Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.
Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;
2) познакомиться со стихотворением;
3) развивать умение анализировать художественное произведение;
4) Узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 361.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
В 5 классе
На тему «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая
основа стихотворения».
Учитель: Гаджимурадова Саният Рамазановна
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.
Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;
2) познакомиться со стихотворением;
3) развивать умение анализировать художественное произведение;
4) Узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина, компьютер, учебник под. ред. Коровиной, карточки с заданием для работы в группе.
План урока.
1. Вступительная беседа.
2. Слово о поэте.
3. Историческая справка о Бородинском сражении.
4. Словарная работа.
5. Прослушивание стихотворения.
6. Работа над содержанием. (Исследовательская работа в группах).
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
I.Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить, кому принадлежат эти строки?
(Ответы учащихся)
Чем может гордиться человек, проживший жизнь?
-А бывает ли, на ваш взгляд, что-то, что является предметом гордости всего народа?
(Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, которое запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.)
-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, ,являются предметом гордости всего русского народа.
ТЕМА (В тетрадь)
ЦЕЛЬ УРОКА (от детей).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –
Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино»
ЗАДАЧИ
-Всегда ли нам удаётся сохранить память о наших предках, сражавшихся с врагами Отечества и одержавших победу? (Рассуждения учащихся)
Эпиграф к уроку
«Потомкам дальним о героях будут
Рассказывать язык пера и кисти».
- Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» как раз рассказывает о самом крупном историческом событии той войны , и благодаря литературным произведениям , произведениям других видов искусства, останется в памяти поколений навсегда.
II.Знакомство с автором.
Подготовленные ученики рассказывают об известных фактах биографии
М.Ю.Лермонтова.
Рассказ сопровождается показом презентации.
Лермонтов Ю.П. , отец поэта. Лермонтова М.М., мать поэта.
1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка поэта.
2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты Гусарского полка.
3-ий ученик: 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.
4-ый ученик: Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.
5-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.
Картины Лермонтова
III. Историческая основа стихотворения «Бородино».
Учитель: Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.
Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?
1-ый ученик: Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.
2-ой ученик: Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен.
3-ий ученик: На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.
4-ый ученик: И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.
5-ый ученик: Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.
При Бородине французская армия расшиблась об русскую. Русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек, в том числе генерала.
Этот день станет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов.
IV. Словарная работа.
- Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов?
«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.
кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
V.Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи.
Теперь все слова нам понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина
Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов.
VI. Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».
- О каком событии рассказывается в стихотворении?
- Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).
- Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?
(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)
-В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)
-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)
-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?
(чтение 1 строфы)
-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?
-Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете
рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)
-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)
-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).
Вывод: лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.
-От какого лица ведёт повествование старый солдат?
-Каким был бой?
(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).
-Какие чувства выражены в стихотворении?
(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)
-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.
Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).
7. Подведение итогов урока.
- Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года.
- С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?
- Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? Обращение к эпиграфу урока
- Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?
Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? (Ответы детей).
Рефлексия
- Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?
Заключительное слово учителя
Победа русской армии в войне 1912 года избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы.
Мы отмечаем 200-летие со дня Бородинского сражения.
Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные?
Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
Оценки. Домашнее задание.
Составить в тетради план стихотворения (обычный или цитатный – по желани
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
М.Ю Лермонтов "Бородино" Историческая основа стихотворения
Презентация к уроку...
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой раб...
М.Ю. Лермонтов «Бородино»Историческая основа стихотворения
Скачать файл...
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и героический пафос в произведении
Данный материал может использоваться на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лерсмонтова....
Конспект урока литературы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино"
Разработка урока литературы...
Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...