Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
Цели: создать условия для проникновения в художественный мир Бунина, постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества; продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Этап мотивации. (Отрывок из песни В. Высоцкого «Баллада о любви»)
- Вы прослушали фрагмент песни В.Высоцкого, но, я думаю, вы без труда определили, о чём эта песня. (О любви)
Сегодня мы поговорим с вами о самом прекрасном чувстве на земле. Любовь… Какая она? Подберите определения к этому понятию. (Ответы учащихся: возвышенная, счастливая, неразделённая, горькая, долгая и т.д.)
Какой бы любовь ни была, интерес к ней особенный. Любовь интересует и обычных людей, как мы с вами, и, конечно же, поэтов и писателей. В зависимости от мировоззрения, от личной судьбы каждый способен воспринимать это чувство по-разному. Сегодня на уроке мы постараемся определить, что такое любовь в понимании известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы.
- Тема урока: Тайна любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи»
Эпиграф: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире». (А.И.Куприн)
Слайд 1. Портрет И.А.Бунина периода эмиграции.
- Вглядитесь в портрет писателя.
- Какие характерные черты во внешности Бунина вы отметите? (Ответ: строгий взгляд, сдержанность, аристократичность)
3. Слово учителя о жизни И.А.Бунина в эмиграции.
-Жизнь писателя в эмиграции не была лёгкой, Бунин тосковал по родине, по России. Любовь к родине помогала ему жить, помогала писать, давала творческие силы для создания великолепных произведений, таких как цикл рассказов «Тёмные аллеи».
4. Сообщение ученика (индивидуальное задание): «Из истории создания книги «Тёмные аллеи».
Сборник «Тёмные аллеи» Бунин написал, находясь вдали от Родины, во Франции. Книга создавалась восемь лет, с 1937 года по 1945-й. Шесть из восьми лет пришлись на вторую мировую войну. Отказавшись уезжать в Америку, он поселился в Грассе, на вилле Жаннет. (Слайд) Дом был расположен на вершине холма. Сад, окружавший его, переходил в лес. Бунин записывал свои впечатления: «Нынче особенно великолепный день. Все долины и горы кругом в солнечно- голубой дымке… Справа вдоль каменистой лестницы зацветают небольшими розоватыми цветами два олеандра с маленькими острыми листьями».
Обитатели виллы Жаннет были свидетелями тому, сколь одержим был Бунин своей книгой. Случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола, по нескольку раз переписывал рассказы, собирая имена и фамилии героев, придумывал заглавия. И наконец запись в дневнике от 9 мая 1944 года: «Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника»… Господи, продли мои силы для моей одинокой бедной жизни в этой красоте и работе».
Бунин считал книгу «Тёмные аллеи» «самой совершенной по мастерству». (Слайд) «Думаю, - писал он, - что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».
5. Слово учителя.
- Сборник называется «Тёмные аллеи». Откуда такое название? (Так называется один из рассказов). А почему рассказ получил такое название?
Бунин вспоминал, что однажды ему в руки попалась книга стихов поэта Н.Огарёва, где в стихотворении «Обыкновенная повесть» он наткнулся на строки:
Кругом шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея…
Эти строки вызвали в душе Ивана Алексеевича воспоминание о русской осени, ненастье, старом военном… Вослед воспоминаниям родился рассказ, который Бунин назвал словами стихотворения «Тёмные аллеи». Это, на мой взгляд, внешнее объяснение названию рассказа. Но есть, на мой взгляд, и более глубокий смысл. А в чём он, мы и постараемся сегодня узнать, анализируя текст рассказа.
- Домашним заданием было прочитать рассказ «Тёмные аллеи». Прочитали? Какое впечатление это произведение произвело на вас?
- Начинается произведение с пейзажа осени. Давайте прочитаем текст. (Текст)
- Какие чувства вызывает пейзаж? (грусть, одиночество, холод)
- Да, действительно, осень создает печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года, потому что далее последует главное событие произведения.
В чем особенность данного пейзажа? (Он как кадры кинопленки, ничего не описывается подробно .Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.).
Аудиозапись – звон колокольчиков.
- Что произошло на постоялом дворе? ( Встреча главных героев рассказа: Николая Алексеевича и Надежды).
- Используя текст, нарисуйте портрет героя, героини. (Учащиеся зачитывают строки из текста)
Портрет главного героя динамичный. Рефреном звучат слова стройный», одежда подчёркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом, бледной худой рукой, это говорит о несложившейся жизни.
