

Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу?

Почему их земное счастье невозможно?

В чем ошибка князя, предрешившая их разрыв?

Почему князь не сумел простить Наташу?

Карточка-задание №9

Опираясь на содержание следующих глав (т.3, ч.1, гл.VIII, т.3, ч.2,гл. V), ответьте на вопросы.

Как встречает князь Андрей 1812год?

Почему « проглядел» начало войны 1812года, качественно новой?

Как проявилась в нем «тушинская школа»? Как понимает теперь свою службу? Как относится к простым солдатам?

Карточка-задание №10

Опираясь на содержание следующих глав (т.3, ч.2,гл. XXV), ответьте на вопросы.

В чем суть разговора князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения?

Почему князь Андрей уверен в победе?

Карточка-задание №11

Опираясь на содержание следующих глав (т.3, ч.2,гл. XXV, т.4, ч.1, гл. XVI), ответьте на вопросы.

Как относился князь Андрей к Анатолю Курагину  и Наташе Ростовой до своего ранения и после?

Какие чувства борются в душе князя перед смертью?

Почему князь должен умереть, по мнению Толстого?

Трагический путь Григория Мелехова

Карточка-задание №1

Рассмотрите несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий:

  1. книга1, ч.1, гл.III (купание коня)
  2. к.1,ч.1, гл.IX (случай с утенком)
  3. к.1, ч.3, гл.X (разговор с Петром об убийстве австрийского солдата)  

Ответьте на вопросы:

    Какие качества души составляют глубинную сущность героя? Докажите.

    Что изменилось в лице Григория после убийства солдата? Почему? Какова роль авторских ремарок в тексте третьего эпизода?

Сделайте вывод. Каким предстает герой в начале романа?

Карточка-задание №2

Прочитайте эпизоды:

  1. к.1, ч.2, гл.XXI (стычка с приставом)
  2. к.1, ч.3, гл.II (столкновение с вахмистром)
  3. к.1, ч.3, гл. II (заступничество за Франю)

Ответьте на вопросы:

Что вывело из себя самоуверенного пристава?

Сопоставьте поведение, жесты, мимику, интонации Григория и вахмистра во втором эпизоде. Кто одержал победу в  этом психологическом поединке? Благодаря чему?

Почему «чуть-чуть не заплакал Мелехов», когда не удалось его заступничество за Франю?

Сделайте вывод. Что делает героя личностью?

 

Карточка-задание №3

Проанализируйте диалог Григория и Чубатого (к.1, ч.3, гл. XII):

 Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Процитируйте.

 Разделяет ли эти взгляды Григорий? Почему?

Сделайте вывод. Что вынес Григорий из опыта войны?

Карточка-задание №4

Выясните,  в чем пытается  убедить Григория Гаранжа (к.1, ч.3, гл. XXIII).

Что переживает герой под его влиянием?

Почему так запали в душу  наставления Гаранжи?

Почему вообще большевистские идеи получили такое стремительное    распространение в изнемогающей от войны стране и не оставили равнодушным героя?

Сделайте вывод. В чём пытается разобраться герой? Что пытается найти?

        Карточка-задание №5

Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтелковым? Какие идеи отстаивает каждый из них? (к.2, ч.5, гл.II)

Как отвечает Григорий Изварину на вопрос о принятии им «красной веры»? (к.2, ч.5, гл.XII) Какой смысл вкладывает герой в эти слова? Какое слово в ответе означает не что иное, как новый этап в духовном развитии героя?

Сделайте вывод. Какое место определяет себе герой на данном этапе? Почему?

Карточка-задание №6

Прочитайте сцену расправы над чернецовцами (к.2, ч.5, гл.X)

Почему Григорий, воюющий на стороне ревкома, пытается защитить безоружного врага от кровавой расправы?

Зачем казнимых офицеров, появляющихся в романе лишь на мгновение, автор наделяет запоминающимися портретными деталями?

Что вкладывает в слова, обращенные к Григорию, Минаев: «А ты думал- как?»

Что переживает герой после этих событий? (к.2, ч.5, гл.XII)

 Какие мысли дают душевный покой герою?

Сделайте вывод. Какое решение принимает герой, оказавшись дома? Почему?

        Карточка-задание №7

  Прочитайте эпизод казни подтелковцев (к.2, ч.5, гл.XXX).

  Какой эпизод почти зеркально его отображает?

  Как воспринимает эту казнь Григорий? Докажите.

  Почему он уходит с площади до казни?

 Сделайте вывод. Почему не нашёл герой своего места ни у белых, ни у     красных?

        Карточка-задание №8

 Отказавшись от правды большевиков и от правды белых,  Г.Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. К чему приводит этот путь? Как раскрывает Шолохов изменения в характере Григория во время восстания в ряде глав 6-й части романа (XXVIII,  XXXVII, эпизод рубки матросов в XLIV, XLVI).

Что спасает Григория от нравственного и духовного падения?

Сделайте вывод. К чему приводят героя поиски правды в гражданской войне?

Карточка-задание №9

 Шолоховский портрет отличает глубокий психологизм. Докажите это,

сравнивая  портретные зарисовки Г.Мелехова в эпизодах (к.4, ч.7, гл.1; к.4, ч.7, гл.XVIII; к.4, ч.7, гл.XXV; к.4, ч.8, гл.VI; к.4, ч.8, гл.XVII; к.4, ч.8, гл.XVIII). Как они отображают динамику развития характера героя?

Сделайте вывод. Отражением чего стал портрет героя?

Карточка-задание №10

 Как объясняет герой свой приход в банду Фомина? (к.4, ч.8, гл.XI) Согласны ли вы с ним? Изменился ли герой или смог сохранить в себе нравственное и духовное начало? Докажите, используя факты из глав (к.4, ч.8, гл.XIII; к. 4, ч.8, гл.XV; к.4, ч.8, гл.XVI; к.4, ч.8, гл.XVII).

Сделайте вывод. В чём трагедия героя?

Конспект уроков по роману.

        1-2 урок.

М.А.Шолохов. Жизнь. Личность. Творчество.

        (1905(03?)-1984г.г.)

        Это художник, который смог выразить      народный взгляд на революцию, в котором есть предчувствие объяснения Великой Победы в 41-м... и бесстрашная правда о колоссальной трагедии, которой была в жизни революция и Гражданская война.

        Ф.Кузнецов.

Творчество: «Нахалёнок» 1925

                               «Донские рассказы» 1926

            «Тихий Дон» 1928-1940

            «Поднятая целина» 1932-1960

            «Они сражались за Родину» 1943-1944

            «Судьба человека» 1957

Лауреат Нобелевской премии в 1965 году.

Фигура Ш. в советское время приукрашивалась, окружалась легендой, жизнь- и частная, и литературная- окутана тайной.

«Т.Д.»- всемирно известный роман, его сравнивают с гомеровским эпосом. Это книга о донском казачестве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.  Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....

Презентация "Соревновательно-игровые задания на уроках ФК в старших классах"

Презентация "Игры и эстафеты на уроках ФК в старших классах"...