Читаем сказку К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Разработка урока литературы для 5 класса на тему "Читаем сказку К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Данный материал представляет собой поэтапный анализ сказки, позволяющий детям глубже понять идейный замысел автора, его отношение к изображаемым событиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Читаем сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.
Задачи урока:
обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;
развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);
воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с проявлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
— Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?
В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.
— Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к её героям?
К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьёзно: ведь оно должно отражать основную мысль книги. Мы попытаемся понять, почему К.Г. Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб». Для этого побеседуем о ней подробнее.
3. Беседа по содержанию сказки.
- Кого бы вы назвали главными героями сказки?
— В какое время в деревне появился конь? (Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в это-то время и появился в деревне конь. Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину)
— Почему Фильку прозвали “Ну тебя”?
— Как же Филька встретил коня? (К коню Филька отнёсся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживёт.
Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт).
— Автор использует эпитет “злорадный”. Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли что-нибудь в деревне после проступка Фильки? Давайте прочтём и сравним два эпизода. Что в них любопытного?
4. Сравнительный анализ эпизодов
1. Описание природы до встречи Фильки с конём (со слов “Зима в этот год стояла тёплая...”).
2. Описание метели (от слов “Слеза скатилась у коня из глаз...”).
Первый эпизод описывает тёплую погоду, вода не замёрзла, отремонтированная мельница вотвот начала бы работать и дала бы людям жизнь — хлеб. А во втором эпизоде показано, как “ревела, обезумев, метель”. Автор использует приём олицетворения. Метель ведёт себя как рассерженный человек. Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично всё происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька всё никак не мог найти крыльца (потерян он и в жизни, холод в душе его, холод и вокруг).
— Как вы объясните фразу: “...сквозь её [метели] рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”?
Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь — часть природы. Конь — друг человека, многое делает ради людей. Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье. И конь “заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом”. В природе всё взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принёс зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…
А так как конь был общественным, то Филька принёс горе и всей деревне.
Всё сковало льдом, “воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет...” Слёзы бабки олицетворяли слёзы всей деревни, и даже Филька “тоже заплакал от страха”.
(Чтение по ролям диалога бабки с Филькой.)
— Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи? (То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью. Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик (как и конь). И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принёс зло другому — приобрёл зло себе. Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил).
— Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?
Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.
(Выразительное чтение описания ночи со слов “Снег пел под ногами...” до слов “Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками”.)
— Как вы понимаете сравнение “снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой”?
Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести ещё много добра, приятных минут, и их веселье не соответствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.
— Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?
— Послушаем разговор мельника и Фильки.
— Смог ли рассказать Филька о своём проступке? Как это его характеризует?
Филька повёл себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и всё исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.
— Что означает выражение “меняться в лучшую сторону”? Как назвал Панкрат Фильку?
Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет “чистым человеком”, весёлым. Весёлым — значит без зла. Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким. Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.
— Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?
Панкрат считал, что это тёплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лёд. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.
— Кто же прав?
(Выразительное чтение эпизода со слов “В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму...” до слов “В воздухе запахло весной...”)
И старики, и молодые ребята — все с раннего утра начали работать на реке (“Слышался частый стук ломов”). Дружно, весело скалывался лёд у мельницы. Молодое поколение училось у старого. Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о берёзовой роще, только теперь она “весело, гулко зашумела над рекой”. Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребёнка. Шумят берёзы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.
— Что было наградой жителям деревни за дружную работу?
Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить “свои озябшие руки” в горячую муку.
— Почему женщины при этом смеялись?
Смех — это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, — к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, всё живое “вертелось около хозяек”, ожило, а не замёрзло в слезах и печали. В домах опять поселилось добро.
— Что ещё символизировало жизнь в этой деревне?
Хозяйки ночью испекли хлеб. Это “тёплый”, “чудесный” хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица “Хлеб — всему голова”. В рассказе говорится о душевном тепле, о тёплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб — символ уюта, дружбы.
— Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?
Нет, пока Филька не пообщался с конём, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.
(Чтение по ролям от слов “На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице...” до слов “А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия...”)
— Почему конь не принял хлеб, который нёс ему Филька?
В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался. Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.
— Кто помог Фильке помириться с конём?
Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей. Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.
— Прочитайте сцену примирения Фильки с конём. Какие чувства стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище “Ну тебя!”?
Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какое-либо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга. И никто никогда не назовёт Фильку “Ну тебя!”.
— Как вы объясните название сказки Паустовского «Тёплый хлеб»?
В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок (добрый или злой) связан со всей последующей жизнью человека.
Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».
Предварительный просмотр:
Тема урока «Душа кричит». (по рассказу Г.И. Пинясова «Вчерашний человек»)
Цель урока:
1.Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;
2. В процессе анализа подвести учащихся к идейной значимости произведения;
3. Развивать речь и образное мышление учащихся.
Единственное в мире, что имеет ценность,-
это деятельная душа.
Р. Эмерсон
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
На протяжении всей своей истории человек окружал себя животными. Вначале это было вызвано лишь корыстными побуждениями: одни помогали на охоте, другие предупреждали об опасности, а третьи облегчали тяжелую работу. Однако с появлением различной техники необходимость в этом отпала, но интереса к животным человек не потерял.
Выразительное чтение стихотворения Б. Слуцкого «Лошади в океане» и отрывка из рассказа Г. Пинясова «Вчерашний человек».
