КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krivtsunova.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Комментарии | ||||
Создание проблемной ситуации Аппеляция к личному опыту читателя помогает настроиться на первичное восприятие текста и обнаружить в дальнейшем узнаваемые и новые мотивы исходной ситуации. | Вспомните яркий случай из вашей жизни, когда вы остались одни дома, на улице, на даче, в лесу, в чужой обстановке и для вас это стало настоящим испытанием вашего характера. - Какие чувства вы при этом испытывали? Назовите их. Выписываю на доске в столбик слова. Посмотрите, какая палитра чувств и переживаний. - Почему их так много? Действительно. А литература – это такой вид искусства, который помогает нам соотнести свой личный опыт с опытом другого человека – литературного героя, увидеть что-то новое. И этим новым мы обогащаем свой внутренний мир, свою эмоциональную память. | Страх Удивление Отчаяние Радость Боль Тоска Печаль Ужас Одиночество Обида Грусть У каждого человека свои личные ощущения, свой личный опыт. Интересно было бы узнать, как другие люди переживают ту же ситуацию. | Формирование умений устного речевого высказывания и расширения словарного запаса ученика | ||||
Цели урока | Сегодня у нас будет возможность пережить вместе с героем знакомую ситуацию и, может быть, сделать для себя какое-то открытие | Целью сегодняшнего урока станет знакомство с мироощущением другого человека, попавшего в такую же ситуацию. | Формирование умений формулировать цель урока с помощью учителя | ||||
Первичное чтение Восприятие рассказа на слух помогает лучше зафиксировать эмоциональную реакцию читателя | Учитель читает рассказ В.Распутина «Мама куда-то ушла». Учебники закрыты. | Формирование умений воспринимать незнакомый текст на слух | |||||
Первичное Восприятие Эмоциональный и репродукти вный анализ текста помогает обнаружить проблемные участки в произведении и подготовиться к композиционному и смысловому анализу. Фиксация эмоциональных характеристик героя помогает произвести композиционное деление текста и выявить его микротемы. Выбирая эмоциональную доминанту текста, мы определяем тему рассказа и задаем проблемный вопрос для его анализа. - Какое чувство здесь является главным и почему? Да, это чувство одиночества, потому что ранее герой не испытывал ничего похожего. - О чем же этот рассказ? (определите тему)? В учебнике на странице 170 отвечаем на первый вопрос. Проблемный вопрос: - Плохо оказаться в одиночестве, без привычного круга общения, без привычной поддержки? | - Какой по настроению? - Что вас в нем удивило, что показалось странным? Действительно, рассказ короткий, грустный, с одним героем, у которого и имени-то нет (но, наверное, это и понятно, ведь в такой ситуации оказывался каждый когда-нибудь), и рассказ как будто незаконченный, обрывается на самом важном месте, и так хочется узнать, куда - же ушла мама и почему она оставила маленького мальчика одного. - Какие эпизоды запомнились и почему? - Какие чувства испытывал мальчик в течение утра? Подчеркиваю на доске слова-эмоции, имеющие отношение к состоянию мальчика, дополняю список, восстанавливаю порядок следования слов. Мы восстановили сюжет рассказа, выделили в нем основные эпизоды, описали каждый эпизод с помощью ключевых слов-эмоций Посмотрите, сколько эмоций, какую палитру чувств и настроений испытал мальчик за очень короткий промежуток своей жизни. | Грустный Короткий рассказ. Только один герой. Герой без имени. А вдруг мама совсем не придет? Зачем автор написал такой грустный рассказ? «Блестящая мысль» мальчика. За что мальчик побил зайца? Радость – мальчик обрадовался, что он увидел маму. Удивление – мальчик неожиданно обнаружил, что кругом тишина и молчание. Обида – мальчик, не получив ответа, рассердился и заплакал. Озарение – мальчику вдруг показалось, что в комнате кто-то есть, а потом его посетила блестящая мысль. Успокоение –мальчик решил поиграть с любимым зайцем, пока мама не придет. Отчаяние –мальчик в азарте игры забыл, что заяц не умеет говорить, рассердился и побил его. Вина – мальчик вдруг понял, что зайцу больно, и перестал его пинать. Одиночество – мальчик упал и ударился, он понял, что никто его не пожалеет, ему стало одиноко. Этот рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством. Скорей всего дети ответят, что плохо оказаться одному, без поддержки близких людей. Но, возможно, возникнут предположения и о пользе такого положения. | Формирование умений фиксировать затруднение и удивление, выразить их в речи. Формирование умений чувствовать и выражать эмоциональный настрой произведения Формирование умений определять фабулу, фиксировать главные события Формирование умений формулировать тему и микротемы произведения | ||||
