А.Ахматова. Тайна стихотворения " Сжала руки под тёмной вуалью..."
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Нам предстоит сегодня проникнуть в тайну стихотворения А.Ахматовой, почувствовать красоту, значимость и ценность каждого слова, написанного мастером. Мне будет очень приятно услышать ваше мнение. Любой ответ станет мне наградой, а для всех ваше высказывание будет ценно. Тему нашего урока предлагаю определить так: " Тайна стихотворения "Сжала руки под тёмной вуалью..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatova.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.А.Ахматова . Тайна стихотворения " Сжала руки под темной вуалью..."
Цели урока:
1. Знакомство с ранней лирикой А.Ахматовой; постижение тайны внутреннего мира поэта через его поэтическое слово; совершенствовать умения анализировать лирическое произведение;
2.Развивать умения творчески интерпретировать лирическое произведение; развивать образное видение и воображение;
3.Воспитание эмоционального и эстетического освоения оригинального мира женской лирики;
Оборудование: мультимедийный проектор( портреты Ахматовой и др. слайды), текст стихотворения, ОСК " Лестница".
Подготовительная работа:
1.перечитать стихотворения А.Ахматовой;
2.знать биографию поэта;
3.знать стихотворение " Сжала руки под темной вуалью" наизусть;
4.приготовить ОСК, иллюстрации (свои или художников)-кадры к строчкам стихотворения.
Ход урока: Аналитическая часть урока.
Учитель: Я приглашаю вас к диалогу с поэзией. Нам предстоит сегодня проникнуть в тайну стихотворения А.Ахматовой, почувствовать красоту, значимость и ценность каждого слова, написанного мастером. Мне будет очень приятно услышать ваше мнение. Любой ответ станет мне наградой, а для всех ваше высказывание будет ценно. тему нашего урока предлагаю определить так: " Тайна стихотворения "Сжала руки под тёмной вуалью..."
Любовь- вечная тема в искусстве. Сегодня перед нами одна страничка любовного романа.
1. Ученик читает наизусть стихотворение А.Ахматовой " Сжала руки под тёмной вуалью". (Звучит музыка).
2. Анализ стихотворения.
-Ваши впечатления? Вам все понятно? О чем это стихотворение? Что вы можете сказать об особенностях этого стихотворения?
Ученики: стихотворение простое, всего 12 строк, но выразительных, сразу понятно, что герои расстаются. Он и Она. Конец любви. Он уходит. Настроение печали. Нет названия. Неясно, кто задает вопрос. Как понять, фразу "терпкой печалью напоила"? Что значит "терпкий"? героиня переживает, страдает, волнуется, герой- нет. Стихотворение построено на противопоставлении.
Учитель: Мы обменялись первыми впечатлениями, но уже выделили тайны? Какие?
-нет названия
-что значит "терпкий"
- напоить печалью
-- Какой вам представляется лирическая героиня этого стихотворения?
Ученики: Героиня стихотворения -воплощение женственности, хрупкости, слабости ( женщина и вуаль). Она хочет вернуть возлюбленного. Говорящая деталь- " сжала руки под темной вуалью".
-- Как и в чем выражается серьезность и глубина её чувства?
Ученики: - жесты, темная вуаль, которая прячет бледное лицо, это её движения.
"Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот", это- прерывистая речь, её слова
" Уйдешь, я умру"
Конец стихотворения необычный, такого не ждешь. Герой говорит таким будничным тоном,
настолько равнодушно, что понимаешь: это- не забота, не любовь, это отстраненность, горечь.
на самом деле ему все "все равно". Мужчина сильный, уже свободный, возможно, мудрый.
--Почему, говоря об улыбке, поэт соединяет такие, казалось бы, разные понятия"спокойно" и "жутко"?
Ученики: Фразу можно разбить на два смысловых пласта:
1. спокойно герою, он все решил окончательно- разрыв, конец любви, мучениям, ожиданиям.
2. плохо героине, она понимает, что и сама виновата в том, что происходит, между ними разорвана смысловая связь.
