А.Ахматова. Тайна стихотворения " Сжала руки под тёмной вуалью..."
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Ооржак Сайлык Николаевна

 Нам предстоит сегодня проникнуть в тайну стихотворения А.Ахматовой, почувствовать красоту, значимость и ценность каждого слова, написанного мастером. Мне будет очень приятно услышать ваше мнение. Любой ответ станет мне наградой, а для всех ваше высказывание будет ценно. Тему нашего урока предлагаю определить так: " Тайна стихотворения "Сжала руки под тёмной вуалью..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmatova.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:  А.А.Ахматова . Тайна стихотворения " Сжала руки под темной вуалью..."

Цели урока:

1. Знакомство с ранней лирикой А.Ахматовой; постижение  тайны внутреннего мира поэта через его поэтическое слово; совершенствовать умения анализировать лирическое произведение;

2.Развивать умения творчески интерпретировать лирическое произведение; развивать образное видение и воображение;

3.Воспитание эмоционального и эстетического освоения оригинального мира женской лирики;

Оборудование: мультимедийный  проектор( портреты Ахматовой  и др. слайды), текст стихотворения, ОСК " Лестница".

Подготовительная работа:

1.перечитать стихотворения А.Ахматовой;

2.знать биографию поэта;

3.знать стихотворение " Сжала руки под темной вуалью" наизусть;

4.приготовить ОСК, иллюстрации (свои или художников)-кадры к строчкам стихотворения.

Ход урока: Аналитическая часть урока.

Учитель: Я приглашаю вас к диалогу с поэзией. Нам предстоит сегодня проникнуть в тайну стихотворения А.Ахматовой, почувствовать красоту, значимость и ценность каждого слова, написанного мастером. Мне будет очень приятно услышать ваше мнение. Любой ответ станет мне наградой, а для всех ваше высказывание будет ценно. тему нашего урока предлагаю определить так: " Тайна стихотворения "Сжала руки под тёмной вуалью..."

Любовь- вечная тема в искусстве. Сегодня перед нами одна страничка любовного романа.

1. Ученик читает наизусть стихотворение А.Ахматовой " Сжала руки под тёмной вуалью". (Звучит музыка).

2.  Анализ стихотворения.

-Ваши впечатления? Вам все понятно? О чем это стихотворение? Что вы можете сказать об особенностях этого стихотворения?

Ученики: стихотворение простое, всего 12 строк, но выразительных, сразу понятно, что герои расстаются. Он и Она. Конец любви. Он уходит. Настроение печали. Нет названия. Неясно,  кто задает вопрос. Как понять, фразу "терпкой печалью напоила"?  Что значит "терпкий"? героиня переживает, страдает, волнуется, герой- нет. Стихотворение построено на противопоставлении.

Учитель: Мы обменялись первыми впечатлениями, но уже выделили тайны? Какие?

-нет названия

-что значит "терпкий"

- напоить печалью

-- Какой  вам представляется лирическая героиня этого стихотворения?

Ученики: Героиня стихотворения -воплощение женственности, хрупкости, слабости ( женщина и вуаль). Она хочет вернуть возлюбленного. Говорящая деталь- " сжала руки под темной вуалью".

-- Как  и в чем выражается серьезность и глубина её чувства?

Ученики: - жесты, темная вуаль, которая прячет бледное лицо, это  её движения.

"Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот", это- прерывистая речь, её слова

" Уйдешь, я умру"

Конец стихотворения необычный, такого не ждешь. Герой говорит таким будничным тоном,

настолько равнодушно, что понимаешь: это- не забота, не любовь, это отстраненность, горечь.

на самом деле ему  все "все равно". Мужчина  сильный, уже свободный, возможно, мудрый.

--Почему, говоря об улыбке, поэт соединяет такие, казалось бы, разные понятия"спокойно" и "жутко"?

Ученики: Фразу можно разбить на два смысловых пласта:

1.  спокойно герою, он  все решил окончательно- разрыв, конец любви, мучениям, ожиданиям.

2. плохо героине, она понимает, что и сама виновата в том, что происходит, между ними разорвана смысловая связь.

