Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права
методическая разработка (история, 7 класс) по теме
Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права, подготовленно специально для учащихся 7-х классов, которые как раз изучают по истории этапы закрепощения крестьян, а по литературе - произведения А.С.Пушкина, И.С.Тургенева и др. писателей, которые наглядно описывают жизнь и быт крепостных людей. Мероприятие было проведено в рамках Декады Истории.
Учащимся 10 и 11 кл. было дано задание провести исследование и собрать материал для выступления перед целевой аудиторией. Пепеляева Н., ученица 11 "а" кл, и Вербайкина Н., ученица 10 "а" кл. подготовили презентации и выступили вначале мероприятия, подготовив таким образом учеников к дальнейшим этапам.
План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя
2. Рассказ об этапах закрепощения крестьян в России с презентацией ученицы 11 "А" кл. Пепеляевой Н.
3. Отмена крепостного права. Рассказ ученица 10 "А" класса Вербайкиной Н.
4. Представление сценок из произведений русских классиков
5. Викторина
6. Подведение итогов: грамотами были награждены Пепеляева Н. и Вербайкина Н. за проведенную работу, учащиеся 7 "А" кл за инсценировки отрывков из произведений русскиз классиков, учащиеся, которые набрали больше всего баллов за правильные ответы на вопросы викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_vneklassnoe_integrirovannoe_meropriyatie_po_istorii_i_literature.docx | 32.2 КБ |
prezentaciya_krepostnoe_pravo.pptx | 2.76 МБ |
krepostnoe_pravo_verbaykina.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права
Тема: Феномен русского крепостного права
Ответственные лица:
- Геворкян Л.Г., учитель истории и обществознания
- Колесник М.Б., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 «А» кл.
- 7 «А» класс, 11 «А» класс
Целевая аудитория: учащиеся 6-ого, 7-х, 10 классов
Время проведения: 08.12.2011 г.
Цель: подробное знакомство с историческим явлением, «крепостным правом», его влиянием на все сферы общественной жизни страны
Задачи: 1. Развитие творческих способностей учащихся, формирование умения проводить сравнительный анализ и интегрировать знания по различным предметам
2. воспитание любви к российской истории и литературе
3. развитие умения работать в группах, парах, формирование личностных, предметных, метапредметных компетенций
Проблемная ситуация: Крепостное право и его влияние на психологию помещиков и крепостных крестьян
Форма приведения: Интегрированное открытое внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права
Использованные методы:
- исследовательский (история формирования крепостного права в России)
- наглядный (картины русских художников по данной тематике, презентация, декорации)
- игровой (постановка отрывков из произведений русской художественной литературы)
- словесный (рассказ об истории крепостного права в России)
Групповая рефлексия: провести викторину с призовыми местами по теме
Рецензирование: два учащихся 10 А и 11 А классов, присутствующие на мероприятии, пишут свои отзывы в школьную газету, посвященную Неделе истории в школе.
Литературная основа:
- «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина
- «Дубровский» А.С.Пушкина
- «Записки охотника» И.С.Тургенева
- «Муму» И.С.Тургенева
Викторина «Крепостное право в истории России»
- Сцены из каких литературных произведений были приведены?
- Какие были категории зависимого населения в Киевской Руси?
- Как люди попадали в холопы?
- Какой император ограничил барщину тремя днями?
- Этот иностранец писал, что «когда рабы и крепостные слуги вследствие смерти или милосердия своих господ получают свободу, они вскоре опять продают себя вновь. Так как у них нет больше ничего, чем бы они могли поддержать свою жизнь, они и не ценят свободы, да и не умеют ею пользоваться». Но что может произойти, по его мнению, если мера угнетения «будет превзойденною»?
- Объясните суть крестьянских повинностей: барщина, оброк, поземельная подать, издольщина, испольщина, подушная подать.
- Кто такие «приписные крестьяне»? Когда они появились? Какие работы выполняли?
- Разъясните суть пословицы «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»?
- Его первым учителем был крепостной Федор Лобанов. К 14 годам он свободно говорил на трех иностранных языках, хорошо знал литературу и историю. О ком речь?
- Дайте полное название манифеста, отменившего крепостное право а России. Перечислите основные его положения.
- Какой император отменил крепостное право? Как за это его прозвали?
- Почему манифест об отмене крепостного права был подписан 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1961 г.?
Ответы:
- «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина, «Дубровский» А.С.Пушкина, «Записки охотника» И.С.Тургенева, «Муму» И.С.Тургенева.
- Закупы, рядовичи, наймиты, пленники, холопы и рабы.
- Источники холопства: …
- Павел I.
- А.Олеарий писал, что «дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей.
