2. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока. Постановка цели урока. Планирование деятельности.
| Русская поговорка утверждает: « Не стоит село без праведника». Не стоит – значит, не живет. Так кто такой праведник, без которого и жизни нет? Кого мы можем назвать праведником? Обратимся к словарю.
Знакомы ли вам уже образы праведных людей?
О чем сегодня пойдет разговор на уроке, как вы думаете? Определение темы урока «Праведные люди в неправедном мире». Определите свою цель работы над этой темой, запишите её в тетрадь . Что мы должны сделать, чтобы достичь цели урока? Задачи: - Уточнить понятие «праведный человек»
- Характеристика образов Юшки и Матрены , выделение главных черт.
- Характеристика образа Ивана Флягина.
- Определение праведного пути человека.
- Определение личностного смысла полученных знаний.
| Ответы учащихся.
В “Толковом словаре русского языка” С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: “Праведник - у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный - благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам. Из словаря В.И.Даля: “Праведник – праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях”.
Обращаются к предыдущему читательскому опыту (А. Платонов, «Юшка», А. Солженицын «Матренин двор»)
|
3.Актуализация знаний и эмоций учащихся.
| Какое качество праведника самое главное? Праведник живет в соответствии с заповедью: “Возлюби ближнего как самого себя”. Главное в его поступках - сочувствие, сострадание. Все его поступки бескорыстны. Герой живет интересами других, ради других , поступает по велению сердца и не считает это жертвой.
Много общего у героев? За что же люди «забраковали» их?
Ребята, вы обратили внимание, что нет четкого портрета героев, он скорее схематичен. Случайно ли это? В людях наши герои не находят понимания, но где же они черпают жизненные силы?
| Размышления о прочитанном: - о Юшке (А.Платонов «Юшка») Звали его вообще-то Ефим. Старый на вид человек, работал в кузнице подручным, был мал ростом, ложился поздно, в еде был неприхотлив, не пил чай с сахаром, не покупал одежды новой. Все его обижали, а дети удивлялись, тому, что он не такой, как все. Люди Юшку во всем считали виноватым и были в этом уверены. Хозяйская дочь говорила, что ему лучше было бы умереть, а Юшка верил, что люди его любят, но без понятия. - о Матрене (А.Солженицын «Матренин двор») Одинокая женщина лет 60, родные ей помогали мало, в колхозе работала за палочки, всем помогала, из жалости держит колченогую кошку, вставала в 4-5 утра, ела картошку. Автор сравнивает её с бабушкой из сказки., Она обезоруживала лучезарной улыбкой, глядя простодушно. Каждый день у неё находилось дело. Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Всякое дело начинала «с Богом», хотя неистово не молилась, даже скорее была язычницей. О её доме знали, что его можно сломать и при жизни Матрены. При пожаре бросилась спасать не избу, а фикусы. Её упрекали за то, что она ничего не имела Их «забраковали» за то, что они отличались от всех, не были злыми, не думали о своем благе. Они неприметные, слишком простые, и не это в них главное. А вот о их доброте много говорится. В природе, в работе.
|
5.Организация деятельности учащихся…
Анализ текста: (исследовательская работа)
| А какие черты характера свойственны грешнику или праведнику?
Определить ключевые эпизоды жизненного пути Ивана Флягина: Крепостной форейтор. Побег В разбойниках В " няньках ". Поединок. Плен. Возвращение на родину. Конэсер. Любовь. Под чужим именем. Монастырь. Прозрение.
Давайте проследим этапы духовного роста Ивана Флягина. - Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит).
- Пробуждение духа.
- Осознание грехов.
- Борение плоти и духа.
- Праведность.
Что влияет на пробуждение духа Ивана Флягина?
| Составление таблицы:
Записи в тетради, сопоставление ключевых эпизодов с этапами духовного роста Ивана Флягина.
Формулируют вывод: духовный рост начинается тогда, когда Флягин заботился не о себе, а о других людях. |
- Подведение итогов урока
| Христос говорил: «Более блажен тот, кто отдаёт, чем тот, кто принимает». Как вы понимаете эти слова?
Какой жизненный путь можно назвать праведным? | Толковый словарь: Блаженный: 1.В высшей степени счастливый. 2.Не совсем нормальный (разг) 3. То же, что святой (в первом значении) (устар.) Иван Флягин: «Мне за народ очень помереть хочется».
|