Конспект урока литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонтов. Бородино" с презентацией
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Антиперович Светлана Николаевна

Конспект урока литературы по теме "Бородино. История создания, особенности повествования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока21 КБ
Файл Презентация2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Антиперович Светлана Николаевна

ГБОУ СОШ № 113 Приморского района  г. Санкт-Петербурга

Литература в 5 классе

Урок № 76  (Раздел «Тема защиты Родины»)

Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 

познакомить учащихся 5 класса  с историей создания стихотворения М.Ю. Лермонтова « Бородино» (1837); сопоставить с «Поле Бородина»;  прививать интерес и уважение к героическому прошлому России ; расширять словарный запас; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты:

знание истории создания стихотворения; понимание исторического значения Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года, умение сопоставить тексты двух стихотворений ; умение объяснять значение устаревших слов.

Оборудование:

 презентация учителя «Да, были люди в наше время…», учебники,  распечатка «Поле Бородина» и отрывка из повести  Т.Толстой «Детство Лермонтова»  (гл. 9 : «Афанасий Алексеевич также любил вспоминать, как он участвовал в Бородинском сражении…»

                                    Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1..Вступительное слово учителя.

Из окон Лицея Пушкин и его товарищи с гордостью и завистью  смотрели на русские полки …Для Лермонтова Отечественная война 1812 года – недавнее прошлое,  но поэт к этой теме обращается не раз. Сегодня мы познакомимся со стихами, названными в честь главного сражения той войны - …..

(На доске учитель записывает тему, определяются цели и задачи на уроке)

Учитель (или подготовленный ученик) зачитывает отрывок из повести Татьяны Толстой «Детство Лермонтова

(…Афанасий Алексеевич также любил вспоминать, как он участвовал в Бородинском сражении. Миша стал просить его рассказать все подробно, и тот охотно согласился. Однажды после обеда все уселись в гостиной, и Афанасий Алексеевич начал свой рассказ:

—Хоть несколько лет прошло с того дня, но как ясно я помню, что происходило! Когда нам объявили, что завтра сражение, все призадумались. Солдаты и офицеры стали переодеваться в чистые рубахи. Все мы решили биться не на жизнь, а на смерть, отстаивая свою родину, и, если понадобится, умереть.

Старики ветераны оживились и подбадривали молодых. Всем надоело отступать, все жадно ожидали генерального сражения. Два дня шла перестрелка. Ночью, облокотившись на одну из своих пушек, я стоял и не мог заснуть. Грустно мне было слышать, что невдалеке от нас ликовали французы. Особенно тоскливо стало, когда мы услыхали, что Багратион ранен. После ранения Багратиона Дохтуров получил приказ принять на себя командование левым флангом. Обращаясь к войскам, он воскликнул:

«За нами Москва! Умрем все, но ни шагу назад!»

Мы встретили французов картечью, давая по сто выстрелов в минуту. Раненые и убитые падали на землю, через них перескакивали идущие в бой. На моих глазах упал мой командир. Он был контужен, но нам показалось, что он убит. Батарея осталась без командира…

Волнение Афанасия Алексеевича передалось его слушателям, когда он перешел к рассказу о совершенном им подвиге.

—Тогда,— продолжал Афанасий Алексеевич,— я взял командование. Я заметил движение кирасир, выехал вперед, ближе к передовой линии, и мы стали ждать приближения неприятеля. Французы тем временем стреляли не умолкая, и подо мной была убита моя горская лошадь…

Арсеньева в этом месте не выдержала и, заливаясь слезами, пробормотала:

—Как же ты сам-то, Фанюшка, остался жив!..

Быстро поцеловав руку сестры, Афанасий Алексеевич продолжал свой рассказ:

—Я тотчас же пересел на другого коня, но со своей позиции не уходил. По счастью, к нам скоро подоспела помощь. Ударили в штыки. Неприятель был опрокинут, центральная  батарея перешла в наши руки, французский генерал взят нами в плен…»)

- Каково значение сражения под Бородино, деревней в 124 км к западу от Москвы?

