Послетекстовая деятельность как читательская интерпретация авторского смысла
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В материале представлены некоторые приемы смыслового чтения на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.rar | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Калашникова Татьяна Игоревна
«Послетекстовая деятельность как читательская интерпретация авторского смысла»
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского кода на свой смысловой код.
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.
Смыслообразование – основная категория текста.
Этапы понимания
1. Понимание слова.
2. Понимание фразы. – Значение.
3. Понимание текста. - Смысл
Структура понимания
1. Уровень значения.
2. Уровень смысла.
Смысловое чтение – чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
- Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
- Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Стратегии послетекстовой деятельности
1."Сенкан (синквейн)"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенкана.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Пример:
1. Васютка.
2. Наблюдательный, находчивый.
3. Увлекся, заблудился, выдержал.
4. Природа не только источник жизни, но и воспитатель души.
5. Герой. Победитель.
2. «Составлением диаграммы Эйлера-Венна»
Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.
Пример: Басня «Стрекоза и муравей»
Пример:
Пример: Сопоставление братьев и их жен в сказке «Царевна-лягушка»…
«Тайм-аут»
Целью этой стратегии является самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Заполни анкету от лица героя»
Например: Меня зовут Том Сойер. Я люблю заниматься …
«Кластер» (в виде таблицы)
Филька до разговора с бабушкой | Филька после разговора с бабушкой |
Отношение к окружающим | |
Невежа, выполняет всю работу с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый | Деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, отзывчивый, предприимчивый, находчивый |
Отношение к лошади | |
Наотмашь ударил коня по губам | Заплакал перед конем |
Речевая характеристика | |
«Да ну тебя» «Я умолю наших ребят, они хорошие» | |
Вывод Филька прошел свой путь к доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Осознал все содеянное. |
Итак, работа по формированию навыков смыслового чтения должна вестись в системе, на всех возрастных этапах обучения при использовании различных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).
В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....
Формирование компетенции чтения через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов на уроках онлайн и офлайн.
В настоящее время чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Данные разработки онлайн и ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие читательской грамотности при подготовке к итоговому сочинению»
В основе занятий курса «Развитие читательской грамотности при подготовке к итоговому сочинению» в 11 классе лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование и развитие ко...
Развитие читательской грамотности на уроке английского языка (послетекстовые упражнения)
разработка поможет учащимся самостоятельно проанализировать и пересказать прочитанный текст...
Литература, 7 класс - Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)
План-конспект урока литературы 7 класса на тему "Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)"...
Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »для оценки уровня читательской грамотности»...
- Мне нравится (2)