Читаем сказки... Трудные вопросы на уроках литературы
занимательные факты по литературе (5 класс) по теме
В чем смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как ответить на такие простые,на первый взгляд, вопросы? Что прежде всего отражает волшебная сказка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_voprosy_na_urokah_slovesnosti.docx | 12.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Верили ли в ту разумность отношений между зверями, какая высказывается во многих сказках?
Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. И было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сегодня историко-документальному рассказу или очерку. Это время веры давно прошло. А сказка независимо от этого обстоятельства «остается сказкой». А в чем же тогда смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как относится вымысел к реальности? Как он исторически складывался? Какие же «обыкновенные» и «натуральные» идеи представляют в своем вымысле русские народные сказки? Вопросы, вопросы…
Инициации - память об обряде. И это мы находим в сказке «Василиса Прекрасная». Вспомним сказку. Когда скончалась мать, Василинушке было 8 лет( возраст введения ребенка в мир взрослых, возраст, который на Руси начинался в 3 года и заканчивался к 12 годам). Девочка получила от матери
( на память!) куклу – без лица! – дух материнского рода. И ребенок, зная правила жизни, остается не только живым и здоровым, он становится счастливым. «Чудесное повествование, поэтизирующее творческое дерзание человека», - скажите вы. Нет! Вот вам яркий пример того, как через сказку раскрывается тысячелетняя самобытная история и культура русского народа.
Вспомним другую сказку «Царевна-лягушка». Кто же является главным героем в ней? Лягушка. Лягушка?! И русская народная сказка? При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. И его нельзя было убивать! Вспомним другое повествование. Сказка о «Медведе»: «Скрипи, нога, скрипи, липовая!» Медведь отомстил за свое увечье по всем правилам родового закона. У русских лягушка просто не была никогда духом рода, а медведь, несомненно был (кстати, ведь мы даже имени медведя назвать не сможем, хотя каждый из нас это имя знает (попробуйте, вспомнить и вы !). Кто же является автором «Царевны – лягушки»? Несомненно, народ. Только угро-финский. И опять встают вопросы. Русский народ – это кто? Русская культура – это что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...
Учимся задавать вопросы на уроках литературы
Материал, который я приобрела в школе "Учитель в порядке", подготовлен Юлией Денисовой. Это отчёт по проведенному триз-занятию. Пример ннаглядно показывает, как научить детей правильно...
Презентация к уроку литературы по теме «История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской» по повести В.Кондратьева «Сашка»
Презентация по теме " История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности-солдатской"...