2. Презентация «Да, были люди в наше время…»

Генерал Ермолов: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Учреждение медали ( из указа): «… не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»

 Грандиозное полотно Ф.А. Рубо «Бородинская битва»

3. Выразительное чтение стихотворения учителем. Обсуждение.

- Каковы первые впечатления от прочитанного?

- Какова форма стихотворения?

- Почему Лермонтов использует диалог?

- Почему диалог переходит в монолог?

- От какого лица ведется повествование? О чем это говорит?

- Как вы представляете себе внешность рассказчика?

- Что можно сказать о происхождении старого солдата?

(солдат - артиллерист, просторечные слова)

4.Словарная работа.

  Слова редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны, басурманы в сносках, иллюстрации – в презентации)

Квартиры – здесь место расположения войск

Мусью ( искаженное мосье – франц.) – обращение к мужчине

Сеча – сражение, битва

Хват - удалой человек

5. Чтение 4 строф «Поле Бородина» и сопоставление с «Бородино».

- И в стихотворении” Бородино” и “Поле Бородина” историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов.

- В стихотворении “Бородино” молодой солдат обращается к старому с просьбой рассказать о “дне Бородина”, который “недаром помнит вся Россия”. Рассказ старый солдат начинает с раздумья о людях, вместе с которыми воевал, об их судьбе.

Стихотворение “Поле Бородина” начинается рассказом о ночи перед Бородинским сражением. 

- Как звучит речь солдата в обоих стихотворениях.

В стихотворении “Поле Бородина” рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказчика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения: В “Бородино” рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно. Видно, что он хорошо понимает значение сражения, в котором участвовал со своими товарищами.

-

Как описываются приготовления к бою, его ожидание в этих двух стихотворениях?

В стихотворении “Поле Бородина” темная холодная ветреная ночь. “Шумела буря до рассвета”, – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Его самого представить трудно, потому что он использует такие выражения, которые простые люди обычно не употребляют: В стихотворении “Бородино” с нетерпением ожидают боя с французами,  не теряют бодрости, чувства юмора. Рассказчик ярко и образно вспоминает о дне, когда произошло Бородинское сражение:

Каким представлен в стихах командир? Какие слова в его речи вам особенно запомнились? В стихотворении “Поле Бородина” он назван вождем. И хотя его представить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву.

В стихотворении “Бородино” полковника представляешь лучше. Он смелый, ловкий человек – “хват”, заботливый командир – “отец солдатам”, и они искренне скорбят о его смерти.

В “Поле Бородина” даны отдельные описания боя:

В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:

6. Подведение итогов.

В стихотворении “Бородино” чувства рассказчика переданы глубже и правдивее. Уже в самом начале рассказа мы чувствуем и гордость, и печаль, с которой солдат вспоминает о своих товарищах, и осуждение современных людей:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!..

Мужество русских солдат, их готовность не пожалеть своей жизни за родину переданы народным языком:

Стихотворение “Бородино” в годы Великой Отечественной войны зазвучало с новой силой. Послушайте высказывания поэтов , участвовавших в Великой Отечественной войне 1941- 45гг.

“…Был суровый 1943 год. Стояла наша часть в обороне в лесах Смоленщины… Нас, солдат, в часы затишья, такие часы иногда случались, тянуло в лес. Вот в один из таких дней мы, трое солдат, и отправились в ближайший лес. Саша Попов … достал из вещевого мешка потрепанный томик и начал читать “Бородино”. Мы слушали, затаив дыхание.

