Урок литературы в 11 классе: Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в "Стихах о Прекрасной Даме".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Тема урока: "Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в "Стихах о Прекрасной Даме".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_o_prekrasnoy_dame.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 11 классе
Учителя русского языка и литературы Калимуллиной Г.З.
ГБОУ СОШ № 62 Выборгского района СПб.
План урока
Тема урока: Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в «Стихах о Прекрасной Даме».
Место урока в системе уроков: текущий.
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с ранним творчеством А. Блока.
- Продолжить отработку навыков анализа лирического произведения.
- Систематизировать знания, полученные на уроках литературы и МХК.
Материалы к уроку:
- На доске портрет поэта. Образец таблицы для заполнения.
- На партах раздаточный материал (стихи А. Блока).
Тип урока: изложение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методические приемы:
Слово учителя, групповая самостоятельная работа, выразительное чтение, словарная работа.
Ход урока
- Организационный момент: учащиеся делятся на 4 творческих группы, дальнейшая работа идет в группах.
- Беседа с учащимися:
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами начнем важнейшую для истории русской литературы 20 века тему: творчество А. Блока. Три тома Блоковской лирики, в которых поэт объединил все циклы своих стихотворений, он назвал «Трилогией вочеловечения». В этих трех томах Блок рассказывает историю его лирического героя, который постепенно входит в окружающую его жизнь, соединяется с ней, разделяет ужасы этой жизни и разрывается, можно сказать, на части тем историческим процессом, который ворвался в Россию 20 века. Известно, что в период с 1898 по 1904 год А.А. Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения (книга вышла в 1904 году). В издание 1946 года в цикл было включено 184 стихотворения.
Надо отметить, что все творчество поэта очень логично выстроено. Откройте сборник стихов поэта и выпишите название циклов (До света, стихи о Прекрасной Даме, Распутья, Пузыри земли, разные стих-я, Город, Вольные мысли, Страшный мир,
Родина).
- Первый цикл называется «До света», а дальше – «Стихи о Прекрасной Даме». Сегодня остановимся подробнее на этом цикле стихотворений Блока. Книга «Стихи о прекрасной даме», вышедшая в 1904 году, вызвала множество разноречивых откликов. Те, кто как и Блок. Принадлежали к модернизму, те. Кто как и Блок понимали язык символистской поэзии, увидели в этой книге многоценного и интересного. Но было много критиков. Еще больше читателей, которых раздражал этот новый язык. Более того, они не просто его не приняли, они считали его либо знаком беспомощности поэта, либо его откровенного глумления над читателем.
Действительно, для неподготовленного читателя стихи этого цикла кажутся загадками. Импульсом для создания этих «Стихов о Прекрасной Даме» послужила влюбленность А. Блока к Любови Дмитриевне Менделеевой, и случилось это летом 1902 года.
В этом сборнике 2 героя: ОН и ОНА их черты складываются постепенно, накапливаются от одного стихотворения к другому. Самое главное, пожалуй, антитеза, которая противопоставляет этих героев. Это то, что Он земной, а ОНА небесная.
Что же такое «Стихи о Прекрасной Даме», если ему предшествует цикл «До света»? («Стихи о Прекрасной Даме» - это и есть свет).
- Стремление к свету – было лейтмотивом не только поэзии А. Блока. У вас на парте лежит стихотворение И. Анненского «Среди миров». Прочитайте его. (Один учащийся читает стих.)
- Почему с Ней не надо света? (Она и есть свет)
- Теперь вернемся к поэзии А. Блока. Откройте цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
- На что следует обратить внимание? (Есть Вступление)
- Что такое вступление и какую роль оно играет в произведении? (Ответы учащихся).
- Все правильно, вступление – это экспозиция, т.е. часть произведения, в которой содержатся основные мотивы, развивающиеся в дальнейшем.
- Прочитайте Вступление, чтобы понять каковы лейтмотивы цикла. Кто же такая Прекрасная Дама? Кому посвятил свои стихи поэт?
Ответы учащихся:
I мотив: духовное совершенствование лирического героя (отдых напрасен). Речь идет не о физическом отдыхе, а о работе души. А трудиться душой необходимо, чтобы самосовершенствоваться.
II мотив: Явление Царицы на землю. Возникает ощущение, что на землю является неземное существо, т.к. есть строка «Дольнему миру чужда и строга» (дольний – земной), все начинает гореть огнем (красное пламя), природа замирает(заря замерла), возникает ощущении того, что расширяется земное пространство и устремляется вверх (купол стремится ввысь).
Слово учителя:
- Все, что вы говорили, абсолютно верно. Запишите выводы в тетради, а потом продолжим анализ стихотворений, заполняя таблицу.
