Урок по литературе «…Только влюблённый имеет Право на звание человека»
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме
-Каждому из нас предстоит по-своему ответить на вопросы, вечноволнующие умы человечества. Как жить? Каким быть? В чем смысл жизни? Что такое Любовь?
Но есть личности, которые ярко сияют во мраке жизненных странствий и освещают нам дорогу к истине. Герои нашего урока – великий русский поэт Александр Блок и великая русская женщина – подвижница, поэтесса, публицист, философ, общественный деятель Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, мать Мария.
О чем наш урок? О Любви с большой буквы к великому поэту, о Любви к людям, не просто к людям, а к каждому человеку. Возможно ли такое? О переплетении человеческих судеб, их взаимодействия и взаимовлияния, о Поэзии и Жизни с большой буквы.
Лиза Пиленко, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваевы, Елизавета Скопцова, мать Матери – в начале обычная девушка, но ставшая сейчас для всего мира символом мира, подлинной, бескорыстной, жертвенной любви к людям. Почему так сложилась ее жизнь? Какую роль в ее судьбе и жизненных поисках сыграл Александр Блок?
Мы совершим путешествие во времени, и помогут нам в этом письма, воспоминания, стихи Александра блока и Елизаветы Юрьевны, а также ваши одноклассницы, которые попробуют представить себя на месте главной героини, и вы сможете задавать им вопросы, их вы сможете задать и себе, заглянув в свой внутренний мир: ,,Кто я? Зачем я? В чем смысл жизни? Что такое настоящая Любовь?”
А мой первый вопрос к вам:
-Как вы понимаете слова, ставшие названием нашего урока? Согласны ли вы сними?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_svetlany_pavlovny.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«…Только влюблённый имеет
Право на звание человека»
Цели: раскрыть роль личности А. А. Блока в судьбе Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, его влияние на её духовный мир, нравственные принципы; очертить трудный, тернистый путь Елизаветы публициста, философа и общественно-религиозного деятеля, её «героическую жертвенность, её крестный подвиг – жизнь, отданную другим»; поразмышлять с учащимися о смысле жизни, милосердии, служении ближнему, Любви с большой буквы; способствовать самопознанию, нравственному и жизненному самоопределению учащихся, формирование личной позиции.
Оборудование урока:
1. Эпиграфы:
О любви.
,,Нет больше твоей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”(Евангелии от Иоанна. 15, 13).
,,Возлюбие Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей, возлюбие ближнего твоего. Как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пороки”(Евангелия от Матфея. 22, 37-40).
,,О чем и как не думай – большего не создать, чем три слова: ,,Любите друг друга”, только до конца без исключения, и тогда все оправданно, и вся жизнь освещена…”( из записок Е.Ю.Кузьминой-Караваевой).
Е.Ю.Кузьмина-Караваева О А.Блоке
,,…Вы больше человека и больше поэта…
Вы символ всей нашей жизни.
Даже всей России символ! ..
И вы за Нее, во имя Ее, как бы образом Ее – сгораете… такого Ваше высокое избрание – гореть!..
…Я вольно и свободно свою душу даю на ее защиту. …Вы вошли в мое сердца и не выйдите из него никогда.
…Хорошо, когда в мире есть такая большая тоска, большое внимание, большая жизнь, большая, обнаженная, зрячая душа”.
2. Выставка книг о матери Марии.
3. Портрет матери Марии.
4. Фотографии памятника матери Марии в Анапе.
5. Фотографии концлагеря Равенсбюрг.
6. Икона Богородицы с распятым Младенцем художницы С.Раевской-Оцуп.
7. Рисунки Е.Ю.Кузьминой-Караваевой.
8. План изучения темы ( на доске):
1. детство Лизы Пиленко до встречи с Блоком.
2. юность Лизы: встреча с Блоком.
3. духовное сближение Е.Ю.Кузьминой-Караваевой и А.Блока
4. жизнь в эмиграции.