--Как Вы понимаете значение слова " терпкий"?
Ученики: слово "терпкий" означает " вяжущий, вязкий" ( вкус терпкого чая, шиповника).
В стихотворении это слово является эпитетом. Мужчина-возлюбленный не любит её теперь, она как нечто такое, что затягивает, делает слабым, он не выносит "терпкой печали" её души, он устал от нее.
--Какова композиция стихотворения?
Ученики: Стихотворение построено на контрасте:
темный- бледный спокойно-жутко
он- она вышел, шатаясь -сбежала, перил не касаясь
любовь- нелюбовь задыхаясь, я крикнула -улыбнулся спокойно
--Поэт рисует жизненную драму. Какими средствами он пользуется?
--Обратимся к первой строфе. Чей вопрос звучит?
Ученики: Это некто- свидетель разрыва, посторонний человек.
-- Обратите внимание на многоточия в стихотворении, на оборванное вопросительное предложение. Чем вы можете объяснить такой синтаксис стихотворения?
Ученики: Многоточие обычно говорит о незаконченности, недоговоренности, но многоточие на конце строки скорее намекает на что-то. Оборванное вопросительное предложение указывает на глубину её чувств, ей трудно дышать, говорить.
--Перечитаем 2 строфу. Обратим внимание на строки: " Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот". Каков смысл образов- символов:
"лестница" и "ворота"?
В мифологии и религии лестница символизирует восхождение к добру, счастью, любви, а нисхождение во зло, отчаяние, горе, если двигаться вниз.
----Обобщим наши наблюдения.
Стихотворение на первый взгляд простое, вечная тема- любовь. Стихотворение А.Ахматовой, действительно, напоминает строчку из целого романа.
Практическая часть урока.
Учитель: Всеволод Рождественский- поэт-акмеист отметил, что действующие лица этой психологической драмы, их жесты очерчены настолько чётко, что стихотворение легко можно представить в виде киносценария.
Воспользовавшись этим замечанием, я предложила вам создать свои кадры к строчкам стихотворения.
1.Работа в группах по созданию кадров. Учащиеся работают с материалом, приготовленным заранее, или с раздаточным материалом, предложенным учителем.
2. Как вам удалось перелить поэзию в киносценарий.
Учащиеся представляют работу в группах.
Группа№1:" Сжала руки под темной вуалью..."
--меня покинул в новолунье
мой друг любимый...
--В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно...
Группа№2: " Отчего ты сегодня бледна?"
--Наклонился- он что-то скажет
От лица отхлынула кровь...
Группа№3: " Задыхаясь, я крикнула: Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру."
-- Не мучь меня больше, не тронь!
Из ребра твоего сотворенная,
Как могу я тебя не любить?
Группа №4:"И сказал мне: Не стой на ветру"
--И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук...
Учитель:
А можем ли мы сказать, что разгадали тайну этого стихотворения? ( Прослушивание чтения стихотворения актрисы Алисы Ф.)
Наверное, нет. Возможны разные прочтения: более глубокие, в другом ключе, другое восприятие читателя.
Дорогие ребята! Действительно, тайны остаются. Читатель, разлагая гармонию, должен оставаться очарованным и влюбленным. Кроме того, А.Ахматова утверждала: " Стихи хороши только тогда, когда в них есть тайна".
Домашнее задание: выучить стихотворение " Песня последней встречи"; написать эссе " Моё первое знакомство с лирикой А.Ахматовой".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"
Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....
Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...
«Тайны ремесла» поэтического творчества А.Ахматовой (Горенко)(Урок в 11 классе)
Особенности поэтического стиля Анны Ахматовой....
Презентация Анна Ахматова. Анализ стихотворения "Молюсь оконному лучу"
В презентации содержится материал к анализу стихотворения А.Ахматовой "Молюсь оконному лучу"...
Мотивы тайной любовной лирики А.Ахматовой и И.Берлина
Знакомство с творчеством А.Ахматовой и тайные страницы И.Берлина....
Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...
Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....