Урок литературы по повести В.К. Железникова "Чучело"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Дёмина Марина Вячеславовна

«Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»

(по повести В.К. Железникова «Чучело»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_chuchelo.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №226»

Открытый урок литературы в 6 классе

для городского методического объединения учителей русского языка и литературы

Тема: «Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»

(по повести В.К. Железникова «Чучело»)

                                                     Провела:

                                                                                        Учитель русского языка

                                                                     и литературы

                                                                  1 категории

                                                                     Дёмина М. В.

Заречный, 2013 год.

1. Слово учителя.

- Ребята, вы самостоятельно прочитали знаменитую повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело». (Слайд 1)

Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте.

- Что произвело на вас сильное впечатление и почему?

- Что особенно поразило в повести? (сцены жестокости)

3 мин.

 К одной из таких сцен мне бы хотелось привлечь ваше внимание. Ребята подготовили выразительное чтение по ролям. Послушаем их. (уч. читают отр. Из 4 главы)

2 мин.

Как вы считаете, одноклассники победили Лену? Сила торжествует?

Как вы сформулировали бы  главный проблемный вопрос по повести?

Учитель предлагает проблемную ситуацию:

Лена Бессольцева - победительница или  побежденная? (Слайд 2)

Запись темы.         3 мин.

1.2.Определение целей.

-понять, действительно ли жестокость победила добро и милосердие.

- осмыслить отношение одноклассников к девочке и причины их поведения;

- выяснить, каковы нравственные уроки повести.

1 мин.

Мы произнесли слово «милосердие». Объясним его значение.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. (Запись в тетрадь_)  3 мин

Учитель: – А теперь вспомните антонимы к этим слова. (Милосердие – жестокость. Человеколюбие – ненависть) Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? О ком пойдет речь? Кто противостоит им? На каком приеме строится повествование? (антитеза) 

3 мин.

Сейчас вы, обсудив некоторые вопросы в группах, проанализируете поступки героев.

Зад: 1 группа: Найти цитаты, отражающие жизненные принципы Н.Н. Бессольцева.

2 группа: образ Ленки Бессольцевой.

3 группе  необходимо было  подобрать цитаты, позволяющие раскрыть характеры одноклассников Ленки Бессольцевой , дать им характеристику.

4 группа – Димка Сомов.

На обсуждение – 10 мин.

Таблица №3

1.Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички?

Дайте характеристику каждому из героев (1 – 2словами):

-Валька

-Железная Кнопка

-Шмакова

-Попик

-Рыжий

-Лохматый

 Можно ли оправдать их жестокость незнанием того, что Бессольцева – не предатель?

Изменились ли ребята в конце повести? Что они осознали?

Вывод: Они жестокие, а некоторые просто равнодушные люди. Им все равно, кого травить – Ленку или Сомова. У них нет собственного мнения. Это толпа. Но что-то в их душах перевернулось.

        Таблица №1

1.Расскажите о Н. Н. Бессольцеве (гл.2)

- Чем живет этот человек?

- Почему люди не понимают его?

Найдите цитаты из текста, отражающие жизненные принципы Н.Н. Бессольцева. (гл 2, ближе к концу, гл 4, после сцены с одноклассниками),  гл 7 («Я бы не тянул..»)гл 8 (серединка «Прощать – пожалуйста…») Зачитайте их.

Является ли Н.Н. Бессольцев выразителем авторской позиции в повести?

Вывод: Н.Н. Бессольцев-  голос автора  в повести. Честный, принципиальный, милосердный.

Таблица 2.

- Как прошло знакомство Лены с классом? Как встретили ее одноклассники?

- За что ее прозвали Чучелом? Почему?  

-А как можно назвать поступок Лены Бессольцевой? - Зачем она это сделала?

- Почему так долго верила Димке?

- Как вы относитесь к бойкоту и травле Лены ребятами?

- В каком смысле Лена считает себя предательницей?

- Что извлекла Лена из всей этой истории?

- Почему она не ответила злом на зло?

Вывод: Лена не похожа на остальных – искренняя, открытая. За это ее и дразнят. Она хотела помочь, после всего, что с ней произошло, она не озлобилась, не опустилась до уровня ребят, не ожесточилась. Она сохранила в себе личность, не позволила растоптать своё человеческое достоинство

Таблица №4

1.Почему Дима для Лены был героем, рыцарем из книги, как ей тогда  казалось?

2. В каком эпизоде мы узнаем, что его героизм – ненастоящий? (гл5, конец, начало 6 гл)

Почему Димка Сомов не смог сознаться ребятам? 8 глава

Что такое предательство? почему люди идут на  такой шаг?

Предатель ли Сомов? Почему предал?

Чем заканчивается его история в повести? Почему именно такая участь ждет Сомова?

Вывод:  «Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус».   Предательство совершил из трусости. Теперь его будут травить и гонять. Он не вызывает сочувствия.

Обсуждение результатов работы. (15 мин)

Фронтальная беседа: Как вы думаете, когда ребята сильней всего унизили Лену?

Просмотр эпизода «Сожжение на костре».(Слайд 7-8)   8 мин.

-Как ведут Ленку на костер?

- Почему  Сомов не отказался поджечь костер?

Как Лена чувствует себя после этого случая? Что говорит дедушке? (гл. 11, конец)

-Почему даже после такого предательства Ленка не выдает Сомова одноклассникам?

Физминутка. (слайд №10) (1 мин. 45 сек)

Выводы: Вся правда открылась, все встало на свои места. Почему же Бессольцевы уезжают? Значит, сила и жестокость победили? Кто же Лена – победительница или побежденная? Зачитайте финальные абзацы в последней главе (со слов «Рыжий отошел от окна…») 2 мин. -  (Она победила.  Она сохранила в себе личность, не позволила растоптать своё человеческое достоинство, ребята в классе изменились, они по-другому  стали смотреть на мир (можно вспомнить монолог Рыжего о себе «Я всегда был как все...»).  А уезжает, наверное, потому, что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью,  не затихла в  сердце девочки. )

 Что оставляют Николай Николаевич Бессольцев и Ленка ребятам? (Чему они их научили?) Какие нравственные уроки повести «Чучело» вы усвоили? (Слайд 11) 2 мин. 

Домашнее задание:

  1. Составить синквейн об одном из героев повести.
  2. Напишите сочинение – миниатюру «Можно ли оправдать жестокость?» 2 мин

В заключении мне хотелось, чтобы наш урок закончили строки поэта Андрея Дементьева. (читает ученик)

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих  мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.  

Будьте добры и сострадательны, не допускайте в свои сердца жестокость. 2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...