Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся и предполагаемые ответы | Формирование УУД |
- Организационный момент.
5 мин.
Эмоциональный настрой.
Артикуляционная гимнастика.
| Вступительное слово. Слайд 1 Садитесь, хорошо трудитесь.
Посмотрите на экран. Определите, какое время года изображено? - Ребята, вы любите зиму?
- Чем она вас привлекает?
Попробуем сдуть снежинки с ладошки. Наши ладони немного замёрзли, давайте их согреем. За окном дует сильный ветер. Слышите? Изобразите, как дует ветер. Молодцы! Изобразите на лице грусть, удивление, задумчивость и радость. В течение урока за отличную работу, полные и точные ответы я буду вам выдавать жетоны в форме снежинок: белые - оценка 5, голубые – оценка 4, синие – оценка 3, серые - оценка 2. В конце урока вы самостоятельно выставите себе оценку. А сейчас друг другу улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. | Звенит звонок. Начинается урок. Ручка есть, тетрадь на месте будем мы учиться вместе.
На экране изображена зима.
Дети высказывают свое мнение.
Да! Можно кататься с горы, лепить снежную бабу, встречать Новый год и т.д.
Обучающиеся сдувают снежинки с ладоней. Выполняют артикуляционную гимнастику
Пожелания успехов друг другу.
| Личностные УУД: - осознанность учения
Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Регулятивные УУД: -умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности |
2. Цели и задачи урока. 1 мин.
| Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. Посмотрите на данные предметы и определите, чем мы будем заниматься? (гитара, сборник стихов, картина) В конце урока посмотрим, что нам удалось. А поможет нам в этом поэт. Посмотрите на экран. Кто изображён на портрете? Слайд 2 Учитель обращается к портрету А.С.Пушкина. | Слушают учителя
Слушать музыку, читать стихи, рисовать.
А. С. Пушкин
| Регулятивные УУД: - определять и формулировать самостоятельно цель деятельности на уроке
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний |
3. Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию стихотворения. 3 мин.
| «Смотрю на пушкинский портрет, Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…О чем задумался поэзии кумир: Проникнуть бы в его душевный мир…» Закройте глаза. Давайте попробуем перенестись в мир поэта. Слайд 3 Представьте. Зима. Вечер. Откройте глаза. В окне горит свет. Мы с вами тоже зажжем свечу. Сядем поудобнее и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина. Смотрите на экран и слушайте, какое стихотворение читает поэт (звукозапись). Репродукция картины Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна»
| Учащиеся слушают учителя. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: -ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности |
5. Сообщение новых знаний. 3 мин.
Словарная работа. 1 мин
| Обратите внимание на доску и прочитайте название. речев йинмиЗ. Кто из вас догадался, каким способом надо прочитать? Молодцы! Так звучит тема нашего урока? Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения? Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение? Откройте учебники на стр. 90. Найдите строки о том, как, называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении? Слайды 4,5
|
Стихотворение называется «Зимний вечер»
Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.
Это стихотворение посвящено няне поэта Арине Родионовне.
«Мой друг», «моя старушка», «голубка дряхлая моя», «добрая подружка». Мгла (сумрак, темнота) Обветшалая (старая) Кровля (крыша) Ветхая (дряхлая, старая) Лачужка (бедное, темное жилище) Веретено (предмет для накручивания нити) | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Коммуникативные УУД: -умение строить речевое высказывание
Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания
Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Анализ стихотворения.
3 мин.
6. Физминутка. 1 мин.
|
6 слайд Сейчас мы разделимся на группы. 1 парта – 1 группа, 2 – 2 парта и т.д. 1 группа прочитает первое восьмистишье бинарным чтением. Уточним, что такое восьмистишье? 2 группа прочитает второе восьмистишье в технике «Очередь» по предложению. 3 группа прочитает следующее четверостишье в технике «Круговое чтение» по слову. 4 группа прочитает следующее четверостишье с высокой и низкой силой голоса. Дима читает громко, Андрей - тихо по строчке. 5 группа прочитает четверостишье по слогам в технике «речитатив» с хлопками. Последнее четверостишье мы прочитаем все вместе. Молодцы! Какая техника вам больше понравилась Попробуйте подобрать синонимы к слову «буря». Какой вы себе представляете бурю? Опишите.
В стихотворении поэт представляет бурю как живое существо. Подтвердите это словами из текста.
Игра «Кто быстрее?» Посмотрите на доску. Прочитайте строчку из стихотворения и найдите её в тексте. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
Давайте изобразим снежинок которые красиво летают, затем попадают в бурю и, улетая, приземляются на землю. |
Текст, состоящий из восьми строк. Учащиеся выполняют задания учителя.