Композиционный анализ и анализ художественных средств На этом этапе происходит диалог читателя с текстом через погружение в художественный мир произведения, через фиксацию его композиционных и языковых особенностей. Концептуальный анализ и вывод. На этом этапе происходит диалог читателя с автором через постановку проблемного вопроса и выявление авторского замысла. Подводим детей к обнаружению второго смысла произведения. Подведение итогов Творческая лаборатория. Воспроизведение сюжета на понятийном уровне | Давайте зададим вопрос автору: - А как считает автор рассказа Валентин Распутин? Задания по группам: каждая из 5 групп получает карточку с заданием: 1.Прочитать отрывок (границы фрагмента указаны); 2.Ответить на вопросы. 1. Найдите метафоры в тексте и объясните их роль. Метафоры помогают автору создать напряженную ситуацию, усилить драматизм обстановки, в которой оказался мальчик. 2. Что произошло с мальчиком, когда он перестал плакать? Помогла ему «блестящая мысль» справиться с проблемой? Он впервые самостоятельно придумал выход из нестандартной ситуации. Но его трюк с горшком не принес ожидаемых результатов. 3. Что предпринял мальчик, чтобы успокоиться и на время забыться? О чем задумался мальчик и что он обнаружил в соседней комнате? На враждебную тишину теперь мальчик реагирует уже спокойнее. 4. Зачем мальчик поменялся ролями с зайцем? О чем забыл мальчик в пылу своего воображения? В раннем детстве ролевая игра самая любимая, потому что детям так хочется чувствовать всегда рядом с собой какого-то близкого человека, разговаривать с ним, копировать его. 5. Почему мальчик стал пинать зайца? Что мальчик вдруг понял, услышал и потом сделал? В какой-то момент мальчик вдруг понял, что другому человеку (именно человеку, потому что заяц теперь стал для него живым существом) тоже может быть больно, и он попытался оправдать свой безрассудный поступок одним, понятным ему объяснением. - Какой же эпизод из пяти является кульминацией сюжета? Почему? Открываю на доске список опорных слов, которые присутствовали в ответах детей. - Посмотрите на слова и скажите, что же происходило с мальчиком на протяжении всего рассказа? - Сколько лет мальчику? По поведению мальчика можно сказать, что речь идет о малыше? - Ему кто-нибудь помогал в этом? Может, что-нибудь помогало? Действительно, мальчик за этот день стал чуть взрослее. - А если бы в этот момент дома, как обычно, была мама, он совершал бы все эти действия самостоятельно? Значит, рассказ не только о том, как плохо оказаться в одиночестве, но и еще о чем-то?! В учебнике на стр.170 отвечаем на 3 вопрос: - Поняли ли вы, какие мысли спрятал между сток в этом рассказе автор, а какие высказал прямо? - Чему мы сегодня научились? Придумайте и напишите финал рассказа: - Что мог бы рассказать мальчик своей маме, когда она придет? | Работа в группах по эпизодам: 1. «Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась»; «Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало». Метафоры создают ощущение того, что тишина и молчание враждебны к мальчику, давят на мальчика и делают его еще более беззащитным и несчастным. 2. Мальчик задумался, и его посетила блестящая мысль… Но никто все равно не отзывался и он окончательно понял, что мамы нет дома. 3. Мальчик решил поиграть с любимым зайцем. Он задумался, словно что-то вспомнил, и заглянул в большую комнату. «Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол». 4. Ему захотелось поговорить с кем-нибудь, он представил, что заяц – это мама, которой он жалуется на свою больную ножку. Он забыл, что заяц – всего лишь игрушка и не может ответить. 