- Крестьянские повинности: барщина, оброк, поземельная подать, издольщина, испольщина, подушная подать.
- «Приписные крестьяне» -
- Именно в этот день в 1590 году царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому, после чего родилась поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Юрьев день (весенний и осенний), название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля и 26 ноября по старому стилю.
- Иван Сергеевич Тургенев
- Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.
- Александр II, Освободителем.
- Приурочено было в 6 годовщине восшествия на престол Александра II.
- Сценка из «Муму»
Автор (ученик) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолъю и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Барыня N сидит в кресле и смотрит в окно. Рядом прислуга.
- А что, Гаврила, - заговорила вдруг она, - не женит ли нам Капитона, как ты думаешь? Может, он остепенится.
- Отчего же не женить-с! Можно-с, - ответил Гаврила, - и очень даже будет хорошо-с.
- Да; только кто за него пойдет?
- Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.
- Кажется, ему Татьяна нравится?
Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.
- Да!... пусть посватает Татьяну, - решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, - слышишь?
- Слушаю-с, - произнес Гаврила и удалился.
(…).Дворецкий пристально посмотрел на нее.
- Ну, промолвил он, - Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.
- Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? - прибавила она с нерешительностью.
- Капитона, башмачника.
- Слушаю-с.
Скажи, пожалуйста, - начала она, как только тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета, - что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!
- Собака-с... какая-с... может быть, немого собака-с, - произнес он не совсем твердым голосом.
- Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака?
- Как же-с, есть-с. Волчок-с.
- Ну чего еще, на что нам еще собака? Только один беспорядки заводить. Старшего нет в доме - вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет, - а у меня там розы посажены...
Барыня помолчала.
- Чтоб ее сегодня же здесь не было... слышишь?
- Слушаю-с.
- Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.)
- Из «Вертела» Мамина-Сибиряка Д.Н.
Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними - блестящая полоска реки, а в ней - вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.
Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни.
Однажды в мастерскую пришла дама с двумя детьми:
- Отчего она такая светлая?
- А от рук, - объяснил Прошка.
- Дай-ка я сам поверчу...
Прошка засмеялся, когда барчонок принялся вертеть колесо.
- Да это очень весело... А тебя как зовут?
- Прошкой.
- Какой ты смешной: точно из трубы вылез.
- Поработай-ка с мое, так не так еще почернеешь.
- Володя, ты это куда забрался? - удивилась дама. - Еще ушибешься...
- Мамочка, ужасно интересно!.. Отдай меня в мастерскую, - я тоже вертел бы колесо. Очень весело!.. Вот, смотри! И какая ручка светлая, точно отполированная. А Прошка походит на галчонка, который жил у нас. Настоящий галчонок...
Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.
- Какой он худенький! - пожалела она Прошку, - Он чем-нибудь болен?
- Нет, ничего, слава богу! - объяснил Алексей Иваныч. - Круглый сирота, - ни отца, ни матери... Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки... Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает...
- Значит, ему трудно?
- Нет, зачем трудно? Извольте сами попробовать... Колесо, почитай, само собой вертится.
- Но ведь он работает целый день?
- Обыкновенно...
- А когда утром начинаете работать?
- в 5.
- А кончаете когда?
- 9 ч.
Она хозяину мастерской:
- А сколько вы жалованья платите вот этому Прошке?
- Помилуйте, сударыня, какое жалованье! Одеваю, обуваю, кормлю, все себе в убыток. Так, из жалости и держу сироту... Куда ему деться-то?
Дама заглянула в угол Прошки и только пожала плечами. Ведь это ужасно: целый день провести в таком углу и без конца вертеть колесо. Это какая-то маленькая каторга...
- Сколько ему лет? - спросила она.
- Двенадцать...
- А на вид ему нельзя дать больше девяти. Вероятно, вы плохо его кормите?
- Помилуйте, сударыня! Еда для всех у меня одинаковая. Я сам вместе с ними обедаю. Прямо сказать, в убыток себе кормлю; а только уж сердце у меня такое... Ничего не могу поделать и всех жалею, сударыня.
- мы помним грустный финал рассказа.
Анна Ивановна серьезно была огорчена, хотя вполне понимала, почему Прошка не захотел уходить из своей мастерской. У больных является страстная привязанность именно к своему углу. И большие и маленькие люди в этом случае совершенно одинаковы. Потом Анна Ивановна упрекала себя, что решительно ничего не сделала для Прошки, не сделала потому, что не умела. Мальчик умирал у своего колеса от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы. А сколько детей умирает таким образом по разным мастерским, как мальчиков, так и девочек! Вернувшись домой, Анна Ивановна долго не могла успокоиться. Маленький вертел Прошка не выходил у нее из головы. Раньше Анна Ивановна очень любила драгоценные камни, а теперь дала себе слово никогда их не носить: каждый такой камень напоминал бы ей умирающего маленького Прошку.
