Урок литературы на тему: "Праведные люди в неправедном мире".
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Кульшина Надежда Кашалиевна

Урок литературы для обучающихся 10 класса, который раскрывает образы праведников в русской литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Праведные люди в неправедном мире  (образы праведников в русской литературе)

Класс

Учебник

Программа

10

Литература. 10 класс. Учебное пособие для учащихся средней школы в двух частях. В.И. Коровин. М.: Просвещение. 2012

Программа для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2006 г.)

Эпиграфы к уроку

Не стоит село без праведника.

Русская поговорка.

Более  блажен тот, кто отдает, чем тот, кто принимает.

Из проповеди Иисуса Христа.

Цели урока:

Образовательная: обучение работе по проблемным вопросам на основе произведений разных авторов. Обучение аргументированным ответам, работе с художественным текстом, со словарем.

Развивающая: обучение навыкам индивидуальной работы, устной монологической речи. Обучение систематизации материала по проблеме.

Воспитательная: воспитание любви к человеку, к родной литературе, к слову.

Задачи:

  1. Раскрыть характеры  персонажей.
  2. Развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи,  высказывать свое отношение к героям.
  3. Содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.

Применяемые технологии

Учебное исследование

Применяемые формы работы

Урок углубленной работы над текстом художественного произведения, анализ текста, фронтальная беседа (с элементами художественного  чтения, дискуссии).

Ход урока

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

2. Мотивация учебной деятельности.

Определение темы урока.

Постановка цели урока.

Планирование деятельности.

 Русская поговорка утверждает: « Не стоит село без праведника». Не стоит – значит, не живет. Так кто такой праведник, без которого и жизни нет?

Кого мы можем назвать праведником? Обратимся к словарю.

Знакомы ли вам  уже образы праведных людей?

О чем сегодня пойдет разговор на уроке, как вы думаете?

Определение темы урока «Праведные люди в неправедном мире».

Определите свою цель работы над этой темой, запишите её в тетрадь .

Что мы должны сделать, чтобы достичь цели урока?

Задачи:

  1. Уточнить понятие «праведный человек»
  2. Характеристика образов Юшки и Матрены , выделение главных черт.
  3.  Характеристика образа Ивана Флягина.
  4.  Определение праведного пути человека.
  5. Определение личностного смысла полученных знаний.

Ответы учащихся.

В “Толковом словаре русского языка” С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: “Праведник - у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный - благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам.

Из словаря В.И.Даля: “Праведник – праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях”.

Обращаются к предыдущему читательскому опыту (А. Платонов, «Юшка», А. Солженицын «Матренин двор»)

3.Актуализация знаний и эмоций учащихся.

Какое  качество праведника самое главное?

Праведник живет в соответствии с заповедью: “Возлюби ближнего как самого себя”. Главное в его поступках -  сочувствие, сострадание. Все его поступки бескорыстны.

Герой живет интересами других, ради других , поступает по велению сердца и не считает это жертвой.

Много общего у героев?

За что же люди «забраковали» их?

Ребята, вы обратили внимание, что нет четкого портрета героев, он скорее  схематичен. Случайно ли это?

В людях наши герои не находят понимания,  но где же они черпают жизненные силы?

Размышления о прочитанном:

- о  Юшке (А.Платонов «Юшка»)

Звали его вообще-то Ефим. Старый на вид человек, работал в кузнице подручным, был мал ростом, ложился поздно, в еде был неприхотлив, не пил чай с сахаром, не покупал одежды новой.

Все его обижали, а дети удивлялись, тому, что он не такой, как все.

Люди Юшку во всем считали виноватым и были в этом уверены. Хозяйская дочь говорила, что ему лучше было бы умереть, а Юшка верил, что люди его любят, но без понятия.

- о Матрене (А.Солженицын «Матренин двор»)

Одинокая женщина лет 60, родные ей помогали мало, в колхозе работала за палочки, всем помогала, из жалости держит колченогую  кошку, вставала в 4-5 утра, ела картошку.

Автор сравнивает её с бабушкой из сказки., Она обезоруживала лучезарной улыбкой, глядя простодушно.

Каждый день у неё находилось дело.

Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки.

Всякое дело начинала «с Богом», хотя неистово не молилась, даже скорее была язычницей. О её доме знали, что его можно сломать и при жизни Матрены. При пожаре бросилась спасать не избу, а фикусы.

Её упрекали за то, что она ничего не имела

Их «забраковали» за то, что они отличались  от  всех, не были злыми, не думали о своем благе.

Они неприметные, слишком простые, и не  это в них главное. А вот о их доброте много говорится.

В природе, в работе.

4.Работа по теме урока:

Проблемный вопрос

Сегодня мы поговорим о еще одном интересном человеке – Иване Флягине. Рассказал о нем замечательный русский писатель Николай Семенович Лесков, уже знакомый вам по рассказу «Левша». Вы уже прочитали повесть «Очарованный странник» и составили себе представление о ее главном герое. Иван Флягин - грешник или праведник?

Диалог с учителем, друг с другом:

5.Организация деятельности учащихся…

Анализ текста:

(исследовательская работа)

А какие черты характера свойственны грешнику или праведнику?

Определить  ключевые эпизоды жизненного пути Ивана Флягина:

Крепостной форейтор. Побег

В разбойниках

В  " няньках ".

Поединок.

Плен.

Возвращение на родину. Конэсер.

Любовь.

Под чужим именем.

Монастырь. Прозрение.

Давайте проследим этапы духовного роста Ивана Флягина.

  1. Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит).
  2. Пробуждение духа.
  3. Осознание грехов.
  4. Борение плоти и духа.
  5. Праведность.

Что влияет на пробуждение духа Ивана Флягина?

Составление таблицы:

Грешник

Праведник

Записи в тетради, сопоставление ключевых эпизодов с этапами духовного роста  Ивана Флягина.

Формулируют вывод: духовный рост начинается тогда, когда Флягин заботился не о себе, а о других людях.

  1. Подведение итогов исследовательской работы.

Иван Флягин - грешник или праведник?

Используют данные составленной ими таблицы, материалы анализа текста повести, делают выводы:

Иван Флягин – грешный человек, но он движется к праведности. И путь этот не скор и не легок.

  1. Контроль  деятельности

Достигли ли вы своей цели урока?

Все задачи урока решены?

  1. Подведение итогов урока

Христос говорил: «Более блажен тот, кто отдаёт, чем тот, кто   принимает».

Как вы понимаете эти слова?

Какой жизненный путь можно назвать праведным?

Толковый словарь:

Блаженный:

1.В высшей степени счастливый.

2.Не совсем нормальный (разг)

3. То же, что святой (в первом значении) (устар.)

Иван Флягин: «Мне за народ очень помереть хочется».

  1. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

Урок был трудным для вас?

Что вы узнали о людях после нашего разговора?

Какое новое знание вы приобрели (или не приобрели)?

Тема разговора важна для Вас? Почему?

Ответы записывают в тетради.

Домашнее задание

Почему повесть называется «Очарованный странник» - эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Урок литературы "Да, были люди в наше время..."

Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....

урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого ру...

Урок литературы в 9 классе "И в мире был он одинок..."

Урок посвящен теме "лишнего человека" в произведениях А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова....

Урок литературы в 11-м классе. "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон")

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отби...

Урок литературы в 6 классе "Мифы народов мира"

Урок-игра по  изученным мифам для учащихся 6 класса...

Дистанционное обучение. Урок литературы в 6 классе. Мифы народов мира

Дистанционное обучение. Урок литературы в 6 классе. Мифы народов мира....