Конспект урока в 7 классе по теме "Севастопольские рассказы"Л. Н. Толстого"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Тема урока: Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
Учащиеся научатся работать с художественным текстом, научатся выделять главное в описании героев рассказа, проследят, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов»,докажут , что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский, выяснят, какую позицию занимает Л. Н. Толстой в изображении войны в «Севастопольских рассказах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Н. А. Острякова г. Севастополя.
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Самарина Оксана Александровна
Севастополь 2016
Тема урока: Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
Цели урока:
- научатся работать с художественным текстом;
- научатся выделять главное в описании героев рассказа;
- проследят, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов»;
- докажут , что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский;
- выяснят, какую позицию занимает Л. Н. Толстой в изображении войны в «Севастопольских рассказах».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приёмы организации урока:
творческое чтение, опережающие задания, отбор информации, коллективное чтение, беседа, составление синквейна, приём «чистый лист».
Оборудование урока:
• Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”,
• учебник литературы под ред. Г.С. Меркина,
• отрывок кинофильма “Оборона Севастополя”,
• презентация к уроку.
Задача урока: показать истинный героизм русских людей: солдат, матросов, врачей, сестёр милосердия при обороне Севастополя , показать правду о войне, её истинное лицо.
Межпредметные связи: русский язык, культура речи, история, искусство.
ХОД УРОКА
Герой же моей повести, которого я люблю
всеми силами души… - правда.
Л. Н. Толстой.
I. Целеполагание.
Л. Н. Толстой - один из самых знаменитых писателей мировой литературы.
- Какие произведения этого писателя вы знаете?
- К своему самому знаменитому роману «Война и мир» он шёл долгие годы. И первой ступенькой был севастопольский опыт.
- Как называется цикл рассказов о Крымской войне? Сколько в него входит рассказов? Назовите их?
- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти строки взяты из рассказа « Севастополь в мае». Выделите ключевое слово. Правда
- Что такое правда?
-Какую правду невозможно оспорить?
Кто обычно принимает участие в войне? А в Севастополе к ним присоединились и женщины , и дети , и обычные горожане.
- Назовите одним словом всех участников войны. Человек.
Давайте объединим эти три понятия «война», «человек» и «правда». Сформулируем тему урока:
Увидеть, как писатель изображает войну, человека на войне, как сам автор относится к войне?
-Запишите тему урока в тетрадь.
II . Обращение к рассказу Л .Н. Толстого.
-Перед вами лист бумаги с напечатанной таблицей. Вы можете его заполнять по очереди или кто-то один. В конце урока мы подведём итоги нашего исследования.
-Давайте вспомним исторические факты, относящиеся к периоду Крымской войны.
Сообщение ученика.
-Что вы знаете о том, где воевал Л. Н. Толстой? Как он попадает на войну? Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий “моральный кодекс”. Одно из правил гласит: Всегда говори правду. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. Следуя этому правилу, Толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: “Главное, я затем просился, что всё-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть”
III. Откроем первый из рассказов, написанный по свежим впечатлениям писателя. Это рассказ « Севастополь в декабре».
- Как начинается рассказ , прочитайте. Слайд №2-1
- Почему повествование начинается с описания декабрьского утра? Что-либо в природе указывает на то , что идёт война? Слайд №2-1
- В какой момент мы ощущаем первые приметы войны? Слайд №3
Запишите цитаты на лист. Какой вывод вы можете сделать?
-Далее следует описание Набережной. Как война изменила нашу знаменитую Графскую пристань? Слайд №4
- Сделайте вывод. Война самое обычное дело не только для солдат , но и для севастопольцев.
Нет ни паники . ни суеты, каждый занят своим делом.
- « Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика», говорит автор. Прочитайте его описание.
- Почему у него нет имени, и . вообще, в рассказе не делается акцент на именах? Слайд №5
-А каких героев знаете вы?
Сообщения учащихся.
