Урок литературы. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данный урок литературы является завершающим этапом в реализации ряда занятий по техногогии проекта. Учащиеся 5 класса самостоятельно изучали сказки народов мира, а затем на завершающем занятии представили лучшую волшебную народную сказку.
"Представление" сказки включало пересказ, создание иллюстраций, сформулированную мораль, анализ фабулы и композиции. Итоговым продутом проекта выступает созданная ребятами книга "Сборник народов мира". Дети самостоятельно написали к ней аннотацию, оглавление, разместили иллюстрации, оформили титульный лист, а также создали обращение к читателям с наилучшими пожеланиями от редколлегии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adam_aa_tehnologicheskaya_karta.docx.docx | 26.17 КБ |
titulnyy_list.docx | 12.04 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 67.06 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.22 МБ |
konspekt_uroka_literatury_5_klass.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Фамилия Имя Отчество Адам Алёна Анатольевна |
Предмет Литература |
Класс 5 |
Тип урока итоговый, урок развивающего контроля |
Тема урока защита проекта «Сборник сказок народов мира» |
Цель формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлении информации по указанной теме. |
Планируемые результаты
|
Понятия: титульный лист, форзац, оглавление, аннотация, иллюстрации, обращение к читателям, сказывание, композиция волшебной сказки, мораль, рецензия. |
Межпредметные связи: живопись, икт, культурология, этика |
Методы обучения эвристический, объяснительно-иллюстративный |
Технология: проект |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент
| Предлагает назвать цвет, который в данный момент нравится больше остальных, прочитать «значение» этого цвета и определить свою готовность к работе. | Работают с «палитрой настроения», выбирают цвет, соответствующий настроению и готовности к работе в данный момент. | личностные: внимание, уважение к окружающим коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция
|
Актуализация знаний
| Координирует работу в группах, проверяет отгаданные кроссворды, организует обсуждение темы урока. | Разгадывание кроссворда в группах, формулирование темы урока, обсуждение, выбор наиболее точной формулировки темы. Просмотр презентации слайды №1-3. | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству
|
Активное целеполагание | Отвечает на вопросы учеников по заполнению оценочных листов и титульного листа. | Знакомство с оценочными листами, титульным листом будущего сборника (раздаточный материал) | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение оценивать ответ по заданным критериям; видеть свою работу частью общего проекта. регулятивные УУД: целеполагание |
Представление проектов
| Помощь в организации презентации проектов, устная рецензия выступлений, фронтальная беседа между презентациями. | Участники 3 групп выступают с сообщениями,просмотр подготовленной детьми (группа №2) презентации и иллюстраций (все группы), слайды №4-17. В течение урока заполняют таблицу и оценочные листы. Между выступлениями творческих групп обсуждение макета титульного листа к сборнику сказок.
| познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать свою точку зрения; коммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: уважительное отношение к человеку.регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. |
Итоги урока. Рефлексия
| Формулирует задание: написать от лица составителей сборника сказок обращение к читателям. | На обратной стороне титульного листа пишут обращение к читателям (индивидуальная работа). | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки письменного послания широкой аудитории.
|
Домашнее задание
| Предлагает вспомнить начало занятия, цветовую палитру, определить, изменилось ли настроение к концу занятия, выбрать цветовую гамму для титульного листа. Оформление титульного листа цветом, обращение к читателям закончить дома (обязательное для всех), добавить в получившийся сборник 2 волшебные сказки разных народов мира (название, аннотация) – по желанию. | Работают с цветовой палитрой, задают вопросы по оформлению титульного листа. | Регулятивные: самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия Коммуникативные: уметь использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
|
Список использованной литературы:
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm).
- Тексты сказок http://oskazkax.ru
- «Палитра цвета» http://volnamag.ru/moda/praktika/psikhologiya_tsveta_palitra_emotsiy/
Предварительный просмотр:
Сказки народов
мира
Обращение к читателям.
Дорогие ребята, вам очень повезло, вы встретились с этой волшебной книгой сказок. Обязательно прочитайте её, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
Оценку произвел ____________________________(Фамилия, имя).
