Урок литературы по повести В.К. Железникова "Чучело"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
«Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»
(по повести В.К. Железникова «Чучело»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_chuchelo.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №226»
Открытый урок литературы в 6 классе
для городского методического объединения учителей русского языка и литературы
Тема: «Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»
(по повести В.К. Железникова «Чучело»)
Провела:
Учитель русского языка
и литературы
1 категории
Дёмина М. В.
Заречный, 2013 год.
1. Слово учителя.
- Ребята, вы самостоятельно прочитали знаменитую повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело». (Слайд 1)
Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте.
- Что произвело на вас сильное впечатление и почему?
- Что особенно поразило в повести? (сцены жестокости)
3 мин.
К одной из таких сцен мне бы хотелось привлечь ваше внимание. Ребята подготовили выразительное чтение по ролям. Послушаем их. (уч. читают отр. Из 4 главы)
2 мин.
Как вы считаете, одноклассники победили Лену? Сила торжествует?
Как вы сформулировали бы главный проблемный вопрос по повести?
Учитель предлагает проблемную ситуацию:
Лена Бессольцева - победительница или побежденная? (Слайд 2)
Запись темы. 3 мин.
1.2.Определение целей.
-понять, действительно ли жестокость победила добро и милосердие.
- осмыслить отношение одноклассников к девочке и причины их поведения;
- выяснить, каковы нравственные уроки повести.
1 мин.
Мы произнесли слово «милосердие». Объясним его значение.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. (Запись в тетрадь_) 3 мин
Учитель: – А теперь вспомните антонимы к этим слова. (Милосердие – жестокость. Человеколюбие – ненависть) Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? О ком пойдет речь? Кто противостоит им? На каком приеме строится повествование? (антитеза)
3 мин.
Сейчас вы, обсудив некоторые вопросы в группах, проанализируете поступки героев.
Зад: 1 группа: Найти цитаты, отражающие жизненные принципы Н.Н. Бессольцева.
2 группа: образ Ленки Бессольцевой.
3 группе необходимо было подобрать цитаты, позволяющие раскрыть характеры одноклассников Ленки Бессольцевой , дать им характеристику.
4 группа – Димка Сомов.
На обсуждение – 10 мин.
Таблица №3
1.Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички? | |
Дайте характеристику каждому из героев (1 – 2словами): -Валька -Железная Кнопка -Шмакова -Попик -Рыжий -Лохматый | |
Можно ли оправдать их жестокость незнанием того, что Бессольцева – не предатель? | |
Изменились ли ребята в конце повести? Что они осознали? | |
Вывод: Они жестокие, а некоторые просто равнодушные люди. Им все равно, кого травить – Ленку или Сомова. У них нет собственного мнения. Это толпа. Но что-то в их душах перевернулось. |
Таблица №1
1.Расскажите о Н. Н. Бессольцеве (гл.2) | |
- Чем живет этот человек? | |
- Почему люди не понимают его? | |
Найдите цитаты из текста, отражающие жизненные принципы Н.Н. Бессольцева. (гл 2, ближе к концу, гл 4, после сцены с одноклассниками), гл 7 («Я бы не тянул..»)гл 8 (серединка «Прощать – пожалуйста…») Зачитайте их. | |
Является ли Н.Н. Бессольцев выразителем авторской позиции в повести? | |
Вывод: Н.Н. Бессольцев- голос автора в повести. Честный, принципиальный, милосердный. |
Таблица 2.
- Как прошло знакомство Лены с классом? Как встретили ее одноклассники? | |
- За что ее прозвали Чучелом? Почему? | |
-А как можно назвать поступок Лены Бессольцевой? - Зачем она это сделала? | |
- Почему так долго верила Димке? | |
- Как вы относитесь к бойкоту и травле Лены ребятами? | |
- В каком смысле Лена считает себя предательницей? | |
- Что извлекла Лена из всей этой истории? | |
- Почему она не ответила злом на зло? | |
Вывод: Лена не похожа на остальных – искренняя, открытая. За это ее и дразнят. Она хотела помочь, после всего, что с ней произошло, она не озлобилась, не опустилась до уровня ребят, не ожесточилась. Она сохранила в себе личность, не позволила растоптать своё человеческое достоинство |
Таблица №4
1.Почему Дима для Лены был героем, рыцарем из книги, как ей тогда казалось? | |
2. В каком эпизоде мы узнаем, что его героизм – ненастоящий? (гл5, конец, начало 6 гл) | |
Почему Димка Сомов не смог сознаться ребятам? 8 глава | |
Что такое предательство? почему люди идут на такой шаг? | |
Предатель ли Сомов? Почему предал? | |
Чем заканчивается его история в повести? Почему именно такая участь ждет Сомова? | |
Вывод: «Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус». Предательство совершил из трусости. Теперь его будут травить и гонять. Он не вызывает сочувствия. |
Обсуждение результатов работы. (15 мин)
Фронтальная беседа: Как вы думаете, когда ребята сильней всего унизили Лену?
Просмотр эпизода «Сожжение на костре».(Слайд 7-8) 8 мин.
-Как ведут Ленку на костер?
- Почему Сомов не отказался поджечь костер?
Как Лена чувствует себя после этого случая? Что говорит дедушке? (гл. 11, конец)
-Почему даже после такого предательства Ленка не выдает Сомова одноклассникам?
Физминутка. (слайд №10) (1 мин. 45 сек)
Выводы: Вся правда открылась, все встало на свои места. Почему же Бессольцевы уезжают? Значит, сила и жестокость победили? Кто же Лена – победительница или побежденная? Зачитайте финальные абзацы в последней главе (со слов «Рыжий отошел от окна…») 2 мин. - (Она победила. Она сохранила в себе личность, не позволила растоптать своё человеческое достоинство, ребята в классе изменились, они по-другому стали смотреть на мир (можно вспомнить монолог Рыжего о себе «Я всегда был как все...»). А уезжает, наверное, потому, что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, не затихла в сердце девочки. )
Что оставляют Николай Николаевич Бессольцев и Ленка ребятам? (Чему они их научили?) Какие нравственные уроки повести «Чучело» вы усвоили? (Слайд 11) 2 мин.
Домашнее задание:
- Составить синквейн об одном из героев повести.
- Напишите сочинение – миниатюру «Можно ли оправдать жестокость?» 2 мин
В заключении мне хотелось, чтобы наш урок закончили строки поэта Андрея Дементьева. (читает ученик)
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
Будьте добры и сострадательны, не допускайте в свои сердца жестокость. 2 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)
Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...