--Как Вы понимаете значение слова " терпкий"?

Ученики: слово "терпкий" означает " вяжущий, вязкий" ( вкус терпкого чая, шиповника).

В стихотворении это слово является эпитетом. Мужчина-возлюбленный не любит её теперь, она как нечто такое, что затягивает, делает слабым, он не выносит "терпкой печали" её души, он устал от нее.

--Какова композиция стихотворения?

Ученики: Стихотворение построено на контрасте:

темный- бледный        спокойно-жутко

он- она        вышел, шатаясь -сбежала, перил не касаясь

любовь- нелюбовь         задыхаясь, я крикнула -улыбнулся спокойно

--Поэт рисует жизненную драму. Какими средствами он пользуется?

--Обратимся к первой строфе. Чей вопрос звучит?

Ученики: Это некто- свидетель разрыва, посторонний человек.

 -- Обратите внимание на многоточия в стихотворении, на оборванное вопросительное предложение. Чем вы можете объяснить такой синтаксис стихотворения?

Ученики: Многоточие обычно говорит о незаконченности, недоговоренности, но многоточие на конце строки скорее намекает на что-то. Оборванное вопросительное предложение указывает на глубину её чувств, ей трудно дышать, говорить.

--Перечитаем  2 строфу. Обратим внимание на строки: " Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот". Каков смысл образов- символов:

"лестница" и "ворота"?

В мифологии и религии лестница символизирует восхождение к добру, счастью, любви, а нисхождение во зло, отчаяние, горе, если двигаться вниз.

----Обобщим наши наблюдения.

Стихотворение на первый взгляд простое, вечная тема- любовь. Стихотворение А.Ахматовой, действительно, напоминает строчку из целого романа.

Практическая часть урока.

Учитель: Всеволод Рождественский- поэт-акмеист отметил, что действующие лица этой психологической драмы, их жесты очерчены настолько чётко, что стихотворение легко можно представить в виде киносценария.

Воспользовавшись этим замечанием, я предложила вам создать свои кадры к строчкам стихотворения.

1.Работа в группах по созданию кадров. Учащиеся работают с материалом, приготовленным заранее, или с раздаточным материалом, предложенным учителем.

2. Как вам удалось перелить поэзию в киносценарий.

Учащиеся представляют работу в группах.

Группа№1:" Сжала руки под темной вуалью..."

--меня покинул в новолунье

    мой  друг любимый...

--В пушистой муфте руки холодели.

   Мне стало страшно, стало как-то смутно...

Группа№2: " Отчего ты сегодня бледна?"

--Наклонился- он что-то скажет

   От лица отхлынула кровь...

Группа№3: " Задыхаясь, я крикнула: Шутка

                      Все, что было. Уйдешь, я умру."

-- Не мучь меня больше, не тронь!

    Из ребра твоего сотворенная,

    Как могу я тебя не любить?

 Группа №4:"И сказал мне: Не стой на ветру"

--И моего коснулся платья.

    Как не похожи на объятья

    Прикосновенья этих рук...

Учитель:

А можем ли мы сказать, что разгадали тайну этого стихотворения? ( Прослушивание чтения стихотворения актрисы Алисы Ф.)

Наверное, нет. Возможны разные прочтения: более глубокие, в другом ключе, другое восприятие читателя.

Дорогие ребята! Действительно, тайны остаются. Читатель, разлагая гармонию, должен оставаться очарованным и влюбленным. Кроме того, А.Ахматова утверждала: " Стихи хороши только тогда, когда в них есть тайна".

Домашнее задание: выучить  стихотворение " Песня последней встречи"; написать эссе " Моё первое знакомство с лирикой А.Ахматовой".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"

Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

Презентация Анна Ахматова. Анализ стихотворения "Молюсь оконному лучу"

В презентации содержится материал к анализу стихотворения А.Ахматовой "Молюсь оконному лучу"...

Мотивы тайной любовной лирики А.Ахматовой и И.Берлина

Знакомство с творчеством А.Ахматовой и тайные страницы И.Берлина....

Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....