Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тип урока: освоение художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portrety_i_rasskazy_malchikov_ih_duhovnyi_mir_v_rasskaze_bezhin_lug_i.s._turgeneva.docx | 151.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева».
Тип урока: освоение художественного текста.
Цели урока:
образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве И.С. Тургенева;
- сформировать умение составлять характеристику героя;
- повторить понятия «портрет», «предание», «поверье»;
- познакомить с понятием «былички»;
развивающие: - развивать навыки связной устной речи;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работы с текстом;
- развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;
воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;
- прививать интерес к творчеству И.С. Тургенева;
Оборудование : иллюстрации к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки «Черты характера», «Толковый словарь» С.И. Ожегова и В.И. Даля, таблица «Характеристика Павлуши».
Виды учебной деятельности: выборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной работы, устное словесное рисование.
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Целеполагание и мотивация, подготовка к работе с текстом.
(На экране проецируется портрет писателя)
а) Вступительное слово учителя.
Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С. Тургенева. Мы познакомимся с его рассказом «Бежин луг», сопоставим портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя.
- Что мы уже знаем о жизни И.С. Тургенева? Какое произведение его мы изучали в 5 классе?
Писатель родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле. Через 3 года будущий писатель вместе с родителями переезжает в Спасское –Лутовиново. Это место находится на древней, веками обжитой русской земле, близ города Мценска.
Детские годы Тургенева прошли именно в этом месте. Маленький Иван любил общаться с простыми людьми, он учился у охотников распознавать птиц по голосу, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Он любил много времени проводить на природе, потому что только здесь он чувствовал себя на воле. В доме и усадьбе управляла его мать, властная и жестокая женщина.
Прошли годы, и он вместе с родителями переезжает в Москву, чтобы там учиться. Но он не забывает того места, где прошло его детство. Молодой Тургенев с радостью приезжает летом в имение. С каждым приездом всё шире открывается ему деревенская крестьянская Россия. Он рано полюбил охоту, часто отправлялся в дальние охотничьи путешествия. Каждая деревня, каждое охотничье угодье были ему хороши известны. Он ночевал на сеновалах, в крестьянских избах, его не боялись простые люди, ему доверяли.
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение в его рассказах.
Сегодня мы будем изучать один из его рассказов, это «Бежин луг». Он вошёл в цикл рассказов и очерков «Записки охотника». Тургенев писал его с 1847 года по 1852 , т.е. несколько лет.
-По твоему мнению, почему рассказ называется «Бежин луг»?
-Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас, этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя и был знаком Тургеневу с детских лет.
-А почему луг носит такое имя?
-Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которые в 18 веке проживали неподалёку…Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.
-А на твой взгляд, какое предположение более достоверно?
б) Проверка домашнего чтения.
-Мы прочитали дома рассказ « Бежин луг». Каково твоё впечатление от него?
Что особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?
-С чего начинается рассказ? Какое время года описывается в рассказе?
-Что произошло с героем в начале рассказа?
- С кем повстречался в степи он?
-Опиши встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень.
в) Словарная работа.
-Читая произведение дома, ты встретился с незнакомыми словами, которые ты их должен был выписать в тетрадь.
Работа с незнакомыми словами по плану:
1. Правильное произношение слов (постановка ударения).
2. С помощью словарей найти лексическое значение слов.
3. Нахождение в тексте произведения этих слов.
4. Составление с ними словосочетаний.
5. Составление своего предложения со словами.
3)Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания.
Тема нашего урока «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир». Цель нашего урока – найти связь между портретами и рассказами мальчиков.
-Давай вспомним значение литературного понятия «портрет»?
-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).
- По каким признакам можно характеризовать внешность человека?
а) Составление плана описания внешности мальчиков
План описания внешности:
1.Возраст мальчика.
2.Внешний вид.
3. Выражение лица.
4. Одежда.
б) Сопоставление портретов мальчиков.
- Что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить?
(О том, какой достаток в семье мальчика. Об их характерах)
-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным показан мальчик Костя. Портрет Павлуши.
- Найди и прочитай описание Павлуши
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель?
Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
Портрет Илюши.
- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)
- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?
Вот одна из составляющих мира детства крестьянских детей 19 века.
задание «Узнай героя»:
«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». (Костя)
- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (Ваня)
- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что автор словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.
И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
-Что общего у этих детей?
- Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать.
-Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.
- В чём отличие этих мальчиков?
- У них разные характеры.
-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?
- Обратите внимание, что И.С. Тургенев особое внимание уделяет выражению лиц мальчиков
…Павлуша глядел умно и прямо …
…лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…
…Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…
(На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков, под ними будут помещены таблички «Черты характера.)
-Павлуша – смелый, уверенный, умный.
-Костя – задумчивый, печальный, любопытный.
- Федя - гордый, любопытный.
-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
- Ваня - тихий.
( Под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков)
Слово учителя:
- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.
4. Инсценирование «У костра. Рассказ Кости о русалке».
- Удалось ли ребятам передать историю о русалке?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении И.С. Тургенева.
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.
Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь.
-Когда мы её слышим? (В рассказах мальчиков.)
5. Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.
-Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?
-Тургенев сначала называл их россказнями, затем преданиями, потом поверьями.
-Объясните, что обозначает каждое слово.
-Россказни- измышления, выдумки.
-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.
- Поверье - суеверное предание, а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.
-Современные учёные называют их быличками.
-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.
- Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков?
- Обратите внимание в этом определении на словосочетание «суеверного характера»,
особенно на слово «суеверного».
- Что такое суверие? (предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы)
- Кто такой суеверный человек?
-Давайте сопоставим рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны?
- Для сравнения возьмём рассказы Павлуши и Илюши о светопреставлении.
- О каком светопреставлении идёт речь?
-Прочитаем рассказ Павлуши и Илюши о светопреставлении. Перед чтением я задам вам вопрос: «Чем отличаются рассказы этих мальчиков?»
Вопросы для сравнения фрагментов.
- Что вы можете сказать об объеме высказывания?
- А что о знаках препинания в каждом рассказе?
- Как относится Павлуша к своему рассказу?
- А как Илюша?
- Чем насыщена речь Илюши и чего нет у Павлуши?
- Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?
(Отличия:
1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.
2)Знаки препинания:
У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.
Но все это есть в речи у Илюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий - они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.
Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.
-Павлуша был умным мальчиком и поэтому он не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.
- Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного явления
6. Беседа.
И.С. Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Какими словами наполнены рассказы каждого из мальчиков? (просторечье, диалектизмы).
- Подумай, каковы причины повтора в речи Илюши: «Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!» (Убеждение в реальности этого события.)
- Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?
-Приведи примеры диалектов.
(«Откентелеева» (откуда), «на-поди, напредки (наперёд, сначала), «боча» (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).
- Приведите примеры просторечий.
(«Хоша» (хоть), «перетрусился»
(испугался), «эфто» (это), «слышь» (слышишь), «шти» (щи), «хрестьяне» (христиане – крестьяне», «испить» (выпить, напиться), «зачнётся» (начнётся), «куды» (куда), «запужала» (напугала), «авось» (всё равно).
- Итак, какой мы можем сделать вывод о речи ребят?
Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.
7. Истории, рассказанные мальчиками.
Учитель:
- Какие истории запомнились?
- А сколько их звучит в рассказе? (13)
Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»
Что случилось? | Кто рассказал | С кем случилось? | Когда? |
1. Рассказ о домовом | Илюша | С ним и его товарищами на рольне | |
2. Рассказ о русалке | Костя | Со слободским плотником Гаврилой | |
3. Рассказ про оборотня (барашек) | Илюша | С псарем Ермилой | «Намеднись» на Варнавицах |
4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче | Илюша | С дедушкой Трофимовичем | |
5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу | Илюша | С бабкой Ульяной | В прошлом году в родительскую субботу |
6. Рассказ о небесном предвиденье | Павлуша | С крестьянами деревни Шаламово | |
7. Рассказ о Тришке (антихристе) | Илюша | Не быличка! | |
8. Рассказ о Тришке | Павлуша | С бочаром Василой и крестьянами Шаламова | |
9. Рассказ о голосе из бучила | Костя | С ним самим | Вчера вечером |
10. Рассказ о мужике и лешем | Илюша | С мужиком из его деревни | «На днях» |
11. Рассказ о водяном | Илюша | С дурочкой Акулиной | |
12. Рассказ о мальчике Васе | Костя | С мальчиком из его деревни | |
13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь | Павлуша | С ним самим | Только что |
- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.
Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, их вера, переживания.
- Назовите их. (Верно, это Илюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера).
- Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность).
- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
- А теперь постарайся найти связь между портретами этих мальчиков и их рассказами.
- В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый, сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов.
- Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит, как и все дети у костра.
- В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?
- Кто из героев вызвал симпатию и почему?
- О ком автор рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша)
- Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади)
- Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши?
(Проникшись глубокой симпатией к Павлуше, читатель в конце рассказа с грустью узнаёт, что примета, к сожалению, оказалась верной. В том же году Павел убился, упав с лошади. Таким финалом писатель дает понять, что жизнь крестьянских детей полна опасностей, что, вынужденные трудиться, помогая родителям с малых лет, они нередко гибнут. А наибольшему риску, естественно, подвергаются самые смелые, решительные, активные, то есть именно такие, как Павлуша)
Выводы по теме урока
- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выбери из предложенных определений подходящие, на твой взгляд, к определению мира детства.
- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обращение к эпиграфу).
8. Подведение итогов урока .
- Что ты можешь сказать о портретах мальчиков и их рассказах?
- В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни.
-Павлушу в рассказе «Бежин луг» мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям.
- Илюша, рассказывая свои былички, верит в них, как , впрочем, и все остальные дети у костра. Они не имели возможности учиться, их знания были минимальны.
Но они привлекают нас тем, что они интересно могут рассказывать, что они дружны и не избалованы.
9. Домашнее задание.
Перечитайте дома фрагменты рассказа, в которых даны описания природы. Отметьте в тексте, как реагируют мальчики на изменения в природе и какие черты характера при этом у них проявляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""
Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа" является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить да...
Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...