Сценарий литературного марафона.
материал по литературе на тему

Файзуллина Зиля Рафиковна

Данное мероприятие с участием учащихся школы и представителей других организаций прошло в СДК (директор - Мурзабулатова Г.Б.) на русском и башкирском языках и было посвящно Году литературы. Я участвовала в составлении сценария и была соведущей на башкирском языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературного марафона.

Герои: Царица Литература, Книга, 2 пажа, школяр, чтецы, певцы.

Атрибуты: Трон, оформление зала портретами писателей, надписью «2015 год — литературы», декорация книги в раскрытых ладонях, драпировка из лёгких тканей; костюмы для книги, царицы, пажей; опахала для пажей; парта с выставкой книг; книги одинакового формата для танца.

Техническое оснащение: экран, мультимедиа; презентация со слайдами книг, детей с книгами; видеоролик.

Музыкальный материал: «Симфония № 40» Моцарта, песня «Возьмите в руки книгу, дети», фонограмма песни О.Митяева «Изгиб гитары жёлтой».

Ход сценария: Звучит музыка- «40 симфония»Моцарта. Литература сидит на троне и читает толстую книгу , её обмахивают 2 пажа.

Литература:- Скучно! (зевает). Скучно стало жить. Всё перечитала. Уже нет тех гениев, которые поглотили меня от кончиков пальцев до кончиков волос. Нет друга Пушкина,  Толстого,  Достоевского. И читатель пошёл не тот, ой не тот. Не интересуется мной, читает мало. (Вздыхает, грустит).-Эй, мои верные пажи Жанры, позовите ко мне рабу Книгу.

1Паж: отбегает вперёд.-Книга!

2Паж: отбегает вперёд .-Книга!

Вместе: -Книга!

Вбегает полусогнувшаяся Книга, кланяется Литературе.

Книга:-Слушаю Вас, госпожа Литература. Чего изволите?

Литература:- Скажи мне, верная моя раба, как тебе живётся?

Книга: - Скучен день до вечера, коли делать нечего! Читатель нынче не тот: пассивный, инертный. Не то чтобы в руки меня не берёт, и не смотрит в мою сторону.

Литература:-А как школяры к тебе относятся? Ведь им как раз без книги не прожить: ученье всякому делу везенье.

Книга: - Школьники ко мне хорошо относятся. Берегут. Лишний раз не побеспокоят. Стою я одиноко на полке библиотеки, вижу, как бегает ребятня с телефонами да с планшетами, а на меня и глаз не положит. Сами посмотрите по литературовизору, как дело обстоит.

На экране появляется видеоролик, демонстрирующий поведение детей по отношению к книге (например, как книга становится хранилищем для денег; дети сидят в библиотеке на диване и смотрят в телефоны; ребёнок злится, что ему в подарок преподнесли книгу и выкидывает её...). Такой видеоролик можно снять самим или найти в интернете.

Литература:- Это что такое стало? И куда же всё пропало? Раньше ребятишки, девчонки и мальчишки, много читали, много знали, а теперь куда же всё это растеряли? (Подходит к Книге, обнимает её). Книга, книга, мой друг неразлучный. Почему же людям стало с тобой  скучно?

Книга: - Да господин Компьютер всю власть забрал в свои руки. И ещё, как злой паук, сеть сплёл: Интернет зовётся.

Литература: - Интернет? Слово-то какое замысловатое и нерусское.. (Негромко) -Надо что-то делать. (Громко) -НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!!!  Надо спасать школяров. Надо обратить на себя внимание. Думай, Книга, думай, что делать. Мудрости в тебе много-премного.

Книга после недолгих раздумий:- А возьмите на время власть в свои руки, госпожа Литература. Хоть на год возьмите.

Литература  ходит, водит руками, берётся за голову, поднимает руки вверх:  -Литература античная, литература древнерусская, литература зарубежная, литература классическая, литература серебряного века, литература современная. ..Да буду править миром! Объявляю год 2015 в России годом Литературы.

Книга прыгает от радости. - Ура! Ура! Год Литературы. А давайте придумаем лозунг.

Литература: -Лозунг будет таков: «Читай всегда, читай везде: на суше и в воде».

