Н.А.Некрасов "Школьник" (урок внеклассного чтения)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели урока:
1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.nekrasov_shkolnik.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.А.Некрасов «Школьник».
Цели урока:
1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.
Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг Некрасова Н.А.,
иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник», презентация по теме.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.А.Некрасова. Начнём урок с повторения изученного материала. Отдельным учащимся я раздам тесты по стихотворению Некрасова «Железная дорога». С результатами теста я ознакомлю вас на следующем уроке (раздаю тесты).
Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».
1. Тема стихотворения:
а) любовь к Родине:
б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;
в) тяжелый труд крепостных.
2. Пейзаж в стихотворении увиден глазами:
а) Вани;
б) генерала;
в) пассажира.
3. В строках:
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей, – речь идет о:
а) царе;
б) нужде;
в) голоде.
4. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:
а) «Нам не ездить по этой дороге!»;
б) «Вы наши плоды пожинаете!»;
в) «Мы не знали счастья!».
5. Автор предлагает Ване:
а) перенять благородную привычку к труду;
б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;
в) изучать историю Родины.
6. Качество русского народа, которым восхищается автор:
а) терпение;
б) выносливость;
в) немногословность.
А с остальными мы поиграем в игру «Вставь строку». Все отрывки из произведений Н.А.Некрасова. Будьте внимательны. Поднимайте руки и не выкрикивайте. (задания демонстрируются на слайдах)
II. Постановка цели.
На доске демонстрируется слайд со словом «ШКОЛЬНИК».
- Ребята, какие ассоциации вам приходят на ум, когда вы слышите слово «школьник». (ответы ребят)
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”. Мы с вами увидим другого школьника и наша задача проанализировать стихотворение и сделать вывод, чем школьник Некрасова отличается от современного школьника.
III. Слово учителя о Н.А.Некрасове.
Ребята, давайте с вами вспомним некоторые биографические данные о Н.А.Некрасове. (просмотр презентации)
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.
Послушаем стихотворение “Школьник”.
IV.Словарная работа
В стихотворении нам встретятся незнакомые слова. Давайте их разберём.
Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами
Дьячиха – жена дьяка. Дьяк с греч. – служитель, начальник приказа. Например, посольский дьяк – начальник посольского приказа, думный дьяк – нижний чин в боярское думе.
Купчиха – женщина из купеческого сословия. Жена купца. Купец – представитель сословия, занимавшегося торговлей.
Поприще – область деятельности.
Момент релаксации.
V. Прослушивание стихотворения «Школьник».
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие чувства вас посетили при прослушивании стихотворения? (ответы детей)
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
VI. Анализ стихотворения «Школьник»
- Сейчас, ребята, я познакомлю вас с предысторией стихотворения Некрасова Н.А. «Школьник». Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни.
- Ребята, как вы думаете, о каком архангельском мужике идёт речь?
(Михаил Васильевич Ломоносов)
-Ребята, а что вы знаете об этом удивительном человеке?
(Ломоносов долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий)
- –Ребята, анализ любого стихотворения начинается с определения, темы и идеи. Давайте вспомним: Что такое тема? (тема- то, о чём говорится в произведении)
- Что такое идея или основная мысль произведения?( то, что хотел донести до нас автор)
- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему и идею.
Тема – тяга знаний простого бедного мальчика.
Идея – мы понимаем, как важно учиться и каким можно стать благодаря учению. Мы должны дорожить условиями, созданными для нас сейчас.
- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:
- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
- В первой строфе автор употребляет словосочетание «невесёлая дорога». Только ли прямое значение имеет это словосочетание? (это вся жизнь простого мальчика)
- Каков пейзаж? (монотонный, скучный, автор не использует прилагательные).
- От какого лица идет повествование? (от лица автора)
- Да, стихотворение представляет собой монолог. Кому он адресован? Для чего автор это говорит? Как другим словом можно это назвать? (напутствие)
3) Читаем вторую строфу.
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.
А сейчас мы с вами поговорим о художественных образах. Сколько образов в этом стихотворении. Кто они? Какие эти образы? ( Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…)
- Почему он не должен стыдиться? (он не виноват, что бос, он из бедной семьи)
- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).
- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
4) - Анализируем третью и четвертую строфы.
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?
- Далее автор предполагает:
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!
- Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).
- Так от кого же все зависит?
- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?
«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.
- Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Информация для учителя. Поприще (высокое). Область деятельности.)
- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?
5) Заполнение таблицы «Средства художественной выразительности»
Эпитеты | Метафоры | Противопоставление |
6) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.
VII. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
IX. Подведение итогов урока.
Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.
X. Задания на дом:
Выучите наизусть последние четыре строки стихотворения.
XI.Комментирование оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"
Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс
Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...