Урок литературы, 11 класс. А,Блок "Стихи о Прекрасной Даме".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы 11 класс
А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока.
- Продолжить отработку навыков анализа лирического произведения.
- Систематизировать знания, полученные на уроках литературы и МХК.
Материалы к уроку:
- На доске портрет поэта. Образец таблицы для заполнения.
- На партах раздаточный материал (стихи А. Блока).
Ход урока
- Организационный момент: учащиеся делятся на 4 творческих группы, дальнейшая работа идет в группах.
- Беседа с учащимися:
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами начнем подробнее говорить о творчестве А.Блока. И начнем мы разговор с одного из ранних циклов его стихов - «Стихи о Прекрасной Даме».
Известно, что в период с 1898 по 1904 год А.А. Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения (книга вышла в 1904 году). В издание 1946 года в цикл было включено 184 стихотворения.
Надо отметить, что все творчество поэта очень логично выстроено. Откройте сборник стихов поэта и выпишите название циклов (До света, стихи о Прекрасной Даме, Распутья, Пузыри земли, разные стих-я, Город, Вольные мысли, Страшный мир,
Родина).
- Первый цикл называется «До света», а дальше – «Стихи о Прекрасной Даме». Что же такое «Стихи о Прекрасной Даме», если ему предшествует цикл «До света»? («Стихи о Прекрасной Даме» - это и есть свет).
- Стремление к свету – было лейтмотивом не только поэзии А. Блока. У вас на парте лежит стихотворение И. Анненского «Среди миров». Прочитайте его. (Один учащийся читает стих.)
- Почему с Ней не надо света? (Она и есть свет)
- Теперь вернемся к поэзии А. Блока. Откройте цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
- На что следует обратить внимание? (Есть Вступление)
- Что такое вступление и какую роль оно играет в произведении? (Ответы учащихся).
- Все правильно, вступление – это экспозиция, т.е. часть произведения, в которой содержатся основные мотивы, развивающиеся в дальнейшем.
- Прочитайте Вступление, чтобы понять каковы лейтмотивы цикла. Кто же такая Прекрасная Дама? Кому посвятил свои стихи поэт?
Ответы учащихся:
I мотив: духовное совершенствование лирического героя (отдых напрасен). Речь идет не о физическом отдыхе, а о работе души. А трудиться душой необходимо, чтобы самосовершенствоваться.
II мотив: Явление Царицы на землю. Возникает ощущение, что на землю является неземное существо, т.к. есть строка «Дольнему миру чужда и строга» (дольний – земной), все начинает гореть огнем (красное пламя), природа замирает(заря замерла), возникает ощущении того, что расширяется земное пространство и устремляется вверх (купол стремится ввысь).
Слово учителя:
- Все, что вы говорили, абсолютно верно. Запишите выводы в тетради, а потом продолжим анализ стихотворений, заполняя таблицу.
Учащиеся чертят таблицу в тетрадях и заполняют вместе с учителем ее начало.
Работа в группах (каждая группа анализирует, затем озвучивает собранный материал, постепенно заполняется вся таблица).
стихотворение | Я (лирический герой) | МИР | ОНА |
Вступление | Отдых напрасен | Вечер прекрасен, терем высок, красное пламя, купол стремится в лазурную высь, заря замерла, синие окна, колокольные звоны гудят | Дольнему миру чужда и строга, рассыпаешь жемчуга, красная тайна, Царевна Сама, меня ждала, ворота отперла |
Вхожу я в темные храмы… | Вхожу, жду, верю | Темные храмы, мерцание красных лампад | Прекрасная Дама, Озаренный образ, ризы, Вечная Жена, Святая, Твои черты, Милая – Ты |
Предчувствую Тебя, года проходят мимо… | Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду | Года проходят мимо, горизонт в огне, ясен, горизонт, лучезарность близко | Близко появление, изменишь облик Ты, возбудишь подозренье, сменив привычные черты |
Мы встречались с тобой на закате… | Мы встречались, любил, ни тоски, ни любви, ни обиды | Закат, залив, песчаная коса, безмолвные встречи, загорались вечерние свечи, лазурная тишь, вечерний туман, камыш, голоса панихиды | Белое платье, белый стан, твое золотое весло |
Я, отрок, зажигаю свечи… | Я, отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу, люблю вечернее моленье, любуюсь тайной, бросаю белые цветы | Белая церковь над рекой, предзакатное селенье, сумрак мутно-голубой, церковная ограда, вершины зубчатого леса, забрезжит брачная заря | Без мысли и речи, смеется на том берегу |
- Молодцы, вы проделали большую работу, надо подвести итоги.