Выстраиваются пажи, книга, Литература в ряд и хором повторяют: - Читай всегда, читай везде: на суше и в воде.

Звучит аудиозапись «Возьмите в руки книгу, дети», герои берут с выставки одинаковые книги и танцуют с книгами: Литература впереди показывает движения, Книга и пажи позади синхронно повторяют. После танца кладут книги на место, Литература садится на трон.

1Паж объявляет:- К вам посетитель, госпожа Литература.

Подходит школяр в школьной форме.

Литература:- Кто ты есть таков, молодое зелёное чадо?

Школяр:-Я юный писатель из школяров.

Литература:- Зачем ко мне пожаловал?

Школяр:- Я оду про вас написал, восславил, так сказать, в честь Года вашего.

Литература:- О! Как шустры школяры. Не успела я о власти заявить, а вы уже литературный талант проявляете. Ну, давай, воспевай меня.

Школяр читает с выражением, нараспев:- О, Литература, ты искусство слова!

      О, Литература, ты превращение банальностей в истины.

      О, литература, ты возвышаешь душу.

      Тот, кто говорит, что мир прекрасно бы обошёлся без литературы, достоин ответа, что мир ещё лучше обошёлся бы без человека.

       Искусство писать предшествует искусству мыслить.

       О, литература, с тобою мы дружны!!! (аплодисменты)

Литература: - Недурно, совсем недурно! Молодец, школяр, порадовал.  

Литература:- Я распахиваю для вас свои двери, приглашаю вас в мир Литературы. А вы распахните для меня свои сердца.

Литература уходит, в зал входят два ведущих….

Ведущий 1: Добрый вечер уважаемые зрители и гости нашего села!

Ведущий 2! Һаумыһығыҙ, хөрмәтле ҡунаҡтар!
       Тел асҡысы – иман биргән

Һөйөклө туған телем.

Үҙ телемдә һеҙгә сәләм:

Әссәләмәғәләйкүм!

Ведущий1 Мы рады видеть вас в этом зале. Сегодня мы с вами вместе отправимся путешествие в мир литературы родного края. Чтобы отдать должное её красоте, совершенству…А самое главное необходимости, ведь все начинается с литературы.

И не случайно 2015 год был объявлен Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным именно Годом литературы.

Ведущий 2  Ошо залда һеҙҙе күреүебеҙгө беҙ шатбыҙ. Бөгөн беҙ һеҙҙең менән әҙәбиәт иленә сәйәхәткә барабыҙ.

Вед1. Дорогие друзья! Сегодня у нас проходит марафон «Мое село территория чтения!».

Вед2.

Ҡәҙерле ҡунаҡтар, бәгән беҙҙэ Минен ауылым - уҡыу урыны, тигэн марафон үтәсэк

Ведущий 1:  слово предоставляется….

Эшһеҙлектең еме булып, йылтырап

Тыуманы был йөрәк ҡаны — йырҙарым.

Эш өҫтөндә ҡайнап үтте йылдарым.

Юл ыңғайы тыуып-үҫте йырҙарым.

Иркәлектең өнө булып әлһерәп

Тыуманы был йөрәк ҡаны — йырҙарым.

Көнө алтын. Өнө ялҡын — йырҙарым.

Эш өҫтөндә тыуып-үҫте йырҙарым, - тип әйтэ ала беҙгә ауылдашыбыҙ Идрисов Ш. Берәүгә лә ижад емештэре еъеллек менән бирелмәйҙер, тип уйлайбыҙ. Сәхнәгә рәхим итегеҙ, ололарҙың олоһо, хөрмәтле ауылдышыбыҙ Ш.

Ведущий 1: В чем волшебство поэзии?

Возможно в обнаженье чувств?

В способности затронуть сердца струны?

Ведь могут же слова, слетающие с уст

 Счастливым сделать день угрюмый.

А может это просто наважденье?

И всё ж, покуда, существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье,

Нанизывает медленно слова поэт.

Ведущий 2:  Шағир яуабы (Рашит Нигмати)

Күкрәк киңлегенә һыймай шатлыҡ,

Ул урғылып сыға күңелдән.

Кисерегеҙ,

әгәр шатлыҡтарым

Күҙемдән йәш булып түгелһә.