Во время героической обороны Севастополя (1854-1855) среди защитников города то здесь, то там появлялся маленький юнга, который под огнём противника ловко делал перевязки раненым, подвозил воду изнывающим от жажды солдатам. В разгар боя в открытой ложбине бесстрашный юнга организовал перевязочный пункт для раненых. Только через несколько дней солдаты узнали, что в тяжёлом сражении с ними участвовала в качестве юнги дочь погибшего солдата Даша. Было так. Узнав о приближении неприятеля, Даша продала домашнее имущество, купила лошадь и, переодевшись в матросский костюм, с бочонком воды и чистой ветошью для перевозки раненых появилась на поле боя. Так она стала первой в мировой истории военной медицинской сестрой. Товарищи по оружию любовно называли её Дашей Севастопольской. За боевой подвиг адмирал В.А. Корнилов представил девушку к награде Золотой медалью. Кроме медали, она была пожалована золотым крестом с надписью “Севастополь”, а царь подарил ей 500 рублей. Настоящая фамилия Даши Севастопольской – Александрова.
Н.И.Пирогов - основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь. Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя. Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.
Пётр Кошка добровольцем участвовал в 18-ти вылазках, кроме того, ходил в стан неприятеля в одиночку. Отличался смелыми, инициативными действиями, храбростью и находчивостью в бою, особенно в разведке и при захвате пленных. Во время одной из вылазок, вооружённый одним только ножом, взял в плен троих французских солдат, во время другой под огнём врага вырыл около самой неприятельской траншеи кощунственно закопанное по пояс в землю тело погибшего русского сапёра и унёс его на 3-й бастион. В тело сапёра при этом попало 5 пуль.
IV. Автор приглашает нас отправиться дальше. Слайд №6
- Что находилось в доме Собрания?
- Прочитайте самые яркие эпизоды из госпиталя. Какой из них произвёл на вас самое большое впечатление? Заполните таблицу.
- Запишите свои чувства после посещения госпиталя.
- Почему Л. Н. Толстой считает , что «несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия.» Слайд №7
- Что-то случилось с автором повествования. Тот жар от умирающего солдата навек проник в его душу. Пока мы не можем объяснить это , поэтому отправимся за ответом дальше. Слайд №8
- Куда приводит нас автор?. В трактир, где мы узнаём о самом страшном месте в Севастополе. Что это за место? Слайд №9
- Мы отправляемся на 4 бастион. По улице Екатерининской идём вверх и наблюдаем картины осаждённого города. Слайд №10,11. Прочитайте . что видит повествователь? Запишите сведения в тетрадь.
- Зачитайте эпизоды войны, приведите примеры мужества, героизма русского солдата. Слайд № 12-13. Заполните таблицу.
- Почему автор сначала говорит о том , что , поднимаясь на бастион, он пригибается к земле, а после дня , проведённого на бастионе «… вы идете назад, почему-то не обращая никакого внимания на ядра и пули, продолжающие свистать по всей дороге до разрушенного театра, - идете с спокойным, возвысившимся духом.» Слайд № 14
- А как вы понимаете это чувство? Подберите к нему синонимы. Слайд № 15
- Почему Корнилов говорит солдатам фразу : « Умрём . ребята, а не отдадим Севастополя!»
V. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос: каким же «жаром» пропитался Л. Н. Толстой на севастопольском бастионе.
- Чтение стихотворения Евдокии Петровны Ростопчиной.
Песня русским воинам, раненным в Севастополе (отрывок).
Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, -
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!
Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй.
Спасибо вам, ребята!
Вся русская твердит семья:
Хвала и слава вам, друзья,
И многи, многи лета!
Хвала, солдатушки, вождям;
Они примером служат вам, -
Спасибо им за это!
-Кто , по вашему мнению, является истинным героем Севастополя?
- Вспомните . какие произведения о войне мы изучали? Сравните их.
- Что значит фраза «увидите войну не в правильном , красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях. В смерти…»
- с помощью каких средств автору удаётся нас в этом убедить? Повествование ведётся от первого лица, описываются мелкие детали военного быта.
Просмотр отрывка из фильма «Оборона Севастополя»
- Чтобы выяснить , какое впечатление произвел на вас рассказ , составим синквейн о войне.
-Анализ работ учащихся.
-Сделаем общий вывод. Слайд № 16.
VI. Домашнее задание по выбору:
1. Напишите сочинение-миниатюру «Возможно ли современное прочтение «Севастопольских рассказов? (сильным учащимся)
2. Вопросы №1,2 учебника на стр.354.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Конспект урока по литературе «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....
Конспект урока с презентаций по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Конспект урока «Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Сопровождается презентацией....
Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
Презентация к открытому уроку литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 8 классе...