5. Елизавета Скобцева в Русском студенческом христианском движении.
6. Мать Мария в годы Великой Отечественной войны.
7. Арест и плен матери Марии.
8. В концлагере Равенсбрюк.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
-Каждому из нас предстоит по-своему ответить на вопросы, вечноволнующие умы человечества. Как жить? Каким быть? В чем смысл жизни? Что такое Любовь?
Но есть личности, которые ярко сияют во мраке жизненных странствий и освещают нам дорогу к истине. Герои нашего урока – великий русский поэт Александр Блок и великая русская женщина – подвижница, поэтесса, публицист, философ, общественный деятель Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, мать Мария.
О чем наш урок? О Любви с большой буквы к великому поэту, о Любви к людям, не просто к людям, а к каждому человеку. Возможно ли такое? О переплетении человеческих судеб, их взаимодействия и взаимовлияния, о Поэзии и Жизни с большой буквы.
Лиза Пиленко, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваевы, Елизавета Скопцова, мать Матери – в начале обычная девушка, но ставшая сейчас для всего мира символом мира, подлинной, бескорыстной, жертвенной любви к людям. Почему так сложилась ее жизнь? Какую роль в ее судьбе и жизненных поисках сыграл Александр блок?
Мы совершим путешествие во времени, и помогут нам в этом письма, воспоминания, стихи Александра блока и Елизаветы Юрьевны, а также ваши одноклассницы, которые попробуют представить себя на месте главной героини, и вы сможете задавать им вопросы, их вы сможете задать и себе, заглянув в свой внутренний мир: ,,Кто я? Зачем я? В чем смысл жизни? Что такое настоящая Любовь?”
А мой первый вопрос к вам:
-Как вы понимаете слова, ставшие названием нашего урока? Согласны ли вы сними?
Ответы учащихся.
Учитель подводит итоги и зачитывает эпиграфы на доске – Апостола Павла и из Евангелия от Иоанна(см.выше, с.2-3).
,,…Положить свою жизнь”, ее отдать, подарить, истощить, излить ради ближнего – значит, в первую очередь, жить ради него, жить изо дня в день. Жить упорно, упрямо жить – нося на своих ломящихся плечах всю тяжесть жизни, всей жизни – и в своей и чужой… И если приходит время, когда любить друг руга до конца, можно только своей смертью, то и тогда отдать жизнь, погрузиться в умирании – торжество жизни, и победу в жизни. Так прожила свой многострадальный и в каком-то смысле пустынный век и мать Мария… Она сумела… любить ,,напрасно”, ,,,безрезультатно” : любить людей пропаших, безнадежных, тех, ,,из кого все равно ничего не выйдет”, кого ,,и могила не исправит – потому только, что они ей были - ,,свои”, русские, обездоленные, погибающие, а позже, во время войны, просто потому, что они были люди, в смертной опасности, в страхе, в гонении, голодные, осиротелые, …потому что ею овладела до конца Божественная Его Любовь”( Антоний, Митрополит Суложский).
Учитель зажигает свечу.
Учитель. 21 декабря 1891 года в Риге родилась Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева – Лиза Пиленко, зажглась свеча новой жизни. Давайте пройдем этот путь вместе с ней.
- Рассказ учителя по теме. Выступления учащихся.
1.Детство и юность Лизы Пиленко до встречи с Блоком.
Сообщение ученика.
(На отдельном стенде размещаются картины художника П.Я.Крутько ,,Анапа в начале XX в.” и фотографии Лизы в детстве и юности.)
