Конспект урока по литературе. А.С.Пушкин "Выстрел"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Назарова Евгения Викторовна

А.С. Пушкин "Выстрел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_vystrel.docx59.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий

Предмет: литература, информатикка

Тема урока: создание буктрейлера к повести А.С. Пушкина  «Выстрел»

Дата проведения: 29.09.2016

Класс: 7Б

Цель: дать представление о произведении А.С. Пушкина  «Повести Белкина» помочь учащимся осознать трагедию войны на литературном материале, задуматься над нравственными вопросами, обучить новым технологиям.

Задачи. Образовательные: проанализировать образы главных героев повести; сформировать личностное отношение к героям с активным переосмыслением    собственных представлений, с учётом вновь приобретённых знаний;

Развивающие: развивать умения исследовательской деятельности, аналитического и образного мышления посредством предварительных разноуровневых заданий, закреплять умения сравнительного анализа и интерпретации текста, акцентировать внимание на деталях, научить создавать буктрейлер, овладеть навыками работы в монтажных компьютерных программах Premiere Pro, Movie Maker, развивать интерес к чтению.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, формировать нравственные ценности у учащихся, бережное отношение к художественному слову.

Тип урока: урок-исследование, закрепление и изучения новых знаний через создание буктрейлера.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, колонки, экран, фото, аудио, видеоматериалы.

Методы обучения: проектный, репродуктивный, метод творческого чтения, исследовательский, эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный.

Приемы обучения: создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, аналитическая работа с текстом, организация исследовательской деятельности учащихся, использование современных образовательных технологий: создание буктрейлера.

Виды деятельности учащихся: анализ текста, составление плана, пересказ, подбор видео, фото, аудиоматериала к выбранным эпизодам, прогнозирование дальнейших событий.

Оборудование урока: оформленная доска, компьютеры, оснащенные программами Premiere Pro, Movie Maker, видеопроектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Сегодня мы обращаемся к повести А.С. Пушкина «Выстрел».                                              

       Что вы знаете об этой повести? (не содержание)

 - Это повесть из сборника «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

 - А. С. Пушкин передаёт авторство вымышленному лицу и даже даёт от издателя «краткое жизнеописание покойного автора».

 - Мы знакомы уже с некоторыми повестями из этого сборника: «Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка».

C:\Users\Женя\Desktop\1234.png

 - Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово ВЫСТРЕЛ?

( обречённость, смерть, крайность, поворот судьбы, точка в жизни Пушкина)

 - Каким бы цветом вы написали это название? (чёрный, красный как вспышка и т.д.)

Дети рассажены по группам. На столах распечатанные тексты

повести. (учащиеся прочли повесть не до конца). Ноутбуки с заранее приготовленными фото, видео, аудиоматериалами, оборудованные монтажной программой Primier

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать, умение работать в команде.

Постановка целей урока.

Определение темы.

Вы прочитали всю повесть. Ваше впечатление? Нужно прочесть эту повесть другим?

2. Как лучше всего заинтересовать людей, чтобы они прочли эту повесть? Какими способами?

3. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Для того, чтобы не просто рассказать об этом произведении, мы должны будем заинтересовать, погрузить будущего читателя в определенную атмосферу, создать настроение, но не раскрывать до конца всех секретов книги. Какую форму можно взять?

Мы с вами будем создавать буктрейлер.

(На доске определение)

Тема урока: создание буктрейлера к повести А.С. Пушкина  «Выстрел»

Цель: рассказать о произведении, что бы заинтересовать, погрузить будущего читателя в определенную атмосферу, создать настроение, но не раскрывать до конца всех секретов книги.

На доске запись слова «буктрейлер». Что оно означает.

Отвечают на вопросы.

Находят приемы, как заинтересовать читателей, предлагают оптимальную форму.

Определяют тему урока, цель.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

-прогнозируют дальнейшие действия

Познавательные:

- постановка проблемы;

- построение речевого высказывания.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- самоопределение;

- целеполагание.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками;

- учет разных мнений.

Обсуждение книги.

Давайте определим ключевые эпизоды этой повести:

1. Нечаянный случай.

2. Несостоявшаяся дуэль.

3. Письмо.

4. Рассказ Сильвио о своей судьбе.

5. Сильвио объясняет причины отказа от дуэли.

6. Служба в гусарском полку.

7. Соперничеств с молодым человеком богатой и знатной фамилии.

8. Пощечина.

9. Дуэль, оставшийся выстрел Сильвио.

10. Отъезд Сильвио.

Определяют ключевые

эпизоды. Составляют

план в тетрадях по

литературе.

Регулятивные:

-саморегуляция;

-способность к волевому

Решению.

Личностные:

-учебно-познавательная

мотивация;

-нравственно-этическое

оценивание усваиваемого

содержания.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать

речь других.

Познавательные:

- построение логической цепи

рассуждений;

-поиск и выделение

необходимой информации

Пересказ эпизодов

Дома вы не просто читали I часть повести, вы читали её с пометками. Отмечали все те детали (портрет, поведение, речь), которые касаются наших героев: Сильвио и графа.

(Пометка ? обозначает сомнение, несогласие, желание проработать деталь вместе с классом, в группе, просто задать вопрос; пометка ! обозначает обратить особое внимание, + согласие с автором).

