Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihot1.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 3.Прочитайте стихотворение А.А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Ответьте на вопрос: «Какие мотивы и образы в стихотворении свидетельствуют о том, что Ахматова продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?»
Тема творчества как служения –одна из основных в стихах А. Ахматовой:
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
«Трещотка прокажённого»(10 гл.,1944)
Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, буквально преследовавшие её, она видела смысл своего существования в служении поэзии. Тема поэта и поэзии в её творчестве разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской.
А. А. Ахматова была внимательным читателем А.С Пушкина, оригинальным исследователем его творчества. Её царскосельское детство было окутано воздухом русской поэзии и культуры. В Царском Селе впервые она различила еле слышный шелест шагов «смуглого отрока» и с тех пор не расставалась с ним никогда. У Пушкина она училась великой любви к России, подлинности и простоте поэтического слова. В самые тяжкие минуты её великий предшественник был рядом и помогал выстоять.
«Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься изучением жизни и творчества Пушкина»,- писала А. Ахматова. В глубоко поэтическом «Слове о Пушкине», она говорит о нём, как о поэте, преследовавшем время и пространство.
«Пушкиниана» Ахматовой длилась около полувека. Наделённая поразительной, почти вещей интуицией, она проникла во все тайны пушкинского ремесла, глубоко понимала психологию его личности.
Целый комплекс мотивов, связанных с извечной попыткой понять самого себя, своё место в мире, осознать природу своего поэтического творческого вдохновения вбирают в себя стихи Ахматовой А.:
«Музе»(1911), «Я так молилась: «Утоли»(1913)», «Муза ушла по дороге»(1915), цикл «Тайны ремесла» (вошли стихи разных лет).
Эти же мотивы звучат в стихотворениях Пушкина: «К другу стихотворцу»(1814), «Разговор книгопродавца с поэтом»(1824), «Пророк»(1826), «Поэт»(1827), «Поэт и толпа»(1828), «Поэту»(1830), «Эхо»(1831), «Я памятник воздвиг нерукотворный»(1836). О творчестве этих поэтов можно сказать словами Пушкина «Бывают странные сближения».
Стихотворение А.А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту»(1915)является подтверждением этому. В стихотворении обозначен этико-эстетический парадокс. Природа поэтического творчества предполагает установку на эстетическое «накопление», сохранение впечатлений «для себя». А христианская мораль предполагает
«расточение »себя ради других.
Ахматова в разрешении этого вопроса следует пушкинскому "Пророку" (поэт – «проводник» Божественной воли) и новозаветному толкованию пророческой миссии как жертвенного служения людям:
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
Эти строки созвучны со строками стихотворения А.С. Пушкина «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
В этих произведениях выражена гражданская миссия поэта-служение народу. Ахматовское «Иди и исцеляй слепых» созвучно с пушкинским «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…//глаголом жги сердца людей».
Мотив открытости поэта всему миру объединяет авторов.
Мысль об особом обострённом восприятии поэтом мира звучит в первой строфе стихотворения:
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу - зренье,
Или актёру –голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Первая строфа – всего лишь одно вопросительное предложение, в котором много имён существительных. Но именно такая конструкция помогает передать тревогу, состояние внутреннего напряжения героя. Глагол «терять», употреблённый один раз, а трижды заменённый тире, усиливает эти чувства. Содержащаяся в первой строфе мысль носит характер обобщения, выраженный местоимением «нам».