,,Детство Лизы Пиленко прошло в Анапе, где были поместья, усадьбы и рода Пиленко – одного из известных в свою пору на Кубани и воинскими доблестями, и своим происхождением из запорожских казаков, и знатностью рода. Именно эта земля с ее изначальной сутью: древней историей, наемными и ласковыми ветрами и морем, с пашнями и виноградниками – стала колыбелью ее характера, источником, той чашей, которая вскормила ее с детства, вселила веру и высокий дух. Поэзия, живопись, религиозно-философские взгляды – все то, чем она жила в годы ее юности, - неразрывны с этим краем”(З.Н.Лемякина)
Отец, Юрий Дмитриевич Пиленко. Окончил ,,уравновешенный” юридический факультет Петербургского университета, но в семье жили предания о беспокойных предках – запорожских казаках. Дед Лизы, Дмитрий Васильевич Пиленко, был кадровым военным: участник Кавказской войны, начальник штаба Кубанского Казачьего округа впоследствии – начальник Черноморского округа. А мать, Софья Борисовна, - урожденная Делоне, происходила из старинного дворянского рода Дмитриевых-Мамонтовых.
Вскоре после рождения дочери Юрий Пиленко вышел в отставку, отслужил службу в Риге и переехал в Анапу, где стал хозяином полученного в наследство имения. Лиза и ее младший брат Дима росли привольно и беззаботно, хотя родители старались не изнеживать детей. В семье их прозвали ,,маленькими спартанцами”. Почти рядом с имением археологи раскапывали курганы, что производило сильное впечатление на маленькую Лизу и позже нашло отражение в первом сборнике ее стихов ,,Скифские черепки”1912.
,,Дом у нас двухэтажный. Живем в верхнем. У нас три открытые террасы, из них две с видом на море. Кругом виноградники, за ними чудный песчаный пляж, а за ними бескрайнее море. И когда на горизонте, особенно в августе, в море заходило солнце, а над ними были облака с огненными или, как уголь, черными краями, это было не только прекрасно, но и величественно. Лиза, когда подросла, говорила, что эти облака ее вестники. Для нее шум моря, буря, зимние туманы, при ярком солнце и синем небе, низко плывущие разорванными, фантастическими фигурами над морем, все это были вестники, и она их любила”(Из воспоминаний С.Б.Пиленко).
Так в статье, посвященной памяти А.Блока, она пишет:
,,Еще говорили о родных пейзажах, вне которых нельзя до конца понять человека. Я говорила, что мое – это зимнее, бурное, почти черное море, песчаные перекаты высоких пустынных дюн, серебряно-сизый камыш и крики бакланов”.
,,когда я была девочкой, я убегала из дому и до поздней ночи бродила над морем. У нас в Анапе высокие откосы, густая трава, внизу скалы и прибой. Вы знаете наше черноморское побережье? Как я его люблю! Осенью задует норд-ост, рвет волосы, свистит в ушах. Хорошо! Я и теперь больше всего люблю ветер. Помните у Блока: ,,Ветер, ветер – на всем божьем свете!..”?”
,,Господствующим ветром в любимой Елизаветой Юрьевной анапе осенью и зимой является норд-ост, называемый еще бора. В Анапе он не отличается такой суровостью, как в соседнем Новороссийске, и все же ,,на нервного человека норд-ост действует прямо болезненно: ни сна, ни аппетита тогда нет, человек теряет надежду, и самая жизнь ему кажется тяжелой ношей, от которой нужно избавиться”.
На Елизавету Юрьевну этот ветер, как мы видели, действовал иначе, - и в этом тоже проявлялся особый склад ее характера.
,,Есть два способа жить, совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть. А надо только все время верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть”.
С детства девочка увлекалась стихами Лермонтова, Бальмонта, а потом и поэзией Блока. Сама писала блестящие сочинения, свидетельствовавшие о ее незаурядных способностях. Неожиданная и преждевременная смерть отца в 1906 г. Явилась первым жестоким ударом, и лиза, воспитанная в ,,пламенной вере и любви к Богу”, стала сомневаться в его справедливости.