 - Заполните первую часть таблицы.

Герои

Портрет, характер, поведение

Вопросы для обсуждения в группе

Сильвио

около 35 лет, опытный, угрюмый, крутой нрав, привык первенствовать.

Почему Сильвио не рассказывает о поединках? Почему автор даёт ему иностранное имя? и т.д.

Граф

молодой, богатый, знатной фамилии, счастливец! Столь блистательный, умный, весёлый ит.д.

Почему не реагирует злобно на графа, видя его агрессию?

После работы с таблицей, делаем выводы по героям повести, решаем, обсуждаем вопросы, которые предложены группой для обсуждения.

Вторая часть повести. Группы работают со второй частью таблицы, заполняют её.

Герои

Портрет, характер, поведение

Вопросы для обсуждения в группе

Сильвио

Жаждет мести, злобный взгляд и т.д.

Почему Сильвио не выстрелил? Могли ли вы предположить, что Сильвио откажется от выстрела? Что это великодушие или удовлетворённое самолюбие?

Что мешало Сильвио быть счастливым?

Сильвио был убит. Можно ли сказать, что его гибель закономерна?

Граф

Открытый, дружелюбный, прост в обращении ит.д.

Пересказ эпизода.

Отвечают на вопросы.

Анализируют текст.

Отвечают на вопросы,

находят цитаты из

текста, подтверждая

свои мысли

Познавательные:

-умение работать с текстом,

выделять главное.

Личностные:

-нравственно-этическая

ориентация;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества

Работа в

группах с

эпизодами.

Давайте определим, какие эпизоды могут войти в буктрейлер.

1.  Несостоявшаяся дуэль.

2. Сильвио объясняет причины отказа от дуэли.

3. Служба в гусарском полку.

4. Дуэль, оставшийся выстрел Сильвио.

Как через предметы, детали передать атмосферу?

Как можно воздействовать на чувства?

(Фото, видео, Музыка. Звук.)

Отбор материала для

буктрейлера в группах.

Работают с

фотоматериалами,

видеоматериалами.

Подбирают звук,

музыку.

Коммуникативные:

-умение работать с группе

-управление поведением

партнера;

Личностные:

-нравственно-этическая

ориентация Регулятивные:

-планирование;

Прогнозирование

Познавательные:

- поиск и выделение

необходимой информации;

применение методов

информационного поиска, в том

числе с помощью

компьютерных средств

Выступление групп

Представление эпизода по плану:

Какой эпизод. Что вы хотели показать.

Какие чувства и переживания вызвать.

Какие средства вы для этого используете?

Удалось передать чувства? Какие детали помогают передать эти чувства и переживания? Как называется такой прием, когда слово

(предмет выступает в переносном значении?)

Что бы вы добавили, исправили?

Представление своего

эпизода: демонстрация

отобранных фото,

видеоматериалов,

звуковых файлов

Коммуникативные:

-умение слушать друг друга;

-умение работать и

взаимодействовать друг с

другом;

Регулятивные:

-прогнозирование;

-оценка;

-саморегуляция;

Личностные:

- нравственно-этическая

ориентация;

-развитие эмоционального

восприятия

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных

способов решения задач в

зависимости от конкретных условий

Рефлексия

Что получилось? Чему вы новому научились? Что новое узнали?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения

способа действия и его

результата с заданным эталоном

с целью обнаружения

отклонений от него;

Личностные:

- нравственно-этическая

ориентация - действие

нравственно – этического

оценивания усваиваемого

содержания, обеспечивающее

личностный моральный выбор

на основе социальных и

личностных ценностей.

Познавательные:

-умение выстраивать речевое

высказывание

Выставление оценок, запись домашнего задания

Размышляя над любым произведением А.С. Пушкина нельзя хотя бы на несколько минут не обратиться к самому поэту.

 - 27 января 1837г. в пятом часу пополудни на окраине Петербурга, близ Чёрной речки, прозвучал выстрел

 - 29 января в 2 часа 45 минут в России не стало Пушкина. Жизнь его оборвалась дуэльной пулей.

 - «Потеря невозвратимая, невознаградимая», - этими словами сподвижники поэта открывали пятый том «Современника», посвящённый памяти Пушкина. Это ощущение невосполнимой потери сохраняется до сих пор.

 - Восторженные отзывы о мудрости поэта встречаем мы у многих классиков и критиков. Встречаем и у Белинского, который не столько разумом, сколько всем своим «неистовым» нутром почувствовал, что в творчестве Пушкина, да и в самом его бытии, есть элемент какой-то непреложной правды и высшей справедливости. Не менее замечательной надлежит признать способность Александра Сергеевича запечатлевать и истолковывать самые сокровенные чаяния человеческого сердца, самые тайные движения души, самые сокровенные её уголки.

   Зависть и страх, долг и любовь – эти и другие качества толкают пушкинских героев на поступки и злодеяния. Просто и нелицемерно Пушкин подошёл к важным проблемам, которые из века в век тяготят и волнуют совесть человека, заставляют одних подниматься на ступень сострадания и человечности, а других падать на дно гордыни и зависти.

                   НО: «…Прав судьбы закон, -  говорит поэт, - приходит час определенный..»

И судьба одаривает или наказывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...