Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические тексты и работают над выразительным чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо
Материальное обеспечение: учебник 5 класса, тексты о природе, презентация
Цели: познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения
Методы: словесный, практический, наглядный, исследовательский
Ход урока.
П/Н | Этапы урока | время | Работа суворовцев |
1. | Организационный момент: - Сдача рапорта; | 1 мин. | Приветствуют преподавателя |
2. | Артикуляционная разминка Шли сорок мышей, | 2 мин. | Работают над скороговоркой |
3. | Проверка готовности суворовцев к уроку
- С творчеством каких поэтов мы познакомились на прошлом уроке? - Что их объединяет? - Какова тема стихотворений, с которыми мы познакомились? 2. Выразительное чтение стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» | 5 мин. | Отвечают на вопросы. Читают выразительно стихотворение |
3. | Работа с текстами о природе (приложение) - Выразительное чтение текстов. - Определите тему данных текстов, о чём они повествуют? | 5 мин. | Выразительно читают тексты, работают над техникой чтения |
4. | Объявление темы и целей урока. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо Что мы понимаем под словом «Родина»? | 1 мин. | Слушают преподавателя, оформляют тетради |
5. | Основная часть. I. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер» 1. Слово учителя И.А. Бунин. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский. Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся. Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира. “Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин. Да, именно детство, полное поэзии. - Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи) от прозы? Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание. 2. Установка на прослушивание стихотворения. - Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях. - Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения. 3. Чтение стихотворения учителем. 4. Выявление эмоционального впечатления. - Какая картина возникает в вашем воображении? - Что вы “видите” в ней? - Какое настроение поэта она передает вам? 5. Повторное чтение стихотворения учеником. - Как нужно читать стихотворение? 6. Построчный анализ стихотворения. - Перечитайте 1 строфу а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи) б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер) Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний. в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря) Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности. Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску. Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой. - Прочитайте 2 строфу. Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой. а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство) - что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства). б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем). - Прочитайте 3-4 строфы. Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу. а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Словарная работа: межа Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. - Прочитайте 5-6 строфы. Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха. а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения. Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение. Пунктуация стихотворения: Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве. Второе тире – разделяет реальность и грезы. Третье тире – переход в другое состояние – сон. 7. Обобщение. а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно) б) прочитайте стихотворение выразительно. в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части). - обоснуйте ответ. г) какие времена года изображаются поэтом? д) о чем это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о природе, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу. ФИЗКУЛЬМИНУТКА II. Дон – Аминадо «Города и годы» 1. Чтение статьи учебника с. 159 Эмиграция – Дон-Аминадо не принял Октябрьской революции и в 1920 г. эмигрировал во Францию. Как и большинство эмигрантов, Дон-Аминадо очень переживал расставание с Родиной, и эта боль нашла отражение в его стихах. 2. Чтение стихотворения. 3. Беседа по вопросам. - Каким чувством проникнуто стихотворение? (ностальгия – тоска по Родине) - С чем ассоциируются города у поэта? 4. Построфное чтение стихотворения Словарная работа - С каким запахом связаны воспоминания о Родине? - Что сообщает читателю предпоследним четверостишием Дон – Аминадо? Предпоследней строфой своего стихотворения «Города и годы» Дон-Аминадо хочет сказать читателю, что один запах остается для него самым важным, самым главным в мире — «русский запах снега». Он видел много прекрасных городов и стран, но запах Родины остался для него самым дорогим и самым любимым. - Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Жизнь подходит к концу, вот только попытки вспомнить, ощутить , почувствовать «русский запах снега» тщетны. 5. Выразительное чтение учащимися стихотворения. | 18 мин. 10 мин. | Слушают преподавателя Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы Суворовец повторно читает стихотворение Анализируют стихотворение Работают над стихотворением «Города и годы» Читают статью учебника Слушают стихотворение Отвечают на вопросы |
5. | Подведение итогов урока: -Беседа по вопросам на усвоение материала урока. 1. С творчеством каких поэтов мы познакомились? 2. Какова тема стихотворений поэтов? 3. Какими чувствами проникнуты поэтические произведения?(любовью к родине , к родной природе) - выставление оценок. | 2 мин | Отвечают на вопросы |
6. | Задание на с/п: Выразительное чтение, иллюстрации | 1 мин. | Записывают задание с/п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
“Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе” урок литературы в 5 классе.
Урок литературы в 5 классе с использованием НРК....
Урок по литературе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе." (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Русские поэты 19 века о Родине и родной природе". Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв...
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....
Урок литературы в 5 классе. Поэты ХХ века о Родине и родной природе.
Урок литературы в 5 классеТема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.Тип урока: урок усвоения новых знаний.1. Знакомство с творчеством Ивана Бунина «Помню долгий ...