- Барышня – крестьянка
За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи; словом, Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии.
— Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь; а куда?
— В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.
— Вот! — сказала Лиза, — господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.
— А нам какое дело до господ! — возразила Настя, — к тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.
— Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.
Настя обещалась, а Лиза с нетерпением ожидала целый день ее возвращения.
- «Записки охотника» И.С.Тургенев
Арина не расслушала моего вопроса.
— Откелева твой муж? — повторил Ермолай, возвыся голос.
— Из Белева. Он белевский мещанин.
— А ты тоже из Белева?
— Нет, я господская... была господская.
— Чья?
— Зверкова господина. Теперь я вольная.
— Какого Зверкова?
— Александра Силыча.
— Не была ли ты у его жены горничной?
— А вы почему знаете? — Была.
Я с удвоенным любопытством и участьем посмотрел на Арину.
— И твоего барина знаю, — продолжал я.
— Знаете? — отвечала она вполголоса — и потупилась.
Оказалось, что автор был знаком с автором. Во время моего пребывания в Петербурге я случайным образом познакомился с г-м Зверковым. Он занимал довольно важное место, слыл человеком знающим и дельным. Г-н Зверков стоял обыкновенно, растопырив ножки и заложив толстые ручки в карманы. Раз как-то пришлось мне ехать с ним вдвоем в карете за город. Мы разговорились. Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины».Он рассказал историю
Взяли мы к себе девочку,помимо других, в горничные к своей особе... замечайте!.. И надобно было отдать ей справедливость: не было еще такой горничной у моей жены, решительно не было; услужлива, скромна, послушна — просто всё, что требуется. Зато уж и жена ее даже, признаться, слишком баловала; одевала отлично, кормила с господского стола, чаем поила... ну, что только можно себе представить! Вот этак она лет десять у моей жены служила. Вдруг, в одно прекрасное утро, вообразите себе, входит Арина — ее Ариной звали — без доклада ко мне в кабинет — и бух мне в ноги... Я этого, скажу вам откровенно, терпеть не могу. Человек никогда не должен забывать свое достоинство, не правда ли? «Чего тебе?» — «Батюшка, Александр Силыч, милости прошу». — «Какой?» — «Позвольте выйти замуж». Я, признаюсь вам, изумился. «Да ты знаешь, дура, что у барыни другой горничной нету?» — «Я буду служить барыне по-прежнему». — «Вздор! вздор! барыня замужних горничных не держит». — «Маланья на мое место поступить может». — «Прошу не рассуждать!» — «Воля ваша...» Я, признаюсь, так и обомлел. Доложу вам, я такой человек: ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность... Ведь вам говорить нечего, — вы знаете, что у меня за жена: ангел во плоти, доброта неизъяснимая... Кажется, злодей — и тот бы ее пожалел. Я прогнал Арину. Думаю, авось опомнится; не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. Что ж вы думаете? Через полгода опять она изволит жаловать ко мне с тою же самою просьбой. Тут я, признаюсь, ее с сердцем прогнал и погрозил ей, и сказать жене обещался. Я был возмущен... Но представьте себе мое изумление: несколько времени спустя приходит ко мне жена, в слезах, взволнована так, что я даже испугался. «Что такое случилось?» — «Арина...» Вы понимаете... я стыжусь выговорить. «Быть не может!.. кто же?» — «Петрушка лакей». Меня взорвало. Я такой человек... полумер не люблю!.. Петрушка... не виноват. Наказать его можно, но он, по-моему, не виноват. Арина... ну, что ж, ну, ну, что ж тут еще говорить? Я, разумеется, тотчас же приказал ее остричь, одеть в затрапез и сослать в деревню.
Давно ты замужем за мельником? — спросил я ее наконец.
— Два года.
— Что ж, разве тебе барин позволил?
— Меня откупили.
— Кто?
— Савелий Алексеевич.
— Кто такой?
— Муж мой. (Ермолай улыбнулся про себя.) А разве вам барин говорил обо мне? — прибавила Арина после небольшого молчанья.
Я не знал, что отвечать на ее вопрос. «Арина!» — закричал издали мельник. Она встала и ушла.
— Хороший человек ее муж? — спросил я Ермолая.
— Ништо.
— А дети у них есть?
— Был один, да помер.
- «Дубровский» А.С.Пушкин
Скажи, пожалуйста, Антон, какое дело у отца моего с Троекуровым?