После смерти мужа вдова С.Б.Пиленко вместе с дочерью и сыном переехала в петербург, к своей сестре, рейлине царского двора. Лиза не любила темный зимний Петербург, его туманы и слякоть. Ей не хватало не только солнца и теплого моря, но и отца – великодушного, строгого, с мудрым сердцем, который мог открыть ей, в чем смысл жизни.
Дополнение учителя.
Учитель. Лиза – гимнастка. Ей 15 лет, столько же, сколько вам сейчас. В 15 лет все дороги открыты, вся жизнь впереди. О чем она мечтает? К чему стремится?
Выступление ученицы в роли Лизы.
Лиза. Осенью я впервые уехала надолго от Черного моря, от юга, солнца, ветра, свободы. Первач зима в Петербурге. Гимназия.
На улицах рыжий туман.
Падает рыжий снег.
Никогда, никогда нет солнца.
Я ненавидела Петербург. Мне трудно было заставить себя учиться. Вместо гимназии я отправлялась бродить далеко через Петровский парк, на свалку, мимо голубиного стрельбища. Самая острая тоска за всю свою жизнь была именно тогда. И душе хотелось подвига, гибели за всю неправду мира, чтобы не было этого рыжего тумана и бессмыслицы.
В классе моем увлекались Л.Андреевым, В.Комиссаржевской, М.Метерлинком. Я мечтала встретить настоящих революционеров, которые готовы каждый день пожертвовать своей жизнью за народ.
Учитель. Об этом она писала много лет спустя, в статье ,,Встречи с Блоком”: ,,Вот все были за революцию, говорили самые ответственные слова. А мне еще больше, чем перед тем, обидно за нас. Ведь никто, никто за нее не умрет. Мало того, если узнают о том, что за нее умирают, как-то и это все расценят, одобрят или не одобрят. Поймут в высшем смысле, прокричат всю ночь – до утренней яичницы - и совсем не поймут, что умереть за революцию – это почувствовать настоящую веревку на шее, вот таким же серым и сонным утром навсегда уйти, физически, реально принять смерть. И жалко – не Бога, нет, Его нету. Мне жалко Христа. Он тоже умирал, у него был кровавый пот…”
Лиза. Белые ночи оказались еще более жестокими, чем черные дни. Я бродила часами, учиться было почти невозможно, писала стихи, места себе не находила. Смысла не было не только в моей жизни, во всем мире безнадежно утрачивался смысл.
2.Юность Лизы: встреча с Блоком.
Учитель. Сейчас у Лизы очень трудный период. А впереди у нее главная встреча в жизни – встреча с поэтом Александром Блоком. Вопросы, на которые всю жизнь отвечала мать Мария, во многом сформировались в общении с ним.
Лиза. Была у меня двоюродная сестра, много старше меня. Девушка положительная, веселая, умная.
Однажды она повезла меня на литературный вечер какого-то захолустного реального училища.
В зале много молодого народу. Читают стихи поэты-декаденты. И еще один. Очень прямой, немного надменный, голос медленный, усталый, металлический. Темно-медные волосы, лицо не современное. А будто со средневекового надгробного памятника, из камня высеченное, красивое и неподвижное. Читает стихи, очевидно новые, ,,По вечерам, над ресторанами”, ,,Незнакомка” и еще читает.
В моей душе – огромное внимание. Человек с таким далёким, безразличным, красивым лицом. Это совсем не то, что другие. Передо мной что-то небывалое, головой выше всего, что я знаю. Что-то отмеченное…В стихах много тоски, безнадёжности, много голосов страшного Петербурга, рыжий туман, городское удушье. Они не вне меня, они поют во мне самой, они как бы мои стихи. Я уже знаю, что ОН владеет тайной, около который я брожу, с которой почти сталкивалась сколько раз во время своих скитаний по островам этого города.
Спрашиваю двоюродную сестру: «Посмотри в программе – кто это?» Отвечает: «Александр Блок?»
Дополнение учителя.
По свидетельству современников, Блок в истории русской поэзии – явление удивительное. При жизни он воспринимался как главный русский поэт, высший авторитет.