Этапы подготовки проекта | Фрагменты проекта | ||||
Количество возможных баллов | «Чудесный конь» | «Дочка пекаря» | «Дух железа» | ||
Иллюстрации | Критерии оценки | ||||
Изображение соответствует/не соответствует тексту сказки | До 5 баллов | ||||
Передается отношение художника к изображаемому | До 3 баллов | ||||
Аннотация | Текст отражает /не отражает краткое содержание сказки | До 5 баллов | |||
Верно сформулирована мораль сказки | До 3 баллов | ||||
Пересказ | Полнота воспроизведения текста | До 3 баллов | |||
Эмоциональная подача | До 3 баллов | ||||
Речевое оформление (наличие/отсутствие ошибок) | До 5 баллов | ||||
Слаженность работы в группе | До 5 баллов | ||||
Итого |
32-27 баллов «5», 26-21 «4», 20-15 «3», менее 15 баллов «2»
Ваши советы и пожелания
- Группа
- Группа
- Группа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оглавление Индейская сказка « Чудесный конь » Английская сказка « Дочка пекаря » Вьетнамская сказка « Дух железа »
Английская сказка «Дочка пекаря»
Сказка дочка пекаря. Это весьма поучительная сказка, в ней рассказывается о девочке, которая очень хорошо пекла хлеб, но была настолько горда собой, что даже не могла дать нищенке нормального, свежеиспечённого хлеба. За что потом её хорошенько проучили. О сказке
Сходства с русской народной сказкой Сходства: 1) В этой сказке используется волшебное число 3 2) Различная нечисть 3) Наказание за некрасивые поступки 4) Вывод. Некая поучительность Разные народы , а похоже пишут
Отличия от русской народной сказки Отличия: 1) Другая нечистая сила ( разные персонажи) 2) Более краткое описание событий 3) Совсем нет стихотворной формы и присказки Есть и различия
Положительный Фея пришедшая в пекарню является положительным героем. Она хочет узнать о девочке и вознаградить её в случае хорошего поведения Отрицательный Девочка является отрицательным героем, потому что настолько горда, что совершенно безразлична к окружающим. Также девочка очень жадная, ведь дала старушке очень маленький кусок хлеба, а также она очень зла Герои сказки
Вместо присказки используется некий вопрос: А знали ли вы о чем либо? Дальше идёт повествование, в конце которого мы узнаём ответ на заданный в начале вопрос. Что используется вместо присказки и конца?
Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»
Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»
Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»
Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»
Иллюстрации к сказке «Чудесный конь»
Иллюстрации к сказке «Дух железа»
Иллюстрации к сказке «Дух железа»
Иллюстрации к сказке «Дух железа»
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить сведения о структуре книги (титульный лист, оглавление, содержание, иллюстрации), особенностях волшебной сказки, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки пересказа, анализа текста.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Межпредметные связи: живопись.
Тип урока: итоговый
Методы и приемы обучения: создание и комментирование иллюстраций к сказкам, сказывание сказок народов мира, демонстрация презентаций, работа с таблицей в тетради,оценивание выступления одноклассников по заданным критериям, беседа, работа с текстом.
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, визуальный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-Закрой глаза, определи свое настроение в данную минуту и придай ему цвет. На парте перед каждым учеником находится «палитра настроения», каждый ученик находит выбранный цвет и читает о его «психологической наполненности».
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные УУД: развитие готовности к сотрудничеству
регулятивные УУД: целеполагание
Разгадайте кроссворд:
«Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».
- Название реки из сказки.
- Название моста.
- Имя героя сказки.
- Мать Чудо-Юды.
- Его бросил Иван на ковер.
- Туда пустили братьев.
Ответы:
1. Смородина. 2. Калинов. 3. Иван. 4. Змеиха. 5. Кушак. 6. Кузница.
- Во всем мире люди разных народов читают сказки. Вы подготовили свой первый проект – живую книгу: сегодня она заговорит вашими голосами, вашими глазами посмотрит на наш мир. Каждый из вас трудился над частью этой волшебной книги, готовы собрать ее воедино? Сформулируйте и запишите тему урока самостоятельно.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
2. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
- В ходе урока нам необходимо не только выигрышно представить наш фрагмент будущей книги, но и оценить фрагменты, отобранные другими мастерами.
Знакомство с оценочными листами, титульным листом будущего сборника (Заполняются по ходу урока.)
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшей работы. Организация обратной связи.
1.Проверка домашних заданий
Словесный, познавательный
познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: уважительное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
- Вы проделали большую работу. И сейчас мы посмотрим на результаты вашего труда.
Выступают с сообщениями и презентациями. В течение урока заполняют таблицу и оценочные листы. Между выступлениями творческих групп обсуждаем макет титульного листа к сборнику сказок.
Этап 4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- Вот и подошел к концу наш урок. Все вы хорошо поработали. Вспомните начало урока и цвет своего настроения, изменился ли он?
Теперь посмотрите на титульный лист будущего сборника сказок и представьте его ярким, красочным. Таким вы его сделаете дома, завершив оформление. А сейчас на обратной стороне этого листа закончите обращение мастера, создателя книги, к будущим читателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита проектов "Традиции и обычаи народов Оренбургской области"
В буклете отражены традиции и обычаи народов Оренбургской области...
Защита проектов "Традиции и обычаи народов Оренбургской области"
В буклете отражены традиции и обычаи народов Оренбургской области...
Урок-игра "Олимпийское пятиборье"(по теме "Мифы народов мира")
Урок предназначен для 6 класса. Материал поможет повторить материал в увлекательной форме. На уроке присутствуют приёмы театрализации. Игра состоит из 5 конкурсов...
Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"
Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «В мире сказок А.С. Пушкина»
Технологическая карта урока литературы...
«Музыка - главное действующее лицо многих сказок народов мира».
Тема урока: «Музыка - главное действующее лицо многих сказок народов мира».Цель урока: прививать учащимся любовь к музыке через сюжеты рассказов и сказок. Показать воздействие музыки...