Рабочая программа по литературе для 9 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Кухнова Татьяна Георгиевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 9 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов ГБОУ школы 594 создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2011год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

· формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

· постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

· поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

· овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данная программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по следующим учебникам:

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане ГБОУ школы 594

Данная программа рассчитана на 442 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:

в 5 классе — 102 ч,       на дому  в неделю 1,5ч.,  всего 51 час,.

в 6 классе — 68 ч,         на дому  в неделю 1,5ч.,  всего 51 час,

в 7 классе — 68 ч,         на дому  в неделю 1ч.,  всего 34 часа ,

в 8 классе — 68 ч,         на дому  в неделю 1ч.,  всего 34 часа,

в 9 классе — 102 ч,         на дому  в неделю 1ч.,  всего 34 часа.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· смысловое чтение;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

· понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

· сравнение и сопоставление;

· самостоятельное выполнение различных творческих работ;

· способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

· осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

· владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

· формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

· самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

· владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

· владение умениями выразительного чтения;

· восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

· умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

· умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

· умение определять жанрово-родовую природу произведения;

· умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

· умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

· использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

· определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

· самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

· поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

· умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

· выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

· умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

· владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

· определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

· умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

· осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

9 класс.    Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий). Притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки 9углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

Предполагается, что в результате изучения литературы в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения,

- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту,

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание,

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, общениях, соблюдая правила речевого этикета,

- работать со словом, пополняя словарный запас,

- читать осознанно и выразительно; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

- передавать содержание прочитанного в виде пересказа,

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению,

- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом;

- читать по ролям литературное произведение,

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий, давать характеристику героя),

- создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

-завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ.

Технологии, используемые в образовательном процессе

· Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

· Технологии реализации межпредметных связей в образоватльном процессе.

· Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

· Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

· Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Введение – 1 ч.

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер русской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…» ; Проблема авторства. Историческая основа памятника, сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный русской женщины. Образ Русской земли. Авторская по- в «Слове...». «Золотое слово» Святослава. Соединение языческой и христианской ости. Язык произведения. Переводы «Слова...».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 8 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности, оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 60 ч.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный, мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне- сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловече-ское в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике, особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика: Д. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери, Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значениеие. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет….», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюции образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

 

Пояснительная записка.

Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения.

Опора на изученное в предыдущие годы обучения позволит избежать дублирования известного учащимся и продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков.

  Одно из главных положений - целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата.

Программа составляется для детей с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому, для детей – инвалидов.

Основная цель курса.

Приобщение учащихся к искусству слова богатством русской классической литературы, развитие художественного восприятия как условия постижения авторского видения окружающего мира, отображенного в произведениях человеческих характеров, общественных отношений и на этой основе формирования духовного мира человека, создание условий для возникновения внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации творческих возможностей.

Основные знания.

1.   Наиболее важные сведения о литературных направлениях.

2.   Важнейшие сведения из биографий писателей.

3.   Характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении.

4.   Сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений.

5.   Типическое знание характеров главных действующих лиц изученных произведений.

6.   Жанровые особенности изученных произведений.

7.   Тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Основные умения.

1. Воссоздать в воображении художественные  картины, нарисованные писателем.

2. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.

4. Выявлять основные проблемы произведения.

5. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, а также изобразительно-выразительных средств языка.

6. Выявить роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

7. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

8. Составлять план собственного устного и письменного высказывания.

9. Создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изучаемому произведению.

10.Готовить доклад или реферат на литературную тему.

11.Писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу.

 

 

          Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе.

Урок 1 (1 час) 01.09

Введение.

Литература и искусство в жизни человека. Фольклор. Античная литература.

 

Урок 2 (1 час) 08.09

Литература Средневековья. Летописи. Жития. «Слово о полку Игореве» и культура Руси.

 

Урок 3 (1 час) 15.09

«Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова …». Сюжет и композиция. Комментарий. Образы.

 

Урок 4 (1 час) 22.09

Возрождение. Русский классицизм. М.В.Ломоносов, ученый, поэт. Лирика.

 

Урок 5 (1 час) 29. 09.

Г.Р.Державин. Судьба и поэзия. «Ода к Фелице». «Памятник» Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

 

Урок 6 (1 час) 06.10.