- На уроках МХК вы говорили о творчестве художников-символистов, скажите, есть ли что-то общее в цветовой гамме поэта т художников-символистов? Какова цветовая символика? (ответы учащихся).
- А теперь попробуйте передать цветом слова: ночь (черный), звездная ночь ( мерцание белого в темном).
- У поэта часто встречаем слово «жемчуга». Какого цвета жемчуг? (белый). Да, белый, но есть в еще что-то в этом цвете. Что? (сияние, блеск). Для чего автор использует дополнительный колер? (Чтобы, отрешившись от дольнего, увидеть во тьме сияние, мерцание).
- Итак, заканчивая анализ стихотворений, сделаем окончательные выводы.
- Какие чувства испытывает лирический герой? (любовь, страх, томление, ожидание и т.д.)
- Какой мир окружает героя? (церковь, звон, колокола, вечер, туманы)
- Почему местоимение «Ты» с заглавной буквы? К кому мы так обращаемся? (к Богу, к духовно близкому лицу)
- Какой из всего этого можно сделать вывод? ( встречи и ожидание встреч в ореоле загадки, таинственности, т.к. ночь и вечер – символ тайны, бездны, неразгаданности).
- Приблизились ли мы разгадке того, кто такая «Прекрасная Дама»? ( Она – некое божество, но это и реальная женщина, т.к. есть слова – встречались, плыли в одной лодке. Но есть обращение «Величавая Вечная Жена», а это уже что-то космическое)
Итак: «Прекрасная Дама» - это неземной образ, в котором сочетаются три лика:
А) земной (жена А.Блока – Л.Д. Менделеева)
Б) религиозный (Царица Небес)
В) космический (Величавая Вечная Жена)
- Для чего же ждет Её лирический герой? Зачем Она должна явиться на землю? На изломе веков все говорят о конце света, ощущении гибели, ожидании апокалипсиса. Но люди надеются на спасение. Кто же спасет людей? По Блоку, это Прекрасная Дама призвана на землю, чтобы спасти мир. Поэтому Она и есть свет.
Домашнее задание. Прочитайте последнее стихотворение цикла. Почему именно этим стихотворение заканчивает цикл? Как оно связано со стихами следующего цикла. Выучите наизусть понравившееся стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтический мир "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока
Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе по творчеству А. Блока...
Фольклорные истоки образа-символа Прекрасной Дамы – России-Жены
Презентация- конспект урока...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...
Презентация по литературе "О сборнике А.Блока ""Стихи о Прекрасной Даме" для учащихся 11 класса
Данная презентация дает предстваление о творчестве русского поэта А.Блока и его работе над сборником "Стихи о Прекрасной Даме"...
Программа образовательного модуля и технологическая карта урока "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах".
Тематический образовательный модуль "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах" (страничка литературы и технологии) - включает короткую пояснительную записку, общую структуру модуля, задачи, знания, уме...
Презентация по литературе "Судьба Прекрасной Дамы в стихотворении А.Блока "Незнакомка" 11 класс
В презентации есть повторение литературного материала 19 века, анализ стихотворения "Незнакомка"....
Урок литературы в 11 классе: Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в "Стихах о Прекрасной Даме".
Тема урока: "Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в "Стихах о Прекрасной Даме"....