Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс
план-конспект урока по литературе

Богданова Елизавета Владимировна

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatur._chtenie.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:










Технологическая карта пробного урока литературного чтения,

данного в 1 «А» классе МБОУ ООШ № 3 г. Болхова

студенткой 3 курса группы «Б»

БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»

Богдановой Елизаветой Владимировной


Дата:

Класс: 1 «А»

Тема: «Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник».

Цель: создание условий для полноценного восприятия обучающимися содержания произведения Михаила Спартаковича Пляцковского «Помощник».

Задачи:
Образовательные:

- познакомить с произведением М. С. Пляцковского «Помощник»;

- формировать умения слушать текст и отвечать на вопросы по прочитанному;

- совершенствование навыка правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, правильное отношение к сверстникам, испытывающим трудности при выполнении заданий; воспитывать бережное отношение к книгам.

Развивающие:

- развивать образное мышление, слуховое восприятие, связную речь обучающихся.
Планируемые результаты:

Метапредметные: уметь воспринимать на слух и осознанно читать задания; уметь строить речевое высказывание в устной форме; уметь делать обобщение; уметь планировать свои действия.

Рефлексивные: уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; уметь проводить самооценку своих действий и поступков.

Предметные: уметь правильно, осознанно и бегло читать произведение, анализировать его и отвечать на вопросы учителя.

Личностные: формировать умение высказать собственное мнение; формировать мотивационную основу учебной деятельности.

Оборудование: учебник по литературному чтению Л. Ф. Климановой 1 класс 2 часть, презентация, листы взаимооценки и самооценки, карточки для рефлексии.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивационно-ориентировочный

1. Приветствие.

- Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Елизавета Владимировна. Присаживайтесь.

2. Установление дисциплины.

- Приготовьтесь внимательно слушать и отвечать на вопросы, сядьте правильно, выпрямите спину, ноги поставьте ровно на пол, уберите лишнее с парт.

3. Психологический настрой.

- Ребята, возьмите за руки соседа по парте и пожелайте друг другу хорошего настроения. А я желаю вам успехов на уроке!

4. Речевая разминка.

- Ребята, напомните мне, какой у нас сейчас урок?

- Верно. А что нам нужно провести перед чтением?

- Правильно. А для чего она нам нужна?

- Давайте проведём речевую разминку. На слайде написаны строки. Мы с вами будем читать их разными способами. Сначала прочитаю их вам я.

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ать-ать-ать – мы идём играть.

- Прочитаем все вместе вслух. Три-четыре.

- Прочитаем все вместе шёпотом. Три-четыре.

- Прочитаем все вместе чуть громче. Три-четыре.

- Прочитаем все вместе громко. Три-четыре.

- Отлично! Мы подготовили наш речевой аппарат к дальнейшей работе.
5. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями и будем исследовать очень интересную тему, а чтобы узнать какую, нам нужно немного потрудиться.

- Для того, чтобы узнать, с каким автором мы сегодня познакомимся, вам нужно расставить имя, отчество и фамилию в правильном порядке. Верно, молодцы.
- А для того, чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, разгадайте ребус.
6. Определение темы и постановка задач урока.

- Ребята, мы с вами определили с каким произведением и автором мы будем сегодня знакомиться. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чтобы ответить, поднимайте руку. У кого есть ещё предположения? Вы были близки к правильному ответу. Тема нашего урока «Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник».
- Ребята, знаком ли вам этот автор? А произведение «Помощник»? Сегодня вы познакомитесь с этим автором и его произведением.

- Давайте составим план нашего урока. А в этом вам помогут слова-помощники, которые выведены на слайд.

- С чем мы сегодня познакомимся? (Познакомимся с биографией и творчеством Михаила Спартаковича Пляцковского).

- А чему мы научимся? (Научимся выразительно читать произведение «Помощник»). Верно. Обратите внимание на слайд. На нём представлен наш план урока.


Приветствуют учителя.


Принимают правильное положение тела.


Желают друг другу успехов.


Урок литературного чтения.

Речевая разминка нужна для развития речевого аппарата.





Читают вместе с учителем строки разными способами.









Михаил Спартакович Пляцковский.

«Помощник».


Тема урока: «М.С. Пляцковский «Помощник».


Нам не знаком этот автор.

1. Познакомимся с биографией и творчеством Михаила Спартаковича Пляцковского.