- А бог их ведает, батюшка Владимир Андреевич... Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд - хотя по часту он сам себе судия. Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь.
- Так видно этот Кирила Петрович у вас делает что хочет?
- И вестимо, барин - заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках. Господа съезжаются к нему на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи-то будут.
- Правда ли, что отымает он у нас имение?
- Ох, барин, слышали так и мы. На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирила Петрович. Микита кузнец и сказал ему: и полно, Савельич, не печаль кума, не мути гостей - Кирила Петрович сам по себе, а Андрей Гаврилович сам по себе - а все мы божии да государевы; да ведь на чужой рот пуговицы не нашьешь.
- Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову?
- Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет. - Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем. - При сих словах Антон размахнул кнутом, тряхнул вожжами, и лошади его побежали крупной рысью.
……………………………………..
Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Он невольно пошел стороною и скрылся за деревом. Они его не заметили и с жаром говорили между собою, проходя мимо его.
- Удались от зла и сотвори благо, - говорил поп попадье, - нечего нам здесь оставаться. Не твоя беда, чем бы дело ни кончилось. - Попадья что-то отвечала, но Владимир не мог ее расслышать.
Приближаясь увидел он множество народа - крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. У сарая стояли две тройки. На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сертуках, казалось, о чем-то толковали.
- Что это значит, - спросил он сердито у Антона, который бежал ему навстречу. - Это кто такие, и что им надобно? - Ах, батюшка Владимир Андреевич, - отвечал старик, задыхаясь. - Суд приехал. Отдают нас Троекурову, отымают нас от твоей милости!..
Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. - Отец ты наш, - кричали они, цалуя ему руки, - не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим. - Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его.
- Стойте смирно, - сказал он им, - а я с приказными переговорю. - Переговори,
батюшка, - закричали ему из толпы, - да усовести окаянных.
Владимир подошел к чиновникам. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя. Исправник, высокой и толстый мужчина лет пятидесяти с красным лицом и в усах, увидя приближающегося Дубровского, крякнул, и произнес охриплым голосом:
- Итак, я вам повторяю то, что уже сказал: по решению уездного суда отныне принадлежите вы Кирилу Петровичу Троекурову,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Происхождения термина « крепостное право». Крепостью в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и рабами. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только полное холопство . Оно создавалось различными способами: пленом, добровольной или по воле родителей продажей свободного лица в холопство, по распоряжению властей за некоторые преступления, рождением от холопа, долговой несостоятельностью купца по собственной вине и т.д. Полный холоп передавал свою зависимость своим детям. Юридическим отличием холопства от некрепостных видов частной зависимости было непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.
Положения крестьянства в удельной Руси. К рестьянин удельной Руси был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому.
Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости Когда московские государи взялись за переустройство своего «двора»,они наложили руку на земли служилых князей и требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы». То же правило было применено ко всем вообще вотчинам : всякий, кто владел землею, был обязан участвовать в защите государства. С каждой вотчины должны были являться ратные люди, « конны и оружны », по зову государя. Обычно рати не хватало, и московские государи стали вербовать служилых людей, селили их на казенных землях, потому что иных средств на содержание воинских людей, кроме земель, тогда не был. Земли стали называть «поместьями» , их владельцы — «помещиками» и «дворянами» . Это называлось условным владением. Так большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам и здесь создалась зависимость крестьян от землевладельцев. Землевладелец служил с своей земли государству, а крестьяне обязаны были работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк. Свободный выход крестьян с занятой ими земли был запрещен.
Первые законодательные меры закрепощения крестьян. В XV в. феодалы и государство переходят в наступление на права и свободы крестьян. Одним из первых проявлений такого наступления, стала ст. 57 Судебника 1497 г. Ивана III , которая ограничила право на один обязательный общегосударственный срок выхода – неделю до Юрьева дня (26 ноября) и следующую неделю. При выходе крестьянин платил пожилое . Стали производить переписи крестьян , обязанных нести тягло . Кто попадал в книгу, считали прикрепленными к той земле, на которой он был записан. Крестьяне, не записанные в книги («пришлые» ), землевладельцами прикреплялись к земле в основном с помощью ссуд. Так шел процесс прикрепления крестьян к местам, они стали оседлым податным сословием , обязанное платить государю подати («тянуть тягло» ), а на служилых землях еще и работать на землевладельца.