Анна Ахматова: «Величайший из лириков первой четверти века».
\ Максим Горький: «Это настоящий – волею божьей – поэт в человек бесстрашной искренности».
Бабель в письме к Паустовскому: «Живите вы хоть ещё триста лет, другого Блока не будет».
Корней Чуковский вспоминал: « Никогда ни раньше, ни потом я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизма. В ту пору далёкой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».
Блок символизирует целою историческую эпоху, эпоху перехода от одного мира к другому, эпоху истории, трагедий, героических взлетов на изломе XIX – XX веков.
Анна Ахматова через много лет после смерти Блока писала:
И ветер с залива.
А там, между строк,
Минуя и ахи, и охи,
Тебе улыбнется презрительно Блок –
Трагический тенор эпохи.
Он обладал особым талантом не только видеть, но и слышать движение истории, музыку жизни. Это была исполненная трагизма музыка больших социальных конфликтов, которая вызывала мучительную тревогу в душе поэта и определяла драматический характер всей его лирики. В ней нашли своеобразие воплощенное противоречия времени.
Блок писал: ,,…Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, страдает ее страданиями, сораспинается с нею”.
,,Во всех этих мыслях Блока и заложен глубинный смысл неразрывной связи его творчества с тем потомком чужих жизней, которые через него проходят…”(Л.Тимофеев).
,,Писатель, - по его определению, - обреченный; он поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу…”, ,,…растрачивать свое человеческое ,,я”…”.
,,Сквозь личный мир Блока прошли все бури, катастрофы, вся вера и все отчаянье его сложного и трудного века”(В.Орлов).
Чтение стихотворения учеником.
Ученик.
Тревоги полны голос Блока,
Дышал грядущею судьбой,
Как бы в раздумье, одиноко,
Он сам беседовал с собой.
Он был как ясное введенье,
Светловолос и сероглаз.
И не угрюмство,
Не паденье –
Крылатый стих летел на нас…
И молодых сердец биенье –
Все было –
Так назови –
Не только знаком уваженья,
Но и раскрытием любви.
Н.Браун. Из поэмы ,,Молодость”
Учитель. ,,под влиянием этого развившего ее впечатления Лизы Пиленко лихорадочно разыскивает напечатанные стихи, запоминает их наизусть, навсегда, и приходит к уверенности, что ,,он мог бы мне сказать почти заклинание, чтобы справиться с моей тоской”. И вот шестнадцатилетняя девочка решается прийти к Блоку – поговорить о жизни и показать ему свои стихи”(Д.Максимов).
Выступление ученицы в роли Лизы.
Лизы. Иду! Дома не застала. Иду второй раз. Нету.
На третий день, халожив руки в карманы, распустив уши своей финской шапки, иду по Невскому.
Не застану – дождусь. Опять дома нет. Ну, что ж, решено, буду ждать. Жду долго. Наконец звонок. Разговор в передней. ВХОДИТ БЛОК.
Он в черной широкой блузе с отложным воротником, совсем такой, как на известном портрете. Очень тихий, очень застенчивый.
Я не знаю, с чего начать. Он ждет, не спрашивает, зачем пришла. Мне мучительно стыдно, кажется всего стыднее, что в конце концов, я еще девочка, и он может принять меня не всерьез. Мне скоро будет пятнадцать, а он уже взрослый – ему, наверное, двадцать пять.
Учитель (замечает). При встрече Лизе Пиленко было полных шестнадцать, а Александру Блоку двадцать восемь.
Лиза. Наконец собираюсь с жухом, говорю все сразу. ,,Петербурга не люблю, рыжий туман ненавижу, не могу справиться с этой осенью, знаю, что в мире тоска, брожу по островам часами и почти, наверное, знаю, что Бога нет”. Все это одним махом выкладываю.
