Конспект урока литературы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино».
Цели урока: образовательные: познакомить с биографией автора, с сюжетом и с
героями произведения; показать особенности повествования;
воспитательные: воспитывать уважение к великому прошлому России, чувство гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
Письменный ответ на вопрос: почему С.Я. Маршак называет пушкинскую сказку «прямой наследницей сказки народной»?
3. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского
поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814
году в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны,
урожденной Арсеньевой. Невеселым был детство этого мальчика. Смутно
помнил он ласковые руки и славный голосок матери, напевавшей ему грустную
песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет… Воспитанием
маленького Миши занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньевна. Детские
годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии,
принадлежащей бабушке. Здесь наблюдал он жизнь барской усадьбы, учился
народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачеве,
войне 1812 года.
В 14 – летнем возрасте, переехав с бабушкой в Москву, Лермонтов
поступает в Московский благородный пансион, при котором была превосходная
библиотека, где по вечерам воспитанники читали свои сочинения, обсуждали
прочитанное.
В 1830 году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Все это
время Лермонтов занимался литературной работой, писал стихи. После
окончания школы служил в лейб – гвардии Гусарского полка, затем в драгунском
полку, располагавшемся на Кавказе.
В 1841 году в возрасте 27 лет М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли.
За свою короткую жизнь М.Ю.Лермонтов создал огромное количество
замечательных произведений. С одним из них мы сегодня
познакомимся.(оформление тетрадей, запись темы).
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» было откликом на 25 – летнюю годовщину Бородинской битвы.
1.Сообщение ученика о войне 1812 года и о ходе Бородинского сражения.
2.выразительное чтение стихотворения «Бородино»
3.Эвристическая беседа.
- О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
- Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 года, вы уже
изучали в 5 – Ом классе?
- Кто рассказывает о сражении?
(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя – это
распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему
человеку).
- Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет?
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу
молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком. И сейчас, спустя 25 лет, в
1837 году он служит последний год).
- С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
- Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
- О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»?
- Что означает фраза: «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?
(По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска
располагались на зимних квартирах).
- Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?
- «И вот нашли большое поле…»Что это за поле? (Это Бородинское поле, в селе
Бородино).
Словарная работа. Объяснение значений военных терминов.
Редут – полевое укрепление.
- Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».
- «Забил снаряд я в пушку туго» Значит, кем был тогда этот молодой солдат?
Артиллеристом. (Рассмотрим иллюстрацию. Артиллерист, забивающий заряд,
должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским
выстрелом).
Прочитаем эту строфу.
- Как вы понимаете слова:
Что тут хитрить пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
(Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом
говорит выражение «пойдем ломить стеною». «Постоим мы головою» означает,
что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке).
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в эдакой безделке?
Мы ждали третий день.
В основе этих слов солдата лежат реальные события. Военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа. Само сражение произошло 26 августа, то есть на третий день.
- С какой интонацией в устах старого солдата звучит выражение: «Мы ждали третий день»? (В сказках «три» - волшебное число, и решающие события происходят, как правило, на третий раз).
- Чего хотели солдаты? Почему они ждали «добраться до картечи»?
Словарная работа.
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на
близком расстоянии.
«И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень».
- Найдите эпитеты в этих строках. Какое настроение они создают?
Словарная работа.
Сеча – сражение, битва.
- Почему «ликовал француз»?
(Французы были уверенны в победе и заранее праздновали).
- Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам
рассказчик?
(Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все
понимали важность наступающего дня).
Словарная работа.
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка под открытым небом.
Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.
- Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движения.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
- Как вы понимаете эти слова рассказчика?
( «Быть хватом» значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник, верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.
Булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата
изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражен
булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.)
- «И молвил он, сверкнув очами…» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение? ( «Молвил», «очами»)
Описание сражения ( три строфы от слов: «Ну ж был денек!»).
- С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки
боя? Назовите их.
- Как вы думаете, почему автор пишет: «…рука бойцов колоть устала…» и не
«руки бойцов колоть устали»?
- С помощью каких строк автор передает грохот боя?
( « И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел» (роль звука р )
- Подберите синоним к глаголу «изведал».
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...
- Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово «наш»?
( Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и
русские и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались
рукопашным боем. Французы хорошо узнали, что такое русская храбрость, сила и
удаль. Слово «наш» объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и
весь русский народ.)
- Рассмотрите репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Рубо. Какие
строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил
Рубо?
Читаем предпоследнюю строфу.
- К чему были готовы русские воины?
- Что означают слова: «Вот затрещали барабаны
И отступили бусурманы»? ( враги)
( В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были
разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.)
- Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая
уже звучала?
( Воин жалеет о гибели многих русских людей, считая, что там, в прошлом,
были богатыри, здесь, в современности – мелкие люди, не способные к подвигам.
После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала
отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает,
что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.)
4.Закрепление изученного.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор?
- О чем это стихотворение?
- В чем, по – вашему, заключается основная мысль стихотворения?
( Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом).
-Каким чувством оно проникнуто?
( Чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и
офицеров. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей
страной.)
Россия – наша родина, наш дом, и наша задача оберегать ее, заботиться
о ее процветании, чтобы наши дети и дети наших детей жили в счастливой
стране.
5. Домашнее задание.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Презентация к уроку М. Ю. Лермонтов "Бородино"
В презентации представлены фотографии усадьбы Тарханы Пензенской губернии. Там Лермонтов провёл своё детствою....
конспект урока литературы по теме "М. Ю. Лермонтов. "Бородино"
Урок по литературе...
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.
Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Бородино"
Конспект соответсвует требованиям новых образовательных стандартов...
Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...
Конспект урока литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонтов. Бородино" с презентацией
Конспект урока литературы по теме "Бородино. История создания, особенности повествования"....