"По праву совести" (урок литературы)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока литературы по рассказу Федора Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и современной публицистике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы | 89.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Тема: «По праву совести» (По рассказу Федора Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и современной публицистике).
Цели и задачи:
- Познакомить с основными видами нарушения и сохранения прав человека на литературных примерах
- Подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
- Сформировать представление о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов, норм
- Подвести к пониманию, что литература всегда стремилась внушить понятия о нравственных ценностях как наивысшей нормы, организующей жизнь человеческого общества
- Продолжить работу по формированию коммуникативной компетенции учащихся
- Закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию.
- Воспитание уважения к правам других людей.
Оборудование:
Распечатки фрагментов очерка Федора Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и текста В.Солоухина.
Цитаты:
«Моя тактика: отважность, храбрость, проницательность, прозорливость, порядок, мера, правило, глазомер, быстрота, натиск, человечность».
А. В. Суворов.
«...с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства... не меньше оружия поражать противника человеколюбием».
А. В. Суворов.
«Бей врага без милости, пока он оружие в руках держит. Но как только сдался он, амину запросил, пленным стал - друг он и брат тебе. Сам не доешь - ему дай. Ему нужнее... И заботься о нем, как о самом себе!"
М. Д.Скобелев, генерал
Ход урока
Орг. момент.
Вводная часть.
Милосердия двери отверзи нам,
Благословенная Богородице,
надеющиеся на Тя да не погибнем,
но да избавимся Тобою от бед:
Ты бо еси спасение рода христианского…
В самые трагические минуты жизни люди обращаются к образу Пресвятой Богородицы, прося ее «денно и нощно», шепча горячие слова молитвы о даровании ее великой помощи.
А задумываемся ли мы, что и в самих нас есть эти двери милосердия, и они должны быть отверстыми
Стадия вызова.
Милосердие. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Давайте вместе оформим кластер.
Кластер
Доброта, человеколюбие, великодушие, взаимопомощь –
вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Признаемся, их нелегко соблюдать, порой, по отношению к родным, знакомым, друзьям, коллегам, случайным попутчикам. Что же говорить о неприятелях, противниках, причинивших боль, но по воле судьбы нуждающихся в нашей помощи? Как поступить: подчиниться желанию отомстить и вступить в «порочный круг» или побороть это разрушительное желание?
Свое представление о том, как может и должен вести себя человек в подобной ситуации предлагает нам Глинка Федор Николаевич (1786–1880) – писатель и журналист 19 века.
С 1812 по 1814 г. участник сражений под Смоленском и Бородином, он стал очевидцем страшных событий - уничтожения останков железной армии Наполеона.
Вот как описывает автор положение русской земли после прихода французов в очерке «Последнее уничтожение на Бородинском поле»:
«К исходу 1812 года, когда Москва уже стряхивала пепел с седых кудрей своих, селения по разоренной дороге начинали люднеть и оправляться. Возвратившиеся из засад лесных крестьяне торопились обзаводиться вновь, исправляя по-русски, как-нибудь свои запустелые избы».
- Какая деталь подтверждает жестокость отношения Наполеоновской армии к крестьянскому населению?
Вывод: Наполеон лишил людей домов. Разрушил их мирную жизнь.
- Что стало с его армией? Найдите в тексте эпизод, отвечающий на этот вопрос, и прочитайте его.
Но армия французская еще лежала все там же, на Бородинском поле, все также без погребения! Ужасно было состояние отступающей армии! Целые селения вымирали от заразительных болезней, возникших по следам бегущих из России народов Европы.
Аналитическая беседа.
Можно ли считать решение о сожжении останков французской армии жестокостью, варварством, местью?
Обратитесь к 4 эпизоду. Какая фраза говорит об отношении автора к увиденному? (сожалеет о несостоявшейся жизни погибших людей).
Как вы думаете, почему предложение «И ужели не было существа, которое бы уронило слезу любви на эти кости врагов и соплеменников?» вопросительное?
Прочитаем выразительно эпизод 6.
Спасибо. Кто еще скорбит вместе с автором?
(Молодая женщина Маргарита Тучкова, вдова генерал-майора Александра Александровича Тучкова, погибшего в Бородинском сражении.)
Как автор относится к ее поступку? (Он взволнован, потрясен, разделяет ее позицию, видит в ней проявление любви)
Какая фраза подтверждает глубину сострадания вдовы генерала? (она с запасом своих слез)
Почему автор назвал Маргариту Тучкову и ее спутника «единственными представителями любви»?
Микровывод: Какой вывод из сказанного можем сделать? любой человек имеет право на гуманное отношение к себе не только при жизни, но и после смерти.
Больше века отделяют события, переданные Федором Глинкой от истории, описанной в очерке современного нам журналиста Владимира Солоухина. Познакомимся.
Чтение вслух.
Аналитическая беседа
- Что объединяет сюжеты двух очерков? (Враги топчут русскую землю.)
- Героини текстов - женщины. Случайно ли это? (Женщина – Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни).
Микровывод. Женщине, матери, сестре - неиссякаемому источнику всепобеждающей жизни, утверждающей, что даже на войне возможно проявление гуманности посвящаем этот сюжет.
Просмотр видеоролика
Рефлексия.
На доске записаны афоризмы. Познакомьтесь с ними. Какая основная идея объединяет эти изречения? Какую из заповедей Божьих проповедуют? («Возлюби ближнего своего»).
Какой из них мы могли бы использовать в качестве эпиграфа к уроку? Поясните свое мнение.
Итог урока.
- Думаю, мы все согласимся с таким решением и будем стараться в нашей жизни руководствоваться только законами человеколюбия. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права
Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права, подготовленно специально для учащихся 7-х классов, которые как раз изучают по ...
Урок по литературе «…Только влюблённый имеет Право на звание человека»
-Каждому из нас предстоит по-своему ответить на вопросы, вечноволнующие умы человечества. Как жить? Каким быть? В чем смысл жизни? Что такое Любовь?Но есть личности, которые ярко сияют во мраке жизнен...
Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."
Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....
Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"
Привитие интереса к математике, истории литературе.2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека...
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...
Консультация "Правила оформления списка литературы"
Консультация проводится для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов с целью повышения их компетентности в области методологии ииследовательской деятельности....