Ответы учащихся. Метель, буран, вьюга. Дети дают словесное описание бури. Дети работают с текстом стихотворения в учебнике. «Завоет как зверь». «Заплачет как дитя» «То как путник запоздалый, К нам в окошко застучит».
Дети зачитывают отрывок Он очень любит ее, заботится о ней. Учащиеся выполняют физминутку. | Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации. - слушать и понимать речь других;
Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации. - слушать и понимать речь других;
Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные: Установка на здоровый образ жизни
|
7. Фрагмент урока музыки. 10 мин.
8.Фрагмент урока ИЗО. 10 мин.
| «Спой мне песню» - просит поэт няню. Долгими зимними вечерами А.С. Пушкин любил слушать не только сказки Арины Родионовны, но и народные песни, которые она ему напевала. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? При помощи, каких средств композитор пишет музыку? Назовите их. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для стихотворения «Зимний вечер». Слайд 7 Посмотрите на экран. Вам необходимо соединить линиями средства выразительности.
ТЕМП (быстрый, медленный) ДИНАМИКА (громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (мажор, минор) |
Попробуйте тихо напеть первые строки. Кто это может сделать для всех? Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. Слайд 8 Звучит музыкальное произведение А. Мецнера «Романс» в исполнении учителя.
Мы с вами представили музыкальную и словесную картину бури. А как можно еще показать метель, бурю? 9 слайд Посмотрите, как художники изображают зимнюю погоду. (Показ на слайдах репродукций картин художников) Чем художник может изобразить разную погоду и бурю? Каким материалом?
Я предлагаю вам изобразить это явление природы при помощи белого мела и тонированной бумаги. Как называется такой вид искусства?
10 слайд
Педагог предлагает найти на слайде работы художников, выполненные в графике, и отметить на карточках номера, соответствующие графическим работам. Затем предлагается выполнить самопроверку (на слайде даётся правильный вариант ответов).
11 слайд Педагог напоминает различные приемы работы мелком: - кончиком мелка;
- плашмя;
- можно цветные пятна слегка растирать пальцами.
(Показ на доске приемов работы). Кто запомнил и может прочитать наизусть четыре первые строки из стихотворения А.С. Пушкина.
12 слайд Попробуйте сделать иллюстрацию к этим строкам, пользуясь техникой графики белыми мелками. Работы детей крепятся на доску, получается единая иллюстрация. Звучит фрагмент музыкального произведения Г. Свиридова «Метель». Какие виды искусства помогли создать такую замечательную картину? |
Да, на этот текст можно написать музыку.
Темп, динамика, лад.
Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.
Учащиеся зачитывают различные варианты ответов.
Учащиеся напевают.
Учащиеся слушают музыкальное произведение.
Можно нарисовать.
Акварелью, гуашью, карандашом, мелом
Работа художника одним цветом на тонированной бумаге называется - графика.
Работают на карточках: отмечают цифры, соответствующие графическим работам на слайде. Затем выполняют самопроверку
Дети читают строки стихотворения. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя».
Дети выполняют иллюстрацию белым мелом на тонированных синих листах формата А4.
Живопись, музыка, литературное слово. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации. - слушать и понимать
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
9.Подведение итогов, выводы 0,5 мин.
10. Рефлексия. 0,5 мин.
11. Оценивание. 1 мин.
12. Домашнее задание 1 мин. |
Давайте вспомним, чем сегодня занимались. С каким стихотворением познакомились? Кто автор стихотворения? Ребята, что вам понравилось на уроке?
Что получилось? Что не получилось? С какими трудностями вы встретились?
Критерии оценивания. Посмотрите, сколько снежинок вы заработали во время урока. Чем больше белых - оценка 5 - полные ответы, точное выполнение заданий учителя, умение выразить свое мнение. Если больше сиреневых - оценка 4 – полные ответы, неточное выполнение заданий, умение выразить свое мнение. Если есть белые, сиреневые, голубые – оценка 4. Одни голубые снежинки - оценка 3 - неполные ответы, неточное выполнение заданий, умение выразить свое мнение.
Подготовиться к выразительному чтению. А.С. Пушкина «Зимний вечер». |
Слушали музыку, читали стихотворение, выполняли разнообразные задания, изображали бурю в технике графика.
Ответы учащихся.
Учащиеся изображают смайликов.
Учащиеся слушают свои оценки.
Учащиеся записывают задания в дневник | Коммуникативные УУД: - социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу
Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя
Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |