"Ты только помни, мальчик, чей ты сын?" (по рассказу Ч. Айтматова "Солдатёнок)"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна РТ»
«Ты только помни, мальчик , чей ты сын…»
(по рассказу Чингиза Айтматова «Солдатёнок»)
Урок внеклассного чтения по литературе
разработала и провела
Саая Саида Хензиг-ооловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
Цель:
-познакомить с Чингизом Айтматовым как писателем, личностью;
-формировать навыки сознательного чтения, умение воспринимать,
понимать литературный текст;
-развивать логическое мышление через анализ произведения;
-донести идею рассказа; дети должны быть достойны своих отцов,
надо помнить о них.
Оборудование:
- Портрет писателя;
- Высказывание: «Он выразил душу своего народа» (Р. Гамзатов)
«Война приносит слёзы, кровь и беды». (Э. Севрус)
- Стихотворение о солдате.
Словарная работа:
*кошара- помещение для стрижки овец: и то же, что овчарня.
*джигит- искусный наездник.
*кинопередвижка- передвижное устройство для показа фильмов.
*дразнить- умышленно злить.
*поза- положение тела.
*реальный-действительно существующий (реальная жизнь).
*иллюзия- обман чувств, нечто кажущаяся.
РАССКАЗ- повествовательное произведение небольшого размера.
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Актуализация знаний.
Слово учителя. Сейчас наше поколение живет в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Благодаря кому наша страна сохранила свою независимость?
Этих людей сейчас все меньше и меньше. Их уже почти не встретишь в магазинах, на улице, в метро. Ветераны Великой Отечественной войны – уже очень пожилые люди. Но именно благодаря их невероятному подвигу наша страна осталась великим государством.
Я считаю, что победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдавать свою Родину, свою деревню, свой дом... Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили фашистов.
И сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Ч. Айтматова «Солдатёнок».
- Изучение нового материала. Слово о писателе.
Чингиз Торекулович Айтматов- один из самых известных писателей нашего времени. Он родился в 1928 году. Рано потерял родителей и жил в детском доме. В годы войны будущий писатель работал в колхозе; он встречал в те годы много солдатских вдов, детей, потерявших отцов на войне, поэтому ему были близки и понятны страдания людей. Он полюбил этих людей и, когда начал писать, сделал их главными героями своих произведений.
После окончания Высших литературных курсов в Москве Чингиз Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках.
Чингиз Айтматов- лауреат Ленинской и Государственной премий; его рассказы и повести «Джамиля», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары», «Белый пароход», романы «Буранный полустанок», «Плаха» читают не только у нас, но и за рубежом.
На доске запись. Главные герои рассказа:
- Мальчик Авалбек, сын фронтовика
- Джеенгуль, его мать
- Токтосун, отец, погиб на фронте
- Знакомство с текстом. (Тема новая, первичное чтение было дома)
- Чтение учителя до слов «…и повесили под стеклом…»
- Чтение ученика со слов « А в этот час Авалбек…» и до слов «… которого ему не хватало»
- Чтение про себя от слов «Война шла. Впереди показались наступающие танки» и до слов «…и отец упал, как срубленное дерево».
- И завершает учитель со слов «Когда в кошаре зажгли свет….» и до конца.
- Работа над текстом.
- Когда, в какое время происходило это событие? О ком говорится?
-Как вы думаете, почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?
(Ответ: Возможно, просто так, случайно, возможно, смотря фильм, разволновалась, вспомнила мужа, а может просто хотела, чтобы её сын никогда не забывал своего отца, который тоже погиб на фронте, он знал своего отца только по фотографии, которая висела на стене под стеклом.
- Действительно ли был он его отцом? Почему мать подтвердила и после окончания фильма, что солдат- артиллерист был его отцом Авалбеку?
(Ответ: чтобы сын гордился своим отцом; …чтобы он был похож на отца;… чтобы он был достоин своего отца)
- Что можно сказать о матери мальчика? Чего она хочет?
(Ответ: Возможно, она хотела показать как погиб отец, и Авалбек понял
почему его нет с ними)
- Как вы думаете, что стал понимать Авалбек о войне?
Ответ: С той минуты, когда мать шепнула ему, что это его отец, в его душе что-то перевернулось. И война уже не казалась, ему забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьёзней, тревожней, страшней, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, которого ему так не хватало. А ещё хочется добавить, что война- это смерть, это разруха.
-Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание помочь герою фильма? Если да, то почему и как?
(Ответ: Да, мне хотелось помочь герою фильма, так как их осталось только двое и потому что силы были неравные. А ещё, потому что каждый человек должен беречь свою Родину. Я могу сражаться.)
- Почему после такого страшного фильма Авалбек испытывает радость?
(Ответ: Потому что он увидел своего отца, который до последней минуты сражался с врагом, его переполняла гордость, что отец шёл один с гранатой в руке против танка со словами: «Стой, не пройдёшь!». А ещё ему хотелось, чтобы все сельчане радовались вместе с ним)
- Как вы понимаете выражение «горечь утраты»?
(Ответ: - это боль, горе, смерть, обида за погибшего отца;
- это слёзы, одиночество;
- это когда дети остаются сиротами)
- На какие части можно разделить рассказ? (на 2 части)
Настоящее прошлое
Реальная жизнь людей События Великой
в киргизском селе, жизнь Отечественной войны
Авалбека и его матери.
- Какими словами в данном предложении наиболее точно выражается идея рассказа?
(Ответ: Отец на экране словно знал, что за ним следит сын, и словно хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нём и вечно гордился им- солдатом минувшей войны).
- Каким станет Авалбек?
(Ответ: Хорошим, добрым и любящим человеком. Он станет настоящим солдатом своей страны).
- Итак, какова ИДЕЯ рассказа? Что хотел сказать Айтматов своим рассказом?
(Ответ: - чтобы дети помнили о своих отцах, героях войны;
- чтобы дети гордились ими, продолжали их дело;
- чтобы дети стали достойны отцов)
- Как бы вы назвали это произведение? Почему?
VI. Работа над вопросом учителя.
- Написать мини- сочинение: «Что такое война?»
- Проверить 2-3 работы учащихся и одновременно поработать над эпиграфом.
VII. Заключительное слово учителя. Итог.
- Вы должны знать и помнить, что ваши отцы, матери хотят одного- чтобы вы стали хорошими людьми, и они ничего не пожалеют для вас. И в свою очередь вы сами должны стараться, подтянуться, чтобы не огорчать их, чтоб они действительно гордились вами. Вот, Авалбеком мама будет гордиться: он станет опорой, защитником, надеждой матери.
VIII. Чтение стихотворения наизусть.
Война- жесточе нету слова.
Война- печальней нету слова.
Война- святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного,
Ещё не может быть и нет.
IX. Дома.
- Написать мини-сочинение о своём отце на тему:
«Мой отец когда-то был солдатом».
- Выучить словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Второй урок в цикле уроков в 6 классе, посвященных творчеству Тургенева...
Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»....
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....
«Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
laquo;Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...
«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)
Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...