СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф.И. Тютчев Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит в вышины…
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.
Описание – тип речи. Задача описания как типа речи – сообщение об одновременных или постоянных действиях, признаках предметов или явлений.
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово – понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! Е.Мурашова
Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.
Прислониха – родина художника в Ульяновской области
В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины "Колхозный праздник" (1937), "Стадо" (1938), "Купание коней" (1938) принесли ему известность.
Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно "Фашист пролетел" (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.
В 1945 году Пластов написал замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину «Сенокос» - естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы - расти, а люди все также занимаются повседневными делами.
«Сенокос»
«Ужин тракториста»
«Деревенский март»
«Витя – подпасок»
Аркадий Александрович создал огромное количество новых великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.
«Партизаны»
«Крестьянская Россия»
«Юность»
«Берёзы»
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком- тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки.
Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
I . Вступление. 1. Слово о художнике. Тема и основная мысль картины. II . Основная часть. Описание картины А. Пластова «Летом». 1. Люди и собака (внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Корзины и кувшины 3. Пейзаж. III . Заключение. Мастерство художника и моё впечатление о картине План:
Изобразительные средства Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим. - сверкают, подобно дорогим изумрудам; лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг. - ослепительный луч солнца; - яркие краски лета; - свежая, яркая, чистая зелень.
Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема - это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме. Красота летней природы. Желание автора показать богатство и щедрость родной земли.
В картине «Летом» А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.
Подберите определения, характеризующие данные предметы. Лес Поляна Воздух Солнце Берёзы Девочка еловый, красивый, зеленый желто-зеленая, цветущая, земляничная, благоухающая свежий, легко дышать ослепительное, золотистое стройные, белоствольные, гибкие, создают тень уставшая, задумчивая, в красном платке и белом платье
Вставьте пропущенные слова. Летний ____________ день. Лесная __________. Солнце светит на полянку. От солнца трава ___________. Растут две __________, луг осыпан цветами, цветут голубенькие ____________, белые ___________. __________ – ярко-зеленая, расцвечена желтыми___________; лиловыми колокольчиками. солнечный желтая колокольчики ромашки березы полянка Трава цветами
Выпишите сначала словосочетания, характеризующие женщину, а затем те, которые относятся к девочке. В красном платке Мозолистые руки женщина девочка Рядом с собакой В синем платке и платье Коса из-под косынки Она задремала С босыми ногами Много трудится Обирает ягодки Прикрылась рукой
1. Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Спишите, обозначьте грамматическую основу предложений. 2. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. 3. Ослепительное солнце озаряет всю поляну т окрашивает ее в желтоватый цвет.
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Кого изобразил художник? Опишите каждого героя более подробно. Как вы думаете, почему художник так отчётливо изобразил руки женщины? Какие они?
Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
Что вы можете сказать о собаке? Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Как художник показывает, что стоит солнечный день? Тихий день?
Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? Какое впечатление на вас производит картина А.А. Пластова «Летом»?
В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы) , которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
Мы познакомились на уроке с замечательным русским художником Аркадием Александровичем Пластовым. 12 мая 1972 года на своей малой родине А. А. Пластов скончался. Там же в 1988 году был открыт Народный Музей имени художника .
Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красота и величие русской природы в картине А.А. Пластова «Летом» Подготовка к сочинению.
Этот урок способствует обучению правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность побранных слов, на соответствие тому, что изображено; обогащению речи уч...
сочинение по картине Пластова "Летом"
Устное сочинение по картине Пластова "Летом"...
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
Презентация к сочинению-описанию по картине А.Пластова "Летом"
Презентация к сочинению-описанию по картине А.Пластова "Летом"...
Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...
В помощь пятикласснику. Работа над сочинением по картине А .Пластова "Летом"
В помощь пятикласснику словесная опора-макет для работы над сочинением-описанием картины....