Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Колыбельные". 2 класс.
план-конспект урока по музыке на тему
Материал представлен в виде конспекта урока. Это интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе, который проводят два учителя- учитель начальных классов и учитель музыки. Урок посвящён особенностям колыбельных песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.integr._urok_liter._cht._i_muzyki._2_klass.docx | 54.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок во 2 "А"классе по учебным дисциплинам «Литературное чтение» и «Музыка».
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: «Зачем поют колыбельные песни?».
Цели: - создание условий для осмысления и осознания значения колыбельных песен; - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества и авторских колыбельных песен;
- продолжить формирование умений отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; выражать своё отношение к героям, событиям, языку литературного и музыкального произведения; развивать умения аргументировать свою точку зрения, делать самоанализ деятельности, развивать умения исполнять вокальные произведения сольно и коллективно.
Задачи:
- выявить особенности жанра колыбельной песни;
- сравнить литературную и народную колыбельную песню;
- совершенствовать все виды деятельности: слушания, говорения, чтения, пения, пластического интонирования;
- развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей;
- развивать эмоциональность, артистичность детей, способности к музыкальному и поэтическому сочинению.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, поисковый.
Оборудование: запись текстов колыбельных песен, раздаточный материал для команд, ПК, презентация, видеозапись упражнений к физпаузам и видеозапись мультипликационного фильма, листы самооценки,"сигнальные"карточки, куклы, корзина, сюжетные картинки, фонограммы песен, синтезатор «Кассио».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1.Вход под музыку («Колыбельная» Р.Паулса). Распевание «Доброе утро», «Звукоряд», разучивание и исполнение на звук «а» несложной мелодии, похожей на колыбельную. 2.Целеполагание и мотивация. - Какие жанры литературы вы знаете? (….) Молодцы, это вы знаете. - Скажите, а существуют ли другие жанры литературы? (…) Это мы обязательно сегодня постараемся узнать. - Предположите, о каком жанре пойдет речь на нашем уроке? Инсценирование (2 девочки с накинутыми на плечи русскими платками поют колыбельную "Заинька" для своих кукол). - Как вы догадались? (… ) Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне». – Слышали ли вы колыбельные песни? – Кто их исполнял? О чём эти песни? – Уточним значение слова. Задание 1 в ТПО на с. 38. – Зачем поют колыбельную? Когда? 3. Постановка учебной задачи. Учитель: Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня? (… Как появились колыбельные песни? С какой целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?). С вашей помощью мы выстроили план урока:
4. Изучение нового материала. Учитель: - Чтобы выполнить первый пункт, проведем тестирование по теме “История появления колыбельных песен”. Лист №1. (Дети работают в группах, выполняют тест для каждой группы.) Учитель: Обобщим и проверим наши знания. 1.От каких слов произошло слово “колыбельная”? Ответ первой группы детей. Учитель: В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля В. И. (ученики ищут в словаре и зачитывают). Баять и байкать – значит говорить, болтать, баюкать, усыплять. 2.Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ 2 группы детей. Ученик (заранее подготовленный): Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Колыбель – это люлька, зыбка. Зыбка – это ящик, сделанный из луба. Как люлька, так и зыбка подвешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется «очеп». На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух. Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. 3.С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ 3 группы детей. Учитель: Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные, чтобы угомонить, успокоить малыша, голосом показать ласку и любовь к ребёнку. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге, в колыбельных поётся и о труде отца, матери, и даже деда и бабушки. В колыбельных песнях закладывается путь, характер человека, стремление к доброму отношению к людям и животным, терпеливость, понятие меры (стремление не к тому, чтобы было всего много, а чтобы было необходимое), к бережливости. 4.Как исполнялись колыбельные песни? (…) Учитель: Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь В.И. Даля, прочитаем: речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом – значит читать нараспев. – Колыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей. Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Детишки лучше понимают не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогает малышам успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. Работа с "Листом самооценки" Знакомство с народной колыбельной песней. Учитель: Предположите, авторская или народная колыбельная звучит? (Исполняет учитель музыки). - Как вы догадались? (Простые слова, несложная мелодия, нет музыкального сопровождения) Разучивание с обучающимися песни "Котенька - коток" и исполнение в различных вариациях. Учитель музыки исполняет колыбельную, затем опрашивает обучающихся о мелодии, характере песни, о манере пения. Разучивание и исполнение колыбельной негромко, ласково, плавно. «Котя, котенька, коток, Котя сереньки хвосток. Приди, Котя, ночевать, нашу деточку качать. Дам тебе молока да кусочек пирога. Кушай, Котя, не кроши, Котя, больше не проси» с движениями, как укачивание ребёнка на руках, или с движениями качания люльки. Вывод: каждый раз поём по - разному, меняем по -своему. С авторскими произведениями так не получится. Игровое упражнение «Мурлыкание» на слог «Мур», «р» раскатистое, глухое, губы сложены как при звуке «у», постепенно губами изображается «и», затем снова «у», получается звук как мурлыканье кошки. - А почему в гости к малышам вместе с колыбельной песней приходит Кот? Почему он – частый гость колыбельных песенок? ( Ответы детей). Рассказ заранее подготовленных к уроку обучающихся о колыбельных песнях. - Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Главный секрет народной колыбельной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Их придумывали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Музыкальные фразы похожи одна на другую, это однообразие психологически успокаивает, убаюкивает. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка. Работа с "Листом самооценки" Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника,ТПО и др. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, песнях. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах, совместно петь акапелла. |