5. Он стал пинать зайца от отчаяния, потому что заяц не отвечал ему, не хотел становиться его мамой. Но вдруг мальчик понял, что зайцу тоже может быть больно. Он перестал его пинать и услышал, как заяц плачет. Он виновато сказал: «Мама куда-то ушла». Кульминацией сюжета является последний эпизод, потому что именно здесь мальчик совершает открытие благодаря зайцу, с ним происходит нравственный рост: он поставил себя на место другого. Задумался Блестящая мысль Окончательно понял Решил Задумался Забыл Понял Услышал Виновато сказал Мальчик думал, прислушивался, принимал решения, делал неожиданные открытия. Мальчик ведет себя иногда довольно разумно. Нет. Он это делал самостоятельно, как взрослый. Если дети сразу не ответят, что мальчику помогало его одиночество, то можно задать наводящий вопрос. Нет. Мама за него принимала бы все решения. Прямо автор высказал мысль о том, что тяжело впервые встретиться с одиночеством. Между строк : человеку иногда необходимо одиночество, чтобы становиться чуточку взрослее. Мы научились сегодня читать мысли автора между строк. | Формирование умений работать в коллективе над решением общей задачи. Формирование умений находить в тексте художественные средства и приемы и объяснять их назначение. Формирование умений делить сюжет на значимые эпизоды и анализировать поведение героя в каждом эпизоде. Формирование умений читать между строк: объяснять мотивацию поведения героя с точки зрения авторского замысла. Формирование умений находить кульминацию сюжета и фиксировать нравственные изменения. Формирование умений делать обобщения Формирование умений делать вывод об авторском замысле и его воплощении Формирование умений творчески интерпретировать произведение автора |
Задания к уроку по рассказу В.Распутина «Мама куда-то ушла» 1 вариант:
1.Прочитайте первый фрагмент рассказа со слов: «Мальчишка открыл глаза…» и до слов « Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало».
2.Найдите метафоры в тексте и объясните их роль. Как реагирует мальчик на окружающую обстановку?
3.Подчеркните слово (а), которыми можно было бы характеризовать настроение мальчика в этом эпизоде: радость, удивление, обида, ожидание, озарение, успокоение, жалость, отчаяние, вина, одиночество.
2 вариант:
1.Прочитайте второй фрагмент рассказа со слов: « Он ждал, что вот-вот за его спиной…» и до слов: « Ее не было дома, теперь он понял это окончательно».
2.Почему мальчик перестал плакать? Помогла ли ему «блестящая мысль» справиться с ситуацией? Что окончательно понял мальчик? 3.Подчеркните слово (а), которыми можно было бы охарактеризовать настроение мальчика в этом эпизоде: радость, удивление, обида, ожидание, озарение, успокоение, жалость, отчаяние, вина, одиночество.
3 вариант:
1.Прочитайте второй фрагмент рассказа со слов: «Надо было что-то делать» и до слов: «Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке».
2.Что предпринял мальчик, чтобы успокоиться и на время забыться? Что он обнаружил в соседней комнате и как отреагировал на это?
3.Подчеркните слово (а), которыми можно было бы охарактеризовать настроение мальчика в этом эпизоде: радость, удивление, обида, ожидание, озарение, успокоение, жалость, отчаяние, вина, одиночество.
4 вариант:
1.Прочитайте второй фрагмент рассказа со слов: «Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати…» и до слов: « Заяц продолжал молчать».
2.Зачем мальчик поменялся ролями с зайцем? О чем забыл мальчик в азарте игры?
3.Подчеркните слово (а), которыми можно было бы охарактеризовать настроение мальчика в этом эпизоде: радость, удивление, обида, ожидание, озарение, успокоение, жалость, отчаяние, вина, одиночество.
5 вариант:
1.Прочитайте второй фрагмент рассказа со слов: «Мальчишка швырнул его на пол…» и до слов: «С одиночеством он встретился впервые».
2.Почему мальчик стал пинать зайца? Что мальчик вдруг понял, услышал и потом сделал?
3.Подчеркните слово (а), которыми можно было бы охарактеризовать настроение мальчика в этом эпизоде: радость, удивление, обида, ожидание, озарение, успокоение, жалость, отчаяние, вина, одиночество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"
Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...
Урок литературы В. Распутин "Мама куда- то ушла"
Встреча с одиночествомВ. Распутин «Мама куда-то ушла»...
методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....
Методическая разработка "Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на разных этапах урока информатики"
Рассматриваются различные игровые технологии на разных этапах урока информатики...
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством....