"Русские поэты 19 века о Родине и родной природе".
план-конспект урока (5 класс) по теме
Это урок с использованием элементов проектной технологии, цель которого- научиться выразительно читать, воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию творчества учащихся, навыков анализа поэтического текста; воспитание любви к художественному слову, к родной природе и Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_poety_xix_veka_o_rodine_i_rodnoy_prirode.odt | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование системно-деятельного подхода на уроке литературы в 5 классе по теме «Русские поэты о Родине и природе».
Тип урока : изучение нового материала.
Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Цель : Научиться читать и воспринимать пейзажную лирику.
Задачи :
- Отработать навык выразительного чтения наизусть стихотворений русских поэтов.
- Развивать умение анализировать поэтический текст
- Отработать навык пересказа статей учебника о жизни и творчестве поэтов.
- Формировать мыслительные умения и навыки
- Формировать умение работать в группах
Технология: Использование элементов проектной технологии .
Оборудование : Портреты русских поэтов : И.С Никитина , Ф.И. Тютчева , И.З Сурикова. Выставка книг.
Репродукции картин И.Левитана , В. Поленова , И. Остроухова , Л. Каменева , И. Шишкина.
Рисунки учащихся
Урок сопровождается музыкой П.И. Чайковского из цикла “Времена года”
Эпиграф к уроку : «Нельзя любить Родину , не живя одной душой с “жизнью любимой берёзки” ! Нельзя любить “весь мир”, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства духовного родства со своей землей , со своим народом, с его миропониманием» (Ю. Селезнев , литературовед).
Вступительное слово учителя : Ребята, сегодня у нас необычный урок – защита проекта. В течение месяца вы готовились к этому уроку по русской поэзии. Одна группа учащихся учила наизусть стихи , вторая группа делала иллюстрации, третья- читала статьи о жизни и творчестве русских поэтов, готовила рассказы , учащийся четвёртой группы анализировали стихотворения . И сегодня на уроке вы защищаете свой проект. Будем внимательно слушать друг друга, в конце урока подведём итоги урока , оценим , что получилось , над чем ещё нам нужно работать
Ведущий проекта
Дарья К. : В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто больше, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением радости и веселья, грусти и печали .
Поэтов часто привлекала русская природа своей непосредственной жизнью , своей скромной красотой. Природа изображалась в стихах не просто фоном , на котором проходит жизнь и деятельность человека , но частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний , связывавших его с землёй , с “малым домом” – родным краем и с “большим домом “ – отчизной .
Юрий Селезнёв , литературовед, в послесловии к книге “Времена года “ пишет : ”нельзя любить Родину , не живя одной душой с жизнью любимой берёзки “! Нельзя любить “весь мир”, не имея Родины . Нельзя быть поэтом вне этого чувства духовного родства со своей землёй , со своим народом!
Эти слова мы взяли эпиграфом к уроку.
Задача нашего проекта – научиться читать и воспринимать пейзажную лирику , учиться вместе с русскими поэтами любить природу и Родину.
Природу родного края изображали не только русские поэты и писатели, но и художники , и композиторы , каждый своими средствами: словами, музыкой , красками.
В нашем учебники есть иллюстрации Левитана , Поленова, Остроухова, Каменева.
А урок наш будет сопровождаться музыкой Петра Ильича Чайковского из цикла “Времена года” . Цикл открывается зимними пьесами : “У камелька. Январь» и “ Масленица ” – февраль,
И мы будем читать стихи о зиме.
Учащийся 1 группы читают стихи о зиме : И.С Никитин “Зимняя ночь в деревне ”(отрывок)
И.З Сурикова “Зима”(отрывок)
Рассказы ученицы ( Ксюша С. ) о жизни и творчестве И.З Сурикова :
Иван Захарович Суриков родился в 1841 году в деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крестьян. О деревенском детстве Суриков сохранил самые светлые воспоминания .
Вот моя деревня ; Вот мой дом родной, вот качусь я в санках на горе крутой.
Весело текли вы , детские года!
Вас не омрачали горе и беда.
Когда мальчику исполнилось 8 лет , семья переехала в Москву , где у отца была собственная овощная лавочка . Здесь Суриков выучился грамоте и пристрастился к чтению . Вскоре сам начинает сочинять стихи. Но занятия творчеством осложнялись бытовой неустроенностью . Отец разорился, и сына определили работать младшим приказчиком в лавке дяди.
В 1860 году Суриков женился на бедной девушке – сироте, которая стала его верным другом.
