Конспект урока по литературе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Панова Светлана Владимировна

Конспет урока по литературе " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura5_kl._konspet_uroka.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

. Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Урок – исследование.

Урок подготовлен и проведён учителем русского языка и литературы высшей  квалификационной категории МБОУ Мушковичской ОШ  Пановой С.В.

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

 Познавательные: Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

 Предметные: Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

6. Межпредметные связи:  русский язык

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, информационно- коммуникативные, исследовательская.

Ход урока( урок сопровождается мультимедийной презентацией..

1-ый этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

- Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

- Как вы думаете, так ли это?

- Отвечают.

- Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

- Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

Работа со словарем или с интернетом .

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

- Царевны и царицы.                                                                        - Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

-Скажите, ребята. А как мы определим, положительный герой или отрицательный?

-Почему мы так определили характеристику героев?

-Приведите примеры, подтверждающие нашу характеристику героев.

Учащиеся находят отрывки текста, подтверждающие характеристики

Устное рисование. Представьте себе, что вы художники. Как  бы вы изобразили героев сказки? ( Ребята выбирают любого героя).

Царица – мачеха в сказке очень красивая, это подтверждает зеркальце. Можно ли судить о том положительный  герой или отрицательный, добрый или злой по его внешности. Почему?

                                                                                                      -

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

- Как  разворачиваются события дальше?

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны, царицы. Работа в  двух группах по заданному плану, составление таблицы на листе ватмана.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Составление сравнительной характеристики. Сопоставление двух образов

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Физультминутка по сказкам Пушкина.

Раз-два-три-четыре!( шаг на месте)
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!(Наклоны в стороны)
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!( приседаем)
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!( подпрыгиваем)
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре! (махи руками).
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем! ( хлопаем в ладоши).

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Чтение эпизода по ролям.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду для другой группы. Самим знать ответы. Оцениваем друг друга. Учитываем нестандартность вопросов, творческий подход.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Просмотр отрывка из мультфильма.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Кто помогает царевне и ее жениху?

Составление кластера.

Выводы учащихся.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

- Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока.  

Вернемся к эпиграфу урока. Вспомним его. Скажите . прав ли автор этих строк? Подтверждает ли сказка эти слова?

Оцените свою работу на уроке.   Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Рефлексия.

Какое у вас настроение? Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что вызвало сложность?

Что было делать легко?

Домашнее задание.  

  На выбор: 1. Нарисовать иллюстрацию к сказке.

         2. Выучить понравившийся отрывок  наизусть( не менее 16 строк).

3.Прочитать любую сказку Пушкина и рассказать о ней так, чтобы все захотели ее прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...