СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс)

сочинение по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon plastov_letom.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ» 5 класс

Слайд 2

Ф.И. Тютчев Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит в вышины…

Слайд 3

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Слайд 4

Описание – тип речи. Задача описания как типа речи – сообщение об одновременных или постоянных действиях, признаках предметов или явлений.

Слайд 5

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово – понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! Е.Мурашова

Слайд 6

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)

Слайд 7

Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.

Слайд 8

Прислониха – родина художника в Ульяновской области

Слайд 9

В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины "Колхозный праздник" (1937), "Стадо" (1938), "Купание коней" (1938) принесли ему известность.

Слайд 10

Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно "Фашист пролетел" (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.

Слайд 12

В 1945 году Пластов написал замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину «Сенокос» - естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы - расти, а люди все также занимаются повседневными делами.

Слайд 13

«Сенокос»

Слайд 14

«Ужин тракториста»

Слайд 15

«Деревенский март»

Слайд 16

«Витя – подпасок»

Слайд 17

Аркадий Александрович создал огромное количество новых великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.

Слайд 18

«Партизаны»

Слайд 19

«Крестьянская Россия»

Слайд 20

«Юность»

Слайд 21

«Берёзы»

Слайд 22

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком- тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки.

Слайд 23

Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

Слайд 24

I . Вступление. 1. Слово о художнике. Тема и основная мысль картины. II . Основная часть. Описание картины А. Пластова «Летом». 1. Люди и собака (внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Корзины и кувшины 3. Пейзаж. III . Заключение. Мастерство художника и моё впечатление о картине План:

Слайд 25

Изобразительные средства Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим. - сверкают, подобно дорогим изумрудам; лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг. - ослепительный луч солнца; - яркие краски лета; - свежая, яркая, чистая зелень.

Слайд 26

Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема - это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме. Красота летней природы. Желание автора показать богатство и щедрость родной земли.

Слайд 27

В картине «Летом» А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

Слайд 28

Подберите определения, характеризующие данные предметы. Лес Поляна Воздух Солнце Берёзы Девочка еловый, красивый, зеленый желто-зеленая, цветущая, земляничная, благоухающая свежий, легко дышать ослепительное, золотистое стройные, белоствольные, гибкие, создают тень уставшая, задумчивая, в красном платке и белом платье

Слайд 29

Вставьте пропущенные слова. Летний ____________ день. Лесная __________. Солнце светит на полянку. От солнца трава ___________. Растут две __________, луг осыпан цветами, цветут голубенькие ____________, белые ___________. __________ – ярко-зеленая, расцвечена желтыми___________; лиловыми колокольчиками. солнечный желтая колокольчики ромашки березы полянка Трава цветами

Слайд 30

Выпишите сначала словосочетания, характеризующие женщину, а затем те, которые относятся к девочке. В красном платке Мозолистые руки женщина девочка Рядом с собакой В синем платке и платье Коса из-под косынки Она задремала С босыми ногами Много трудится Обирает ягодки Прикрылась рукой

Слайд 31

1. Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Спишите, обозначьте грамматическую основу предложений. 2. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. 3. Ослепительное солнце озаряет всю поляну т окрашивает ее в желтоватый цвет.

Слайд 32

Что прежде всего привлекло ваше внимание? Кого изобразил художник? Опишите каждого героя более подробно. Как вы думаете, почему художник так отчётливо изобразил руки женщины? Какие они?

Слайд 33

Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

Слайд 34

Что вы можете сказать о собаке? Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Как художник показывает, что стоит солнечный день? Тихий день?

Слайд 35

Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? Какое впечатление на вас производит картина А.А. Пластова «Летом»?

Слайд 36

В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы) , которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Слайд 37

Мы познакомились на уроке с замечательным русским художником Аркадием Александровичем Пластовым. 12 мая 1972 года на своей малой родине А. А. Пластов скончался. Там же в 1988 году был открыт Народный Музей имени художника .

Слайд 39

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота и величие русской природы в картине А.А. Пластова «Летом» Подготовка к сочинению.

Этот урок способствует обучению правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность побранных слов, на соответствие тому, что изображено; обогащению  речи уч...

сочинение по картине Пластова "Летом"

Устное сочинение по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Презентация к сочинению-описанию по картине А.Пластова "Летом"

Презентация к сочинению-описанию по картине А.Пластова "Летом"...

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

В помощь пятикласснику. Работа над сочинением по картине А .Пластова "Летом"

В помощь пятикласснику словесная опора-макет для работы над сочинением-описанием картины....