7. Домашнее задание. Наизусть стихотворение «Бородино»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Да, были люди в наше время…» М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Слайд 2

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином , деревней в 125 км. к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны «Война 1812 года пробудила народ русский к жизни… И мне помнятся слова шедшего около меня солдата: « НУ, СЛАВА БОГУ, ВСЯ РОССИЯ В ПОХОД ПОШЛА !»… Каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле». И. Якушин

Слайд 4

Для вторжения в Россию была создана «Великая армия», состоявшая из 640 тыс. чел., из них 450 тыс. - в первом эшелоне вторжения. Три русских армии общей численностью 220 тыс. чел. 1-я армия М.Б.Барклай-де-Толли в Литве прикрывала направление на Санкт-Петербург; 2-я армия П.И.Багратиона в Белоруссии прикрывала направление на Москву; 3-я армия А.П.Тормасова на Волыни прикрывала направление на Киев.

Слайд 5

Участник сражения Ф. Глинка описывал схватку за Смоленск : «Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Наконец, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью. Злодеи тотчас исполнили приказ изверга. Тучи бомб и чинённых ядер полетели на дома, башни, магазины, церкви… и всё, что может гореть, запылало.» Французы потеряли 20 тыс. чел., русские - 6тыс. чел. . Наполеон Бонапарт : « Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце».

Слайд 6

«…После сего фельдмаршал сказал, что с потерей Москвы не потеряна ещё Россия и что первою обязанностью поставляет он сберечь армию , сблизиться к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю…»

Слайд 7

«Самое страшное из всех моих сражений- это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми,» - вспоминал Наполеон. . Разговор Ф.Глинки с участником сражения: -Отчего в Бородине дрались так храбро? -Оттого, сударь, что тогда никто не ссылался и не надеялся на других, а всячески сам себе говорил: «Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все сдайся, а я умру, а не сдамся. Оттого все стояли и умирали!» «Гремел ад, но в душе русских воинов ещё громче гремел голос: « За нами Москва,» - писал очевидец.

Слайд 8

Бородинское сражение. Французская армия:135 тыс. человек , 587 орудий. Русская армия:132 тыс.человек, 640орудий. Французы потеряли под Бородином 60тыс. человек Русская армия - 44тыс. человек

Слайд 9

Стихотворение М.Ю. Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-ой годовщины этой битвы (1837). По жанру произведение напоминает балладу (повествует о легендарном историческом событии). Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной. Чувства ужаса, страха затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за нее жизнь.

Слайд 10

Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «не даром помнит вся Россия». - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Слайд 11

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили при дворе и в обществе в целом не просто уныние, но и разговоры об измене. В России усиливалось недовольство, войска рвались в бой. Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?"

Слайд 12

Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». .

Слайд 13

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... М.Ю.Лермонтов «Бородино» 26 августа 1812 г. Бородинское сражение

Слайд 14

Первая из трех строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») – самому напряженному моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…» М.Ю.Лермонтов показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»

Слайд 15

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Слайд 16

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго».

Слайд 17

Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину. «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве»,- писал генерал - майор, командир гусарского полка, герой войны 1812 г. Я.П. Кульнев . …отступая в последних рядах, был поражен ядром, оторвавшим ему обе ноги, и умер на месте от потери крови. Он успел сорвать с себя все ордена и отдать их адъютанту, чтобы французы не радовались, найдя тело генерала. (июль1812)

Слайд 18

Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Слайд 20

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Слайд 21

Словарная работа. Редут – полевое укрепление Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий головной убор военных Словарная работа . Сражён булатом –булатным (стальным) оружием, саблей Уланы , драгуны – кавалеристы, конные войска Пёстрые значки и острые хвосты на киверах были отличительным знаком этих войск Басурманы – здесь: враги Уланы Драгуны

Слайд 22

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы . Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Слайд 23

В этой форме русская армия разгромила полчища Наполеона и покрыла свои знамена неувядаемой славой.

Слайд 24

Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаются посредством своеобразного поэтического языка, о котором В. Г. Белинский писал: «... в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии» Белинский отмечал, что основная идея стихотворения выражена во втором куплете: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел», — писал Белинский, утверждая, что «тоска по жизни» связывает «Бородино» с целым рядом стихотворений Лермонтова, полных «энергии и благородного негодования».

Слайд 25

Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою. Император Александр I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...