Он спрашивает, отчего я именно к нему пришла? Говорю о его стихах, о том, как они просто вошли в мою кровь и плоть, о том, что мне кажется. Что у него ключ от тайны, прошу помощь.
Он внимателен, почтителен и серьезен, он все понимает, совсем не поучает и, кажется, не замечает, что я невзрослая.
Мы долго говорим. За окном уже темно. Вырисовываются окна других квартир. Он не зажигает света. Мне хорошо, я дома, хотя многого не могу понять. Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается еще больше, чем я, что ему еще тоскливее, что бессмыслица не убита, не уничтожена. Меня поражает его особая внимательность, какая-то нежная небрежность. Мне этого большого человека ужасно жалко. Я начинаю его осторожно утешать, утешая и себя одновременно.
Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там. Это не полудетская влюбленность. На сердце скорее материнская встревоженность и забота. А наряду с этим сердцем легко и радостно. Хорошо, когда в мире есть такая большая тоска, большая жизнь, большое внимание, большая, обнаженная, зрячая душа.
Через неделю получаю письмо, конверт необычайный, ярко-синий.
Почерк твердый, не очень крупный, но широкий, щедрый, широко расставлены строчки. В письме есть стихи: ,,Когда Вы строите на моем пути…”.
Чтение стихотворения учеником.
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
6 февраля 1908
Лиза. Письмо говорит о том, что они – умирающие, что ему кажется, я еще не с ними, что я могу еще найти какой-то выход в природе, в соприкосновении с народом. ,,Если не поздно, то бегите от нас, умирающих”.
,,Не знаю, отчего, я негодую. Бежать – хорошо же. Рву письмо, и синий конверт рву. Кончено. Убежала. Так и знайте. Александр Александрович, человек, все понимающий, понимающий, что значит бродить без цели по окраинам Петеребурга и что значит виеть мир, в котором нет бога. Вы умираете, а я буду бороться со смертью, со злом, и за вас буду бороться, потому что у меня к вам жалость, потому что вы вошли в сердце и не выйдете из него никогда”.
Беседа с классом.
-Какое впечатление произвел на вас рассказ Лизы?
-Какими вы увидели поэта Александра Блока и юную гимназистку Лизу Пеленко? Какими они предстали перед вами?
- Как вы думаете, то их объединяет?
-Как вы думаете, почему эта встреча навсегда осталась в памяти Лизы, так проникла в ее душу?
-Какое впечатление произвели на вас строки стихотворения? Чем они поражают?
-,,Сколько ни размышляйте о концах и началах, \ Все же я смею думать, \Что вам только пятнадцать лет…” А о чем размышляете вы? В чем вы видите смысл жизни?
3.Духовное сближение Е.Ю.Кузьминой-Караваевой и А.Блока.
Продолжение рассказа. Учителю помогают ученики.
Учитель. Знакомство Елизаветы Юрьевны с Блоком после значительного перерыва возобновляется в 1910 году, когда она была замужем за юристом Кузьминым – Караваевым. Она вышла за него ,,как-то неожиданно”, ,,не по любви, а из жалости”, как она сама позже говорила. Вместе с мужем Елизавета Юрьевна стали бывать у Блоков и на знаменитой ,,башне” Вячеслава Иванова. Они время от времени встречаются в… литературном, элитарном кругу.
С 1912-1913 годов начинает расти и крепнуть ее чувство к Блоку. Блок был молодой, пораженной его личностью и талантом женщины не столько ,,объектом влюбленности”, сколько духовным средоточием эпохи, ,,сыном России”, ,,драгоценным феноменом русской души, явившейся на фоне интеллигентского разброда и безвременья… Вы символ всей нашей жизни. Даже всей России символ! … И вы за Нее, во имя ЕЕ, как бы образом ЕЕ – сгораете… Таково Ваше высокое избрание – гореть!...”
В Москве в 1913 году снежной ночью в разговоре с А.Н.Толстым, с которым ей нередко приходилось встречаться, она пытается рассказать собеседнику о своем восприятии Блока.