Ғүмерем юлын данлап,

күкрәгемдә,

Ҡояш булып, орден балҡыһа,—

Мин хеҙмәтем,

уйым,

ғүмерем менән

Бурыслымын бөйөк халҡыма.

Емеше итеп

иткән хеҙмәтемдең,

Тибеүе итеп ҡайнар йөрәктең,

Һәм еңеүе итеп иптәштәрҙең,

Ҡабул итәм бөйөк бүләкте.

Хаҡлы булырмын мин,

үҙ бурысымды

Түләп бөтөрҙөм тип уйларға,—

Бар ғүмеремде

әгәр шул бүләккә

Лайыҡ яуап итеп уҙғарһам.

Был —

ҡәләмдең штыкка тиңләнеүе,

Хистәрҙең дан булып ҡалҡыуы.

...Мин йөрөткән орден, иптәштәрем,

Уртаҡ шатлыҡ булып балҡыһын!

Вед 1: В сердце каждого человека хранится неисчерпаемая любовь к родному краю. Моя родина – село Ишемгул. Оно носит название в память о поэте, нашем земляке Булате Ишемгулове, воспевший наш край. Ишемгул Булат родился 1900г. д Ново Чебеньки умер 10.07. 1938г. Пистатель Член Союза писателей (1934). Участник гражданской войны. Первые стихи опубликованы были 1917 г в ж. Кармак и Шура. Для творчества писателя характерна разнообразие жанров и тематики. Произведения Ишемгула переведены на рус. И тат языки.

Вед.2: Булат Ишемғол (Ғабдрахман Закир улы Ғабдрахманов) 1900 йылдың 1 мартыңда Башҡортостандың хәҙерге Ейәнсура районы Яңы Себенле аулыныда тыуа. Тәүҙә үҙ аулында, аҙаҡ бер аҙ Өфөләге Ғәлиә мәҙрәсәһендә уҡый. Октябрь революцияһын уҡытыусы булып ҡаршылай. Граждандар һуғышында ҡатнаша. Булат Ишемғол 1916 йылда шиғырҙар яҙа башлай.  Революциянан һуң шиғыр һәм поэмалар менән бер рәттән, нәҫерҙәр, хикәйәләр, очерктар, публицистик мәҡәлдәр ҙә яҙҙы. Әҙәбиәт тәнҡит менән дә шөғөлләнде. Авторҙың “Юлдар”, “Ейәнсура”, “Тракторсы Айһылыу”  поэмалары, “Күк ат”, “ҡан”, “Фәтих Галин”, “Биктимер” кеүек хикәйәләре уның ижади уңышын күрһәткән әҫәрҙәр булды.

Вед 1

С. И. Чекмарёв родился 31 декабря 1909 г. в Москве в семье зубного техника. Окончил Московский мясомолочный институт (1932) и был направлен на работу зоотехником в Башкирию. Работал старшим зоотехником Таналыкского совхоза Хайбуллинского района, а затем тоже старшим зоотехником совхоза "Иняк" Зианчуринского района.

Стихи Чекмарёва, хранившиеся у его родных, были впервые опубликованы в 1956 году в журнале «Новый мир». В 1957 году вышла книга «Стихи, письма, дневники»..

11 мая 1933 года Сергей Чекмарёв уехал на лёгком тарантасе на ферму Чебеньки. Около деревни Ала-Байтал его мёртвым вытащили из реки Сурень. До сих пор неизвестно, была ли это трагическая случайность при переходе реки вброд или комсомолец был убит

Послушайте его стихотворение в исполнении…………………………………………..

Вед 1: Мы счастливы слышать слово. Слово, которому дана огромная сила. Человек всегда стремился знать больше, сначала он просто смотрел по сторонам и познавал природу, а потом он заговорил. Слов становилось всё больше и больше. Объединившись волшебным образом, они образовали строки… Так начиналась литература. На сегодняшний день литература – это огромная сила, это искусство. Это то, чем мы гордимся.

Вед 2: на башк языке перевод

Теләк

Башланып китте уҡыуҙар

"А" тигән хәреф менән,

Атайҙарығыҙ ҙа һеҙҙең

Башланы ана шунан.

