Конспект урока в 7 классе по теме "Севастопольские рассказы"Л. Н. Толстого"
план-конспект урока (7 класс) на тему

 

Тема урока:    Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

Учащиеся научатся работать  с художественным текстом, научатся  выделять главное в описании героев рассказа, проследят, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов»,докажут , что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский, выяснят, какую позицию занимает Л. Н. Толстой в изображении войны в «Севастопольских рассказах». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Н. А. Острякова г. Севастополя.

Конспект урока по литературе

в 7 классе

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Самарина Оксана Александровна

Севастополь 2016

Тема урока:    Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

Цели урока:

  • научатся работать  с художественным текстом;
  • научатся  выделять главное в описании героев рассказа;
  • проследят, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов»;
  • докажут , что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский;
  • выяснят, какую позицию занимает Л. Н. Толстой в изображении войны в «Севастопольских рассказах».

        Тип урока:    урок изучения нового материала.

Методические приёмы организации урока:

творческое чтение, опережающие задания, отбор информации, коллективное чтение, беседа, составление синквейна, приём «чистый лист».

Оборудование урока:

•        Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”,

•        учебник литературы под ред. Г.С. Меркина,

•        отрывок кинофильма “Оборона Севастополя”,

•        презентация к уроку.

Задача урока: показать истинный героизм русских людей: солдат, матросов, врачей, сестёр милосердия при обороне Севастополя , показать правду о войне, её истинное лицо.

Межпредметные связи:       русский язык, культура речи, история, искусство.

ХОД УРОКА

                                          Герой же моей повести, которого я люблю            

                                         всеми силами души… - правда.

                                             Л. Н. Толстой.

I.  Целеполагание.

Л. Н. Толстой - один из самых знаменитых писателей мировой литературы.

- Какие произведения этого писателя вы знаете?

- К своему самому знаменитому роману «Война и мир» он шёл долгие годы. И первой ступенькой был севастопольский опыт.

- Как называется цикл рассказов о Крымской войне?  Сколько в него входит рассказов? Назовите их?

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти строки взяты из рассказа « Севастополь в мае». Выделите ключевое слово. Правда

- Что такое  правда?

-Какую правду невозможно оспорить?

Кто обычно принимает участие в войне?  А в Севастополе к ним присоединились и женщины , и дети , и обычные горожане.

- Назовите  одним словом всех участников войны. Человек.

Давайте объединим  эти три понятия «война», «человек» и «правда».  Сформулируем тему урока:

Увидеть, как писатель изображает войну, человека на войне, как сам автор относится к войне?

-Запишите тему урока в тетрадь.

II . Обращение к рассказу Л .Н. Толстого.

-Перед вами лист бумаги с напечатанной таблицей. Вы можете его заполнять по очереди или кто-то один. В конце урока мы подведём итоги нашего исследования.

-Давайте вспомним исторические факты, относящиеся к периоду Крымской войны.

Сообщение ученика.

-Что вы знаете о том, где воевал Л. Н. Толстой? Как он попадает на войну? Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий “моральный кодекс”. Одно из правил гласит: Всегда говори правду. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. Следуя этому правилу, Толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: “Главное, я затем просился, что всё-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть”

III. Откроем первый из рассказов, написанный по свежим впечатлениям  писателя. Это рассказ             « Севастополь в декабре».

- Как начинается рассказ ,  прочитайте.     Слайд №2-1

- Почему повествование начинается с описания декабрьского утра? Что-либо в природе  указывает на то , что идёт война?                             Слайд  №2-1

- В какой момент мы ощущаем первые приметы войны?  Слайд  №3

Запишите цитаты  на лист. Какой вывод вы можете сделать?

-Далее следует описание Набережной. Как война изменила нашу знаменитую  Графскую пристань?          Слайд  №4

-  Сделайте вывод. Война самое обычное дело  не только для солдат , но и для севастопольцев.

Нет ни паники . ни суеты, каждый занят своим делом.

- « Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика», говорит автор.  Прочитайте  его описание.

- Почему у него нет имени, и . вообще, в рассказе не делается акцент на именах?  Слайд №5

-А каких героев знаете вы?

Сообщения учащихся.