,,У России, у нашего народа, - родился такой ребенок. Самый на нее похожий сын, такой же мучительный, кА кона. Ну, мать безумна, - мы все ее безумьем больны. Но сына этого она нам на руки кинула, и мы все лоджны его спасти, мы за него отвечаем. Как его в обиду не дать – не знаю, да и знать не хочу, потому что не своей же силой можно защитить человека. Важно только , что я вольно и свободно свою душу даю на его защиту”.
Кузьмина-Караваева, не находя вокруг устойчивой почвы, путаясь в ,,веяньях эпохи”, пыталась на первом этапе своего знакомства с Блоком научиться у него мудрости, получить от него ответ на все волнующие ее вопросы о жизни. Она ясно ощущала в своих еще смутных исканиях перекличку и совпадения со стихами и мыслями Блока.
Чтение стихотворений А.Блока учениками.
Евгению Иванову
Вот Он - Христос - в цепях и розах
За решeткой моей тюрьмы.
Вот агнец кроткий в белых ризах
Пришeл и смотрит в окно тюрьмы.
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо.
Но лик и синее небо - одно.
Единый, светлый, немного грустный -
За ним восходит хлебный злак,
На пригорке лежит огород капустный,
И берeзки и eлки бегут в овраг.
И всё так близко и так далёко,
Что, стоя рядом, достичь нельзя,
И не постигнешь синего ока,
Пока не станешь сам как стезя...
Пока такой же нищий не будешь,
Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг,
Обо всeм не забудешь, и всего не разлюбишь,
И не поблекнешь, как мeртвый злак.
«Так. Неизменно всё, как было…»
Так. Неизменно всё, как было.
Я в старом ласковом бреду.
Ты для меня остановила
Времен живую череду.
И я пришел, плющом венчанный,
Как в юности, – к истокам рек.
И над водой, за мглой туманной, —
Мне улыбнулся тот же брег.
И те же явственные звуки
Меня зовут из камыша.
И те же матовые руки
Провидит вещая душа.
Как будто время позабыло
И ничего не унесло,
И неизменным сохранило
Певучей юности русло.
И так же вечен я и мирен,
Как был давно, в годину сна.
И тяжким золотом кумирен
Моя душа убелена.
Шел я по улице, горем убитый.
Юность моя, как печальная ночь,
Бледным лучом упадала на плиты,
Гасла, плелась и шарахалась прочь.
Горькие думы – лохмотья печалей —
Нагло просили на чай, на ночлег,
И пропадали средь уличных далей,
За вереницей зловонных телег.
Господи боже! Уж утро клубится,
Где, да и как этот день проживу?..
Узкие окна. За ними – девица.
Тонкие пальцы легли на канву.
Локоны пали на нежные ткани —
Верно, работала ночь напролет...
Щеки бледны от бессонных мечтаний,
И замирающий голос поет:
«Что я сумела, когда полюбила?
Бросила мать и ушла от отца...
Вот я с тобою, мой милый, мой милый.
Перстень-Страданье нам свяжет сердца.
Что я могу? Своей алой кровью
Нежность мою для тебя украшать...
Верностью женской, вечной любовью
Перстень-Страданье тебе сковать».
Продолжение рассказа. Ученики помогают учителю.
Учитель. Дружеское общение блока и Кузьминой-Караваевой нашло отражение в их переписке. Впрочем, перепиской в строгом смысле этого слова их общение назвать нельзя, поскольку Блок отвечал крайне редко. Давайте вслушаемся в строчки этих писем. Первое было написано в 1912 году из Наугейма. (Не поехала ли лиза в Найгейм именно потому, что это был город стихов, мыслей и чувств Блока?)