Портрет героини – сравнение с героем, подчёркнута внешняя красота.
- Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка)
- Кто из героев наиболее привлекателен для автора, для вас? Почему?
(Всё восхищает Бунина в героине, он любуется ею)
6. Исследование фрагмента текста «Диалог героев»
Учитель. Центральное место в рассказе отведено диалогу героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. Аудиозапись: диалог. Обратите внимание на то,
- Как ведут себя персонажи на протяжении разговора?
- Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев?
- Что вы узнали о героях в прошлом?
Надежда – бывшая крепостная, служила в господском доме горничной. Мы можем предположить, что таких служанок обучали хорошим манерам «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она хороша собой. Вероятно, господа к ней неплохо относились. Однако узнав о её романе с их сыном, решили избавиться от неё. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.
Николай Алексеевич. Николенька… Так скорее звали любимого сыночка. Был отменно хорош собой. Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой, чтобы навестить их. В один из приездов он вдруг в доме обнаружил очаровательную девушку. Это была Надежда.
- Как складывались их отношения?
- Почему они расстались?
- Что пережила Надежда?
Учитель. И вот прошло 30 лет. Многое изменилось, изменились и сами герои. А любовь?
- Сохранила ли надежда любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?
- Главный вопрос: простила она его? Почему? (Текст)
- Как сложилась жизнь героя? Зачитайте текст.
- Можно сказать, что это расплата за предательство?
- Что понял Николай Алексеевич, случайно встретившись с Надеждой?
«Всё проходит, всё забывается», - такова позиция героя. Николаю Алексеевичу около 60 лет, но при встрече с Надеждой он краснеет как юноша. Он со стыдом вспоминает то, что бросил свою возлюбленную, но хватает ли у него сил исправить случившееся? Нет. Герой опять выбирает самый простой путь и уезжает. Духовная слабость персонажа, невозможность различить истинные чувства от «истории пошлой, обыкновенной» обрекает на страдания его самого и Надежду. Николаю Алексеевичу остается только одно прошлое, свою любовь, которая «дала ему лучшие минуты жизни». (Аудиозапись конца рассказа)
Учитель. Обратимся вновь к названию рассказа. В чём же заключается более глубокий смысл? Можно подчеркнуть метафоричность названия. Тёмные аллеи – это не тенистые аллеи, а странные, неожиданные лабиринты любви.
7. Рефлексия.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку были взяты строки из произведения А.И.Куприна «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной мира».
- Согласны вы с этим утверждением?
- О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?
8. Итоги урока. Слова о ценности любви. Стихотворение А.Ахматовой.
9. Домашнее задание: прочитать один из рассказов сборника «Тёмные аллеи», написать отзыв. Спасибо за урок. Отметки.
Н.Огарев. «Обыкновенная повесть»
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели –
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
О, если б кто увидел их
Тогда, при утренней их встрече,
И лица б высмотрел у них
Или подслушал бы их речи –
Как был бы мил ему язык,
Язык любви первоначальной!
Он верно б сам, на этот миг,
Расцвел на дне души печальной!...
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь меж собой,
Могли смеяться хладнокровно...
А там, по берегу реки,
Кругом шиповник алый цвел,
Молчала темных лип аллея..
Одни простые рыбаки
Ходили к лодке обветшалой
И пели песни - и темно
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...
Презентация к уроку литературы в 9 классе по рассказу И.А.Бунина "Тёмные аллеи"
Презентация представляет собой рабочие материалы к уроку литературы по рассказу И.А.Бунина "Тёмные аллеи", содержит иллюстративный ряд, вопросы для анализа...
Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
Урок в 11 классе...
Урок по рассказу И.А. Бунина "Тёмные аллеи"
урок в 11 классе по творчеству И.А.Бунина...
Урок литературы в 9 классе на тему "История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А. Бунина "Тёмные аллеи".
Конспект урока по теме "История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А. Бунина "Тёмные аллеи"...
Открытый урок по теме "Тайна любви в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи""
Открытый урок по литературе для 9 класса...
Урок по рассказу И.А. Бунина "Тёмные аллеи". 11 класс
Статья содержит подробные указания по организации урока, посвященного анализу новеллы И. А. Бунина "Тёмные аллеи", изучаемой в 11 классе. В разработке отражен ход беседы с обучающимися, расс...