В 1871 году выходит первое собрание стихотворений Сурикова , имевшее успех у читателей . В 1875 году после выхода второго сборника его принимают в Общество любителей российской словесности.
Годы житейских неудач, полуголодного существования подорвали здоровье поэта: он заболевает туберкулёзом и умирает в расцвете творческого дарования, в сорокалетнем возрасте .
Стихи И.З. Суриков мелодичные, напевные. Многие стихотворения стали романсами, народными песнями: “Ласточка”, “Солнце утомилось”, “Рассвет”(музыка П.И. Чайковского), “Засветилась вдали, загорелась заря”. Среди народных песен особенно популярны “Рябина” , “ Степь да степь кругом”.
Ведущая урока :
У каждого человека есть любимое время года . Кому- то нравится жаркое лето , солнце, стоящее в зените , некоторым по душе осень с листопадом , частыми дождями , кто-то любит зимние забавы , мягкий и пушистый снег. Весна же среди времён года стоит особняком . Она не может оставить человека равнодушным . Вырываясь из зимнего плена, природа воскресает. Робкое весеннее солнце прогревает землю, возвращаются из тёплых краев птицы, и всюду царит ощущение начала новой жизни, в которой не будет зла и насилия , а будет лишь любовь и понимание.
Именно такому весеннему преобразованию посвящены стихотворения Ф.И Тютчева “Зима недаром злится ” , “Весенние воды “
Рассказ ученика Никиты М. о Тютчеве :
Ф.И. Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии в дворянской семье . Мальчик получил хорошее домашнее образование. На его необыкновенное способности обратили внимание родители и известный в ту пору поэт Раич .
Он оказал на Тютчева сильное влияние, поощрял литературные занятия , читал первые его стихи. Дальнейшее образование Тютчев продолжил в Московском университете, где слушал лекции по истории и литературе.
В 1821 году, окончив университет со степенью кандидата , будущий поэт уехал в Петербург , а потом за границу, где провел 22 года на дипломатической службе . В 1844 году Тютчев вернулся в Россию.
Как поэт Тютчев сформировался к концу 20-х годов . В основе тютчевской лирики лежит проникновение в мир природы. Природа у него полна противоречий, насыщена звуками , красками . Читатель видит и слышит, как живёт природа, что совершается в ней, как она дышит. Тютчев приоткрывает нам тайны природа, помогая постигать их.
Учащиеся 1 группы читают стихотворения Ф.И. Тютчева о весне
Ученица 2 группы Люба О. анализирует стихотворение Тютчева.
Ф.И. Тютчев “Зима недаром злится “ , “Весенние воды».
Анализ стихотворения Тютчева “Зима недаром злится “ (Орлова Л.)
Тема стихотворения – смена времен года. Идея – борьба весны и зимы , конечная победа жизни над злом, холодом, смертью. Поэтом созданы два образа : Зимы и Весны.
Зима – взбесившаяся злая ведьма
Образ Весны соотносится со светом и жизнью.
Язык стихотворения настолько образен, ярок, что читаешь его на одном дыхании.
Автор использует приём одушевления природы – олицетворения: “ Зима злится; “хлопочет; ” ворчит; “Взбесилась“ , “весна в окно стучится; хохочет; « ей и горя мало “ Весна и зима ведут себя , как люди . Тютчев изображает природу как живое своенравное существо. Поэт сливается с природой , он её чувствует . Человек является частью природы , они не могут существовать раздельно . Это стихотворение изображает движение , изменение природы и мира . В нём много глаголов : “ стучится “ , “ засуетилось” , “ подняли” , “ хлопочет” , “шумит…” Весной всё оживает. Это переходное состояние от зимы к весне изобразил Тютчев в своём стихотворении .
Рассказ уч-ся 2 группы Ильи П. о поэте И.С Никитине :
Иван Савин Никитин родился в 1824 году в г.Воронеже . Его отец происходил из духовного сословия,вла дел свечной лавкой . Уже в детстве у мальчика начинает сильно работать воображение . Едва выучившись грамоте , он до страсти предаётся чтению книг. В 8 лет Ивана определяют в духовное училище, после окончания училища он был переведён в духовную семинарию. По семейным обстоятельствам Никитину пришлось оставить ученье и заняться торговлей. В семинарии Никитин начинает писать стихи, зачитывается думами и песнями Кольцова.