Учащиеся чертят таблицу в тетрадях и заполняют вместе с учителем ее начало.
Работа в группах (каждая группа анализирует, затем озвучивает собранный материал, постепенно заполняется вся таблица).
Стихотворение | Я (лирический герой) | Мир | Она |
Вступление | Отдых напрасен | Вечер прекрасен, терем высок, красное пламя, купол стремится в лазурную высь, заря замерла. Синие окна, колокольные звоны гудят. | Дольнему миру чужда и строга, рассыпаешь жемчуга, красная тайна, Царевна Сама, меня ждала, ворота отперла |
Вхожу я в темные храмы… | Вхожу, жду, верю | Темные храмы, мерцание красных лампад | Прекрасная Дама, Озаренный образ, ризы, Вечная Жена, Святая, Твои черты, Милая – Ты |
Предчувствую Тебя, года проходят мимо… | Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду | Года проходят мимо, горизонт в огне, ясен, горизонт, лучезарность близко | Близко появление, изменишь облик Ты, возбудишь подозренье, сменив привычные черты |
Мы встречались с тобой на закате… | Мы встречались, любил, ни тоски, ни любви, ни обиды | Закат, залив, песчаная коса,безмолвные встречи,загорались вечерние свечи, лазурная тишь, вечерний туман, камыш, голоса | Белое платье, белый стан, твое золотое весло |
Я,отрок, зажигаю свечи… | Я, отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу, люблю вечернее моленье, любуюсь тайной, бросаю белые цветы | Белая церковь над рекой, предзакатное селенье, сумрак мутно-голубой, церковная ограда, вершины зубчатого леса, забрезжит брачная заря | Без мысли и речи, смеется на том берегу |
- Молодцы, вы проделали большую работу, надо подвести итоги.
- На уроках МХК вы говорили о творчестве художников-символистов, скажите, есть ли что-то общее в цветовой гамме поэта т художников-символистов? Какова цветовая символика? (ответы учащихся).
- А теперь попробуйте передать цветом слова: ночь (черный), звездная ночь ( мерцание белого в темном).
- У поэта часто встречаем слово «жемчуга». Какого цвета жемчуг? (белый). Да, белый, но есть в еще что-то в этом цвете. Что? (сияние, блеск). Для чего автор использует дополнительный колер? (Чтобы, отрешившись от дольнего, увидеть во тьме сияние, мерцание).
- Итак, заканчивая анализ стихотворений, сделаем окончательные выводы.
- Какие чувства испытывает лирический герой? (любовь, страх, томление, ожидание и т.д.)
- Какой мир окружает героя? (церковь, звон, колокола, вечер, туманы)
- Почему местоимение «Ты» с заглавной буквы? К кому мы так обращаемся? (к Богу, к духовно близкому лицу)
- Какой из всего этого можно сделать вывод? ( встречи и ожидание встреч в ореоле загадки, таинственности, т.к. ночь и вечер – символ тайны, бездны, неразгаданности).
- Приблизились ли мы разгадке того, кто такая «Прекрасная Дама»? ( Она – некое божество, но это и реальная женщина, т.к. есть слова – встречались, плыли в одной лодке. Но есть обращение «Величавая Вечная Жена», а это уже что-то космическое)
Итак: «Прекрасная Дама» - это неземной образ, в котором сочетаются три лика:
А) земной (жена А.Блока – Л.Д. Менделеева)
Б) религиозный (Царица Небес)
В) космический (Величавая Вечная Жена)
- Для чего же ждет Её лирический герой? Зачем Она должна явиться на землю? На изломе веков все говорят о конце света, ощущении гибели, ожидании апокалипсиса. Но люди надеются на спасение. Кто же спасет людей? По Блоку, это Прекрасная Дама призвана на землю, чтобы спасти мир. Поэтому Она и есть свет.
Домашнее задание. Прочитайте последнее стихотворение цикла. Почему именно этим стихотворение заканчивает цикл? Как оно связано со стихами следующего цикла. Выучите наизусть понравившееся стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира"
Целью статьи является выявление возможностей интеграции как средства в формировании целостного восприятия мира. Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные ...
Урок литературы, 11 класс. А,Блок "Стихи о Прекрасной Даме".
А,Блок "Стихи о Прекрасной Даме"....
«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, предс...
Урок литературы. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».
Данный урок литературы является завершающим этапом в реализации ряда занятий по техногогии проекта. Учащиеся 5 класса самостоятельно изучали сказки народов мира, а затем на завершающем занятии предста...
Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."
Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...
Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."
Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...
Урок литературы на тему: "Праведные люди в неправедном мире".
Урок литературы для обучающихся 10 класса, который раскрывает образы праведников в русской литературе....