2. Познакомимся с биографией и творчеством Михаила Спартаковича Пляцковского.

II. Поисковый

1. Подготовка к первичному восприятию.

А) Рассказ учителя об авторе.

- Ребята, как вы думаете, какую задачу мы будем решать первой? Верно. Мы познакомимся с биографией и творчеством Михаила Спартаковича Пляцковского. Я вам сейчас немного расскажу об авторе, а вы внимательно меня слушайте, потому что я вам буду задавать вопросы.
Михаил Пляцковский родился 2 ноября 1935 в городе Енакиево Донецкой области. Он завершил обучение в Литературном институте имени Горького. Тогда же была написана первая известная песня «Марш космонавтов» и начался стремительный путь творчества Пляцковского. Поэтом написаны замечательные детские произведения: «Чему учат в школе», «Если добрый ты», «Детства последний звонок» и множество прочих. Известный сборник рассказов «Солнышко на память» очень нравится детям. Все, кто сотрудничал с Михаилом Пляцковским, считали это большим достижением в творческой жизни. Профессионализм и яркий талант поэта позволяли добиться ему впечатляющих результатов.
- Ребята, я вам рассказала об авторе. Что вы запомнили? Кто дополнит? Молодцы!
Б) Рассматривание портрета автора.

- Ребята, посмотрите на портрет Михаила Спартаковича Пляцковского. Что вы можете сказать о его внешности? Верно. Какие отличительные черты можно выделить, которые помогут отличать его от других авторов? Запомните черты его лица и постарайтесь отличать от других авторов.
В) Рассматривание выставки книг автора.

- Ребята, посмотрите на обложки книг писателя. Какие они? Верно, они яркие и красочные.

- А можем мы по обложкам книг узнать о чём они? Верно. Как вы думаете, о чём эта книга? А эта? Молодцы. Все эти книги вы можете взять в городской библиотеке и прочитать их.
- Помните, что с книгами нужно обращаться аккуратно. Нельзя рисовать на страницах книг и загибать их. Давайте беречь книги, ведь они дают нам знания!

- Ребята, какую задачу мы с вами решали? (Познакомиться с биографией и творчеством Михаила Спартаковича Пляцковского). Решили мы её? Верно.

- Ребята, если вы усвоили биографию автора, то в листах самооценки поставьте «+», если вам нужно еще поработать с этим, то поставьте «-».

- Какую задачу нам осталось решить? (Научиться выразительно читать произведение «Помощник»). Верно.
В) Словарно-лексическая работа.
- Откройте учебник на странице 24.

- Ребята, прочитайте название произведения. Сможем ли мы по названию определить о чём оно? О чём же оно? Верно.

- Ребята, в этом произведении встречаются слова, лексическое значение которых нам нужно разобрать.
- Найдите слово в голубом овале. Прочитай его, … Кто знает, что такое «притворно»? Притворно – значит неискренне, наигранно.
- А кто знает, что такое «передник»? Посмотрите на картинку. Теперь вы можете ответить, что такое передник? Молодцы.
2. Первичное восприятие произведения.

- Ребята, предлагаю вам послушать это произведение. При прослушивании, обратите внимание на интонацию. (Аудиозапись).
3. Проверка первичного восприятия.

- Ребята, вам понравилось это произведение?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

4. Физкультминутка.

- Ребята, чтобы немного отдохнуть, давайте проведём физкультминутку. Встаньте из-за своих парт и повторяйте движения за мной.

Хома-хома-хомячок,
Полосатенький бочок,
Хома рано встаёт,
Чистит зубки, спинку трёт.
Подметает Хома хатку
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять
Хома хочет сильным стать.
- Молодцы, присаживайтесь.



Мы будем решать первую задачу.















Я запомнил, что он написал произведение «Если добрый ты».


У него широкий лоб, короткий волос, морщинистый лоб, волос зачёсан назад.


Книги яркие, красочные, расписные.

Да, мы можем сказать о чём эта книга.


Мы решали первую задачу.

Да, мы её решили.

Оценивают свою работу.

Нам осталось решить вторую задачу.


Это произведении о какой-либо помощи.


Притворно – это специально что-то делать.

Передник – это фартук.

Слушают произведение.



Произведение понравилось.
Чувство несправедливости.


Повторяют движения за учителем.








III. Практический

1. Повторное чтение произведения «Помощник».