Во время героической обороны Севастополя (1854-1855) среди защитников города то здесь, то там появлялся маленький юнга, который под огнём противника ловко делал перевязки раненым, подвозил воду изнывающим от жажды солдатам. В разгар боя в открытой ложбине бесстрашный юнга организовал перевязочный пункт для раненых. Только через несколько дней солдаты узнали, что в тяжёлом сражении с ними участвовала в качестве юнги дочь погибшего солдата Даша. Было так. Узнав о приближении неприятеля, Даша продала домашнее имущество, купила лошадь и, переодевшись в матросский костюм, с бочонком воды и чистой ветошью для перевозки раненых появилась на поле боя. Так она стала первой в мировой истории военной медицинской сестрой. Товарищи по оружию любовно называли её Дашей Севастопольской. За боевой подвиг адмирал В.А. Корнилов представил девушку к награде Золотой медалью. Кроме медали, она была пожалована золотым крестом с надписью “Севастополь”, а царь подарил ей 500 рублей. Настоящая фамилия Даши Севастопольской – Александрова.

Н.И.Пирогов - основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь. Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя. Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.

Пётр Кошка  добровольцем   участвовал в 18-ти вылазках, кроме того, ходил в стан неприятеля в одиночку. Отличался смелыми, инициативными действиями, храбростью и находчивостью в бою, особенно в разведке и при захвате пленных. Во время одной из вылазок, вооружённый одним только ножом, взял в плен троих французских солдат, во время другой под огнём врага вырыл около самой неприятельской траншеи кощунственно закопанное по пояс в землю тело погибшего русского сапёра и унёс его на 3-й бастион. В тело сапёра при этом попало 5 пуль.

IV.  Автор приглашает нас отправиться дальше.    Слайд №6

- Что находилось в доме Собрания?

- Прочитайте самые яркие эпизоды из госпиталя. Какой из них произвёл на вас  самое большое впечатление? Заполните таблицу.

- Запишите свои чувства после посещения госпиталя.

- Почему Л. Н. Толстой считает , что «несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия.»    Слайд №7

- Что-то случилось с автором повествования. Тот жар  от умирающего солдата навек проник в его душу. Пока мы не можем объяснить это , поэтому отправимся за ответом дальше.   Слайд №8

- Куда приводит нас  автор?. В трактир, где мы узнаём о самом страшном месте в Севастополе.  Что это за место?   Слайд  №9

- Мы отправляемся на 4 бастион. По улице Екатерининской идём вверх и наблюдаем картины осаждённого  города.     Слайд  №10,11.   Прочитайте . что видит повествователь?  Запишите сведения в тетрадь.

- Зачитайте эпизоды войны, приведите примеры мужества, героизма русского солдата. Слайд № 12-13. Заполните таблицу.

-  Почему  автор сначала говорит о том , что , поднимаясь на бастион, он пригибается к земле, а  после дня , проведённого на бастионе «… вы идете назад, почему-то не обращая никакого внимания на ядра и пули, продолжающие свистать по всей дороге до разрушенного театра, - идете с спокойным, возвысившимся духом.»   Слайд № 14

- А как вы понимаете это чувство? Подберите к нему синонимы.  Слайд № 15

- Почему Корнилов  говорит солдатам фразу : « Умрём . ребята, а не отдадим Севастополя!»

V.   Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос: каким же «жаром» пропитался Л. Н. Толстой на севастопольском бастионе.

- Чтение стихотворения Евдокии Петровны  Ростопчиной.

Песня русским воинам, раненным в Севастополе (отрывок).

 Защитники страны родной,

 О вы, чья кровь лилась рекой

 За Русь Святую нашу, -

 Пусть голос наш к вам долетит:

 Вас всех Москва благодарит

 За кровь и жертву вашу!

 Вы лихо, милые, дрались;

 Вы в поле ратное неслись

 Грозой на супостата;

 За Севастопольской стеной

 Держался грудью русский строй.

 Спасибо вам, ребята!

 Вся русская твердит семья:

 Хвала и слава вам, друзья,

 И многи,  многи лета!

 Хвала, солдатушки, вождям;

 Они примером служат вам, -

Спасибо им за это!

-Кто , по вашему мнению, является истинным героем Севастополя?

- Вспомните . какие произведения о войне мы изучали? Сравните их.

- Что  значит фраза «увидите войну не в правильном , красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях. В смерти…»

- с помощью каких средств автору удаётся  нас в этом убедить?  Повествование ведётся от первого лица, описываются мелкие детали  военного быта.

Просмотр отрывка из фильма «Оборона Севастополя»

- Чтобы выяснить , какое впечатление произвел на вас  рассказ , составим синквейн о войне.

-Анализ работ учащихся.

-Сделаем общий вывод.   Слайд № 16.

VI. Домашнее задание по выбору:

1.  Напишите сочинение-миниатюру «Возможно ли современное прочтение «Севастопольских рассказов? (сильным учащимся)

2. Вопросы  №1,2  учебника на стр.354.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока по литературе «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н.  Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....

Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Конспект урока «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н.  Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

Презентация к открытому уроку литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 8 классе...