Лиза. Мне хочется написать Вам, что в Найгейме сейчас на каштанах цветы, как свечи, зажглись, что около градинеру воздух морем пахнет, что тишина здесь ни о жизни, ни о смерти не знает… Мне кажется, что много в Ваших стихах я люблю еще больше, чем раньше любила… Кажется. Что тишина, как облако, неподвижна, и в мыслях моих неподвижными крыльями облако распласталось. И не верю, что этому конец будет. И усталость, которая была и которая есть, только радует, как радует туман иногда. Я думаю, что полюбила здесь может быть, путь, что Вы гашли и полюбили, но во всяком случае рада, что полюбила и что могу Вам это написать… Мое окно выходит на Иоганнинсберг, и по ночам там белые фонари горят, а внизу каштаны свечами мерцают. Я не верю, что в Петербурге нет каштанов, и красных крыш, и душного, сырого воздуха, и сырых дорожек, и белых с черными ветками яблонь. Тишина звенит; и покой как колокол вечерний… Очень, очень хочу порадовать Вас, привет Вам от того, что Вы любили…
Учитель. Второе письмо, из Москвы, Блок получил 28 ноября 1913 года.
Лиза. Я не знаю, как это случилось. Что я пишу Вам. Все эти дни я думала о вас и сегодня решила. Что написать Вам необходимо. А отчего и для кого - не знаю. Мучает меня , что не найду я настоящих слов, не верю, что Вы должны пойти.
Сначала вот что, когда я была у Вас еще девочкой, я поняла, что это навсегда, а потом жизнь пошла, как спираль… Кончался круг, и снова кто-то странно возвращалась я к вам, и несла стихи как предлог, потому что боялась чего-то, что не может быть определено сознанием. Близким и недостижимым Вы мне тогда стали . С мужем я разошлась, и было еще много тяжести, кроме этого. Иногда любовь к другим, большая, настоящая любовь, заграждала Вас, но все кончалось всегда, и всегда как-то не по-человечески, глупо кончалось, потому что – вот Вы есть. Когда я была в Наугейме – это был самый большой перелом, самая большая борьба, и из нее я вышла с Вашим именем. А потом были годы совершенного одиночества. Дом в глуши, на берегу Черного моря. (Вот не хочется описывать всего, потому что знаю, что и так Вам все ясно будет.) И были Вы, Вы. Потом к земле как-то приблизилась и снова человека полюбила, и полюбила, полюбила по-настоящему, – а полюбила, потому что знала, что Вы есть. И теперь месяц тому назад у меня дочь родилась, – я ее назвала Гайана – земная, и я радуюсь ей, потому что – никому неведомо – это Вам нужно. Я с ней вдвоем сейчас в Москве, а потом буду с ее отцом жить, а что дальше будет – не знаю, но чувствую и не могу объяснить, что это путь какой-то, предназначенный мне, неизбежный; и для Вас все это нужно. Забыть о Вас я не могу, потому что слишком хорошо чувствую, что я только точка приложения силы, для Вас вошедшей в круг жизни. А я сама – ни при чем тут.
Теперь о другом: н е н а д о ч у д а, потому что тогда конец миру придет. Христос искупил мир, дав нам всем крестную муку, которую только чудо уничтожит, и тогда мы будем мертвы. И судить людей нельзя. Недавно слышала о Штейнере и испугалась, вспомнила Вас; потом стыдно своего страха стало, потому что Верю, Верю и Верю, что это не нужно Вам. И Верю, что Вы должны принять мое знание, и тогда будет все иначе, потому что Вы больше человека и больше поэта; Вы несете не свою, человеческую тяжесть; и потому что чувствую я, всегда и везде чувствую, что избрана я, может быть, случайно – чтобы Вы узнали и поверили искуплению мукой и последней, тоже нечеловеческой любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
человек имеет право...
презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Основные права и обязанности человека в государстве"...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО», 9-11 класс
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Элективный курс "Человек имеет право"
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов для углублённого изучения прав человека с целью формирования у учащихся правовых компетенций...
Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"
Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"...
Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс
Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить сущность человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...