- Что объединяет стихотворение и данный отрывок?
- Какие чувства испытывали вы при прослушивании?
- При чтении каких произведений вам и раньше приходилось испытывать подобные чувства?
Действительно, многие писатели стремились создать в литературе образ четвероногого друга. Впереди у нас изучение таких замечательных произведений, как «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова, которые позволят вам еще раз убедиться в том, что животные, как и люди, умеют радоваться, тосковать, переживать.
Конечно же, обращение к этой теме не является случайным, ведь именно через отношение к животным раскрывается душа человека, проявляются его нравственные качества. И убедиться в этом мы сможем на примере замечательного рассказа «Вчерашний человек» талантливого современного мордовского писателя Григория Ильича Пинясова.
2.Беседа о биографии писателя.
Имя Г. Пинясова не так часто появляется на обложках книг: он на редкость взыскателен к своему творчеству.
- Что вам удалось узнать о жизни и творчестве писателя?
Родился Г. Пинясов 11 сентября 1944 года в селе Мордовская Поляна Зубово-Полянского района в семье колхозника. Окончив семилетку, поступил в Зубово-Полянское педагогическое училище. После завершения учебы работал в редакции газеты «Мокшень правда». В 1982 году был утвержден главным редактором журнала «Мокша».
Огромный материал, накопленный из жизненных наблюдений, встреч с интересными людьми, нашел отражение в путевых заметках, очерках, рассказах, опубликованных на страницах газет «Советская Мордовия», «Мокшень права», «Молодой ленинец».
Лучшие произведения Г. Пинясова были переведены на русский язык и языки других народов России.
- Беседа по произведению.
- Испытывали ли вы трудности при чтении и осмыслении рассказа «Вчерашний человек»?
- Кто является главным героем рассказа? Что вы о нем узнали?
- Как относится к его работе жена?
- «У-ух, вчерашний человек»! Какой смысл вкладывает жена в определение «вчерашний»?
- Понимает ее Сергей?
- Проследите за поведением Сергея на конюшне, посмотрите, как он относится к каждой лошади и как лошади относятся к нему?
- Докажите словами текста, что Сергей постоянно проводит параллель между лошадьми и людьми.
- Как вы понимаете слова Сергея «такой человек холоднее крещенского мороза»?
- А что сам Сергей говорит о таких людях?
«Но и души кое у кого огрубели»!
- Кого имеет в виду Сергей?
- Федор – напарник Сергея, такой же конюх, но что его отличает от Сергея?
- Сергей, глядя на «работу» Федора решительно говорит: «Иди в стройбригаду, там как стешешь бревно, так и ладно будет». Почему он уверен в том, что «к лошадям его и близко подпускать нельзя»?
- Федор, понимая, что возразить Сергею ему нечем, грубо заявляет: «Ну, скажи мне, кому нужны сейчас твои лошади? Никому. Скоро отправят лошадей в колбасный цех». Как изменился Сергей после таких слов?
«Меньше стал наполовину»
- Зачем автор употребляет такую метафору?
- Не случайно после известия о том, что его вызывает председатель, на него «словно потолок надвинулся». С какими мыслями идет Сергей в клуб?
- Подтвердились его страшные мысли?
К счастью, нет. Его вызвали для награждения. Момент награждения, безусловно, самый светлый, торжественный в рассказе. И здесь очень отчетливо звучит голос автора, который подсказывает нам, что не только за добросовестный тридцатилетний труд наградили Сергея.
- А наградили его еще за что, как вы думаете?
Он, Сергей, и сегодня бережно сохраняет дух деревни, чтобы его и потомки почуяли.
- Ребята, поднимите руки у кого есть бабушки и дедушки в деревне?
Много сейчас на селе таких людей, как Сергей?
- Актуальна эта проблема на сегодняшний день?
- К сожалению, недолго пришлось радоваться Сергею. Как мы уже знаем, с лошадьми приключилась беда. Загорелась конюшня. Почему? Кто или что стало причиной пожара?
-Почему рассказ заканчивается многоточием?
- Финал рассказа вам каждому, наверное, видится по-разному. Как вы думаете, от чего это зависит?
(По мере работы с текстом произведения на доску учителем крепятся, но никак не комментируются, слова- ЖИВАЯ, ДУША, БЕЗДУШИЕ, РАВНОДУШИЕ)
- Спишите данные на доске слова. Слова располагаются следующим образом:
ЖИВАЯ
ДУША
БЕЗДУШИЕ
РАВНОДУШИЕ
-Проведите черту между теми словами, которые вам хотелось бы отделить.
- Как эти слова перекликаются с темой урока и эпиграфом к нему?
- А можем мы про Сергея сказать, что он «вчерашний» человек?
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Если кричит душа…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читаем сказку "Госпожа Метелица"
Сказка "Госпожа Метелица". На нескольких слайдах текст сказки с заданием....
Читаем сказки... Трудные вопросы на уроках литературы
В чем смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как ответить на такие простые,на первый взгляд, вопросы? Что прежде всего отражает волшебная сказка?...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
Материалы к уроку по сказке Константина Паустовского "Теплый хлеб"
Материалы содержат презентацию к уроку и мини-проект , созданный учениками...
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
Мы читаем сказки (2 класс)
Презентация открытого урока для выступления на методических курсах...