- Я вам предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним, как нужно работать в парах. Верно. Правила работы в парах выведены на слайд. Прочтите их про себя.

- Один человек из пары будет читать слова автора, а другой – слова ослика и кролика. Всем понятно? Приступайте к заданию.
- Я вижу, что все уже закончили читать. Ребята, в листах взаимооценки оцените чтение соседа. Если ваш сосед по парте читал правильно, не делая ошибок, то поставьте «+», если были ошибки – «-».

2. Анализ произведения «Помощник».

- Ребята, как вы думаете, это стихотворение, сказка или рассказ? Верно. Это сказка. Как вы это поняли? Правильно, только в сказке животные разговаривают.

- О чём эта сказка? (О том, как ослик Алфавит помогал кролику Кочерыжке.). Правильно.
- В какой форме написано это произведение? (В форме диалога)
А) Анализ художественных образов.
- Кто главный герой сказки? (Автор). Верно.
- Ребята, что можно сказать о кролике?
- А как можно охарактеризовать ослика?
Б) Анализ развития действия.
- Ребята, давайте проанализируем, как развивалось действие в сказке.
- Что было сначала? С какой просьбой обратился кролик к ослику?
- Что было дальше?
- Чем заканчивается сказка?
В) Обобщающая беседа.
- Ребята, мы с вами проанализировали сказку. Кто может ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением?».

3. Подготовка к выразительному чтению.

- Ребята, давайте вспомним, что значит «читать выразительно». Что это значит? Как мы должны читать?

- Верно. Обратите внимание на слайд. На нём написана памятка «Что значит читать выразительно».
4. Самостоятельная работа в парах (жужжащее чтение).
- Ребята, в парах прочитайте это произведение выразительно. Распределите между собой роли. Не забывайте про памятку «Выразительное чтение».

5. Выразительное чтение произведения «Помощник».

- Кто хочет в паре прочитать произведение всем выразительно? А мы вас оценим. Хорошо, начинайте читать.

- Ребята, вам понравилось, как читали …?

- Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

- Давайте оценим их чтение по памятке «Что значит читать выразительно».

- Ребята, какую задачу мы с вами решали? (Учились выразительно читать произведение «Помощник»). Мы её решили?

- Кто считает, что научился выразительно читать эту сказку, поставьте в листах самооценки «+», кому нужно еще поработать над выразительностью поставьте «-».



Вспоминают правила работы в парах.



Оценивают соседа по парте.



Это сказка, потому что животные умеют разговаривать.

О том, как ослик Алфавит помогал кролику Кочерыжке.

Автор.
Можно сказать, что кролик добрый и ответственный.


Сначала кролик попросил ослика о помощи.



Автор хотел сказать о том, что нужно помогать другим.


Мы должны читать с правильной интонацией.



Читают сказку в парах.





Мне больше понравилось чтение…
Они прочитали выразительно.

Мы решали вторую задачу.

Мы решили её.

Оценивают свою работу.

IV. Рефлексивно-оценочный

1. Подведение итогов.

- Ребята, наш с вами урок подходит к концу. Давайте подведём итоги урока.

- Мы были исследователями. Творчество какого автора мы исследовали?

- Какое его произведение мы читали?

- Каков был наш план урока на сегодня?

- Мы выполнили все пункты плана? Каким образом?

2. Рефлексия.

- Ребята, я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Если вам понравился урок и у вас не возникло затруднений, то поднимите вверх квадрат жёлтого цвета. Если вам урок не понравился и у вас возникли затруднения, то поднимите квадрат голубого цвета.

- Я рада, что вам понравился урок. Спасибо вам за активную работу. Урок окончен. До свидания!




Мы исследовали творчество М.С. Пляцковского.
«Помощник».
Мы выполнили наш план.
Мы читали сказку и слушали биографию автора.

Оценивают свою работу на уроке.



Встают из-за парт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 10 классе по книге «Science Fiction Stories», Isaac Asimov, «Айрис Пресс», 2014 г., по теме «Robots of Future»

Предлагаемая разработка урока построена на материале дополнительного домашнего чтения и является последовательным звеном в рамках ключевой  темы 3 главы "Civilization and Progress" учеб...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;- учить анал...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения по теме «Курский край -родина знаменитых писателей»

Познакомить с творчеством Курских писателей и поэтов.Совершенствовать навык работы с книгой; развивать речь, умение анализировать.Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знако...