Эта строфа созвучна с идеей всеведения поэта в пушкинском «Пророке»:
«И внял я неба содроганье, // и горний ангелов полёт…»
В стихотворении Пушкина «Эхо »заявлена и другая тема- ответ , реакция мира на поэта: «Тебе ж нет отзыва…Таков и ты, поэт! » Мотив непонятости, ненужности поэта звучит в стихотворении Пушкина : «Разговор книгопродавца с поэтом» ( «Я всем чужой!»…).Глухим отчаянием проникнуто стихотворение «Поэту». И тоже от непонимания: «Восторженных похвал пройдёт минутный шум; // услышишь суд гдупца и смех толпы холодной…». А дальше – НО. Любит Пушкин этот союз, позволяющий переломить ситуацию, настроение, дать другую точку зрения: точку опоры:
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум…
Мысль о глухоте мира, об игнорировании им поэта звучит и в третьей строфе стихотворения Ахматовой. Она опять подхватывает пушкинскую линию:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Ахматовское «иди» сродни пушкинскому ряду: «восстань», «виждь», «внемли», «жги».Ахматова, в отличие от Пушкина, усиливает степень всех проявлений людской злобы: ведь если «толпа», «глупцы»- это нечто при желании отстраняемое, то глумящиеся «ученики»-это часть твоей души, это роднее. Предательство учеников больнее стократ. И всё-таки над всем знанием- спокойная и твёрдая уверенность в том, что не «идти», «не исцелять»-нельзя.
Моменты сближения с пушкинской поэзией можно отметить и в особой интонации стиха, в пушкинском осмыслении образа поэта: с одной стороны, поэт как пророк. Преобладающая идея образа-пророка - этическая идея долга перед людьми. С другой стороны, поэт- жрец. Преобладающая идея образа поэта – жреца - эстетическая. Гармоническое сочетание этих противоречивых идеалов можно отметить в творчестве А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, а я таки поэт.
«К другу стихотворцу». ( А.С. Пушкин)
Вопросы | Наблюдения | Выводы |
Какова композиция? | 3 строфы 3 предложения | |
Размер? | нам свежесть слов и чувства простоту-10 слогов - пятистопный ямб мы расточать, а не копить – 8 слогов - четырёхстопный ямб | возникает ощущение разговорной речи интонация к концу 2-ой. 3-ей строф понижается, они ритмически выделяются |
Рифма? | кольцевая ( опоясывающая), неточная простоту-красоту движенье-зренье | |
Лексический уровень? | разговорные конструкции: «нам», «терять не то ль», «но не пытайся», «знаем сами»; антонимы «копить-расточать» | простота повествования; создаётся впечатление разговорной речи ( диалога) усиливают чувство тревоги |
Грамматический ряд? | много имён существительных: в1-0й строфе из 22 слов11 личные местоимения первого и второго лица «нам», «тебя» возвратное «себя» мало глаголов: в 1-0й строфе-1, во 2-ой-5, в 3-ей 2 в форме инфинитива 5 глаголов: «терять, хранить, расточать, копить, узнать»; 3 глагола в повелитель- ном наклонении «не пытайся, иди, исцеляй» | привлечь внимание читателя; обозначается художественное пространство выражают искренность, взволнованность; мысль о связи личного с общим не обозначают действий, рисуют общую картину призыв к действию; активная позиция |
Какова структура предложений? | сложные : осложнено однородными членами 1-ое предложение, оно вопросительное; бессоюзное- 2-ое предложение, осложнённое вводным предложением; 3-ье –сложноподчинённое | создают эмоциональный пафос, передают взволнованность речи автора, различные его чувства. |
Использованная литература.
Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5-11-м классах.
Лекции 1-4, 5-8. М., Педагогический университет «Первое сентября» 2006
А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классической литературы в 100 томах. М., Дрофа, вече 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»
Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»...
«Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...»)
Статья «Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...») для учителей, работа...
Опыт исследования стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» 1942г. «От слов к речи, от часа к Вечности».
Форма урока:интегрированный урок литературы и русского языка на основе комплексного использования различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, индивидуальная и фронтальная работа, исследовани...
Лингвистический анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Песня последней встречи"
Биография поэта. Художественный мир поэта. Лингвистический анализ стихотворения «Песня последней встречи»Библиография. ...
Материал к уроку «Пушкинские традиции в стихотворении А.А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”»
Тернист путь Божьего избранника - поэта. Наделённый особым даром, видящий не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей её полноте, в противоречиях, он и сам подвержен внутренне...
Методическая разработка урока Анализ стихотворения Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»
Методическая разработка предназначена для организации и проведения урока литературы в 6 классе. Содержание урока предполагает знакомство с мансийским поэтом Югры Юваном Шесталовым. Данный урок входит ...