Д.И.Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц. Идеал человеческого достоинства, служения Родине…

 

Урок 7 (1 час) 13.10.

Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина. Простакова и Митрофанушка. Положительный идеал Д.И.Фонвизина.  Работа над сочинением.

 

Урок 8 (1 час) 20.10.

А.Н.Радищев-гражданин, патриот, писатель. Судьба и творчество. «Путешествие из Петербурга в Москву». Вера в будущее России.

 

Урок 9 (1 час) 27.10.

Н.М.Карамзин. Личность, творчество, судьба. Повесть «Бедная Лиза». Жизнь простых людей. Черты сентиментализма.

 

Урок 10 (1 час) 03.11.

Романтизм К.Ф.Рылеева. «Думы» К.Ф.Рылеева. Лирика. В.А.Жуковский. «Светлана», «Людмила», «Лесной царь», «Море», «Вечер» …

Урок 11 (1 час) 10.11.

Литература первой половины 19 века. От романтизма к реализму. Биография А.С.Грибоедова. История замысла комедии «Горе от ума». Особенности драматического произведения.

Анализ первого действия.

 

Урок 12 (1 час) 17.11.

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин. Анализ 2 и 3 действия комедии.

 

Урок 13 (1 час) 01.12.

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии.

 

Урок 14 (1 час) 08.12.

Жанр комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова.

 

Урок 15 (1 час) 15.12.

Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин. Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Контрольное сочинение.

 

Урок 16 (1 час) 22.12.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Тема «дружества святого». Лирика. Вольнолюбивая лирика. Анализ стихов.

 

Урок 17 (1 час)29. 12.

Поэт и власть. Тема любви в лирике А.С.Пушкина. Тема творчества.

 

Урок 18 (1 час) 1 2.01.

Философская лирика. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Памятник». А.С.Пушкин и его читатели. Роман «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни».

 

Урок 19 (1 час) 19.01.

Роль посвящения. Комментарий 1 и 2 главы. Характер Онегина. Онегин и Ленский. Поместное дворянство. Татьяна и Ольга.

 

Урок 20 (1 час) 26.01.

Комментарий 3 главы. Письмо Татьяны. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между картинами счастливой любви и участью Татьяны.

 

Урок 21 (1 час) 02.02.

Комментарий 5,6,7 глав. Гибель Ленского. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе. Контрольное сочинение.

 

Урок 22 (1 час) 09.02.

Биография М.Ю.Лермонтова. Тема поэта и толпы в лирике поэта. М.Ю.Лермонтов и его поколение. «Дума». Тема Родины и природы.

 

Урок 23 (1 час) 16.02.

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихов.

 

Урок 24 (1 час) 01.03.

Замысел, смысл названия, проблематика романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Анализ повести «Бэла», «Максим Максимыч».

 

Урок 25 (1 час) 15.03.

Анализ повести «Тамань», «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. Мери, Вера и Печорин. 

 

Урок 26 (1 час) 22.03.

Анализ повести «Фаталист». Подготовка к сочинению.

 

Урок 27 (1 час) 05.04.

Контрольное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова.

 

Урок 28 (1 час) 12.04.

Биография Н.В.Гоголя. Цикл повестей Н.В.Гоголя. «Петербургские повести», «Ревизор», «Вечера…».

Урок 29 (1 час) 19.04.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Замысел, смысл названия. Анализ 1 главы.

 

Урок 30 (1  час) 26.04.

Образ Манилова. Чичиков и Манилов. Анализ 2 главы.

 

Урок 31 (1 час) 03.05.

Образ Коробочки. Чичиков и Коробочка. Анализ 3 главы.

 

Урок 32 (1 час) 10.05.

Образ Ноздрева. 4 глава поэмы.

 

Урок 33 (1 час) 17.05.

Образ Собакевича, анализ 5 главы. Образ Плюшкина, 6 глава.

Помещики и народ в поэме. Губернский город N-царство чиновников. Образ Чичикова. Анализ 11 главы.

 

Урок 34 (1 час) 24.05.

Души живые в поэме. Образ автора, лирические отступления. Мотив дороги. Подготовка к сочинению.

Контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

 

Литература:

 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

 3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

 4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

 5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

 6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.

8. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008

 9. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

 10. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2003; 11. Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9- 11 кл., – М.: «Дрофа», 1997

 12. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000 14. Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.– М.: «Дрофа», 1997

13. «Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений», М., «Просвещение», 2011.