В 1853 году было напечатано первое стихотворение Никитина “Русь” , которое принесло ему литературную известность . Поэт создаст стихи о Родине , о р усской природе, о людях труда : “Зимняя ночь в деревне “, “Пахарь”, “Ночь извозчиков” , “ Пряха” и др. Никитин был крепко связан со своей землей и от неё получал мощь и крепость.
Одно из лучших стихотворений поэта – “Утро” . Оно наполнено живыми красками, звуками и запахами, изображает гармонию мира природы и человека.
Учащийся 1 группы Кирилл М. читает наизусть стихотворение И. С. Никитина “Утро” :
И.С Никитин “Утро” (Учебник литературы 5 кл. I ч стр 294.
Анализ стихотворения Никитина “Утро” ( учащийся IV гр Алексей Т.)
В стихотворении создается образ летнего утра. Метафора “ в огне облака” рисует алый цвет зари, которая отражается в зеркальной воде. Раннее утро, всё тихо в природе: “Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг” . С помощью звукописи (повторяются звуки [ч] , [ш]) создаётся образ тишины. Рифмовка перекрестная. Но вот “ подул ветерок” , всё приходит в движение: “Пронеслись утки с шумом “ , “ колокольчик звенит “ ,” рыбаки в шалаше пробудились.”
Стихотворение построено на антитезе ( противопоставлении) : тишь ( ранее утро) и шум начинающегося дня. Тишь и Шум – слова -антонимы
« Восток все горит, разгорается «(метафора). Птички поют, ”лес стоит , улыбается в предчувствии солнца , тепла . Вот и солнце встаёт , из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло , На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потомками хлынуло». Повторяющийся предлог на имеет усилительное значение : солнце владеет всем миром, его всласть безгранична .
“Пахарь песню поёт ; ему “по плечу всё тяжёлое,” не страшна любая работа . В конце стихотворения лирический герой обращается к своей душе : “Не боли ты , душа, отдохни от забот!” В такое светлое , радостное утро нужно забыть все печали, невзгоды, и поэт посылает привет всему живущему : “Здравствуй , солнце да утро весёлое !” эпитет, “весёлое” передаёт настроение лирического героя : радость от прихода нового дня.
22 августа 1857 года , когда лето уже уходило, по дороге из Брянского имения в Москву Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение “Есть в осени первоначальной”
Ученица 1 группы Даша К. читает стихотворении “ Есть в осени первоначальной … “
Это пейзажная зарисовка . Стихи кажутся сотканными из лёгкого, пропитанного неярким солнцем воздуха. Тема стихотворения – изображение первоначальной осени . Поэт обратился к этой теме для того , чтобы показать прелесть осени, красоту осеннего дня: “Есть в осени первоначальной короткая , но дивная пора”
Учащийся ; группы Виталий Т. анализирует стихотворение Ф.И Тютчева “Есть в осени первоначальной”
Ключевые слова стихотворения “дивная” ,“тёплые” ,“лучезарны” . В своём произведении Тютчев использует метафоры : “бодрый” , “серп гулял” – шла жатва , уборка урожая , “на праздной борозде”- полевые работы закончены. На полях пусто , простор везде . Весь день стоит как бы хрустальный – очень яркая метафора. “Хрустальный ” – чистый, прозрачный , нет облаков, льется чистая и светлая лазурь (эпитеты).
Второе значение эпитета “Хрустальный” – хрупкий, непрочный. Скоро пойдут дожди, хрустальный день исчезнет , перерастёт в хмурый осенний день.
Рифмовка перекрёстная.
Это стихотворение мне понравилось: Ф.И Тютчев красиво и точно описал осенний день, короткую, но дивную пору . “Дивная пора ” - чудесная, сказочная , это переходная пора от лета к осени. Поэт любит переходные состояния в смене времён года . Он призывает нас жить радостно , как живёт его осенняя природа.
Ведущая проекта Дарья К. :
Мы заканчиваем наш начальный разговор о поэзии . Подведём итоги : что получилось? Что понравилось, над чем будем ещё работать?
Учащиеся оценивают сами проект , выставляют друг другу оценки.
Домашнее задание ( дифференцированное)
- Подготовить выразительное чтение стихотворений С.А Есенина “ Я покинул родительский дом … “ , “ Низкий дом с голубыми ставнями»стр. 51-52
- Ответить на вопросы стр 52 (устно)
- Подготовить рассказ о.С Есенине.
Организованный конец урока.
Ребята! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе
Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова и презентацией о художнике Левитане....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".
Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...
Русские поэты 19 века о Родине и родной природе
Урок - путешествие для учащихся 5 класса...
"Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе"
Презентация "Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе"...