Дальнейшее усиление крестьян от землевладельцев . Судебник Ивана IV Грозного 1550 г. увеличил «пожилое». Расширение территории Московского государства, возникновение казачества, опричнина, Ливонская война стимулировали государство к ограничению права «выхода». Рабочих рук не хватало, так как участились побеги в «дикое поле». Землевладельцы всеми мерами задерживали крестьян при выходе, прибегали к насилию, стали переманивать крестьян от соседей. Крестьянский «вывоз» стал обычным явлением. Богатые землевладельцы выкупали крестьян у их господ, заплатив их долги и пожилое, заманивали разными льготными обещаниями. Шла борьба за крестьян, в которой побеждали богатые землевладельцы. Но московское правительство из мелких помещиков составляло свое главное войско, оно не могло допустить их обеднения и разорения. Кроме того, «перевоз» крестьян вел к бесчисленным ссорам и жалобам. Поэтому стали появляться указы о крестьянах. В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается выход крестьян в Юрьев день – «заповедные лета» .
Указ 1597 г. Указ 24 ноября 1597 г. гласит, что если крестьянин убежал от землевладельца, который в течение 5 лет вчинит иск о нем, то по суду и по сыску такого крестьянина нужно возвратить назад, к прежнему землевладельцу, «где кто жил», с семьей и имуществом. Если же крестьянин убежал раньше 5 лет, а землевладелец не вчинил о нем иска, такого крестьянина не возвращать и исков и челобитий об его сыске не принимать.
Завершение процесса установления крепостного права В XVII в. завершается процесс установления крепостного права. Он связан со Смутой начала века и последующим восстановительным периодом 20-50-х гг. Страшное разорение страны в Смуту создало экономическое затруднение, что сказалось на внутренней политике, привело к окончательному прикреплению посадского и сельского населения. Законодательство начала XVII в. было направлено против невыгодных для государства последствий права выхода крестьян: разорялись мелкие землевладельцы – основа вооруженных сил страны, главные налогоплательщики. По искам землевладельцев оно преследовало незаконные побеги крестьян.
Отмена крепостного права В 1857 г. началась подготовка крестьянской реформы. В сентябре 1860 г. проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. 19 февраля 1861 г. «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта 1861 г. Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» . Так в России было отменено крепостное право.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы юридического закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. ИВАНА III Крестьяне могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом − пожилое . Но сделать это можно было уже только на Юрьев день .
Земельная реформа Ивана IV Грозного Была по «Судебнику» 1550 г. увеличена плата за «пожилое» и установлена дополнительная пошлина «за повоз », которая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности, привезти с поля урожай землевладельца.
Введение заповедных лет В начале 80-х гг. XVI в. под воздействием экономического кризиса и запустения в России началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 г. на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповедные годы» , в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Данный режим вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц. Перепись закончилась в 1592 г., но Юрьев день специальным Указом все же отменили. К.Кольман . Интерьер русской крестьянской избы
Урочные лета Урочные лета на Руси — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян . Урочные лета введены в 1597 г. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-лет. срок сыск а и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 г. он был увеличен до 15 лет , но в связи с Крестьянской войной начала Х VII в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче действовал 5-лет. срок . В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет , а в 1642 г. — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых другими владельцами.
Соборное Уложение 1649 г. Алексея Михайловича По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Особая его глава «Суд о крестьянах» устанавливала бессрочный розыск и возврат беглых крестьян, наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.
Крепостное право в XVIII в. В 1717 г. при Петре I владельцам мануфактур предоставили право покупать к предприятиям крепостных, тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности – посессионные крестьяне. Время правления Елизаветы Петровны ознаменовалось изменениями в положении крестьянства: простили недоимки за 17 лет, снизили размеры подушной подати, разрешили крестьянам нечерноземной полосы заниматься различными промыслами и торговлей, что позволило им зарабатывать себе на пропитание. Указ 1763 г. Екатерины II возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян. По указу 1765 г. за неповиновение помещик мог отправить крестьянина в ссылку, на каторгу, устанавливая срок каторжных работ; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги. Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли) Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Указ от 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины и Слободской Украины переходить от одного владельца к другому.
Шаги к отмене крепостного права Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 г. 20 февраля 1803 года — указ о «вольных хлебопашцах». Реформа управления государственной деревней и «указ об обязанных крестьянах» ПАВЕЛ I АЛЕКСАНДР I НИКОЛАЙ I
Отмена крепостного права
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме "Заседание Государственного Совета: Отмена крепостного права
Интегрированный урок литературы и истории в 8 классе...
Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...
Внеклассное интегрированное мероприятие по истории и физике "Наука ковала Победу"
Данная работа посвящена Победе в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В работе представлены: история Великой ...
План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"
Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...
Методическая разработка урока по истории России. 8 класс Тема: «Подготовка отмены крепостного права»
Подготовка отмены крепостного права...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения с элемент...