14. М.Г.Белова «Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с тестовыми заданиями и частичным сопровождением к урокам», СПб, 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 9 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов ГБОУ школы 594 создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2011год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данная программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по следующим учебникам:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане ГБОУ школы 594

Данная программа рассчитана на 442 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:

в 5 классе — 102 ч,       на дому  в неделю 1,5ч.,  всего 51 час,.

в 6 классе — 68 ч,         на дому  в неделю 1,5ч.,  всего 51 час,

в 7 классе — 68 ч,         на дому  в неделю 1ч.,  всего 34 часа ,

в 8 классе — 68 ч,         на дому  в неделю 1ч.,  всего 34 часа,

в 9 классе — 102 ч,         на дому  в неделю 1ч.,  всего 34 часа.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 сравнение и сопоставление;

 самостоятельное выполнение различных творческих работ;

 способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

 осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

 формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

 владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

 владение умениями выразительного чтения;

 восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

 умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

 умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

 умение определять жанрово-родовую природу произведения;

 умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

 умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

 использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

 самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

 умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

 выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

 умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

 владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

 определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

 умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

 осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

9 класс.    Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий). Притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки 9углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

Предполагается, что в результате изучения литературы в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения,

- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту,

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание,

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, общениях, соблюдая правила речевого этикета,

- работать со словом, пополняя словарный запас,

- читать осознанно и выразительно; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

- передавать содержание прочитанного в виде пересказа,

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению,

- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом;

- читать по ролям литературное произведение,

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий, давать характеристику героя),

- создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

-завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ.

Технологии, используемые в образовательном процессе

 Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

 Технологии реализации межпредметных связей в образоватльном процессе.

 Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

 Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

 Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Введение – 1 ч.

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер русской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…» ; Проблема авторства. Историческая основа памятника, сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный русской женщины. Образ Русской земли. Авторская по- в «Слове...». «Золотое слово» Святослава. Соединение языческой и христианской ости. Язык произведения. Переводы «Слова...».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 8 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности, оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 60 ч.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный, мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне- сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловече-ское в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике, особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика: Д. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери, Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значениеие. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет….», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюции образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Пояснительная записка.

Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения.

Опора на изученное в предыдущие годы обучения позволит избежать дублирования известного учащимся и продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков.

  Одно из главных положений - целенаправленность обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата.

Программа составляется для детей с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому, для детей – инвалидов.

Основная цель курса.

Приобщение учащихся к искусству слова богатством русской классической литературы, развитие художественного восприятия как условия постижения авторского видения окружающего мира, отображенного в произведениях человеческих характеров, общественных отношений и на этой основе формирования духовного мира человека, создание условий для возникновения внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации творческих возможностей.

Основные знания.

  1. Наиболее важные сведения о литературных направлениях.
  2. Важнейшие сведения из биографий писателей.
  3. Характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении.
  4. Сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений.
  5. Типическое знание характеров главных действующих лиц изученных произведений.
  6. Жанровые особенности изученных произведений.
  7. Тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Основные умения.

1. Воссоздать в воображении художественные  картины, нарисованные писателем.

2. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.

4. Выявлять основные проблемы произведения.

5. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, а также изобразительно-выразительных средств языка.

6. Выявить роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

7. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

8. Составлять план собственного устного и письменного высказывания.

9. Создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изучаемому произведению.

10.Готовить доклад или реферат на литературную тему.

11.Писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу.

                  Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе.

Урок 1 (1 час) 01.09

Введение.

Литература и искусство в жизни человека. Фольклор. Античная литература.

Урок 2 (1 час) 08.09

Литература Средневековья. Летописи. Жития. «Слово о полку Игореве» и культура Руси.

Урок 3 (1 час) 15.09

«Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова …». Сюжет и композиция. Комментарий. Образы.

Урок 4 (1 час) 22.09

Возрождение. Русский классицизм. М.В.Ломоносов, ученый, поэт. Лирика.

Урок 5 (1 час) 29. 09.

Г.Р.Державин. Судьба и поэзия. «Ода к Фелице». «Памятник» Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

Урок 6 (1 час) 06.10.

Д.И.Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц. Идеал человеческого достоинства, служения Родине…

Урок 7 (1 час) 13.10.

Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина. Простакова и Митрофанушка. Положительный идеал Д.И.Фонвизина.  Работа над сочинением.

Урок 8 (1 час) 20.10.

А.Н.Радищев-гражданин, патриот, писатель. Судьба и творчество. «Путешествие из Петербурга в Москву». Вера в будущее России.

Урок 9 (1 час) 27.10.

Н.М.Карамзин. Личность, творчество, судьба. Повесть «Бедная Лиза». Жизнь простых людей. Черты сентиментализма.

Урок 10 (1 час) 03.11.

Романтизм К.Ф.Рылеева. «Думы» К.Ф.Рылеева. Лирика. В.А.Жуковский. «Светлана», «Людмила», «Лесной царь», «Море», «Вечер» …

Урок 11 (1 час) 10.11.

Литература первой половины 19 века. От романтизма к реализму. Биография А.С.Грибоедова. История замысла комедии «Горе от ума». Особенности драматического произведения.

Анализ первого действия.

Урок 12 (1 час) 17.11.

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин. Анализ 2 и 3 действия комедии.

Урок 13 (1 час) 01.12.

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии.

Урок 14 (1 час) 08.12.

Жанр комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова.

Урок 15 (1 час) 15.12.

Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин. Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Контрольное сочинение.

Урок 16 (1 час) 22.12.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Тема «дружества святого». Лирика. Вольнолюбивая лирика. Анализ стихов.

Урок 17 (1 час)29. 12.

Поэт и власть. Тема любви в лирике А.С.Пушкина. Тема творчества.

Урок 18 (1 час) 1 2.01.

Философская лирика. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Памятник». А.С.Пушкин и его читатели. Роман «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни».

Урок 19 (1 час) 19.01.

Роль посвящения. Комментарий 1 и 2 главы. Характер Онегина. Онегин и Ленский. Поместное дворянство. Татьяна и Ольга.

Урок 20 (1 час) 26.01.

Комментарий 3 главы. Письмо Татьяны. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между картинами счастливой любви и участью Татьяны.

Урок 21 (1 час) 02.02.

Комментарий 5,6,7 глав. Гибель Ленского. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе. Контрольное сочинение.

Урок 22 (1 час) 09.02.

Биография М.Ю.Лермонтова. Тема поэта и толпы в лирике поэта. М.Ю.Лермонтов и его поколение. «Дума». Тема Родины и природы.

Урок 23 (1 час) 16.02.

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихов.

Урок 24 (1 час) 01.03.

Замысел, смысл названия, проблематика романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Анализ повести «Бэла», «Максим Максимыч».

Урок 25 (1 час) 15.03.

Анализ повести «Тамань», «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. Мери, Вера и Печорин.  

Урок 26 (1 час) 22.03.        

Анализ повести «Фаталист». Подготовка к сочинению.

Урок 27 (1 час) 05.04.

Контрольное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова.

Урок 28 (1 час) 12.04.

Биография Н.В.Гоголя. Цикл повестей Н.В.Гоголя. «Петербургские повести», «Ревизор», «Вечера…».

Урок 29 (1 час) 19.04.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Замысел, смысл названия. Анализ 1 главы.

Урок 30 (1  час) 26.04.

Образ Манилова. Чичиков и Манилов. Анализ 2 главы.

Урок 31 (1 час) 03.05.

Образ Коробочки. Чичиков и Коробочка. Анализ 3 главы.

Урок 32 (1 час) 10.05.

Образ Ноздрева. 4 глава поэмы.

Урок 33 (1 час) 17.05.

Образ Собакевича, анализ 5 главы. Образ Плюшкина, 6 глава.

Помещики и народ в поэме. Губернский город N-царство чиновников. Образ Чичикова. Анализ 11 главы.

Урок 34 (1 час) 24.05.

Души живые в поэме. Образ автора, лирические отступления. Мотив дороги. Подготовка к сочинению.

Контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Литература:

 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

 3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

 4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

 5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

 6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.

8. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008

 9. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

 10. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2003; 11. Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9- 11 кл., – М.: «Дрофа», 1997

 12. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000 14. Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.– М.: «Дрофа», 1997

13. «Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений», М., «Просвещение», 2011.

14. М.Г.Белова «Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с тестовыми заданиями и частичным сопровождением к урокам», СПб, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья - разработка "Рабочая программа по русскому языку для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 10 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 11 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...