Литература, 7 класс - Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
План-конспект урока литературы 7 класса на тему "Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_7v_lit_-_ballada_vereskovyy_med_smyslovoe_chtenie.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
11.05.19
7б класс
Тема: Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)
Цель:
Формировать условия для развития навыка осмысленного чтения через стратегию послетекстовой деятельности
Выявить уровень понимания текста «Вересковый мед», используя прием «Таксономии Блума»
Образовательные:
- Закрепить знания по прочитанному произведению
- Объяснить авторский смысл понимания текста
- Развить умения осмысленного чтения
Развивающие:
- уметь работать с текстом художественного произведения;
- развивать умения и навыки анализа поэтического текста,
- развивать самостоятельную деятельность учащихся,
- понимать различные точки зрения,
- уметь отстаивать свою точку зрения,
Воспитательные:
- формировать у детей коммуникативные умения через сотрудничество на уроке.
Ход урока:
№ | Этапы урока | ||
1 | Организационный момент | Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. А именно с балладой «Вересковый мед». | Здравствуйте |
2 | Актуализация знаний (ЗНАНИЕ) (ПОНИМАНИЕ) | Какой жанр называется балладой? Признаки баллады? Текст вам уже знаком. Давайте вспомним сюжет и распишем сложный план текста баллады в вашу таблицу. | Баллада - сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие.
Произведение можно разделить на пять частей. Начало баллады (экспозиция) дает характеристики героям, описывает уклад их жизни, воспевает вкус и силу верескового напитка. Затем автор повествует о захвате территории пиктов (завязка повествования) и их гибли, в живых остаются лишь два главных героя. Шотландский король пытается узнать секрет эликсира, он угрожает отцу и сыну пытками, уговаривает их (развитие сюжета баллады). Основной частью (кульминацией) баллады является просьба отца умертвить сына. Король бросает мальчика в воду. Окончание произведения (развязка событий) - так никто и не смог отгадать секрет изготовления напитка из вереска. Старик не открыл тайну его приготовления. |
3 | Мотивация (ПРИМЕНЕНИЕ) | Какой вопрос возникает при прочтении баллады? К какому моменту из текста автор придает большее внимание? Почему? Определите тему произведения. | В чем заключается поступок отца? Прав ли он или нет? В этом моменте раскрывается тема текста. Тема – сохранение традиций пиктов, самопожертвование ради тайны предков. Легенда о пиктах; Основная тема баллады - лучше честная смерть, чем жизнь, спасенная предательством. |
4 | Применение знаний (АНАЛИЗ) – работа с текстом в парах | На партах у вас лежат таблицы, с которыми мы сейчас будем работать. Даю вам 5-7 минут. Итак, проверим ваши работы. | |
5 | Закрепление знаний (СИНТЕЗ) | Давайте вспомним, какой вопрос был у нас в начале урока. Таким образом, с какой целью автор пишет это произведение? Что он хочет передать? | В чем заключается поступок отца? Прав ли он или нет? Основная мысль в том, что в нем нет выбора между жизнью и смертью. Отец, умудренный жизнью, понимает, что их в любом случае убьют, и выбирает для сына смерть. Тот стойко принимает ее. Отец тоже умирает, но не выдает священной тайны. Завоеватели могут отнять у старика жизнь, но не любовь к родной земле и не его волю. В маленьком эпизоде автор утверждает независимость народа и провозглашает право каждого народа на свободу, на традиции, на свою землю. Несколько раз в произведении звучит словосочетание «секрет напитка». Но это не просто рецепт верескового меда. Это секрет стойкости маленьких медоваров, который заключается в стремлении обрести свободу и в любви к родной земле. |
6 | Рефлексия (ОЦЕНКА) | На основе своего анализа (с помощью таблицы) напишите мини-сочинение из 5-7 предложений. Раскройте поступок старика-пикта с различных точек зрения. Был он прав, поступая таким образом? Или нет? Почему? Приведите 2-3 аргумента. | Пишут мини-сочинение. |
7 | Домашнее задание | Докончить, ответить на вопрос «Почему С.Я. Маршак перевел эту балладу именно в 1942»? |
№ | Микротемы | Цитата | Идея микротемы |
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, —
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море — катились валы.
И вдруг голосок раздался:
— Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! —
Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
— Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"
В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....
Урок литературы 5 класс "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)...
Урок по балладе Стивенсона "Вересковый мёд".
В презентации рассматривается вопрос личности поэта, присутствует работа с литературными терминами, работа с текстом (на знание сюжета и понимание идеи произведения). В конце даётся творческое задание...
сочинение «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»/
метапредметное сочинение «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой» /по балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»/...
Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед
Формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках...
Конспект урока по ФГОС "Художественный мир баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед""
Конспект урока, целью которого является познакомить учащихся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и его балладой «Вересковый мед», рассмотреть ее жанровые особенности. Коррекци...
открытый урок по теме "Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»"
открытый урок по теме "Баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»"...