"Я" тигән һуңғы хәрефкә

Барып етһәгеҙ бер саҡ,

Бөтә серҙәрен әйтергә

Асылыр һеҙгә китап.

Хәрефтәр беҙҙә күп түгел,

Ҡырҡҡа ла тулмай улар.

Тик шулар менән яҙылған

Һанап бөткөһөҙ томдар.

Шул хәреф менән яҙғандар

Пушкин һәм Горький бабай.

Өйрәтә ошо китаптар

Яҡты итергә көндө,

Төҙөргә матур тормошто,

Һөйөргә Тыуған илде.

Тырыш булығыҙ уҡыуҙа,

Тырышты һөйә белем.

Атаң шатланһын үҙеңә,

Ҡыуанһын Тыуған илең.

  • Cәхнәгә саҡырабыҙ ҡәлэм оҫтаһын, беҙҙең яҡташыбыҙ, уҙенең ижады аша беҙҙең килэсэк быуынға юл асыусы, ҡәҙерле ҡунаҡтарыбыҙҙың береһен – ...

Вед 1: Изгиб чудесной книги мы обнимаем нежно,

Стихами наслаждаясь, любовью обожглись...

Летим мечтою в небыль и плачем безутешно...

Как здорово, что книга нам опять подарит жизнь!

Мы будем петь играя и с каждой песней краше,

Насыщеннее будет и ярче наша жизнь...

И кто-то улыбнётся и очень тихо скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Мы с книгами, журналами повязаны наукой,

Мы узнаем в природе секреты бытия.

Мы с добротой к живому протягиваем руки...

Библиотеки любим! У нас одна семья!

Изгиб чудесной книги мы обнимаем нежно,

Писатели, поэты раскрыли сути жизнь,

Очистили нам души и словом самым свежим:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Ведущий 1: Мы приглашаем на сцену нашу землячку, скромную труженицу, но в тоже время человека творческого, поэтессу........................

Ведущий 2 :  

Шағир — бер тамсыһы икән үҙ халҡының,

Тамсы һөйләр хаҡында.

Шағир — шаңдағы ул заманының,

Һәм көсө лә уның халҡында.

  • Сәхнәгә саҡырабыҙ уҙебеҙҙең ауылдашыбыҙҙы, Гайсин Хөрмат ...улын

Ведущий 2 : На башкирском для Идрисова, есть стихотворение.....

Ап-аҡ алтын йырҙарымды

Йырламайым данлыҡ өсөн;

Йырлаймын алтын илем өсөн,

Үҙ туған халҡым өсөн.

Саф көмөштәй йырҙарымды

Йырламайым алтын өсөн;

Йырлайым тик саф көмөштәй

Саф йөрәк халҡым өсөн.

Сәскә төҫлө йырҙарымды

Йырламайым зауҡым өсөн;

Йырлайым тик сәскәләй

Ҡыҙҙарға бай халҡым өсөн.

Дәртле ҡайнар йырҙарымды

Йырламайым дәртем өсөн;

Йырлайым тик мәңге шат,

Дәртле, көләс халҡым өсөн... – тип әйтә беҙҙең ҡәҙерле ҡунаҡтарыбыҙҙың береһе, бөтә гумерен уҙенең тыуған иленә, халҡына бағышлыған Идрисов .......

Ведущий 1 :  Уважаемые гости! Дорогие ребята! Сегодня у нас очередная встреча с нашим земляком...........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.

В школе в феврале месяце традиционно проходит биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.Почему марафон? Мероприятия спланированы на 5 учебных дней.Желающие принять участие получают ...

Литературный марафон. 5класс. Программа Г. С. Меркина.

Очень яркая презентация к уроку литературы по первой части учебника Г.С. меркина. 5 класс. можно использовать для внеклассного мероприятия....

Литературный марафон

Представлена игровая форма внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 7-9 классов. Основная цель марафона - пробудить и развить интерес школьников к поэзии разных эпох, стилей, жанров....

Литературный марафон "Ах, Пушкин, Пушкин"

Литературный марафон- игра по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный марафон

Разработка внеклассного мероприятия "Литературный марафон"...

Литературный марафон «Внеклассное чтение» (проект)

Проект , посвященный Году литературы. Документ содержит план уроков внеклассного чтения....