Конспект урока по литературе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспет урока по литературе " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura5_kl._konspet_uroka.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
. Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Урок – исследование.
Урок подготовлен и проведён учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ Мушковичской ОШ Пановой С.В.
Цели урока.
- Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
- Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные: Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Предметные: Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
6. Межпредметные связи: русский язык
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, информационно- коммуникативные, исследовательская.
Ход урока( урок сопровождается мультимедийной презентацией..
1-ый этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
- Как вы думаете, так ли это?
- Отвечают.
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
- Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Работа со словарем или с интернетом .
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
- Царевны и царицы. - Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
-Скажите, ребята. А как мы определим, положительный герой или отрицательный?
-Почему мы так определили характеристику героев?
-Приведите примеры, подтверждающие нашу характеристику героев.
Учащиеся находят отрывки текста, подтверждающие характеристики
Устное рисование. Представьте себе, что вы художники. Как бы вы изобразили героев сказки? ( Ребята выбирают любого героя).
Царица – мачеха в сказке очень красивая, это подтверждает зеркальце. Можно ли судить о том положительный герой или отрицательный, добрый или злой по его внешности. Почему?
-
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
- Как разворачиваются события дальше?
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны, царицы. Работа в двух группах по заданному плану, составление таблицы на листе ватмана.
План.
- Представление сказочного персонажа.
- Описание внешности.
- Черты характера.
- Отношение к окружающим.
- Отношение окружающих к героине
- Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Составление сравнительной характеристики. Сопоставление двух образов
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Физультминутка по сказкам Пушкина.
Раз-два-три-четыре!( шаг на месте)
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!(Наклоны в стороны)
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!( приседаем)
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!( подпрыгиваем)
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре! (махи руками).
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем! ( хлопаем в ладоши).
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Чтение эпизода по ролям.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду для другой группы. Самим знать ответы. Оцениваем друг друга. Учитываем нестандартность вопросов, творческий подход.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Просмотр отрывка из мультфильма.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
Кто помогает царевне и ее жениху?
Составление кластера.
Выводы учащихся.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
- Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока.
Вернемся к эпиграфу урока. Вспомним его. Скажите . прав ли автор этих строк? Подтверждает ли сказка эти слова?
Оцените свою работу на уроке. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Рефлексия.
Какое у вас настроение? Что вам понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что вызвало сложность?
Что было делать легко?
Домашнее задание.
На выбор: 1. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
2. Выучить понравившийся отрывок наизусть( не менее 16 строк).
3.Прочитать любую сказку Пушкина и рассказать о ней так, чтобы все захотели ее прочитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...