II. Развитие умений. | Исследование, позволяющее сделать сравнение и выполнить 2 пункт плана: Работа с текстами литературных колыбельных песен Работа с текстом до чтения. - Откройте учебник на стр. 51 и рассмотрите иллюстрацию. - Кого мы видим? Если бы картинка ожила, то что бы мы услышали? - Прочитайте фамилию автора. Что вы о нем можете рассказать? – Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными. Работа с текстом во время чтения 1) Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова. “Спи, мой мальчик! Птицы спят...” 2) Обсуждение прочитанного. - Какие картины вы представили? Расскажите. 3) Чтение вслух по строфам и проведение словарной работы: 1-я строфа - Косули робкие, то есть какие? (Они всего бояться) - Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что всем надо спать). - В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. (Заснули, дремлют, почивает). 2-я строфа - Почему мальчику не надо ничего бояться? 3-я строфа - Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых) - Что значит “звери лёгкие на роздых”? (Они легко засыпают). - О чём просит мама сына? (заснуть) Работа с текстом после чтения. 1)- Какие чувства надо передать при чтении? (Любовь, покой, тепло, чувство готовности защитить) Физкультминутка. 2) Упражнение в выразительном чтении (Работа в парах). Дети работают по алгоритму:
Отдельным учащимся предлагается памятка "Учусь выразительно читать"
Дети читают колыбельную соседу. Кто может прочитать колыбельную перед классом? (Класс оценивает чтение представителей от групп) Работа с "Листом самооценки" Учитель музыки предлагает подвести итоги выполнения 2 пункта плана и заполнить сравнительную таблицу. Лист №2 Выступление одного участника от группы. - Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к прочитанному, увиденному, к полученной информации на уроке .) - Какие умения формировали? (Сигнальные карточки показывает каждый обучающийся). - Все ли пункты плана мы выполнили? Осуществим выполнение 3 пункта плана. Разучивание с обучающимися авторской песни и исполнение 1 куплета колыбельной : - Посмотрите на эти иллюстрации. Что проявляют животные к своим детёнышам? (они беспокоятся о них, заботятся, защищают). - Очень нежную песню сочинили поэт Ю.Яковлев и композитор Е. Крылатов к М\ф “Умка”. Посмотрите презентацию и послушайте песню . (Слушание) - Что вы почувствовали, слушая эту песню? (…ласку, нежность, добро, любовь). Хотелось бы вам также красиво, нежно спеть? Повторите слова ( в конце презентации текст песни). Какими должны быть интонации при пении колыбельной? (…негромкими, плавными, ласковыми). Исполнение 1 куплета. Сравнение прозвучавших песен. - Чем похожи эти песни? (напевностью, спокойные, добрые) - А кто сам хочет стать автором колыбельных песен? 4.Творческая работа на основе полученной информации. Игра "Буриме". Лист№3. (Работа в парах). - Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Попробуйте и мелодию придумать, а затем не прочитать, а спеть полученное произведение. Лист №4. Проверяем представителей от групп и выбираем лучшие тексты, колыбельные песни. Работа с "Листом самооценки" 5.Рефлексия -Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись в группах. - Птица рада весне, а младенец матери. - Нет милее дружка, чем родная матушка. - Хлеб питает тело человека – а колыбель душу. Учитель: Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром, в этом и состоит таинство колыбельной песни.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать текст, исполнять песни. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, синтезировать знания по музыке и литературному чтению. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника,ТПО и др. 4. Находить ответы на вопросы в тексте стихотворений, песен, в иллюстрациях |
ΙΙΙ. Итоги урока | - Давайте проверим, удалось ли вам справиться с той деятельностью, что мы планировали? (Учитель вместе с детьми отмечает, что все пункты плана выполнены) и с обучающимися проводится "Синквейн"). – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Выставление оценок с опорой на алгоритм самооценки и индивидуальных листов самооценки. Учитель: Когда вы входили в класс, звучала «Колыбельная» Р.Паулса (наиграть). Вот какие разные колыбельные песни сегодня вы слышали, красиво пели. Молодцы! Я надеюсь, что вы сегодня споёте колыбельные песни своим братьям и сестрёнкам, а от мам и бабушек узнаете новые колыбельные (семейные), запомните их и споете своим детям, ведь младенцы, которым поют колыбельные песни, раньше начинают произносить звуки, у них быстрее развивается речь, представление о мире. | |
ΙV. Домашнее задание. | Выучить наизусть народную или авторскую колыбельную (по желанию) песню из учебника стр. 51-52., проиллюстрировать её. Не забудьте расспросить мам, бабушек, какие колыбельные песни они пели своим малышам, и выучить «домашнюю» колыбельную. Отдельным обучающимся предлагаются задания из ТПО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок внеклассного чтения в 10 классе «Ты на ошибку не имеешь право» (М. Владимов)
напомнить учащимся о тесном взаимодействии литературы с другими предметами (историей, биологией, физикой …); выработать навыки и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"
Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»Цель: Прививать интерес к чтению, как на русском, так и на иностранном языке, к изуче...
Технологическая карта интегрированного урока литературное чтение в 3 классе
Данная технологическая карта разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....
Презентация к интегрированному уроку литературного чтения в 3 классе
Данная презентация подготовлена к уроку литературного чтения для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи....